Уравнения Ричардсона и энергия связи куперовской пары В. В. Погосов, Институт теоретической и прикладной электродинамики РАН, Москва M. Combescot, Institut des NanoSciences de Paris, Universite Pierre et Marie Curie & CNRS, Paris W. V. Pogosov, презентация

Содержание

Мотивация/Введение Решение уравнений Ричардсона в разреженном пределе Обобщение теории БКШ Выводы План

Слайд 1
Уравнения Ричардсона и энергия связи куперовской пары

В. В. Погосов,
Институт теоретической

и прикладной электродинамики РАН, Москва


M. Combescot,
Institut des NanoSciences de Paris, Universite Pierre et Marie Curie & CNRS, Paris


W. V. Pogosov, M. Combescot, and M. Crouzeix, PRB 81, 174514 (2010); W. V. Pogosov, M. Combescot, Письма в ЖЭТФ 92, 534 (2010).

Слайд 2
Мотивация/Введение
Решение уравнений Ричардсона в разреженном пределе
Обобщение теории БКШ
Выводы

План


Слайд 3Мотивация/Введение


Проблема перехода БЭК-БКШ (ультрахолодные газы, ВТСП, экситоны)
Предел локальных пар
поверхность Ферми размыта
-

Предел БКШ
плотность пар очень велика, есть поверхность Ферми

- Как описать переход? Проблема осуждалась еще Шриффером в связи с переходом от двухчастичной модели Купера к многочастичной модели БКШ.


?

переход


Слайд 4Предыдущие работы по “density-induced” кроссоверу

Модель Иглса (1969): «сверхпроводящие полупроводники»
Обобщение формализма БКШ

Уравнение на «щель»
- Уравнение на химический потенциал
Адекватное описание обоих пределов

См. также: N. Andrenacci et al. (1999).

A. Leggett (1980): ферми-газы – кроссовер за счет изменения силы притяжения


Слайд 5Задача Купера и теория БКШ: ключевые моменты
Задача Купера




Уравнение Шрёдингера:

Уравнение на собственные

значения:



Энергия связи пары:


!


Слайд 6БКШ

Энергия сверхпроводящего состояния:



Сверхпроводящая щель:




Утверждение Шриффера: пары перекрыты так сильно, что
концепция изолированной

пары не имеет смысла (“has a little meaning”)
- вводятся «виртуальные» пары с “энергией” = щели
- сконцентрированы вблизи поверхности Ферми
- отличаются от «сверхтекучих» пар из волновой функции БКШ
- их число гораздо меньше числа пар в слое
- вводятся не ab initio, а для понимания результата, «руками»

В настоящее время под куперовскими парами в БКШ обычно понимаются как раз виртуальные пары (см., например, Walecka-Fetter)


!


Слайд 7Мотивация:
- Установить возможную связь между «куперовскими парами» в обоих пределах
- Попытаться

описать переход, выходя за рамки обобщенной теории БКШ

Альтернативное представление:

Слайд 8На примере двух пар

Подход Ричардсона
Мысленный эксперимент: начнем добавлять пары в слой,

пока он не заполнится наполовину

R.W. Richardson (1963)

Волновая функция основного состояния:


Слайд 9используется тождество (расцепление):
Уравнения Ричардсона для двух пар


Слайд 10Уравнения Ричардсона для трех пар






- неявная зависимость от N !
- многочастичная

классическая задача,
(имеется электростатическая аналогия)

Слайд 11


Решение уравнений с помощью разложения
Разложение сумм в разреженном пределе
где
Вводим безразмерную переменную:


Слайд 12Приведенные уравнения Ричардсона для двух пар:




малый параметр


В первом приближении по

:

(невзаимодействующие
пары)


Слайд 13Следующий порядок по :




Энергия основного состояния:


…переписываем:
добавление 1-ой пары
«выедание»

энергии
связи пары (аналогично экситонам)

Слайд 14Три пары

В первом приближении:



Во втором приближении:

и т.д. для большего количества пар


Слайд 15Четное число пар (общий случай)
I. В первом приближении



Уравнения Ричардсона:


умножаем на ai

и складываем



II. Во втором приближении (сумма уравнений Ричардсона):


Слайд 16Энергия основного состояния









Уменьшение энергии связи пары из-за принципа Паули
Полное совпадение с

результатами БКШ при экстраполяции в «полузаполненную» конфигурацию!

Слайд 17Second order term in the expansion
still in N(N-1)

so that

it vanishes in the large sample limit

M. Crouzeix & M. Combescot (unpublished)

Similar to Frenkel excitons
same one-to-one coupling …


Слайд 18Конфигурация с несимметричным расположением слоя с притяжением (произвольное число пар в

слое)

Обобщение БКШ


Слайд 19Уравнение на щель








Слайд 20Вычисление энергии конденсации

Совпадение с результатами решения уравнений Ричардсона (N >> 1)



Слайд 21Подход можно обобщить и на «разреженный» предел
Добавляется уравнение на химпотенциал:









Выражения для

энергии основного состояния и сохраняются, но меняется смысл


энергия возбужденного состояния:


слабая сингулярность


Слайд 22Спектр возбуждений из уравнений Ричардсона
- разрыв пары означает блокировку двух

состояний («соловьевская блокировка»), что ведет к модификации энергии оставшихся пар



Начальное состояние: N пар
Конечное состояние: (N - 1) пара + 1 неспаренный электрон
Уравнения Ричардсона:


Слайд 23Разреженный предел:


Разница энергий:


конкуренция между кинетической энергией «дефекта» и изменением энергий

оставшихся пар!


(!)

щель типа БКШ


Слайд 24На самом деле, должно выполняться неравенство:



Если не выполняется:



Итак,
в разреженном пределе

выгодно поместить «дефект» как можно ниже. Энергия возбуждения контролируется энергией связи пары.

в плотном пределе выгодно поместить «дефект» повыше. Появляется щель типа БКШ. Поведение системы становится коллективным.
Щель типа БКШ – это многочастичный отклик системы.



Слайд 25- Предложена интерпретация результатов теории БКШ в терминах «сверхтекучих», а не

«виртуальных» пар. Преимуществом этого представления является простая связь между разреженным и плотным режимами.

- Предложен новый метод аналитического решения уравнений Ричардсона в разреженном пределе пар. Несмотря на это ограничение, полученное выражение для энергии основного состояния совпадает с результатом теории БКШ в плотном режиме.

Выводы


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика