Общественный (управляющий) совет образовательного учреждения: понятие, состав, основные полномочия. презентация

Содержание

Государственно-общественное управление образованием Один из видов взаимодействия государства и общества, функция которого заключается в обеспечении реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества и его подсистем. Всю широту и многообразие образовательных

Слайд 1Эмблема
© Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, 2006
Общественный (управляющий) совет образовательного учреждения:


понятие, состав,
основные полномочия.

Слайд 2Государственно-общественное управление образованием
Один из видов взаимодействия государства и общества, функция которого

заключается в обеспечении реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества и его подсистем.
Всю широту и многообразие образовательных потребностей общества могут удовлетворить только взаимодействия государственных
и общественных систем.
Управление таким взаимодействием должно носить государственно-общественный характер.

Слайд 3Государственно-общественное управление образованием
Формирование механизмов, обеспечивающих включение общества в управление образованием (на

уровне образовательного учреждения, муниципального образования, региона), сегодня определено в качестве одного из ключевых механизмов реализации национального проекта «Образование».

Слайд 4
Государственно-общественное управление может быть тем гарантийным механизмом, который

позволит переводить государственно-общественные отношения во взаимодействия.
На основе законодательной, правовой базы (в ее формировании общество должно принимать непосредственное участие), которая сделает эти процессы необратимыми.
Государственно-общественное взаимодействие –
это форма отношений, в которой
реализуются действия
каждого из партнеров,
характеризуемых общностью в
понимании ситуации, единым
смыслом действий,
солидарностью и согласием.

Слайд 5
Почему управление школой должно носить не только государственный , но и

общественный характер
(Закон «Об образовании»)

Где общественность (родительская, местная, деловая, не обладает управленческими полномочиями происходит отчуждение общества от школы.
Нет весомого экономического участия общественности в школьной жизни.
Школа становится закрытой для общества системой.

Необходимо введение института общественного управления образованием.



Слайд 6
В истории образования можно проследить важную линию общественной составляющей :
- Участие

в школьном деле церковных общин,
местных сообществ (комунн в западных странах, земств в России.
- 1989г. Приказ о введении общественного участия в школьном управлении
(министр Ягодин Г.А.
- 1992г. Закон «Об образовании определяет демократический характер, государственно- общественный характер управления образованием.
- 23 октября 1995 на совещании министров образования стран Совета Европы в Люксембурге обсуждался вопрос об участии общественности как факторе роста качества школьного образования.



Слайд 7 В настоящее время управление школой, по-прежнему, во многом строится в

командно-административном подходе. По существу и по преимуществу, все реально значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность школы на уровне управленческих решений, в 99% школ определяются директором, либо учредителем
и вышестоящими органами государственного управления, а именно:
– Содержание обучения;
– Образовательные технологии;
– Система и критерии оценивания;
– Режим работы школы;
– Экономика школы;
– Кадры и многое другое.

Слайд 8Предыстория. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. Распоряжение Правительства РФ

от 29 декабря 2001 г. N 1756-р

Задачи модернизации:
— развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе:
А) распределения ответственности между субъектами образовательной политики;
Б) повышения роли всех
участников образовательного
процесса (обучающегося,
педагога, родителя,
образовательного
учреждения).
(раздел 1.4)


Слайд 9"Необходимо преодолеть существующее
отчуждение школы от общества, чтобы вовлечь родителей, старшеклассников

и общество в целом в управление учебным заведением. Единственный путь для этого – дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения, которые привязаны к школьной жизни, влиять на ситуацию.
Для этого предлагается создать
систему Управляющих Советов общеобразовательных учреждений".
А.В. Шишлов, председатель комитета по образованию и науке
Государственной Думы (1999–2003 г.г.)

Предыстория. Комитет по образованию и науке Государственной Думы - 2001-2003 г.г.


Слайд 10Официальные документы
Министр
образования и науки
Российской

Федерации
от 27 апреля 2004 г. № АФ-144
Органам управления образованием
Республики Карелия, Красноярского края,
Воронежской, Московской, Самарской,
Тамбовской, Ярославской областей, г. Москвы
"О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений.

Министерство образования и науки Российской Федерации считает, что усиление общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями является одним из важнейших направлений развития образования.
(продолжение письма Министра)
В целях развития демократического, государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями в системе общего образования, широкого привлечения к управлению образовательными учреждениями представителей профессионального педагогического сообщества, родителей (законных представителей) обучающихся, выпускников образовательных учреждений и представителей местной общественности прошу поддержать инициативу общеобразовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений.
Министерство образования и науки Российской Федерации готово оказывать правовую, методическую и организационную помощь органам управления образованием и общеобразовательным учреждениям в проводимой работе.
Министр А.А. Фурсенко

Слайд 11"О приоритетных направлениях развития
образовательной системы Российской Федерации"

