Слайд 1Управление воспитательной системой лицея: основные подходы
«В человеческой деятельности всегда были
две
неизменно трудные вещи:
воспитание детей и управление взрослыми людьми».
И.Кант
Слайд 2Сегодня, если школа хочет быть конкурентоспособной, то она должна работать в
логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющее адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной социокультурной ситуации
Слайд 3
Модернизация возможна только через развитие новой модели воспитательной системы школы, класса
как единого образовательного пространства,
структурирующего целостность и полноту
современного знания в формах гуманной ценности,
нравственно здоровых ориентиров
Слайд 4Профессиональное воспитание – процесс целенаправленный,
а значит, системный
Управление –
целенаправленное воздействие
на жизнедеятельность школы,
которое осуществляется на всех основных этапах ее развития
Слайд 5Два уровня системного подхода к воспитанию и два понятия:
Первый уровень –
система воспитательной работы
Слайд 6Второй уровень – школьная воспитательная система
Слайд 7Современная теория воспитания
«Эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках
организованной воспитательной системы».
Теоретики и практики воспитания: В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова
«Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они не казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего».
Л.И.Новикова
Слайд 8Воспитательная система -
упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов воспитательного процесса (целей,
субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой им среды), взаимодействие которых обуславливает наличие у учебного заведения способности содействовать развитию ребенка
Слайд 9
Воспитательная система лицея
1993 г. Образование провинциального лицея
1999 г. Программа развития лицея
«Самоактуализирующая личность»
2004 г. Миссия лицея – лицей создает условия для самореализации учеников с учетом индивидуальных возможностей каждого, сочетая разноуровневость, элитарность и доступность образования
2005 г. Программа развития воспитательной деятельности
2005 г. Концепция и Программа развития МОУ Заволжского лицея
Миссия лицея:
обеспечение обязательности и доступности общего образования,
обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства,
обеспечение комплексной безопасности учащихся
Слайд 10
Воспитательная система лицея
рационально-образовательной ориентации
Основные ценности: знания, разум, наука, истина, техника, цивилизация
Цель:
человек, владеющий запасом знаний способами их получения, обладающий развитым интеллектом, рациональномыслящий, умеющий использовать полученные знания на практике.
Системообразующий вид деятельности: познавательная деятельность
Основные педагогические технологии: развивающего обучения, информационного взаимодействия (в частности, информационно-коммуникационные), ТРИЗ, совместного научно исследования, эвристического и проблемного обучения.
Виды деятельности с учащимися: деятельность НОУ, система познавательных и творческих конкурсов, смотров, фестивалей, праздников, олимпиад, предметных недель, оздоровительно-восстановительная деятельность, диагностика и самодиагностика.
Слайд 11Цель:
создание уклада школьной жизни, способствующего воспитанию разносторонне развитой личности
Результат:
становление
личности:
свободной, деловой, предприимчивой,
компетентной, творческой,
обладающей внутренним механизмом нравственной регуляции,
обращенной к человеку,
ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность,
способной стать носителем продуктивного позитивного опыта
для последующих поколений
Слайд 13Воспитательная система воплощает в себе совокупную согласованную деятельность школы, которая реализуется
в трех взаимосвязанных сферах:
в процессе обучения (взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся по освоению стандартов в рамках учебных программ),
во внеклассной образовательной сфере (самостоятельная деятельность ребенка по самообразованию, его участие в работе объединений дополнительного образования),
во внеучебной сфере (все виды деятельности по приоритетным направлениям воспитательной работы)
Слайд 14Процесс обучения
в структуре воспитательной системы лицея
жизнедеятельность учащихся
способ овладения современной культурой
и культурной традицией
источник приобретения разнообразного познавательного опыта
Функции:
Интегрирующая Регулирующая Развивающая
Функции защиты, корректировки и компенсации
Слайд 15Дополнительное образование
в структуре воспитательной системы
Сетевое взаимодействие
с Центром дополнительного образования
Функции:
Интеграции
Компенсации
Развития конкретной индивидуальности
Социализации Самоактуализации Рекреации Социальной защиты
Слайд 16Внеучебная деятельность
в воспитательной системе лицея
Признаки:
ориентация на наиболее приемлемые формы жизнедеятельности
обеспечение
права выбора форм и содержания
внеучебная деятельность социально значима, организуется с учетом уровня развития детей, их интересов, предоставляются возможности для проявления инициативы, самодеятельности, активности
интегративный характер содержания деятельности
наполненность разнообразными делами
Слайд 17Условия организации внеучебной деятельности:
созидательность,
высокая мотивированность, инициирование целевой активности,
побуждение учащихся к рефлексии
– анализу собственного состояния,
переживания, мыслей по ходу и завершению деятельности,
«мажор» - оптимистический настрой всех субъектов деятельности,
сотрудничество взрослых и детей в деятельности
Слайд 19Циклограмма ключевых школьных дел
Праздник «Храм науки, мечтаний, чудес… Здравствуй, лицей!»
Конкурс букетов
«Краски осени»
Акция «Букет ветерану»
Праздник «Славлю тебя, Учитель!»
Праздник «Мы теперь – не просто дети, мы теперь – ученики»
Посвящение в Старшеклассники
Старт тинейджеров
День рождения РМиД
Праздник «Новый год зажигает огни»
Математический КВН
Мисс лицея
День интеллектуального общения и творческого сотрудничества
День открытых дверей
Праздник «Азбука – к мудрости ступенька»
Вахта Памяти
Конкурс «Ученик года»
Ярмарка образовательных услуг
Праздник «Последнего звонка»
«Звездный бал»
Выпускной бал «Фотография на память»
Слайд 20Детское школьное самоуправление
Основные положения:
Смысл детского самоуправления состоит не в том,
чтобы дети включались в существующие пирамиды отношений руководства-исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт
Общественная жизнь в условиях школы - деятельность различных детских организаций, дополнительного образования, событийное взаимодействие учащихся, педагогов, родителей, социума
Детское самоуправление не обязательно должно пронизывать каждый этап школьной жизни. Оно сосредотачивается вокруг различного рода событий (коллективно-творческих дел), где налицо возникновение самоуправленческих отношений.
Реальными субъектами самоуправления являются дети. Естественная активность ребенка «доращивается» до гражданской активности через каналы образования и воспитания: педагогической поддержки, группового общения, педагогического консалтинга (консультирования).
Слайд 21Классный коллектив
как объект и субъект управления
Использование системного подхода
в деятельности
классного руководителя
Слайд 22«Чтобы воспитание было успешным»
«Погружение» в культуру
Создание культурной среды,
культурного пространства – один из важных компонентов воспитательной системы
Слайд 24«Инновации»
2008 г.
Проект «Реализация образовательного процесса через
развитие совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ, с учетом преемственности между I, II, III ступенями общего образования» на период до 2019 года
Слайд 25 В основе построения содержания ФГОСОО
(Федерального государственного образовательного стандарта общего образования)
лежит системно-деятельностный подход,
который предполагает формирование и развитие личности:
отвечающей потребностям инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества,
имеющей постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и личностной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию, креативность, диалогичность с другими культурами, умение решать конфликты мирным путем, лояльность государству, рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм,
умеющей самостоятельно конструировать свои знания, необходимые для решения задач, имеющей способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации, а затем в новое знание,
имеющей потребность для дальнейшего образования и профессиональной деятельности,
понимающей актуальность для современного российского общества ценностно-нравственного значения образования.
Слайд 26 В Требованиях к структуре основных образовательных программ
наличие раздела
«Программа воспитания и социализации учащихся»
Программа обеспечивает единство обучения, воспитания и развития и направлена на определение системы требований к воспитательной составляющей образовательного процесса, на формирование в рамках управления региональными образовательными системами образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля двух взаимосвязанных процессов:
социальная адаптация образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум – воспитательная система ОУ),
многоуровневая социально-личностная адаптация учащихся
Духовно-нравственное развитие обучающихся являются важнейшими педагогическими инструментами сохранения и укрепления целостного образовательного (воспитательного) пространства России.
Слайд 27Раздел
«Механизмы достижения реализации проекта»
в графе «Обеспечение формирования
российской идентичности как основы развития гражданского общества»
способом измерения является наличие воспитательной системы, отвечающей требованиям к организации и результатам образовательного процесса с учетом обеспечения конечного результата: формирования личности выпускника, отвечающего требованиям гражданского общества.
Слайд 28 Созданная система – явление высокого уровня сложности, результат длительной
продуманной работы педагогического и ученического сообществ, взаимодействия с окружающей средой.
«Опыт создается собственными усилиями коллектива единомышленников в единстве теории и практики» К.Д.Ушинский