Слайд 1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 412
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Учебная ситуация
и УУД:
дань моде или необходимость?
Методическое пособие
Санкт-Петербург
2013
Слайд 2Актуальность
Учитель сегодня должен стать помощником, создателем новых учебных ситуаций,
новых заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий (УУД) и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний (требования ФГОС).
Слайд 3Цель создания
методического пособия
Познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей
учебной деятельности и способом формирования универсальных учебных действий школьников.
Слайд 4Практическая значимость методического пособия
В пособии представлены приемы и методы повышения
мотивации учения и качества обученности учащихся по разным предметам в общеобразовательной школе. На основе разработанных практических рекомендаций учителя смогут овладеть инструментами построения уроков в 5-11 классах, позволяющими сформировать на основе УУД целостное представление о мире.
Слайд 5Структура пособия
Пособие состоит из двух глав, в которых учитель может познакомиться
с понятиями: «учебная ситуация» и «универсальные учебные действия» (УУД), научиться моделировать учебные ситуации и строить урок с точки зрения формирования УУД.
Слайд 6Глава I Учебная ситуация
Шаг первый: расскажи – и я узнаю…
некоторые оптимальные
научные концепции А.В.Хуторского, В.В.Краевского, .Я.Лернера.
Слайд 7Шаг второй: покажи – и я запомню…
Практические разработки учителей нашей
школы
1. Литература 5 класс. Лежнева Л.В.
2. Русский язык 6 класс. Тараскина С.В.
3. История 7 класс. Ибрагимова И.В.
4. Элективный курс по математике 10 класс. Запасник О.Я.
Слайд 8Шаг третий: дай попробовать – и я пойму…
Мастерская «Учиться делая» -
один из способов создания алгоритма моделирования учебных ситуаций и формирования УУД в свете новых требований к современному уроку.
Слайд 9Алгоритм
1. Отбор содержания урока.
2. Выявление личного опыта учащихся по теме урока
(возможны вопросы, начинающиеся со слов: как, почему, когда, отчего?).
3. Формулирование проблемного вопроса по теме урока.
4. Предлагаемые пути решения вопроса.
5. Алгоритм решения (предлагается учителем или учениками).
6. Решение учащимися вопроса по алгоритму и демонстрация результата.
7. Моделирование жизненной ситуации.
Слайд 10Глава II Универсальные учебные действия (УУД)
Шаг первый: расскажи – и я
узнаю…
Классификация УУД (по А.Г.Асмолову):
Познавательные
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Слайд 11Технологическая карта урока
Шаг второй: покажи – и я запомню…
Алгебра 9 класс.
С.К.Сентюрина
Английский язык 6 класс. Пасечная М.В.
Русский язык 6 класс. Тараскина С.В.
История и культура СПб 5 класс. Ибрагимова И.В.
Слайд 12Шаг третий: дай попробовать – и я пойму
Конструирование современного урока, формирующего
УУД.
Слайд 13Дань моде или необходимость?
Каким же должен стать современный урок? Каждый учитель,
вступая в новую эру образования, задает себе вопросы: как? зачем? почему? Эти же вопросы задает себе и ученик. Совместный поиск ответов сделает урок интересным познавательным открытием.
Слайд 14Литература
1. Горленко Н. М., Запятая О. В., Лебединцев В. Б., Ушева
Т. Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования// Народное образование, №4, 2012, с.153-160
2. Зимня И. А. Педагогическая психология, М.:МПСИ, Воронеж, МОДЕК, 2010,448 с.
3. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения, М.:»Педагогика», 1981,186 с.
4. Мухина И. А., Еремина Т. А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: книга для учителя. – СПб.: СПбГУМП, 2002,210 с.
5. Панина Т. С.,Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения, М.:Akademia,2006, 176 с4.
6. Педагогические мастерские по литературе/ Под ред. А. Н. Сиваковой, СПб.: «Корифей»,2000,352 с.
7.Теоретические основы процесса обучения в советской школе/Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера М.: «Педагогика»,1989,320 с.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли// Учебное пособие / Под ред. А. Г. Асмолова, М.: Просвещение, 2011, 159 с.
9. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов, СПб Питер,2001, с.384-401
Слайд 15Авторы: Капустина Т.А., Лежнева Л. В., Тараскина С. В., Запасник О.Я.,
Ибрагимова И. В., Пасечная М. В., Сентюрина С.К.