Решение

коллегии Минобрнауки России от 4 ноября 2004 г. № ПК-5
Заслушав и обсудив доклады …, коллегия отмечает, что на современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования должны стать:
- формирование современной системы непрерывного профессионального образования …
Эффективная реализация приоритетных направлений развития системы образования обеспечивается решением следующих задач.
1. Для формирования современной системы непрерывного профессионального образования необходимо:
- создать условия для расширения числа организационных структур, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;
- создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ, создать условия повышения роли общественных институтов в управлении образованием;
Министр А.А. Фурсенко

Официальные документы


Слайд 12Заседание коллегии Минобрнауки России 10 октября 2005 года.
Критерии конкурсного отбора общеобразовательных

учреждений для получения премии Президента РФ.
Обязательные критерии:
- общеобразовательное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс;
- в общеобразовательном учреждении функционирует орган государственно-общественного управления;
- разработана и реализуется программа развития общеобразовательного учреждения, соответствующая Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации;
- активная деятельность по привлечению внебюджетных средств.

Официальные документы


Слайд 13 Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за

счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными
учреждениями в целях развития институтов
общественного участия в образовательной
деятельности и повышения открытости и
инвестиционной привлекательности
сферы образования;

Федеральная целевая программа развития образования до 2010 г.


Слайд 14 Если школой управляют только представители официальной

"вертикальной власти" (учредители, школьная администрация во главе с директором), характер управления является исключительно "государственным", или "ведомственным".

Если к реальному управлению школой привлекаются представители
общественной, в том числе и
родительской, управление
носит более демократический
"государственно-общественный
характер".

Слайд 15Коллегиальный орган государственно-общественного управления, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных (делегированных)

членов и имеющий управленческие (властные) полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития образовательного учреждения. При том что оперативное управление по-прежнему остается в руках директора школы.

Общественный (управляющий) Совет


Слайд 16Общественный
(Управляющий) Совет
образовательного
учреждения:
8(11) – 21(25)
Работники Школы – не более

1/4
от всех членов Совета, из них не менее
2/3 педагогические работники;
Директор – по должности

Родители (законные
Представители) от 1/3 до 1/2 всех членов

Учащиеся – 2 (4) человека
(от 9-х – 11-х классов)

Представители общественности

Состав Общественного Совета

Представитель
учредителя – 1 человек

Одно и тоже лицо может быть членом
не более двух Советов одновременно


Слайд 17Примерный состав Совета


Слайд 18Состав Совета. Общие рекомендации:
Необходимо количество членов совета, чтобы он был

работоспособным, выполняющим поставленные перед ним управленческие задачи;
Необходимо выдерживать заданные пропорции представительства участников образовательного процесса и общественности;
Увеличение числа представителей от любой целевой группы не должно ущемлять интересы других;
Общее число членов совета должно быть оптимальным для конкретного образовательного учреждения.

Слайд 19Права членов Общественного (управляющего) Совета
Члены Совета имеют право:
– участвовать в

обсуждении и принятии решений Совета, выражать в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Совета;
– инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, относящемуся к компетенции Совета;
– требовать и получать от администрации Школы, от членов Совета предоставления всей необходимой для работы Совета информации по вопросам компетенции Совета;
– присутствовать на заседаниях педагогического совета и других органов самоуправления с правом совещательного голоса;
– представлять Совет в составе экспертных комиссий по лицензированию и аттестации Школы, а также в конкурсной комиссии при замещении должности директора Школы (кроме членов Совета из числа работников Школы и учащихся);
– досрочно выйти из состава Совета.

Слайд 20Обязанности членов Общественного (управляющего) Совета
Члены Совета обязаны:
- принимать активное участие

в деятельности Совета. Действовать при этом добросовестно, рассудительно и ответственно;
- Присутствовать на всех заседаниях Совета, не пропускать их без уважительной причины.
Член Совета может быть выведен из его состава за:
- пропуск более двух заседаний без уважительной причины;
- совершение аморального проступка, несовместимого с членством в Совете;
- совершение противоправных действий, несовместимых с членством в Совете.

Слайд 21Ответственность Общественного (Управляющего) Совета
Совет несет ответственность перед Учредителем за своевременное

принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию.
Директор Школы вправе самостоятельно решать вопросы в случае отсутствия решения Совета в установленные сроки.
Учредитель вправе распустить Совет, если он:
- не проводит свои заседания в течение полугода;
- не выполняет свои функции;
- принимает решения, противоречащие действующему законодательству России.
В этом случае происходит:
- либо формирование нового Совета по установленной процедуре;
- либо учредитель принимает решение о нецелесообразности формирования в данной Школе совета на определенный срок.
В случае возникновения конфликта между Советом и директором Школы, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.

Слайд 22 Отличие Управляющего совета от "предшественников" и "современников":


Слайд 23 Отличие Управляющего совета от "предшественников" и "современников":


Слайд 24 Отличие Управляющего совета от "предшественников" и "современников":


Слайд 25Соотношение функций Попечительского Совета и Общественного (Управляющего) Совета образовательного учреждения


Слайд 26Роль Общественного совета (в соответствии с нововведениями)
Стратегическая – разработка стратегии развития школы,

определение целей и политики, наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает прогресс;
Ресурсная – создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей и участие в финансово–хозяйственной деятельности школы;
Координирующая – обеспечение прозрачности в организации учебного процесса и финансовых вопросах;
Информационная – обеспечение доступности в получении информации всем участникам образовательного процесса с целью содействия развития качества образования.

