Социальный потенциал российской модернизации (на материале Южного федерального округа) презентация

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Слайд 1Москва, 2010 г.
Социальный потенциал российской модернизации
(на материале Южного федерального округа)
Руководитель проекта:

к. полит. н. Фёдоров В.В.

Научный руководитель проекта: д.э.н. Дискин И.Е.

Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ


Слайд 3Идеология проекта


Слайд 4НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
Инициативы Президента Д.А. Медведева подвели итог дискуссий относительно характера российской

модернизации:

Интегрированная модернизация –экономики, государства, политической и социальной систем; иначе модернизация одних локальных систем будет обрушена отставанием других;

Модернизация ненасильственная,
основанная на демократических ценностях; успешная модернизация в конкретных условиях России может быть только с опорой на народ и для народа.

«РОССИЯ, ВПЕРЕД!»

Базовые ценности: патриотизм, демократия,
справедливость

Средства:
национальная консолидация, стимулирование активности, умножение точек роста

Принципы: стратегичность, органичность, реализм и социальность развития

Роль государства:
концептуальное лидерство, проблемная постановка целей, «живой» контакт с «низами», анализ противоречий развития, корректировка его целей


Слайд 5С какими рисками модернизации
должна бороться демократия?

Модернизация - время инноваций. Нужно

отсекать маниловщину и авантюры, не теряя «жемчужины»;

Модернизация часто страдает технократизмом. Нужно поддерживать социальное измерение модернизации, ее связь с нуждами людей;

Демократическая модернизация чревата популизмом, подрывающим стратегические ориентиры. Нужен баланс роста качества жизни и создания заделов устойчивого развития.

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ДЕМОКРАТИЯ

Какие задачи модернизации
должна решать демократия?

Формировать атмосферу доверия к государственным институтам; стимулировать экономическую и социальную активность основных субъектов модернизации;

Расширять социальную поддержку модернизации; определять ее задачи на основе учета и баланса интересов основных «игроков»

Обеспечивать «обратную связь», своевременно корректировать задачи модернизации, обеспечить практичность и действенность институциональных норм.


Слайд 6«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ РЕМОНТ» – КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ УСПЕХА МОДЕРНИЗАЦИИ

Будут институты, адекватные задачам модернизации

- будут инвестиции и технологии;

Институты - не продукт идеологизированного догматизма, а разумный компромисс между нормативными установками и практическими нуждами;

Институты - продукт модернизационной социальной динамики;

Реформы институтов ориентированы на решение ясно понимаемых проблем;

Заимствование образцов: решение сходных проблем в сходных условиях при апробации и адаптации.

Слайд 7 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕРНИЗАЦИИ
Социальный потенциал модернизации – совокупность социально-экономических ресурсов различных

слоев и групп населения, которые могут быть реализованы в ходе модернизационного проекта при наличии условий:

формирование мотивационного комплекса, стимулирующего различные слои и группы населения к использованию собственного социального потенциала, к их наращиванию;
создание комплекса благоприятных экономических, социальных и политических институциональных условий, обусловливающих стимулирование наиболее полного использования располагаемых социальных ресурсов;
формирование комплекса ресурсных возможностей для дальнейшего наращивания социальных ресурсов слоев и групп, наиболее значимых для успеха модернизации.


Слайд 8цели и жизненные стратегии активных групп населения, возможность их реализации;
оценки

нравственно-этических характеристик людей - «двигателей» модернизации;
факторы и барьеры личного успеха при реализации политики модернизации;
квалификационный потенциал населения, характеристика его использования;
оценка изменений в деятельности, которые могут быть достигнуты при наращивании квалификационного потенциала;
структура социального потенциала, его специфические особенности в региональном и социально-групповом разрезах;
характер социальной динамики, ее соответствие требованиям модернизации. характер российского модернизационного проекта;
предпочитаемые модели, приоритетные направления политики модернизации;
уровень поддержки лидеров страны, проводящих курс модернизации;
влияние различных компонент социального потенциала модернизации на личный успех;
приоритетные направления развития социального потенциала;
оценка качества функционирования различных институтов, реализующих задачи модернизации;
уровень доверия активных групп населения институтам управления;
направления повышения эффективности государственных органов управления;
роль коррупции в снижении эффективности институциональной системы, масштабы, влияние и распространение коррупции;




