Слайд 1
«Административная реформа
в здравоохранении на современном этапе
Росздравнадзор – создание нового регулятора в
сфере обращения лекарственных средств»
Руководитель Управления Росздравнадзора по Тюменской области
Елена Германовна Левкина
Слайд 2Государственные регуляторные органы здравоохранения РФ после Административной реформы – 2004 г.
Министерство здравоохранения и социального развития –
нормативно-правовое регулирование
Федеральные службы
Росздравнадзор
Роспотребнадзор
надзорные и контрольно-разрешительные функции
Федеральные агентства –оказание государственных услуг, управление
государственным имуществом ФМБА
Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации
нормативно-правовое регулирование, надзорные и контрольно- решительные функции в субъекте РФ в соответствии с полномочиями
Слайд 3Взаимодействие Управлений Росздравнадзора
по субъекту РФ
Прокуратура Тюменской области
Департамент здравоохранением
Тюменской области
Департамент
социального развития
Тюменской области
Департамент образования и науки
Тюменской области
Региональное отделение фонда
социального страхования РФ,
Территориальный фонд ОМС
Управление Роспотребнадзора
по Тюменской области
УФСКН по Тюменской области
Служба главного Федерального инспектора
по Тюменской области
ТФОМС Тюменской области
Тюменская таможня
ГУВД Тюменской области
Служба судебных приставов
Тюменской области
Президентом РФ Д.А.Медведевым в Послании Федеральному собранию РФ от 5 ноября 2008 года сказано:
«…нужна схема эффективного взаимодействия территориальных органов федеральных органов власти, с региональными органами власти. Напомню, что в соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему…»
Слайд 4Создание Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
(Постановление Правительства РФ от 04.07.2004 г. № 323) –
- впервые в Российской Федерации отделение функций нормативно-правового регулирования от функций контроля и надзора
- создание федерального регуляторного органа в здравоохранении, осуществляющего разрешительные, контрольные и надзорные полномочия
Слайд 5Основные вопросы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального
развития
(Постановление Правительства РФ от 04.07.2004 г. № 323)
Организация и осуществление контроля и надзора в сфере здравоохранения:
медицинская деятельность –
- лицензирование
- контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи в соответствии с полномочиями,
- контроль за порядком производства медицинской (экспертизы ВУТ, экспертизы профессиональной пригодности и т.д.), судебно-медицинской, судебно-психиатрической, медико-социальной экспертизы,
- контроль организации и проведения реабилитации инвалидов
- выдача разрешений на применение новых медицинских технологий,, проверка деятельности организаций здравоохранения;
Слайд 6Основные вопросы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального
развития
(Постановление Правительства РФ от 04.07.2004 г. № 323)
Организация и осуществление контроля и надзора в сфере здравоохранения:
медицинская деятельность –
- лицензирование
- контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи в соответствии с полномочиями,
- контроль за порядком производства медицинской (экспертизы ВУТ, экспертизы профессиональной пригодности и т.д.), судебно-медицинской, судебно-психиатрической, медико-социальной экспертизы,
- контроль организации и проведения реабилитации инвалидов
- выдача разрешений на применение новых медицинских технологий,, проверка деятельности организаций здравоохранения;
Слайд 7Основные вопросы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального
развития
(Постановление Правительства РФ от 04.07.2004 г. № 323)
Организация и осуществление контроля и надзора в сфере здравоохранения:
фармацевтическая деятельность -
- лицензирование фармацевтической деятельности и деятельности, связанной, с оборотом наркотических средств и психотропных веществ
- лицензирование производства лекарственных средств, производства медицинской техники и изделий медицинского назначения
- выдача разрешений на ввоз и вывоз применяемых в медицинской практике лекарств – в настоящее время данная функция передается Минздравсоцразвития
- выдача разрешений на проведение клинических испытаний новых лекарственных средств разработанных в России и ввозимых из зарубежных стран
- ведение государственного реестра разрешенных к применению лекарственных средств и установление цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства
Слайд 8Росздравнадзор в субъектах РФ -
Территориальные органы –
Управления Росздравнадзора по
субъекту РФ
«Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 205
от 22 ноября 2004 г.
Слайд 9Управление Росздравнадзора по субъекту РФ
Организация и осуществление контроля и надзора в
сфере здравоохранения: медицинская деятельность – контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи в соответствии с полномочиями, контроль за использованием только разрешенных медицинских технологий, контроль за порядком производства медицинской, судебно-медицинской , медико-социальной экспертизы, контроль организации и проведения реабилитации инвалидов, проверка деятельности организаций здравоохранения;
фармацевтическая деятельность - контроль за качеством и безопасностью лекарственной помощи, проверка деятельности аптечных организаций, организаций оптовой торговли лекарственными средствами;
Осуществление контроля качества лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения;
Осуществление лицензирования в здравоохранении (медицинская, фармацевтическая деятельность, деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ), ведение реестра лицензий;
Организация и осуществление контроля и надзора в сфере социальной защиты населения: контроль за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания, проверка деятельности организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения;
Слайд 10АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА
Федеральный закон от 29.12.2006 №258-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»
Федеральный Закон № 230-ФЗ
- часть полномочий в сфере здравоохранения и государственной социальной помощи передана субъектам РФ
Слайд 11
ПЕРЕДАННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. В соответствии с Федеральным Законом 258-ФЗ
с 2008 года субъектам Российской Федерации переданы полномочия:
- по лицензированию медицинских организаций муниципальной и частной систем здравоохранения;
- фармацевтических организаций розничной торговли (за исключением аптек федеральных учреждений),
- деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением оптовых организаций, и аптек федеральных учреждений здравоохранения)
контролю качества медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой федеральными организациями здравоохранения).
2. В соответствии с Федеральным Законом 230-ФЗ с 2008 года субъектам Российской Федерации переданы полномочия
- по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан (за исключением 7 высокозатратных нозологий).
Росздравнадзор и Территориальные Управления Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации осуществляют контроль за исполнением уполномоченными органами в субъектах Российской Федерации переданных полномочий.
Слайд 12Основные объекты контроля Управления Росздравнадзора по субъекту РФ
государственные учреждения здравоохранения,
организации системы социальной защиты населения,
организации системы образования, осуществляющие медицинскую деятельность,
фармацевтические оптовые организации и аптеки федеральных учреждений здравоохранения,
федеральные учреждения и оптовые организации, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
организации, реализующие изделия медицинского назначения.
производители лекарственных средств, изделий медицинского назначения (по поручениям Росздравнадзора).
Слайд 13Основные объекты контроля органов Управления здравоохранение м субъектов РФ
государственные учреждения
здравоохранения (за исключением федеральных) – контроль качества медицинской помощи,
фармацевтические - аптеки (кроме федеральных учреждений здравоохранения) - лицензирование и контроль
организации, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (кроме федеральных и оптовых) - лицензирование и контроль,
муниципальные и частные медицинские организации - лицензирование и контроль.
Слайд 14Государственные функции Управления – 37 функций
в сфере обращения ЛС - 9
Контроль и надзор в сфере обращения наркотических средств и психотропных веществ – 3 функции
Контроль и надзор в сфере обращения лекарственных средств - 5 функций
Рассмотрение обращений граждан Российской Федерации – 1 функция
Слайд 15Основные объекты контроля Управления Росздравнадзора
государственные учреждения здравоохранения,
организации системы социальной
защиты населения,
организации системы образования, осуществляющие медицинскую деятельность,
аптеки федеральных учреждений здравоохранения,
федеральные учреждения, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
организации, реализующие изделия медицинского назначения.
