Слайд 1 « Дружи со спортом и туризмом –
пойдёшь по
жизни с оптимизмом».
Проект подготовили:
Голосов А.В.
МОУ Земцовская СОШ
Ковалев И.В.
МОУ Селянская СОШ
Боруленкова К.В.
МОУ Новосёлковская СОШ
Слайд 2
АННОТАЦИЯ
Данный проект предназначен как методическая рекомендация в помощь учителям физической культуры
при организации работы спортивно-туристических (профильных) отрядов в летнее каникулярное время.
Срок реализации проекта – 1 месяц.
Рекомендуемый (предполагаемый) возраст детей 10-15 лет.
Финансирование осуществляется за счет средств Отдела образования, социальных программ и средств школы.
Слайд 3Описание проблемы
Образ будущего страны складывается из образа будущего поколения.
Здоровое гармонично развитое
поколение сможет реализовать любые поставленные задачи, создать условия для экономического прорыва страны, а физически и духовно слабое поколение будет оттягивать экономические ресурсы на свое содержание, ничего не давая взамен.
Оптимизация отдыха и оздоровления учащихся школы , развитие интеллекта, формирование характера, приобретение прикладных навыков, в большинстве своем неприспособленность детей к условиям реальной жизни, занятость учащихся в период летних каникул, вот ряд проблем встающих перед образованием.
Основные проблемы:
отсутствие научно-обоснованных программ физического воспитания, разработанных в соответствии с сенситивными периодами развития;
отсутствие статистических данных по уровню образования учителей физкультуры и соответственно комплексного плана их подготовки;
отсутствие целевого финансирования повышения квалификации педагогов физической культуры при внедрении новых программ в рамках новых образовательных стандартов.
В культуре:
физическая культура не рассматривается как часть общей культуры человека.
В образовании:
нет системы физического воспитания.
В медицине:
отсутствуют программы сопровождения внедряемых физкультурно-оздоровительных методик.
В отраслях экономики:
отсутствует системный подход для поддержания здоровья работающих.
В науке:
отсутствуют научные исследования по эффективности применяемых программ.
В экономике:
отсутствует политика стимулирования занятий физической культурой.
Слайд 4 У нас есть единственный официальный документ, на который
мы имеем право сослаться при анализе состояния здоровья - это "Доклад о состоянии здоровья детей в Российской федерации. По данным Всероссийской диспансеризации (осмотрено всего 30 млн. 400 тыс. детей) "32,4% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания (III - IV - V группы здоровья)". В этом докладе представлена и динамика состояния здоровья мальчиков и девочек (различий между этими группами практически нет) от года до 15-17 лет, согласно которой существенного снижения количества детей I группы здоровья за период от 7 до 17 лет не происходит. Однако резко возрастает число детей III группы здоровья (с хроническими заболеваниями), т.е. "хрониками" становятся дети, имевшие функциональные отклонения. Признать эти данные корректными будет не совсем правильно, т.к. дети разного возраста (4-6, 7-10, 11-14 и 15-17 лет) объединены в единые группы, и это не позволяет объективно оценивать ситуацию.
70 % нездоровых - это трудно назвать благополучием. Есть не просто проблема школы, а общества в целом.
Слайд 5Цели и задачи
Цель проекта:
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний
период и развитие их адаптационных возможностей.
Задачи проекта:
создание площадок для обмена опытом, демонстрации полученных навыков и умений;
использование интернет ресурсов для общения на форуме, школьных сайтах;
создание методических рекомендаций по теме;
создание благоприятных условий для укрепления здоровья школьников в летний период;
организация активного отдыха, используя различные формы деятельности (спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, экологическая, образовательная);
формирование навыков общения и толерантности, культурного поведения, санитарно-гигиенической и экологической культуры, проведение комплекса мероприятий, предусматривающих нравственное, психическое оздоровление;
Слайд 6реализации спортивных, культурно-досуговых программ, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию;
привлечение
подростков к занятиям физической культурой и спортом, туризмом;
приобретение навыков самоорганизации и саморегуляции;
развитие межпредметных связей;
профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний период;
организация взаимодействия учащихся спортивно-туристического отряда с социумом.
привлечение общественности и родителей к решению проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников.
Слайд 7Механизмы реализации проекта
включает в себя следующие этапы:
I этап. Подготовительный:
Подготовка и использование нормативно-правовых документов, материально-технической базы, интернет-ресурсов (общение на форумах и сайтах по данной теме), средств массовой информации, для более качественной реализации проекта.
Слайд 8II – Основной этап:
Основной деятельностью этого этапа является работа спортивно-туристического отряда,
направленная на решение целей и задач указанных выше;
Работа спортивно-туристического отряда организована согласно понедельному плану работы, рассчитанному на всю смену. В свою очередь, каждый недельный цикл включает в себя:
Игровой день (в этот день проводятся турниры по футболу, футзалу, баскетболу, волейболу, пионерболу, гандболу, настольному теннису, бильярду)
День туризма (этот день включает в себя занятия по топографии, спортивному ориентированию, туристической технике)
Туристический поход, в котором учащиеся проверяют на практике все свои знания, навыки и умения, полученные в ходе проведения практических и теоретических занятий, а также принимают участие в конкурсах у костра: песенном, - «Живем мы вместе с туристской песней» и конкурсе Туристической рекламы и др.
Организация взаимодействия спортивно туристического отряда с социумом.
Слайд 9
Остановимся более подробно на каждом из мероприятий понедельного плана работы:
В первый
день работы отряда проводится инструктаж по технике безопасности при занятиях в спортивном зале и на улице, правилам и порядку проведения различных внутрилагерных мероприятий, порядку оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, спасении утопающих, укусам клещей и ядовитых насекомых, технике безопасности на занятиях по туризму, в туристическом походе.
1. Игровой день – этот день включает в себя проведение
микротурниров по футболу, футзалу, баскетболу, волейболу, гандболу, пионерболу, настольному теннису, бильярду.
Все присутствующие в данный день учащиеся делятся на команды, которые в однокруговом турнире определяю победителя в том или ином виде спорта, а в ходе проведения турниров по настольному теннису и бильярду определяется также лучший в личном зачете.
2. День туризма – этот день включает в себя занятия по топографии
на которых учащиеся знакомятся с условными знаками спортивных и географических карт, учатся проводить топосъемку местности. Также в этот день учащимся даются знания по спортивному ориентированию: умение ориентировать карту, определять свое местонахождение, определять азимут, двигаться по карте в заданный район. Кроме этого, в день туризма учащиеся учатся проходить этапы КТМ (контрольно-туристического маршрута), где они должны уметь ставить палатку на время, вязать узлы, разжигать костер.
3. Туристический поход который включает в себя:
День заезда – в этот день учащиеся совместно с руководителями похода осуществляют мероприятия по постановке палаточного лагеря, обустройства бивака (готовят кострище, место для приема пищи, отходной ямы, места для хранения продуктов, посуды для приготовления пищи (казаны, ведра, половники), заготовке дров.
Соревновательные дни – в эти дни ребята принимают участие в соревнованиях по туристической технике, спортивным играм (футбол, волейбол, шахматы, шашки), а вечером у костра конкурсы: поэтическо-песенный «Живем мы вместе с туристской песней» и конкурс Туристической рекламы.
День отъезда - мероприятия по снятию палаточного лагеря, бивака, проверка снаряжения и инвентаря, их подготовка к дальнейшим походам.
Слайд 10Организация взаимодействия
спортивно-туристического отряда
с социумом
проведение совместных мероприятий с учащимися летнего
оздоровительного лагеря
(экскурсии, спортивно-массовые мероприятия;
мероприятия по подготовке школы к новому учебному году, наведение порядка на территории школы.
сотрудничество с сельским домом культуры
(участие в мероприятиях предлагаемым работниками дома культуры;
посещение школьных музеев города и района;
приведение в порядок братских захоронений на территории сельского поселения;
участие отряда в благотворительных акциях в социальных учреждениях для престарелых;
проведение профилактических медицинских осмотров в кабинетах врача общей практики;
проведение профилактических бесед сотрудниками ГИБДД, пожарными инспекторами и участковым;
Привлечение детей из неблагополучных семей и социально-трудных
подростков к участию в мероприятиях отряда.
Слайд 11Инструментарий
Нормативно-правовые документы:
Закон РФ “Об образовании”
Конвенция о правах
ребенка;
Приказ Начальника отдела образования «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период»;
Приказ директора школы «Об организации летнего отдыха учащихся».
Программа работы школы в каникулярное время.
Положение о работе летнего оздоровительного лагеря.
Правила внутреннего распорядка.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Санитарно-гигиенические нормы.
Заявления от родителей.
Утверждение списков учащихся посещающих, летний оздоровительный лагерь.
Приказы по лагерю.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
Слайд 12Открытые плоскостные сооружение;
Спортивный зал;
Кабинет здоровья;
Технические средства обучения (ТСО);
Материально-техническая база (спортивное и
туристическое оборудование);
Использование ресурсов СМИ (школьные сайты и газеты, районные СМИ);
Туристко-краеведческие материалы, фотоальбомы, информационные стенды.
Слайд 13Ожидаемые результаты
способствовать приобретению и интеграции знаний учащихся в области сохранения и
укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни;
способствовать повышению сопротивляемости организма ребенка к инфекционным и другим заболеваниям;
развивать у детей навыки самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья;
способствовать созданию благоприятных условий для эстетического, патриотического и нравственного развития детей;
стремиться к улучшению социально-психологического климата в школьном коллективе (лагере, отряде), постараться снизить темп роста негативных социальных явлений среди детей;
повышать мотивацию к двигательной деятельности;
приобретение коммуникативных и адаптационных навыков;
провести семинары на районном (региональном) уровне с целью обмена опытом;
выпустить школьные газеты, создать фотоальбомы, информационные стенды,
обобщить результаты работы на форуме и школьных сайтах.