Управление государственной и муниципальной собстенностью в новых условиях презентация

Содержание

Центр фискальной политики 2004 Задачи - координация действий органов исполнительной власти для проведения единой целенаправленной политики, обеспечение единства методологии учета и оценки различных видов активов. Распределение полномочий Распределение полномочий между органами

Слайд 1Управление государственной
и муниципальной собстенностью
в новых условиях
г. Нижний Новгород


Слайд 2Центр фискальной политики 2004
Задачи - координация действий органов исполнительной власти для проведения

единой целенаправленной политики, обеспечение единства методологии учета и оценки различных видов активов.

Распределение полномочий

Распределение полномочий между органами исполнительной власти по регулированию использования активов, находящихся в собственности субъектов федерации и муниципальных образований


Слайд 3Центр фискальной политики 2004
Органы исполнительной власти
Бюджетные учреждения
Унитарные предприятия основанные на праве:
хозяйственного ведения
оперативного

управления (казенные предприятия)
Акционерные общества и предприятия (организации) других организационно-правовых форм с государственным участием
Казна


Задача – оптимизация состава бюджетных учреждений и предприятий (организаций), выбор оптимальной организационно-правовой формы учреждения, предприятия (организации), обеспечивающей наиболее эффективное управление в целях реализации государственной политики


Институциональные единицы - юридические лица, за которыми закреплены активы для использования


Слайд 4Центр фискальной политики 2004
Законодательное регулирование управления имуществом
общее:
Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ;
определение

политики:
Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004 гг. и до 2006 г.;
Концепция управления имуществом и приватизации - Постановление Правительства РФ - N 1024 от 09.09.99;
Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу - Распоряжение Правительства РФ N 1163-р от 15.08.03;
специальное:
Постановление ВС «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ... и муниципальную собственность» № 3020-1 от 27.12.91;
Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» N 161-ФЗ от 14.11.02;
Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» №178-ФЗ от 21.12.01.


Слайд 5Центр фискальной политики 2004
Новые условия

Принятый закон:
ФЗ «О общих принципах организации местного сампоуправления

в РФ»
Проект закона:
ФЗ «О государственном и муниципальном имуществе»
Реформа бюджеьного процесса – бюджетирование ориентированное на результаты (БОР)

Новые нормативно-правовые акты и внедряемые концепции смещают акценты в управлении имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, с повышения «бюджетной отдачи» на целевое использование в соответствии с закрепленными полномочиями для получения максимального социального эффекта.

Слайд 6Центр фискальной политики 2004
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»


Закон инициирует:
перераспределение государственной (региональной) и муниципальной собственности, отчуждение и передачу (получение) имущества другим уровнем власти
ограничение состава муниципального имущества только тем имуществом, которое необходимо для:
обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
реализации закрепленных за местным уровнем власти полномочий;
исполнения делегированных государственных полномочий;
приватизацию (перепрофилирование) имущества, не предназначенного для исполнения полномочий (противоречие с Гражданским кодексом


Слайд 7Центр фискальной политики 2004
Календарь муниципальной реформы: перераспределение собственности между регионами и муниципалитетами
До

1 января 2005 года утверждается порядок перераспределения имущества между центром, субъектами федерации, муниципальными образованиями, а также порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, городскими сельскими поселениями, городскими округами;

В течение 2005 года Правительство РФ и власти регионов обеспечивают безвозмездную передачу муниципалитетам федерального (до 1 января 2006 года) и регионального (до 1 декабря 2005 года) имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения. Одновременно органы местного самоуправления безвозмездно передают центру и субъектам РФ муниципальное имущество, предназначенное для обеспечения их полномочий (до 1 января 2006 года);

До 1 января 2009 года органы местного самоуправления осуществляют отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, не соответствующего их полномочиям и не переданного в федеральную собственность, собственность субъекта РФ;

Слайд 8Центр фискальной политики 2004
Проект ФЗ «О государственном и муниципальном имуществе»
имущество формируется исключительно

для выполнения возложенных полномочий

использование имущества должно носить исключительно целевой характер

Слайд 9Центр фискальной политики 2004
Проект ФЗ «О государственном и муниципальном имуществе»
Особенности приобретения,прекращения, владения

и пользования имуществом в регионе (МО):

