Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №2» Г. САРАТОВА
учитель русского языка и
литературы
Остапенко
Татьяна Анатольевна
г. Саратов, 2012 год
Урок русского языка по теме:
«Лингвистический анализ текста (на материале отрывка из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»)»
6 класс
Слайд 2
1. Игра нач..лась заново. 2. Мы перебрались из комнаты в прихожую,
где было свободнее, и били о ровную дощатую заборку. 3. Били, опускались на колени, ползали но полу, задевая друг друга, растягивали пальцы, зам..ряя монеты, затем опять подн..маясь на ноги, и Лидия Михайловна об..являла счет. 4. Играла она шумно: в..крикивала, хлопала в ладоши, по..дразнивала меня – одним словом, вела себя как обыкновенная девчонка, а не учительница, мне даже хотелось порой пр..крикнуть. 5. Но выигрывала тем не менее она, а я проигрывал. 6. Я не успел опомниться, как на меня набежало восем..десят копеек, с большим трудом мне удалось скостить этот долг до тридцати, но Лидия Михайловна (из)дали попала своей м..нетой на мою, и счет сразу подскочил до пят..десят.. . 7. Я нач..л волноваться. 8. Мы договорились ра..плачиваться по окончании игры, но, если дело и дальше так пойдет, моих денег уже очень скоро не хват..т, их у меня чуть больше рубля. 9. Значит, за рубль переваливать нельзя – не то позор, позор и стыд на всю жизнь.
(В. Распутин).
Слайд 3Задания
1. Восприятие текста.
Озаглавьте отрывок.
Что отражено вами в заголовке: тема или
основная мысль текста?
Определите тип текста.
Определите стиль текста.
Слайд 42. Анализ языковых единиц.
Забо́рка, ж. местн. - деревянная перегородка, отделяющая одну половину
избы от другой. (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000).
Слайд 5Скостить, совершен., перех., разг., сниж. – уменьшать сумму, снижать цену на
какое-либо количество. (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000).
Слайд 6Корни с чередованием гласных
замеряя
-мер-//-мир-(а)
началась
начала
поднимаясь
-а- (-я-) //
-ин- (-им-)
Слайд 7
прикрикнуть –
неполнота действия
Слайд 9восемьдесят –
Ь в середине числительных
от 50 до 80,
пятидесяти
–
родительный падеж
Слайд 102. Мы перебрались из комнаты в прихожую, где было свободнее, и
били о ровную дощатую заборку. 3. Били, опускались на колени, ползали но полу, задевая друг друга, растягивали пальцы, замеряя монеты, затем опять поднимаясь на ноги, и Лидия Михайловна объявляла счет. 4. Играла она шумно: вскрикивала, хлопала в ладоши, поддразнивала меня – одним словом, вела себя как обыкновенная девчонка, а не учительница, мне даже хотелось порой прикрикнуть.
Слайд 11
Сочинение-рассуждение на тему:
«С помощью какого средства выразительности автор создает картину динамичной,
азартной игры?»
«Значит, за рубль переваливать нельзя - не то позор, позор и стыд на всю жизнь».
Слайд 12
Композиция сочинения-рассуждения
Тезис (мысль, требующая доказательства).
Доказательство
А) аргумент 1;
Б) аргумент 2;
3. Вывод.