Слайд 1* Приветствуем Вас на семинаре!
«…Всё, что я умею и знаю, всё,
                                                            
                                    чем природа
и люди одарили меня как личность –
для тех, кто идёт ко мне…»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2* Разминка 
* Упражнение «Карта города»
  Цель:
  		Участники таким
                                                            
                                    образом знакомятся друг с другом. Кроме того, упражнение повышает взаимопонимание партнеров, способствует сплочению команды.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Тема семинара
«Основные понятия и принципы социального сопровождения. Сопровождение детей с ограниченными
                                                            
                                    возможностями в общеобразовательных учреждениях»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Социальное сопровождение 
 	- это вид социальной работы, предусматривающий осуществление исполнителями
                                                            
                                    системы комплексных мероприятий продолжительной помощи семьям, которые находятся в кризисных ситуациях, лицам, которые вернулись из мест лишения свободы, и детям, находящимся в кризисных ситуациях.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5*
- это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного
                                                            
                                    выбора. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6* Принципы сопровождения
- приоритет интересов сопровождения (на стороне ребенка)
- непрерывность сопровождения
-
                                                            
                                    мультидисциплинарность (комплексный подход)
- индивидуальное сопровождение 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7* Этапы системного сопровождения в общеобразовательной школе
- Диагностический 
- Поисковый
- Консультативно-
                                                            
                                    проективный 
- Деятельностный
- Рефлексивный	
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Этапы индивидуального сопровождения в общеобразовательной школе
- сбор информации о ребенке и
                                                            
                                    его ближайшего окружения
- анализ полученной информации
- совместная выработка рекомендаций
- выполнение рекомендаций
- контроль за выполнением рекомендаций
- прогнозирование дальнейшего развития ребенка
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9сбор информации о ребенке и его ближайшего окружения
Диагностика соматического, психического и
                                                            
                                    социального здоровья ребенка. 
Методы:
беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование и т.п.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10анализ полученной информации
анализа полученной информации помогает определить: 
направление комплексной помощи детям
                                                            
                                    и родителям. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11совместная выработка рекомендаций
Выработка рекомендаций для ребенка, родителей и педагогов.
 Составление плана
                                                            
                                    комплексной помощи для учащегося. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12выполнение рекомендаций
Решение проблем
Выполнение рекомендаций всеми участниками сопровождения
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13контроль за выполнением рекомендаций
Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса:
Что удалось?
Что не
                                                            
                                    получилось?
Почему?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14
прогнозирование дальнейшего развития ребенка
Что мы делаем дальше?
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15* Практическое задание
- Составить алгоритм индивидуального социального сопровождения ребенка с ограниченными
                                                            
                                    возможностями (обучающегося на дому)
		
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Анкета социального педагога.
Фамилия, имя ребенка ___________________________ 
Дата рождения _________________________________ 
Домашний адрес
                                                            
                                    ________________________________ 
Телефон _______________________________________ 
Школа, класс ___________________________________ 
Перемена школы, повторение класса _______________ 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17
1. Встреча с родителями. 
1).Члены семьи 
Фамилия, имя, отчество матери 
                                                            
                                    
 возраст______профессия_____________________________ 
 кем работает ______________________________________ 
 время начала и конца рабочего дня____________________ 
Фамилия, имя, отчество отца_______________________________________________ 
 возраст______профессия_____________________________ 
 кем работает ______________________________________ 
 время начала и конца рабочего дня____________________ 
Какие другие члены семьи проживают вместе 
______________________________________________________
Материальное положение семьи: высокое, достаточное, низкое, критичное.   
По мнению родителей: в чем причина сложившейся ситуации___________________ 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18
2) Родители о ребенке. 
Сильные стороны ребенка_______________________________________________
 Слабые стороны ребенка ______________________________________________________
                                                            
                                    
Психотравмирующие ситуации в жизни ребенка  (в каком возрасте): 
сильный испуг____________, смерть близких _________________, попадание в больницу 
________________ разлука с близкими _____________, развод родителей ___________, 
что-то другое________________
Продолжительные психотравмирующие ситуации: 
конфликты в семье;  ревность по отношению к другому ребенку, длительная разлука с 
семьей, конфликт с учителем, что-то другое ____________________________________ 
Реакция ребенка на травмирующий фактор _____________________________________ 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19
3) Социальный опыт ребенка в семье:
- какие обязанности ребенок выполняет в
                                                            