ИССЛЕДУЕМЫЕ ФАКТОРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОДЕРНИЗАЦИИ


Слайд 9УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ: ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

1,5 – 2 %
20 –

25 %

13 – 25 %

50 – 60 %

«Креативное меньшинство»

«Новая Россия»

«Благожелательное большинство»

«Дезадаптированное меньшинство»

Взаимная адаптация общества и институтов

Апробация модернизационных образцов

Запрос на «институциональный ремонт»

Социальная поддержка,
контроль за напряженностью





Слайд 10ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ


Слайд 11ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Массовый опрос населения
Генеральная совокупность - экономически-активное население ЮФО

в возрасте 20-45 лет.
Параметры выборки: многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка, репрезентативная для взрослого населения округа
суммарный объем реализуемой выборочной совокупности – 3 600 человек
Статистическая ошибка не превышает 1,7%.  
Метод исследования: личное формализованное интервью по месту жительства респондента.

2. Экспертный опрос
Представители федеральных и региональных органов власти
Представители местных органов власти
Представители бизнес-сообщества
Параметры выборки: 900 экспертов , в каждом регионе опрошено 50 экспертов каждой группы.

География исследования: Астраханская обл., Волгоградская обл., Краснодарский край, Республика Адыгея, республика Калмыкия, Ростовская обл.

Слайд 12Наличный социальный потенциал модернизации


Слайд 13Эксперты, считающие, что модернизация – главный национальный приоритет . (В %

от числа опрошенных, n=900)

23% ЭКСПЕРТОВ СЧИТАЮТ МОДЕРНИЗАЦИЮ
ГЛАВНЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИОРИТЕТОМ


Слайд 14


ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ:

Готовы мобилизоваться в условиях кризиса
Стремятся получить хорошее образование
Хотели

бы иметь собственный бизнес
Стремятся стать богатыми
Стремятся сделать карьеру
Готовы заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию, оставаясь на той же работе
Готовы больше работать, искать дополнительный заработок
Готовы переехать на новое место жительства, чтобы найти лучшую работу
Готовы при необходимости освоить новую профессию
Готовы рискнуть стабильностью, попытаться изменить свою жизнь
Уверены, что человек должен сам, (а не государство) позаботиться о своей старости
Прилагают много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее
Чувствуют себя современными людьми
Для них важно достичь успеха в жизни, сделать карьеру

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕРНИЗАЦИИ – АКТИВНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ

активные

умеренно-активные

пассивные


Слайд 15РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ПО ИНДЕКСУ АКТИВНОСТИ


Слайд 16ТИПЫ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПО ИНДЕКСУ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ


Слайд 17
Доверие власти как условие модернизации


Слайд 18

ОДОБРЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЕ
80% - одобряют деятельность руководства

страны - Президента и Председателя Правительства.
60% - одобряют деятельность Правительства.
49%- одобряют деятельность губернатора области\президента республики.

ЭКСПЕРТЫ

87-86% - одобряют деятельность руководства страны - Президента и Председателя Правительства
70% -одобряют деятельность Правительства.
69% -одобряют деятельность губернатора области\президента республики.


Слайд 19

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЕ
губернатор\президент работают: 9% - очень эффективно, 40%

- довольно эффективно.
правоохранительные органы, работают: 6% - очень эффективно, 29% - довольно эффективно;
органы местного самоуправления работают: 5% - очень эффективно, 32% - довольно эффективно.


ЭКСПЕРТЫ

губернатор\президент работают : 29% - очень эффективно, 41% - скорее эффективно.
правоохранительные органы, работают: 7% - очень эффективно, 39% - довольно эффективно;
органы местного самоуправления работают: 15% - очень эффективно, 43% - довольно эффективно.


Слайд 20

МОДЕРНИЗАЦИЯ: ИНФОРМИРОВАННОСТЬ, НАСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРИОРИТЕТЫ
НАСЕЛЕНИЕ
17% - «хорошо осведомлены о политике модернизации»,

50% - «что-то слышали, но неточно».
38% - «модернизация важнее, чем стабильность», 42% - «стабильность важнее».
28% -модернизация «снизу», 48% -с модернизация «сверху».
Приоритеты: 39% - «общество, в котором гарантированы социальные права граждан» ; 30% - «высокоразвитые отрасли «традиционной» промышленности; 29% – высокоразвитая инновационная экономика.

ЭКСПЕРТЫ

66% - «хорошо осведомлены о политике модернизации», 29% - «что-то слышали, но неточно».
60% - «модернизация важнее, чем стабильность». 23% -модернизация -главный приоритет, 66% - один из приоритетов.
53% - модернизацию проводить быстро и энергично, 34% - осторожно и постепенно.
Приоритеты : 49% – высокоразвитая инновационная экономика ; 29%-создание системы стимулов инновационной деятельности; 25% - выбор и реализация проектов по созданию прорывных технологий, качественно новых продуктов.


Слайд 21В какой мере, на Ваш взгляд, руководители разного уровня способны реализовать

цели и задачи модернизации? Вариант «скорее способны» (В % от числа опрошенных по группам населения)

СПОСОБНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РЕАЛИЗОВАТЬ ЦЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ


Слайд 22Институциональная среда для модернизации


Слайд 23В какой мере, на Ваш взгляд, руководители разного уровня способны реализовать

цели и задачи модернизации? Вариант «скорее способны» (В % от группы «активного» населения)

Слайд 24В какой мере, на Ваш взгляд, руководители региона способны реализовать цели

и задачи модернизации? Вариант «скорее способны» (в % от экспертов, считающих модернизацию важным национальным приоритетом)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ


Слайд 25СПОСОБНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РЕАЛИЗОВАТЬ ЦЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ
ТИП РЕГИОНА:
1.ВЫСОКИЙ

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ:
Краснодарский край- 71%;
Астраханская область-74%;
2. ВЫСОКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ:
Ростовская область- 72%;
Волгоградская область -53%;
3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСПУБЛИКИ:
Республика Калмыкия-59%;
Республика Адыгея -66% .
Ростовская область – высокая способность в трудных условиях.


Слайд 26Барьеры на пути модернизации


Слайд 27ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ
Запрос на модернизацию выражает только треть населения,

тогда как почти половина предпочитает ей стабильность.
Значительная часть населения ориентирована на социальную составляющую модернизации, воспринимает ее как раздачу дополнительных благ, а не как развитие инновационной экономики.
Основные ожидания по реализации стратегии модернизации связаны с федеральной властью, а не с собственными усилиями.
Важнейший барьер на пути модернизации – коррупция. Две трети экспертов и три четверти населения оценивают ее уровень как «очень высокий или «высокий».


Слайд 28Профсоюзы
Некоммерческие организации
Какие институты, на Ваш взгляд, могли бы стать движущей силой,

а какие – тормозом модернизации?» (индекс)

Слайд 29КОРРУПЦИЯ – ЗНАЧИМЫЙ БАРЬЕР
Оценки населения по группам
Оценки экспертов, считающих модернизацию важным

национальным приоритетом

Распределение ответов на вопрос: «Оцените уровень коррупции в Вашем регионе»


Слайд 30Основные выводы


Слайд 31ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Социальный потенциал, необходимый для успешной модернизации, накоплен. Имеется креативное меньшинство

(2%), активные слои (25%), готовые апробировать модернизационные нововведения, и благожелательное большинство (66%). Очаги активности населения – мегаполисы и малые города.

Политика модернизации получила поддержку как среди статусных групп, представленных в исследовании в качестве экспертов, так и среди потенциально активных групп населения.

В то же время «благожелательное большинство» плохо понимает, что именно стоит за политикой модернизации. Недостаток информированности активных групп населения требует разъяснения политики модернизации, сфокусированного на ценностях и интересах соответствующих групп, увязывающего общие цели модернизации с их жизненными стратегиями






Слайд 32ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Ожидания населения от модернизации связаны с социальным измерением развития и

являются предупреждением против чистого технократизма, требованием сочетания инновационного развития с решением актуальных социально-экономических проблем.

Важный индикатор – оценка институтов активными группами населения. Более активные группы выше оценивают возможности руководства по реализации задач модернизации. Одновременно эти группы критичнее в отношении распространенности уровня коррупции.






Слайд 33КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Центральный офис ВЦИОМ г.Москва, Болотная наб., дом 7, стр. 1

т./ф. +7 (495) 748-0807 inform@wciom.com www.wciom.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика