ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Дореволюционная пунктуация русского языка. Сходства и различия с современными правилами на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова Морская царевна Выполнила: Ученица 10 класса Аркина Елизавета Олеговна. Руководитель: Дончен презентация

Содержание

Паспорт проекта Название проекта: Дореволюционная пунктуация русского языка. Сходства и различия с современными правилами на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Морская царевна». Цель проекта: Выявить пунктуационные различия в разных изданиях стихотворения и

Слайд 1Департамент Образования города Москвы северо-восточное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей

№ 1568 имени Пабло Неруды 127221, город Москва проезд Шокальского дом 11 корпус 3, тел.факс (495)477-11-55

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Дореволюционная пунктуация
русского языка.
Сходства и различия с современными правилами на примере стихотворения
М.Ю. Лермонтова «Морская царевна»


Выполнила:
Ученица 10 класса
Аркина Елизавета Олеговна.
Руководитель:
Донченко Ирина Владиславовна,
учитель русского языка и литературы.


Слайд 2Паспорт проекта
Название проекта: Дореволюционная пунктуация русского языка. Сходства и различия с

современными правилами на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Морская царевна».
Цель проекта: Выявить пунктуационные различия в разных изданиях стихотворения и проанализировать их влияние на понимание текста читателем.
Автор проекта: Аркина Елизавета, 10 класс, ГБОУ лицей №1568 имени Пабло Неруды
Руководитель проекта: Донченко И.В., учитель русского языка и литературы.
Тип проекта: исследовательская работа.
Учебный предмет: русский язык.
Форма представления проекта: компьютерная презентация.

Слайд 3Основная задача работы: Найти отличия в пунктуации в разных изданиях произведений

М.Ю. Лермонтова; рассмотреть причины и следствия изменения постановки знаков препинания в художественном тексте; определить их роль и влияние на понимание читателем идеи произведения.
Гипотеза исследования: Изменение постановки знаков препинания в произведениях М.Ю. Лермонтова ведет к искажению понимания авторского текста (как логического, так и эмоционального). Читая произведения М. Ю. Лермонтова, напечатанные с учетом правил современной пунктуации, мы воспринимаем их иначе, читатели XIX века.

Слайд 4Методы исследования:
изучение, сравнение и анализ разных изданий (дореволюционного и современного) стихотворения

М.Ю. Лермонтова «Морская царевна»;
изучение истории пунктуации русского языка, работа с дореволюционным («Практическая грамматика русского языка» Н.И. Греча 1827 года издания) и современным («Справочник по пунктуации» Д.Э. Розенталя 1984 года) пособиями по русскому языку;
осмысление роли знаков препинания в художественном тексте и их влияния на понимание произведения.


Слайд 5Актуальность работы:
Цель любого автора – передать читателю свои мысли и чувства,

отразить в произведении своё видение мира и отношение к нему. Каждый из нас хочет знать, что именно хотел сказать писатель, поэтому проблема правильного понимания читателем авторского текста всегда будет актуальна. Пунктуация играет очень важную роль в понимании прочитанного. Изменение орфографии русского языка, в том числе и правил постановки знаков препинания (реформа 1956 года), отразилось на созданных до этого произведениях и повлияли на читательское понимание.

Слайд 6 Знаки препинания – это вспомогательные элементы письменной речи. Они разделяют

(или выделяют) смысловые отрезки текста (предложения, словосочетания, слова и части слов), указывают на грамматические и логические отношения между ними.

Слайд 7
«Знаки препинания служат нотами при чтении»

А.П. Чехов


Слайд 8Важнейшая роль знаков препинания
Знаки препинания:
синтаксически оформляют текст;
облегчают его зрительное

восприятие и понимание, определяют его эмоциональную окраску;
помогают правильно расставить акценты при чтении (определяют интонации, смысловые паузы, логические ударения);

прямым образом влияют на понимание идеи произведения, эмоций и чувств, выраженных автором.


то есть


Слайд 9Этапы развития пунктуации русского языка
Термин «пунктуация» произошёл от латинского слова
«punctus» –

точка.