может приобретать только имущество, необходимое для осуществления полномочий;
имущество закрепляется на праве оперативного управления за казенными предприятиями и учреждениями. В случае использования ими имущества нецелевым образом, оно признается излишним и изымается. Сделки по приобретению и/или распоряжению ими имуществом, не соответствующим целям и предмету их деятельности, считаются ничтожными;
ограничение гражданского оборота муниципального имущества, соответствующего полномочиям, установленным федеральным уровнем (законом о МСУ). Такое имущество:
не может находится в частной собственности;
не может быть объектом гражданских сделок;
на него не может быть обращено взыскание;
подлежит обязательному страхованию;
возможность изъятия земельных участков из собственности юридических и физических лиц для размещения муниципальных учреждений и предприятий

Слайд 10Центр фискальной политики 2004
Проект ФЗ «О государственном и муниципальном имуществе»
Особенности перераспределения имущества
между

уровнями, переходные положения:
находящееся в собственности какого-либо уровня публичной власти имущество, необходимое для реализации данного полномочия, подлежит безвозмездной передаче на тот уровень, за которым закреплено выполнение данного полномочия;
и наоборот, если в собственности находится имущество, необходимое для реализации полномочия другого уровня публичной власти, оно подлежит безвозмездной передаче;
передаваемые объекты недвижимости передаются вместе с земельными участками, на которых они расположены;
сделки с имуществом, которые может находится исключительно в муниципальной собственности, утрачивают силу по истечении трех лет с момента вступления закона в действие;
при принятии федеральных законов, изменяющих или дополняющих полномочия субъектов федерации и МО, происходит безвозмездное перераспределение имущества;
до приватизации имущество, подлежащее приватизации, передается в аренду по рыночным ставкам по итогам торгов (аукционов, конкурсов);
акции, доли хозяйственных обществ, подлежащих приватизации, до их приватизации передаются в доверительное управление по итогам проведения торгов (аукционов, конкурсов);


Слайд 11Центр фискальной политики 2004
Отдельные вопросы и проблемы возникающие при перераспределени имущества между

уровнями власти

урегулирование кредиторской задолженности организаций при передаче имущества другому уровню (получении имущества с другого уровня);
переход права собственности при делегировании полномочий с одного уровня власти на другой;
ограничение гражданского оборота имущества, необходимого для исполнения полномочий МО будет производиться по виду имущества (школы, больницы, пожарные части) или по его собственнику (муниципальные школы, муниципальные ясли и т.д.);


Слайд 12Центр фискальной политики 2004
Схема перераспределения расходных обязательств между государственным и муниципальным уровнями


Слайд 13Центр фискальной политики 2004
Программа реструктуризации предприятий и организаций государственного сектора
В части управления

региональным и муниципальным имуществом предусматривает:
Бюджетный сектор
оптимизацию сети получателей бюджетных средств (сокращение непрофильных учреждений; устранение дублирования; устранение софинансирования из разных уровней бюджетов);
реорганизацию бюджетных учреждений (привлечение организаций других организационно-правовых форм к предоставлению муниципальных услуг, ограничение субсидиарной ответственности муниципалитета);
расширение организационно-правовых форм организаций, предоставляющих бюджетные услуги (создание специализированных и автономных некоммерческих организаций);

Коммерческий сектор
отказ от использования права хозяйственного ведения, преобразование ГУП/МУП-ов в казенные предприятия или их акционирование и приватизация;
уточнение порядка участия органов власти в учреждении некоммерческих организаций;
Продажа пакетов акций не обеспечивающих государственный контроль над предприятием или доведение пакета до контрольного

Слайд 14Центр фискальной политики 2004
Основные направления имущественной политики региона (муниципалитета)
Имущественная политика должна обеспечить:
использование

имущества как инструмента экономического развития региона;
Использование имущества по целевому назначению с извлечением максимального социального эффекта;
Поддержание имущества в работоспособном состоянии;
Эффективная реализация имущества по тем или иным причинам не приносящего должного социального эффекта;
Приобретение (создание) имущества необходимого для реализации социальных задач в пределах разумной достаточности.