Слайд 27Общественный Совет создается:
Для привлечения дополнительных организационных и административных ресурсов из

внешнего окружения;
Для легализации разных способов получения внебюджетных денег, привлечения средств спонсоров и родительских денег;
Для более активного привлечения общественности и родителей на выполнение текущей работы (благоустройство, мелкий ремонт, организация мероприятий);
Для защиты всякого рода педагогических инноваций (получения обратной связи от родителей и старшеклассников по вопросам организации учебного процесса в школе).

Слайд 28Основные полномочия Совета
В Уставе Школы и в Положении "Об Управляющем совете"

выделяются два основных типа полномочий:

Слайд 29Основные полномочия Совета:
1. В определении путей развития образовательного учреждения:
утверждает программу

развития Школы;
утверждает внесение изменений и дополнений в Устав Школы с последующим
представлением учредителю
для утверждения и регистрации;
представляет Школу по
вопросам своей компетенции
в государственных, муниципальных, общественных и иных организациях.

Слайд 30Основные полномочия Совета:
2. В организации образовательного процесса Совет согласовывает:
школьный компонент

государственного образовательного стандарта общего образования;
профили обучения в старшей школе;
выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки Российской Федерации по представлению
педагогического совета;
принятие программы
общественно полезной и
досуговой деятельности
обучающихся.

Слайд 31Управляющий Совет рассматривает иные вопросы, отнесенные к его компетенции
"Положением о

Совете Школы".

Перечень основных полномочий конкретного
Управляющего совета фиксируется в Уставе
образовательного Учреждения.
Это предмет договора школьного
сообщества и Учредителя.
И если это полномочие включено
в Устав, то никто (ни директор,
ни педагогический совет,
ни сам учредитель)
не вправе подменять Совет
при решении этого вопроса!


Слайд 32Главная и самая сложная роль в становлении Общественных управляющих советов принадлежит

директору школы!

Эффективно организованная деятельность
Общественного управляющего совета –
это мощная социальная защита для
всех работников школы,
а также дополнительный
организационный,
финансовый и
интеллектуальный ресурс
развития образовательного
учреждения как
демократического сообщества.


Слайд 33Полномочия Совета
Управляющий совет появляется в Школе не для того,


чтобы подменять Директора или принимать решения,
требующие профессиональной педагогической подготовки.
Основное поле деятельности совета – стратегия,
коллегиальная выработка в ясной и понятной
для всех форме ЦЕЛИ, к которой должна
стремиться все образовательное учреждение.
Управляющий Совет и его отдельные члены
НЕ ВПРАВЕ давать указания учителю,
как вести урок, завучу – как составлять
расписание уроков или кем заменить
заболевшего учителя.


Слайд 34Полномочия Совета
Совет создает школьные законы, нормы,
правила, по которым

она и будет работать.
Совет и контролирует выполнение
установленных государством и самими
Советом законов, норм и правил.
Решения Совета в пределах его
полномочий – обязательны для
исполнения всеми участниками
образовательного процесса.

Слайд 35Формирование структур и механизмов государственно-общественного управления образованием на уровне общеобразовательных учреждений

немыслимо без создания муниципальной (городской, районной) системы государственно-общественного управления, социального сотрудничества и попечительства в этой сфере.


Слайд 36Муниципальный общественный совет по образованию
Полномочия :
-контроль реализации конституционных прав граждан на

образование и участие в управлении образовательными учреждениями;
- общественная оценка рациональности использования выделяемых ресурсов на образование;
- организация общественного обсуждения и экспертизы готовящихся и принятых нормативно-правовых актов в области муниципального образования;
разработка проектов решений для органов муниципального самоуправления по актуальным проблемам муниципального образования;
- участие в изыскании дополнительных средств на нужды образования; - координация деятельности органов общественного управления, обучение их членов по проблемам государственно- общественного управления образованием и др.


Слайд 37Общественные родительские объединения, советы родительской общественности
Одна из форм общественного участия в

управлении образованием это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общих интересов. Способствуя созданию максимально благоприятной образовательной среды, совет: - обеспечивает взаимопонимание и взаимодействие между родителями и органами управления образованием; - организует квалифицированную помощь родителям со стороны специалистов в области образования и воспитания детей, проводит просветительскую работу.

Слайд 38 Общественный фонд поддержки образования.
Одна из форм общественного управления образованием

и механизма установления взаимовыгодного социального партнерства между ОУ и представителями трех секторов: (власти, бизнеса, некоммерческих организаций) - создание общественного фонда поддержки образования.

В состав правления фонда входят представители власти, бизнеса, некоммерческих организаций, родительской общественности и активные жители сообщества .

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика