Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 ГО Карпинск
Жмакина Светлана Федоровна
Должность: учитель
начальных классов
Слайд 2Тема:
Развитие творческих способностей обучающихся через различные
формы работы по развитию речи.
Слайд 3
Цель:
формирование
интеллектуально-творческих способностей младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности
Слайд 4Объект - комплексный подход в образовательном процессе к творческой деятельности
учащихся
для обеспечения развития интеллектуальных способностей, необходимых для успешной жизни в социальной среде
Предмет - это личность учащегося и развитие его творческой деятельности
Гипотеза - творческая деятельность делает процесс обучения более эффективным на основе развития мыслительных, коммуникативных, интеллектуальных способностей учащихся
Слайд 5Задачи:
Изучить теоретические и научно-методические основы проблемы.
Выявить и проанализировать интересы детей, их
творческие, коммуникативные, интеллектуальные способности на начальном этапе общей диагностики.
Сформировать у детей мотивацию к учебной деятельности, развивать стойкий интерес к познанию и творчеству.
Развивать интеллект детей средствами урочной и внеклассной работы.
Создать на уроках оптимальную среду для развития интеллектуально-творческих способностей детей.
Разработать и апробировать творческие задания по русскому языку и литературному чтению, ориентированные на развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Слайд 6Сущность понятий
С педагогической
точки зрения:
«творчество» -
это
«высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека»;
«создание нового в разных планах и масштабах…»;
«интеллект» -
определённый уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать новые знания и эффективно их использовать в ходе жизнедеятельности.
С психологической точки зрения:
«творчество» - это
«деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей…»;
«интеллект» - это
вся познавательная деятельность;
сфера умственных способностей человека.
Слайд 7Педагогические условия:
Свободная атмосфера в классе; возможность выбора вида деятельности - для
учеников, учебника - для учителя.
Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя; постоянное предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, наводящая, а не подсказывающая.
Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор. Решение творческих заданий.
Внимание к интересам, способностям, здоровью, разностороннему развитию каждого ученика.
Атмосфера общей культуры в классе.
Слайд 8
Средства мотивации учебной деятельности на уроках
русского языка и литературного
чтения
Создание
проблемной ситуации
Исследовательская деятельность
Творческие работы и задания
Разноуровневые задания
Личностно-ориентированный подход в обучении
Интеллектуально-развивающие игры
Слайд 9Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса
Задачи обучения:
Создание благоприятных условий
для проявления творческих способностей.
Организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат.
Внесение в жизнь ребёнка романтики, фантазии, элементов игры.
Задачи воспитания:
Формирование позитивного восприятия ребёнком самого себя.
Формирование у школьников навыков сотрудничества.
Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой творческой деятельности.
Усвоение норм поведения и правил организации деятельности.
Развитие познавательных интересов.
Слайд 10Методы диагностики интеллектуальных и творческих способностей младших школьников
Анкетирование
Исследование уровня
творческих способностей учащихся
3 класса
Тестирование
Исследование уровня интеллекта учащихся
3 класса
Слайд 11Определились следующие противоречия:
Детям 7 – 11 лет трудно самостоятельно, без вмешательства
взрослых, справиться с творческими заданиями в обучении и жизненными ситуациями, поскольку их жизненный опыт слишком мал.
При имеющихся возможностях использовать культурный потенциал, города, общества (учреждения дополнительного образования, студии, секции, библиотеки, музеи, выставки) дети не стремятся к самореализации творческих, интеллектуальных и физических способностей.
Слайд 12Аспекты модернизации российского образования
Усилить практическую ориентацию общего образования не только на
усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Слайд 13Формы занятий:
Урок - основная, но не единственная форма организации учебного
процесса.
Экскурсии
Игры (дидактические, интеллектуальные, логические)
Викторины, КВН
Утренники
Практические работы
Уроки творчества
Слайд 14Творческие задания и игры, используемые на уроках русского языка
Игры
слоговые головоломки;
анаграммы;
кроссворды;
загадки и др.
Творческие задания:
сочинить загадку, сказку, ребус, кроссворд, стихотворение;
исправить ошибки в предложении (тексте);
составить текст по опорным словам;
творческое изложение;
написать небольшое сочинение на тему по выбору;
дать ответ на вопрос по тексту и др.
Слайд 15Творческие задания и игры, используемые на уроках литературного чтения
ИГРЫ:
нахождение рифмы;
разгадывание кроссвордов;
нахождение лишнего слова (с использованием анаграмм) и др.
Творческие задания:
творческий пересказ;
инсценировка произведений;
сочинение загадок, сказок (в том числе на новый лад);
разгадывание загадок, по отгадке назвать сказку;
чтение голосами героев произведений и др.
Слайд 16Мы умеем сочинять
Сказка «Курочка Ряба» на
современный лад
Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба.
Как же любили её старики! Каждый день несла курочка яички, спасая их от голода (пенсия мала).
Но однажды - снесла Ряба золотое яйцо, украшенное драгоценными каменьями. Не поверили старики своему счастью. С того дня началась у них безбедная жизнь. Дед открыл ювелирный магазин, баба стала продавцом-консультантом.
И жили они долго и счастливо. А курочка Ряба с ними.
Драницин Евгений, 3 класс
Слайд 17Выводы, подтверждение гипотезы
Все дети имеют изначально разные интересы, потребности, интеллектуальные
способности.
Чтобы сделать обучение увлекательным, необходимо систематически использовать на уроках творческие задания и игры.
К каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Необходима разработка комплекса разноуровневых творческих заданий.
Проведение внеклассных мероприятий способствует развитию интересов учащихся к познанию и творчеству.
Слайд 18Достижения:
2010 год - Благодарность администрации МОУ «СОШ № 24» за значительные
успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса
- Благодарность МОУ «Центр детского творчества» за активную помощь в подготовке и проведении городского интеллектуально-творческого турнира «Открытие»
Слайд 19Распространение опыта
Декабрь 2009 года -
презентация опыта «Развитие интереса к чтению
как важнейшее условие формирования мыслительных способностей младших школьников» на ШМО.
Апрель 2010 года -
отправлена заявка на публикацию в газету «Педсовет» внеклассного мероприятия «Путешествие по стране «Хлеборобия».
Слайд 20Планирование деятельности
Разработать разноуровневые творческие задания
Создать кружок
литературного творчества
Спасибо за
внимание!