                                    семье _______________________________ 
- соблюдение режима дня ребенком ______________________________________________ 
- кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашних заданий 
____________________________________________________________________
- чем любит заниматься ребенок в свободное время 
дома__________________________________________ 
- во время каникул _____________________________________________________________ 
- в течение отпуска родителей _________________________________________________ 
вне семьи: 
- сколько времени  гуляет на улице в течение недели, часы вечернего прихода домой 
____________________________________________________________
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20
- с кем   имеет дружеские связи вне класса, какое
                                                            
                                    влияние они оказывают на учащегося 
______________________________________________________
- постоянное или предпочитаемое место "уличного" общения (клуб, двор, подъезд) другое 
______________________________________________________
- содержание общения: посещение кино, компьютерного клуба, катание на велосипеде, 
мотоцикле, скейте, роликовых коньках; прослушивание музыкальных записей, разговоры 
на разные темы; другое________________________________________________
- курит (эпизодически, систематически); 
- употребляет спиртные  напитки (эпизодически, систематически); какие 
______________________________________________________
-  играет в азартные игры (карты, нарды, компьютерные игры). 
Каким образом родители участвуют в жизни ребенка _______________
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21
4) Направленность интересов. 
1) К каким видам деятельности проявляет интерес: физический
                                                            
                                    труд, умственный труд, 
занятия техникой, занятия спортом,  общественно-политическая сфера, организаторская 
сфера, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая). 
2) В каких кружках (секциях) состоит, состоял _____________________________________ 
3) Культурный кругозор: 
- посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки____________________________ 
- какую литературу предпочитает читать __________________________________________ 
- регулярность чтения: книг не читает, читает эпизодически, читает систематически. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22
 5) Самооценка личности. 
1) Уровень самооценки: 
 - адекватная (правильно
                                                            
                                    оценивает свои положительные отрицательные качества, личные 
возможности и достижения)________________________________________________ 
-  завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои 
достижения)___________________ 
-  заниженная (не верит, что сам может справиться с трудными
ситуациями)___________________________ 
2) Восприятие критики: 
- активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и 
т.п.)____________________ 
- пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не 
исправляет)_____________ 
- безразличное (не реагирует на критику, не меняет 
поведения)______________________________________
- негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не 
меняет)_______________________________ 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23
6) Индивидуальные особенности поведения. 
1) Общителен и активен в общении, сам
                                                            
                                    выбирает друзей - в дружбе пассивен, общается с 
теми, кто к нему обращается - мало общителен - избегает 
общения________________________________________________ 
2) Застенчив и робок - не смущается со знакомыми - раскован и смел в любой 
обстановке_______________ 
3) Задирист, драчлив - первый не задирается, но может за себя постоять - избегает ссор – 
труслив_________ 
4) Ласков - не любит выражать свои чувства - холодный, 
неласковый_________________________________ 
5) Болтливый - охотно разговаривает –
молчаливый_________________________________________________ 
6) Чрезмерно подвижен, быстр - двигательная активность умеренная - мало подвижен; 
движения ловкие – движения  
неловкие____________________________________________ 
7) Спокойный - легко волнуется - быстро раздражается- теряет контроль над поведением - 
«нервный»___________________________________________________
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24
8) Собранный, внимательный - рассеянный, невнимательный - внимателен только при 
интересном
                                                            
                                    занятии. 
9) Самолюбив, склонен к борьбе за первенство - самолюбие не выражено. 
10) Имеет любимое занятие (какое именно) ________________________________________ 
всем любит заниматься понемногу – самостоятельно не может найти себе 
занятия______________________ 
11) Находчив, догадлив - с трудом находит ответ___________________________________ 
12) Легко принимает решение сам, может его отстоять - склонен к сомнениям – охотно 
 принимает советы окружающих_________________________________________________ 
13) Обостренное чувство ответственности с оттенком тревожности - ответственен, 
добросовестен - недостаточно 
ответственен_________________________________________________________________ 
14) Доброжелателен, справедлив - завистлив, 
мстителен____________________________________________ 
15) Память хорошая - память плохая, 
забывчив___________________________________________________ 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25
7) В случае конфликтной ситуации в семье: 
- причины возникновения конфликтной
                                                            
                                    ситуации _____________________________ 
- степень контроля, вмешательства родителей в жизнь ребенка __________________ 
- как часто родителя хвалят ребенка, наказывают ______________________________ 
- с кем из них ребенок чаще делится своими переживаниями, проблемами _________ 
- какие требования у родителей к подростку и насколько они, по мнению родителей, 
выполнимы _____________________________________________
- что, по мнению родителей, могло бы предотвратить конфликты_________________ 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26
Если подросток уходит из дома: 
- причины уходов, по мнению родителей______________________________________
-
                                                            
                                    где ночует подросток, чем занимается ______________________________________ 
- что предпринимают родители, когда подросток не приходит ночевать ___________
- как они реагируют, когда подросток возвращается домой ______________________ 
Психологическое, физическое насилие в семье: 
- как обычно реагируют родители, если подросток не слушается _________________ 
- часто ли родители могут накричать, «разрядиться» на подростке 
______________________________ 
- по какой причине родители чаще раздражаются 
____________________________________________ 
- всегда ли, по их мнению, подросток понимает, что от него требуюется
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27
8) В случае конфликтной ситуации в школе: 
- причина конфликта, по
                                                            
                                    мнению родителей 
________________________________________________
- как часто ребенок пропускает уроки	
______________________________________________________ 
- причина пропусков занятий 
_____________________________________________________________ 
- любимые \ нелюбимые предметы 
________________________________________________________ 
- трудно ли ребенку усваивать материал 
___________________________________________________ 
- кто из членов семьи контролирует выполнение домашних уроков 
_____________________________ 
- отношение родителей к сложившейся ситуации (их претензии к педагогам, 
администрации) 
_____________________________________________________________ 
- какие действия предпринимали родители для разрешения 
конфликта_____________ 
____________________________________________________________________
- что, по их мнению, препятствует разрешению 
ситуации_________________________ 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________ 
Дата рождения ________________________________________________________________ 
Школа
                                                            
                                    ________________ класс _________________________________________________ 
Характеристика семьи ________________________________________________ 
1) Тип семьи ________________________________________________________ 
2) Характер взаимоотношений родителей с ребенком ______________________ 
3) Характер взаимоотношений родителей со школой ______________________ 
Отношение ребенка к учебной деятельности _______________________________ 
- мотивы учения ______________________________________________________ 
Трудности, испытываемые ребенком в школе ______________________________ 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29
Положение в классном коллективе: 
- позиция учащегося __________________________________
- стиль общения с
                                                            
                                    окружающими __________________________________
Самооценка ребенка _________________________________
Направленность интересов ___________________________________
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30
Социальный опыт ребенка ____________________________________________ 
В случае конфликтной ситуации в семье: 
-
                                                            
                                    причина возникновения конфликта ______________________________________________ 
- что, по мнению родителей, могло бы предотвратить конфликт _______________________ 
В случае конфликтной ситуации в школе: 
- причина возникновения конфликта ______________________________________________ 
- какие действия предпринимались с целью выхода из конфликта со стороны: 
  родителей ______________________________________________________
  педагогов ______________________________________________________
  учащегося ____________________________________________________________
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31
 Заключение ______________________________
 Рекомендации ______________________________
Подпись социального педагога школы _________ 
Дата ________________
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32* Спасибо за внимание!
«..И пусть удача сопутствует вам!» 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Рекомендуем
www.classlife.idhost.kz
С.И. Семинака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе»
Л.Г. Мустаева «Коррекционно-педагогические и социально-психологические
                                                            
                                    аспекты сопровождения детей с ЗПР»
А.Р.Маллер «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии»
М.С. Грушевская «Проблемы обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями в свете реализации закона РК «О социальной и медико- педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»
Р.А. Сулейменова «Проблемы включения детей со специальными образовательными потребностями в общеобразовательный процесс»