Слайд 15Центр фискальной политики 2004
Совершенствование управления имуществом (собранные из программ реформирования и Кодексов

лучшей практики)

Разработка концепции управления региональной (муниципальной) собственностью
Разработка методов оценки эффективности управления и использования собственности:
регулярное проведение независимого аудита бюджетных учреждений, ГУП/МУПов
проведение мониторинга эффективности деятельности ГУП/МУПов и бюджетных учреждений
рыночные ставки аренды, зонирование
проведение переоценок
оценка достижения показателей определяемых в рамках БОР


Слайд 16Центр фискальной политики 2004
Основные направления совершенствования управления имуществом (собранные из программ реформирования

и Кодексов лучшей практики) - продолжение





Проведение инвентаризации имущества, построение системы учета объектов недвижимости, земельных участков – реестров, кадастров и т.д.
Оптимизация объема и структуры региональной (муниципальной) собственности;
Определение принципов и критериев, на основе которых принимаются решения о сохранении объектов в региональной и муниципальной собственности
разработка программы сокращения объема региональной и муниципальной собственности;
публикация программы приватизации и ее результатов в СМИ;
разработка пакета документов для передачи региональной и муниципальной собственности в доверительное управление, концессию;
Согласование программы продажи собственности с региональной/муниципальными программами приватизации
Согласование программы продажи собственности с потребностями финансирования инвестиционных проектов
Предпродажная подготовка реализуемого имущества
Выработка дивидентной политики
Вовлечение в хозяйственный оборот непроизведенных активов


Слайд 17Центр фискальной политики 2004
Прозрачность в управлении имуществом

Органы исполнительной власти совмещая нормотворческую и

хозяйственную функции должны обеспечить прозрачность в управлении имуществом, которая обеспечивается:

Четким закреплением полномочий тех или иных органов власти по управлению и распоряжением имуществом
Установлением четкой процедуры заключения договоров связанных с имуществом и порядка определения цены договора.
Определением порядка создания и ликвидации государственных предприятий и учреждений, участия государства в коммерческих организациях
Составлением публичной отчетности о наличии и движении имущества
Ведением общедоступных реестров имущества


Слайд 18Центр фискальной политики 2004
Проект ФЗ «О государственном и муниципальном имуществе» - учет

имущества

Основы «специального учета» муниципального имущества:
- это описание и индивидуализация имущества в реестрах с использованием характеристик, позволяющих подтвердить его отнесение к муниципальной собственности и закрепление за соответствующим правообладателем;

деление имущества по следующим категориям:
имущество, закрепленное на праве оперативного управления за предприятиями и учреждениями / имущество, находящееся в казне, в том числе земля, недра, интеллектуальная собственность;
имущество, необходимое для реализации полномочий, определенных федеральным законодательством / имущество, необходимое для реализации полномочий, принятых самим муниципальным образованием / имущество, предназначенное для коммерческого использования и подлежащее приватизации;
классификации объектов:
по виду имущества;
по их правообладателю;
по территориальной принадлежности;
по ведомственной принадлежности;
принципы ведения реестров муниципального имущества:
единство правил ведения составных частей реестра;
непрерывность внесения сведений;
открытость сведений реестра;
информационное взаимодействие и сопоставимость сведений, содержащихся в этих реестрах с другими информационными системами учета и контроля;
годовая отчетность о поступлении и выбытии имущества;


Слайд 19Центр фискальной политики 2004
Баланс активов и пассивов региона (муниципального образования)
Баланс активов и

пассивов региона (муниципального образования) представляет собой свод данных о стоимости финансовых и нефинансовых активов, находящихся в собственности муниципалитета, а также финансовых требований к муниципальному сектору экономики.

Баланс активов и пассивов составляется в целях:
информирования законодательных (представительных) органов о размере имущества муниципального сектора экономики, а также степени его ликвидности;
оценки платежеспособности муниципального сектора экономики;
оценки возможности получения доходов от собственности;
разработки мер в области политики и управления активами и пассивами;
оценки эффективности принятых программ приватизации.

Составление Баланса активов и пассивов соответствует теории и практике СГФ, где задана его структура по видам активов и пассивов, а также разграничение данных по подсекторам государственного (муниципального) сектора;

Слайд 20Центр фискальной политики 2004
Схема баланса активов и пассивов (данные условные)
Форма баланса и

методология его составления разработана Центром фискальной политики в формате, максимально приближенном к рекомендациям СГФ.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика