Слайд 1Учитель для одаренного ребенка: выход из тупика
Учитель как главная позиция в
школе
Неблагоприятная ситуация для одаренного ученика 80 % - конфликт с учителями и даже со школой )
Неблагоприятная ситуация для одаренного учителя
Слайд 2Модель: учитель – одаренный ученик
В чем не нуждается одаренный ученик
В открытой интеллектуальной помощи
В постоянном успехе ( и частых похвалах)
В усиленном контроле (даже при самой плохой саморегуляции)
В чем нуждается одаренный ученик:
В широких возможностях выбора ( времени, объема, содержания и метода)
В продуманной образовательной системе
В «развивающем дискомфорте» (высокая трудность, регулярные неудачи, познавательный стресс )
В поддержании его амбиций ( наряду с суровой критикой )
В конкуренции (прежде всего с самим собой)
Слайд 3Учитель одаренных детей как фасилитатор их развития (К. Роджерс)
Эмоциональная открытость учителя
своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям;
Доверие к ученику как выражение внутренней личностной уверенности учителя в способностях учащихся;
«Эмпатическое понимание» (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков)
Требовательность, равновеликая любви .
Слайд 4В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
•
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Слайд 6
1. «Мотивация на результат»
(отличники, будущие медалисты, участники олимпиад, стремление к победе
приобретает болезненные черты, не радуют победы других, болезненное отношение к другим отметкам, кроме 5)
2. «Мотивация на самоутверждение»
Это те «неуспешные одаренные», силы которых уходят на манипулирование людьми, чтобы избегать ответственности, своим видом демонстрируют безразличие к отметкам, успеху, хотя внутренне переживают. Очень критичны, часто ведут «борьбу» с окружающими, не стабильны в учебе.
3. «Мотивация на «творчество»
Отличаются необычностью и нестандартностью мышления, не любят фактической стороны учения, «несобранные», «неорганизованные», но неординарно проявляют себя в нестандартных ситуациях, часто не признаются педагогами одаренными, могут не доделать начатое («Ведь важен процесс, а не результат!»), часто даже раздражают педагога.
4. «Мотивация на познание»
Общение с такими учащимися – радость и большая ответственность, чаще увлечены одним предметом, попадают в ситуацию «палочки-выручалочки» или «изгоя». Для них цель – познание, и в случае ее деформации могут быть нежелательные последствия: потеря интереса к познанию
Раскрытие смысла оценки, прием «маятника»: ситуация чередования успеха-неуспеха, прием «вынужденного молчания» с обязательной рефлексией.
Основной прием – «косвенная аналогия»Открытых нравоучений не терпят, скрытая аналогия должна возникнуть в сознании самого ученика. Приемы «подсказки», «замечания вскользь» в сочетании с ситуацией. Где ученик лишен возможности избегать ответственности. «Урок для одного ученика», похвала может действовать отрицательно
Группы одаренных детей с учетом уровня и характера их мотивации (наиболее четко прослеживается к старшему школьному возрасту):
Использование образов, графических метафор, не портит похвала. Необходимо обучать самоконтролю.
Требуют индивидуальных программ. Использование исследовательской деятельности, постановка «личностной задачи».
Слайд 8Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия
предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Слайд 9
Условия успешной работы с одаренными детьми:
1. Осознание каждым учителем важности и
необходимости поддержки этой категории детей.
2. Включение в работу прежде всего учителей, умеющих увлечь, заинтересовать, поддержать.
3. Создание условий для развития одаренности учащихся.
4. Создание системы презентации и фиксирования достижений учащихся.
Слайд 10Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих
определенными качествами:
· учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
· учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
· учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
· учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Слайд 11Великий Наполеон говорил:
«Когда ищешь причины успехов великих полководцев, то удивляешься, находя,
что было ими сделано все, чтобы обеспечить их».
Слайд 12
… более того не редки случаи столкновения детей, проявивших явную одаренность
в отдельной конкретной области , с костностью и ограниченностью школы в лице учителей, на предметы которых природа не распространила данную одаренность…
Слайд 13
К.Роджерс определяет главными
функциями учителя фасилитирующую и психотерапевтическую, а
15
важнейшими условиями взаимодействия педагога
с детьми – безусловное
принятие ребенка, безоценочное к нему отношение и эмпатию.
Томас Гордон вводит понятие “эффективный учитель”, смысл которого
заключается в факте принятия учителем изменений в себе, ученике и ситуации,
уменьшающих зону проблемности в из взаимоотношениях. Эффективный
учитель, по мнению автора, способен четко определять зону собственных
проблем, пытается справиться с ними, не перекладывая их на ребенка, и зону
проблем ученика, давая ему возможность решать их самостоятельно. Он
Слайд 14
В числе способностей и
свойств, необходимых для эффективного влияния педагогов, он называет
стремление
к максимальной гибкости,способность к эмпатии и сензитивности
к потребностям учащихся, умение придать личностную окраску преподаванию,
установке на создание позитивных подкреплений для самосовершенствования
учащихся, владение стилем неформального теплого общения, предпочтение
устных контактов письменным, эмоциональная уравновешенность,
уверенность в себе.
Педагоги с низкой самооценкой для характеристики собственного
Слайд 15
Методы психокоррекции: интроспекция, идентификация, расширение
средств самовыражения, расширение поведенческого репертуара, эмпатическое
слушание, социальная
рефлексия, моделирование поведения, развитие
позитивного восприятия детей, личностный рост, эмоциональное погружение,
Я - высказывание в педагогических ситуация, тренинг коммуникативных
умений и навыков, тренировка рефлексивности, самодиагностика личностно-
профессиональных достоинств и ограничений.
21
Слайд 16
учитель в
процессе своей деятельности активным образом ассимилирует
образовательную среду. Причем ассимиляция (преобразование
образовательной
среды) является одним из показателей его личностного и
профессионального развития, качества его профессиональной подготовки и
деятельности.
Слайд 17
Биофизические, анатомо-физиологические задатки
Сенсорно-перцептивные блоки, характеризующиеся повышенной чувствительностью
Интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие
оценивать новые ситуации и решать нестандартные проблемы
Эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание
Высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, богатое воображение
Слайд 18
Доминирующую роль познавательной мотивации
Исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в
постановке и решении проблемы
Возможности достижения оригинальных решений
Возможности прогнозирования и предвосхищения
Способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические , нравственные, интеллектуальные оценки
А. Матюшкин, опираясь на работы исследователей выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включив в нее:
Слайд 19
Более интегрально одаренность можно представить через:
Доминирование интересов и мотивов
Эмоциональную погруженность в
деятельность
Волю к достижению успеха
Общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности
Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации
Бессознательное , интуитивное решение проблемы (внелогическое)
Стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты)
Многовариантность решений
Быстроту решений, оценок, прогнозов
Искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость
Слайд 20
По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе,
в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:
1. разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
2. создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
3. предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения;
4. уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика;
5. уважает его ценности;
6. поощряет творчество и работу воображения;
7. стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
8. проявляет уважение к индивидуальности ученика.
Слайд 21
учителей для одаренных детей и у обычных учителей примерно одинакова: заметная
разница заключается в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с талантливыми детьми, мень¬ше говорят, меньше дают информации, устраивают демон¬страции и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, провоцируют уча-щихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они стремятся получить знания, которым хотели обучить, от самих учащихся. И они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, ре¬шению, оценке.
Слайд 22
Наибольшее различие состоит в том, как осуществляется обратная связь. Большинство учителей
старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое выска-зывание. Они внимательно и с интересом выслушивают от¬веты, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами коммен¬тируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым учащиеся меньше зависят от учителя.
Слайд 23
В межличностной сфере отмечаются более ровные отношения учителей для одаренных с
учащимися. Учителя получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, пря¬мо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обменивают¬ся точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.
Слайд 24
Так как талантливые дети отличаются друг от друга степенью и видами
одаренности, то и программы для их обучения должны быть индивидуализированы. Индивидуальный руководитель, заботящийся о развитии специальных способностей и об общем культурном уровне незаурядного ребенка, — явление довольно редкое. Потребность в таких взаимоотно¬шениях особенно велика у ребенка с высоким интеллек¬том, с необычными запросами, которые трудно удовлетво¬рить в условиях школьного обучения. В США эту индивидуальную форму работы называют мен¬торством. В нашей стране получило распространение слово «настав¬ничество» или тьюторство.
Слайд 25
Тьюторство приводит к «учению с увле¬чением» и дает школьникам не только
знания и умения. Оно способствует фор¬мированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умению социального взаимодействия, помогает устанавли¬вать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Школьники учатся учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны.
Слайд 26
Проблема выявления у педагога качеств, определяющих его личностную готовность к работе
с одарёнными детьми, актуальна и мало изучена. Н.Ю. Синягина и Е.Г. Чирковская выделяют такие качества: способность к рефлексии, эмпатию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству [7]. М.М. Кашапов и А.А. Зверева ввели понятие «абнотивность», посредством которого определяют комплексную профессиональную способность учителя, направленную на восприятие, осмысление и понимание учителем креативных учащихся. В структуре абнотивности ими были выделены следующие компоненты: рефлексивность, эмпатия, социальный интеллект, актуальная креативность и мотивационно-когнитивный компонент. А.И. Доровской отмечает, что учителя своей деятельностью приводят одарённого учащегося к самореализации. В свою очередь учитель самореализуется в этой деятельности [3].
Слайд 27
Творческие способности - безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан
человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: "Талант всегда пробьется", "Талант не пропьешь". Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает