Слайд 1
Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
ТЕХНОЛОГИИ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Составитель © Шаханов Елтай Айтымышвич
профессор кафедры «Философии и методологии управления»,
кандидат философских наук, доцент
Слайд 3План занятия:
1.Цель и композиция выступления.
2.Работа с аудиторией:
а) захват аудитории, самопрезентация;
б) удержание внимания аудитории.
3. Ораторские стили.
Слайд 4Основные цели тренинга:
Познакомить участников с правилами и способами взаимодействия с аудиторией.
Развить
навыки подготовки и проведения публичных выступлений.
Слайд 5Основные задачи тренинга:
познакомить аудиторию с законами композиции и их применением при
составлении выступления на заданную тему;
развить и отработать навыки самопрезентации, использования вербальных и невербальных составляющих выступления;
дать участникам представление о способах удержания внимания аудитории и отработать эти способы на практике.
Слайд 6Что такое цель?
Цели – это представления, направленные на будущее. Чтобы
их достичь, необходимо предпринимать что-нибудь и реализовать это. Цели важны для концентрации нашей активности на предмете своего выступления. Только так сберегая свои силы, мы достигаем того, что хотели. В противном случае это не цели, а только планы и намерения. Цели любой деятельности лежат за пределами этой деятельности.
Слайд 7 - Формулировка цели создает ясность при ее достижении. Для того, чтобы
правильно сформулировать цель выступления, нужно задать главный вопрос: «что должны сделать ваши слушатели после выступления?»
- Формулировка цели содержит план по ее реализации - какие конкретные действия и мероприятия необходимы для достижения целей.
Слайд 8Композиция выступления
Любое выступление состоит из трех основных частей:
1. Вступление
(увертюра, завязка, введение)
- примерно 15-20% выступления.
2. Основная часть (развитие темы)
– 65-75%.
3. Заключение (финал, развязка)
– 10-15%.
Также существует кульминация выступления, она обычно находится в конце второй части.
Слайд 9 «Золотое правило» композиции:
объем времени вступления и заключения вместе должно
составлять не более 1/3 доли всего выступления.
Слайд 10 ПЯТИЧАСТНАЯ ФОРМУЛА
Это самая известная речевая формула. Изначально она использовалась для
составления простого выступления -убеждения. Однако ее можно с равным успехом применять для сообщения по теме или речи по случаю. Несмотря на краткость, она особенно пригодна в тех случаях, когда Вам приходится говорить без подготовки (например, при участии в дискуссии или во время определенного мероприятия).
Слайд 11 1 Пробудить интерес.
2 Сказать, о чем идет речь.
3
Обосновать и привести
примеры.
4 Подвести итог.
5 Призвать к действию.
Слайд 12Пункты 1 и 2 соответствуют введению. Выступающий должен привлечь внимание слушателей,
а также сказать, о чем пойдет речь в дальнейшем. Затем называется цель доклада, высказывается мнение или точка зрения говорящего или некоторый базовый тезис. В этом пункте уточняется цель выступления, поэтому эта часть структуры также называется целевым предложением.
Пункт «Обосновать и привести примеры» соответствует основной части. Здесь обосновывается и подтверждается примерами высказанное во втором пункте мнение.
После подведения итога (пункт 4) в заключение формулируется некоторый призыв (пункт 5).
Слайд 13 - Введение является вводным: контакт,
внимание.
- оригинальный зачин; (Вступление).
-
тематический переход к основной части.
-цель доклада;
-ограничение темы;
-изложение композиции;
-формулировка тезисов;
-указание на то, что последует.
Слайд 14 Основная часть: Логическая структура
- вчера – сегодня - завтра;
- постановка
цели – планирование -
исполнение - контроль;
- частей к целому (индукция) и
наоборот (дедукция);
- от простого к сложному;
- причина – следствие - решение;
- за – против - итог;
- от начала до наших дней.
Слайд 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ:
- краткое обращение;
- побуждение;
- призыв к действию.
Слайд 16Принципы авторитета:
- демонстрация маркеров авторитета
(одежда, аксессуары,
обувь);
- ссылка на авторитет;
- демонстрация компетентности;
- принципы самопродвижения:
- говорить о себе только правду;
- говорить о своих сильных сторонах; - озвучивать конкретные факты;
- говорить о том, что
значимо для слушателей.
Слайд 17ПРИНЦИПЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ:
- физическая
привлекательность;
- сходство с участниками;
- похвала слушателям;
- знакомость информации;
- принцип ассоциации (интриги)
Слайд 18
Языковые средства
1 Выбирайте короткие предложения
5-7 слов
2 Избегайте сложных предложений
3 Используйте меньше иностранных
слов
4 Не используйте узкоотраслевые термины или объясняйте их
5 Избегайте модных слов
Слайд 19
6 Не используйте сослагательное
наклонение
7 Откажитесь от
слов-вставок
8 Приводите примеры и сравнения
9 Избегайте слов с ярко выраженной
диалектной окраской
Слайд 20 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ:
- взгляд (зрительный контакт);
- мимика и поза;
- жестикуляция оратора;
- манера держаться
(передвижение оратора во
время выступления). КОНГРУЭНТНОСТЬ
Слайд 21 способы удержания внимания аудитории:
- прием «вовлечение»;
- просьба
участников о помощи;
- обращение по имени;
- зрительный контакт;
- метафоры и образность;
- юмор, анекдот;
- разрыв шаблона;
- смысловые паузы;
- контрасты речи и поведения;
- передвижения по аудитории.
Слайд 22
ораторские стили:
“МАССОВИК-ЗАТЕЙНИК”
- большое количество энергии;
- ориентация на процесс
выступления;
- нахождение на одном уровне с
участниками;
- яркость выступления;
- употребление большого количества
юмора, анекдотов и метафор в
выступлении;
- активная жестикуляция и подвижная
мимика (сравнение: «тамада на
свадьбе»).
Слайд 23
«ЛИДЕР»
- большое количество энергии;
- ориентация на достижение цели
выступления;
- нахождение отдельно от участников;
- активное и решительное ведение
участников за собой к намеченной
цели;
- активная жестикуляция;
- редкое прислушивание к мнению
участников (сравнение: «Чапай на
лихом коне».
Слайд 24 «УЧИТЕЛЬ»
- сравнительно небольшое количество
энергии;
-
ориентация на достижение цели
выступления;
- нахождение отдельно от участников;
- такое определение человека, как
«информатор-мыслитель»;
- неактивная жестикуляция
Слайд 25«Фасилитатор»:
- сравнительно небольшое количество
энергии;
- ориентация на процесс
выступления;
- нахождение с участниками на одном
уровне;
- способность к созданию атмосферы
комфорта и доверия; способность к выравниванию отношений в группе.
Слайд 26«типичном учительском невербальном языке». К нему относятся:
• указательные жесты, направленные на
ребенка (выполняется указательным пальцем или указкой);
• взгляд поверх очков (воспринимается детьми как критический, агрессивный);
• жесты доминантности, превосходства, влияния, агрессивности:
- руки, перекрещенные перед собой с оставленными напоказ большими пальцами;
- руки на боках или перекрещенные позади туловища;
- руки в карманах, напоказ оставлены большие пальцы;
- руки закинуты за голову, ладони лежат на затылке.
• жесты-сигналы критичного и негативного отношения:
- указательный палец слегка подпирает щеку, большой палец под подбородком, остальные полусогнуты вдоль щеки;
- рот прикрывается ладонями;
- рука опирается на подбородок, указательный палец под носом;
• жесты неосторожности, подозрения, недоверия:
- крепко сцеплены пальцы рук;
• жесты-сигналы нервозности, защиты:
- покусывание дужки очков, авторучки;
- постукивание пальцами по столу;
- застегивание-расстегивание «молний» (кнопок, пуговиц, одежды); одевание-снимание кольца;
- защитные жесты - скрещенные на груди руки, перекрещивание ног.