Слайд 1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Звёздочка» городского округа город
Мантурово
Проект
по нравственно – патриотическому воспитанию
«Родной свой край – люби и знай!»
Старший воспитатель:
Хмурова Ольга Александровна
никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца”.
К.Паустовский
Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, природе побудило к проведению краеведческой работы вДОУ.
Слайд 3Проведенные среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ исследования показывают:
к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решение данной проблемы мы увидели в реализации проекта: «Родной свой край люби и знай!»
Слайд 4Родной свой край люби и знай!
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный
краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
Слайд 5Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение
дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике города.
Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально – ценностное отношение к краю.
Слайд 6 Гипотеза:
Не следует ждать
от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Вид проекта: групповой
Участники: педагоги, специалисты, дети старшего дошкольного возраста, родители
Сроки реализации: в течение года
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Слайд 7
Необходимые условия реализации проекта:
интерес детей и родителей
методические разработки,
интеграция со специалистами детского сада
новизна материалов
доступность для детского восприятия
активизация детей яркими увлекательными материалами
использование современных средств ИКТ
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный
II. Организационно-практический
III. Промежуточно – диагностический
IV. Презентационно – завершающий
V. Контрольно-рефлексивный
Слайд 8Формы реализации проекта
Организованное занятие
Экскурсии
Пешеходные прогулки
Встречи с интересными людьми (мастерами города)
Утренники, праздники
Индивидуальная
работа с детьми
Совместные занятия с родителями
Методы
Методы повышающие познавательную активность дошкольников
Методы направленные на повышение эмоциональной активности детей
Методы и приёмы способствующие установлению связи между разными видами деятельности
Методы коррекции и уточнения
Слайд 9
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно – правовые
Методическое
Материально – технические ресурсы
Кадровые
Ожидаемый результат
Итоговым результатом является
диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Освоение доступных знаний об истории родного города.
Приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к творчеству людей нашего города.
Слайд 10Методическая работа
Консультации
«Формирование образа
Родины у дошкольников».
«Патриотизм в системе
воспитания д/с и
семьи».
Семинар
«Воспитание нравственно – патриотических
чувств детей дошкольного возраста».
Педсовет
«Гуманизация педагогического
процесса посредством
ознакомления дошкольников
с родным краем».
Слайд 11Оснащение методического кабинета
Альбомы по патриотическому воспитанию детей
Методическая литература
Слайд 12Куклы в народных костюмах
Материалы для знакомства с декоративно прикладным искусством.
Слайд 13 Сделаем наш город чище
Совместное занятие
детей и родителей
«Сделаем наш
город чище».
Даже родителям есть над чем задуматься.
Слайд 14Охранять природу –
значит любить Родину»
Научить ребёнка чувствовать красоту родной земли,
воспитывать
любовь к родным местам – одна
из важнейших задач педагога.
Слайд 15Экскурсия в музей
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Слайд 16Посещение выставки Смирновой Н.А.
Вышивание – древних славян ремесло,
И душою я в
нём растворяюсь,
И становиться снова на сердце тепло,
Когда пялец привычно касаюсь…
Слайд 17Коляда
Ходит коляда по святым вечерам,
Собирайтесь, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте
копеечки!
Слайд 18Масленица
В гости к детям пришли Масленица и Блин
Для вас готово угощенье,
Всем
на удивленье!
Угощайтесь, гости дорогие!
Вот блинчиков пара,
Ешьте с пылу с жару!
Все румяные да красивые!
Слайд 19Народные игры
Славным вышло здесь гулянье!
Молодцам соревнованье,
Нам – веселье до упаду!
Вам мы
были очень рады!
Слайд 20Мама солнышко моё
Любовь к Родине,
к своему народу начинается
с малого
– с Любви к матери
Слайд 21«Семейные обычаи на Руси»
Родители принимают
активное участие
в семейных праздниках.
Самые активные
родители награждаются
почетными грамотами.
Слайд 22Результаты работы
Дети получают необходимые знания о своем городе;
Рост познавательной активности детей
повысился на 20 %,
Продолжается тесное сотрудничество с родителями;
Педагоги повышают педагогическое мастерство;
Расширилось сотрудничество детского сада с организациями города (музеем, библиотекой);
Пополняется изба - музей детского сада новыми материалами;
Детский сад вышел со своим опытом по данной теме на муниципальный уровень.
Слайд 23Предложения по возможному распространению проекта
Проект можно использовать в
любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.