Органы исполнительной власти, осуществляющие переданные полномочия
Слайд 16Реестр лицензиатов
Тюменская область
(01.01.2011)
782 организации всех форм собственности , осуществляющие
медицинскую деятельность, - 2002 объектов деятельности;
14 фармацевтических оптовых организаций;
162 фармацевтических организаций розничной торговли, - 568 объектов деятельности;
деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществляют - 71
Слайд 17
Динамика числа фармацевтических организаций
2007-2010 г.г.
Слайд 18
Динамика количества объектов
фармацевтических организаций
2007-2010 г.г.
Слайд 19Государственная функция
Контроль в сфере обращения лекарственных препаратов
1. Лицензирование фармацевтической деятельности, контроль.
2. Контроль программы ОНЛС
3. Контроль качества лекарственных препаратов
Слайд 20
Государственная функция
Контроль в сфере обращения лекарственных препаратов
Результаты контрольных мероприятий
2009- 2010 г.
Слайд 21Контроль программы ОНЛС
В Тюменской области по состоянию на 01
января 2010 г. имеют право на дополнительное лекарственное обеспечение 67313 граждан (на 01.01.2009г. – 76219), имеющих федеральную льготу.
В системе ОНЛС в Тюменской области участвуют:
- 52 учреждения здравоохранения,
- 2343 врачей и 221 фельдшер.
- 9 аптечных организаций (юридических лиц) в 107 пунктах отпуска. Сегодня пункты отпуска льготных рецептов имеются практически во всех учреждениях здравоохранения, работающих в системе ОНЛС, что обеспечивает оптимальный уровень доступности данного вида лекарственной помощи.
Слайд 22
Результаты контрольных мероприятий обеспечения необходимыми лекарственными средствами граждан
2007 -
2010 г.г.
43%
20%
70%
27%
6%
0%
18%
7%
Слайд 23Контроль качества лекарственных препаратов
1.Мониторинг выявления фальсифицированных и
забракованных лекарственных препаратов в фармацевтических организациях Тюменской области.
2. Мониторинг выявления побочных эффектов применения лекарственных препаратов. эффектов применения лекарственных препаратов.
3. Контроль качества лекарственных препаратов предприятий производителей (предварительный и выборочный контроль).
Слайд 24Мониторинг выявления фальсифицированных и забракованных лекарственных препаратов в фармацевтических организациях Тюменской
области
1. Разработан алгоритм действий с учетом межведомственного взаимодействия, систему выявления, изъятия и уничтожения фальсифицированных и некачественных лекарственных препаратов.
2. В области работает пролицензированная организация, имеющая право на уничтожение лекарственных препаратов.
Слайд 25Мониторинг выявления побочных эффектов применения лекарственных препаратов, эффектов применения лекарственных препаратов
В области создан Региональный центр мониторинга, который активно взаимодействует с Управлением Росздравнадзора по Тюменской области.
За период работы центра с 2008 года:
- проведены обучающие семинары,
- выстроена система информирования о выявленных побочных эффектах.
За 2008 - 2009 годы зарегистрировано 25 побочных эффектов применения лекарственных средств. В 2010 зарегистрировано 15 побочных эффектов.
Слайд 26Контроль качества лекарственных средств предприятий производителей
(предварительный и выборочный контроль)
Количество
проведенного выборочного и предварительного контроля 2007-2010 годы
Слайд 27Мониторинг цен на лекарственные препараты
До 1 января 2010
года объем списка составлял около 500 международных непатентованных наименований лекарственных препаратов
С 1 января 2010 г. мониторинг ведется по 41000 торговых наименований лекарственных препаратов
В Тюменской области
Совместным приказом департамента здравоохранения Тюменской области и Управления Росздравнадзора по Тюменской области от 21.07.2009 г. № 408/290 определено:
- в амбулаторном сегменте - перечень аптечных организаций, включающий 13 аптечных организаций, в состав которых входит более 40% фармацевтических объектов розничной торговли Тюменской области,
- в госпитальном сегменте – перечень учреждений здравоохранения, включающий 22 лечебно – профилактических учреждения, что составляет 40% от числа медицинских организаций, имеющих стационары, (в том числе: 17 - ГЛПУ ТО, 3 – Федеральных учреждения, 2 – ММЛПУ).
Тем же совместным приказом в каждой медицинской и фармацевтической организации назначены сотрудники, ответственные за предоставление информации.
Слайд 28Динамика розничных цен на лекарственные препараты амбулаторного сегмента
в декабре 2010
по сравнению с февралем 2010г.
Розничные цены на лекарственные препараты в 2010 году в целом по России снизились на 2,6%. В Тюменской области цены снизились на 4,7%.
Слайд 29Динамика закупочных (оптовых) цен на лекарственные препараты амбулаторного сегмента в декабре
2010 по сравнению с февралем 2010г.
Уровень закупочных (оптовых) цен на лекарственные препараты амбулаторного сегмента в Тюменской области снизился на 8%, в целом по России снижение произошло на 6%.
Слайд 30Динамика изменения величин применяемых торговых надбавок к
фактическим ценам производителей на
лекарственные препараты в декабре 2010 по сравнению с февралем 2010г.
Величина торговой надбавки на лекарственные препараты в 2010 году в среднем по России снизилась на 14,4% и в декабре 2010г. составила 25,3%, в Тюменской области снижение произошло на 16,6% и в декабре надбавка составила 22,4%.
Слайд 31Динамика стоимости лекарственных препаратов госпитального сегмента в декабре 2010 по сравнению
с февралем 2010г.
Закупочные цены на лекарственные препараты в 2010 году в среднем по России снизились на 2,6%, в Тюменской области произошло небольшое увеличение на 2,4%.
Слайд 32
Территориальный орган Росздравнадзора по Тюменской области был создан в декабре
2004 года. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном органе, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 205 от 22.11.2004 г.
В процессе работы Управление взаимодействует с различными контрольно-надзорными органами в рамках компетенции.
В целях реализации функций, обеспечивающих лицензирование медицинской, фармацевтической деятельности, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Управлением Росздравнадзора по Тюменской области сформирована база данных лицензиатов на территории Тюменской области.
Стратегическим направлением деятельности Росздравнадзора является обеспечение населения безопасными, эффективными лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения. Управлением Росздравнадзора по Тюменской области осуществляется контроль и надзор над фармацевтической деятельностью аптечных учреждений.
Работа по контролю качества ввозимых и реализуемых в Тюменской области лекарственных средств осуществляется во взаимодействии с Центрами контроля качества и сертификации лекарственных средств. Выявление и изъятие из обращения
НОВОСТИ
19.11.2009 Ситуация с вирусом под контролем Росздравнадзора
Специалисты Управ-ления Росздравнадзора по Тюменской области приняли участие в со-вещании по вопросам высокопатогенного гриппа, состоявшемся у заместителя полно-мочного представите-ля Президента РФ в УрФО.
Контроль качества лекарственных средств
Приостановление обращения ЛС
Слайд 33Общественный совет по защите прав граждан при Управлении Росздравнадзора по Тюменской
области.
Совет создан на основании Приказа Управления Росздравнадзора по Тюменской области от 19.03.2008г. №116 «О создании общественного совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по Тюменской области». Его состав представители общественных организаций инвалидов, средств массовой информации, представители политических партий, юристы, профсоюзы, представители науки, страховых медицинских организаций
За 2008-2010 гг. проведено 11 заседаний общественного Совета, на которых обсуждались следующие вопросы:
-Ситуация по обеспечению ОНЛС в г.Тюмени и Тюменской области;
-Проблемные вопросы, связанные с реализацией защиты прав застрахованных по ОМС граждан (платные услуги);
-Ценообразование на лекарственные средства в Тюменской области;
- и другие вопросы.
Слайд 34Работа с обращениями граждан
Динамика количества поступивших письменных обращений граждан (2008-2010г.)
Слайд 35Основные группы вопросов рассмотренных в 2009 - 2010 году.