Слайд 10Пунктуация в древнерусских текстах
Точки и их сочетания
Линии внизу строки (_)


Змийцы (~)

Слайд 11Знаки препинания в работе Максима Грека «О грамотике Инока Максима Грека

святогорца объявлено на тонкословие» (XVI век):

точка (.)
иподиастоли (,)
иподиастоли с точкой (;)

Попытка упорядочить постановку знаков препинания с учетом смысла текста



Слайд 12Знаки препинания в печатной грамматике Лаврентия Зизания («Грамматика Словенска…» 1596 год)


смысловой принцип, завершённости или незавершённости высказывания


запятая (,)
срока (ё)
двосрочие (:)
съединительная (-)
подстолия (;)
точка (.)


Слайд 13
«Грамматика Словенския правильное синтагма» (1616 год) Мелетия Смотрицкого
черта (/)
запятая (,)


двоточие (:)
точка (.)
разъятная и единитная (-)
вопросная (;)
удивная (!)
вместная [ ]
отложная ( )

в основе употребления лежит интонационный принцип с учётом смысла высказывания


Слайд 14
«Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной

и новой и о всем, что принадлежит к сей материи» В.К.Тредиаковского (XVIII век) :
правила постановки знаков с учётом структуры простого и сложного предложений;
появление вопросительного знака.


«Российская грамматика» (середина XVIII века) М.В.Ломоносова:
Два принципа постановки знаков препинания: смысловой и синтаксический. 

Слайд 15Правила пунктуации в школьной практике XIX века


Слайд 16Некоторые различия в дореволюционных и современных правилах пунктуации
Запятая между однородными членами:





Слайд 17Правила постановки запятой при выделении сравнительного оборота:
в дореволюционной грамматике русского языка

не существовало самого понятия сравнительного оборота



Слайд 18Усложнение правила постановки тире:

Основные случаи употребления:


Слайд 19 Последствия изменения правил пунктуации


Слайд 20 Повлияло ли изменение постановки знаков препинания в произведениях, созданных

до реформы русской орфографии 1956 года, на их первоначальный смысл?

Слайд 23Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» (современное издание)
В море царевич купает коня;
Слышит:

«Царевич! взгляни на меня!»
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.
Слышит царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»
Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелко́вой узды.
Вышла младая потом голова;
В косу вплелася морская трава.
Синие очи любовью горят;
Брызги на шее как жемчуг дрожат.
Мыслит царевич: «Добро же! постой!»
За косу ловко схватил он рукой.
Держит, рука боевая сильна:
Плачет и молит и бьется она.
К берегу витязь отважно плывет;
Выплыл; товарищей громко зовет.

«Эй вы! сходитесь, лихие друзья! Гляньте, как бьется добыча моя...
Что ж вы стоите смущенной толпой? Али красы не видали такой?»
Вот оглянулся царевич назад: Ахнул! померк торжествующий взгляд.
Видит, лежит на песке золотом Чудо морское с зеленым хвостом;
Хвост чешуею змеиной покрыт, Весь замирая, свиваясь дрожит;
Пена струями сбегает с чела, Очи одела смертельная мгла.
Бледные руки хватают песок; Шепчут уста непонятный упрек...
Едет царевич задумчиво прочь. Будет он помнить про царскую дочь!



Слайд 24Различия пунктуации дореволюционного и современного изданий.


Слайд 25(Продолжение стихотворения)


Слайд 26Если мы прочитаем с выражением два варианта издания стихотворения и правильно

расставим смысловые акценты в предложениях и паузы, которые нам показывает пунктуация, то настроение и эмоциональная окраска в разных изданиях будет отличаться!

Слайд 27Выводы по работе:
Пунктуация помогает читателю определить интонацию в предложениях, правильно расставить

смысловые акценты и паузы, поэтому очень важно видеть и уметь правильно «читать» знаки препинания.
Изменение постановки знаков препинания может сильно исказить авторскую идею и эмоциональную окраску текста.
Реформа письменности 1956 года (она коснулась и пунктуации) повлияла на понимание читателем текста, то есть мы воспринимаем стихотворения М.Ю. Лермонтова иначе, чем читатели XIX века)




Слайд 28Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика