Слайд 1Диагностика ценностных
ориентаций школьников
и
педагогов
Слайд 2 Данная диагностика проводилась среди старшеклассников школы (9-11 классы).
(методика М.И.Лукьяновой, Н.В.Калининой)
Цель проведения диагностики:
определение уровня базовых ценностей личности;
изучение ценностных ориентаций старшеклассников .
Слайд 3Шкала «Познание как ценность».
Вопросы анкеты нацелены на выявление у учащихся
потребности в познании и эмоционального восприятия процесса познания (позитивного или негативного). Важно определить такие проявления ценности познания, как увлеченность учебой в школе, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению той или иной задачи (в том числе учебной), готовность прилагать определенные усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности.
Шкала определяет степень выраженности у учащихся стремления к приобретению знаний об окружающем мире и их отношение к познанию.
Слайд 4Шкала «Я-ценность».
Вопросы ориентированы на выявление отношения под
ростка (позитивного
или негативного) к себе, на определение степени самовосприятия, характера образа «Я». Как известно, в поведении подростка эти факторы проявляются в наличии уверенности в собственных силах, веры в свои достижения и успехи, в открытости и искренности при общении с другими людьми, в знании собственных позитивных качеств и в умении опираться на свои сильные стороны и способности. Шкала «Я-ценность» позволяет обратить внимание на то, формируются ли у подростков такие важные личностные характеристики, как стремление к самопознанию, осознание собственных чувств и поступков, интерес к себе как к личности и индивидуальности, способность принимать себя таким, как есть.
Слайд 5Шкала «Другой-ценностъ».
Указывает на то, какие установки (позитивные или негативные) формируются
у подростков по отношению к другим людям, готовы ли они воспринимать другого человека как индивидуальность, как личность, стремятся ли проявлять доброжелательность, уважительность, доверие, веру в личностный потенциал другого.
Этот показатель определяет степень выраженности восприятия подростком другого человека как индивидуальности, уважения к другому и умения конструктивно выстраивать межличностные отношения.
Слайд 6Шкала «Общественно полезная деятельность».
Показывает, в какой степени на данный момент
учащийся разделяет важность общественно полезной деятельности как личностной ценности. Вопросы анкеты позволяют определить, в какой степени старшеклассник обладает характеристиками, свидетельствующими о развитии данной ценности: ориентация на общественную значимость выполняемого дела; интерес к участию в общественно полезном труде; стремление приносить пользу другим людям и бескорыстие; поддержка деловитости и активности окружающих людей, поощрение их инициативности; стремление к развитию собственной деловитости и творческого отношения к любому виду деятельности; нацеленность на полезность и важность своей деятельности для других.
Слайд 7Шкала «Ответственность как ценность».
Вопросы, адресованные учащимся, выявляют степень ответственности
старшеклассника за то, что случается с ним в его жизни; определяют, испытывает ли подросток потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий, стремится ли анализировать свои поступки и считает ли самоанализ важным началом в психологии взрослого человека; выясняют, руководствуется ли молодой человек при принятии решений принципами, основанными на чувстве долга, «обременяет» ли себя добросовестным отношением к выполняемым делам.
Данную шкалу следует признать крайне важной в плане формирования социально-адаптивной личности.
Слайд 131. Шкала «Познание как ценность»:
43% старшеклассников находится на среднем уровне.
Это свидетельствует о понимании учащимися значения образования, о восприятии познания как важной жизненной ценности в жизни, хотя полного осознанного самоопределения по отношению к этой ценности в сознании подростков не произошло;
у 37% старшеклассников – потребность в познании минимальная (низкий уровень). Учащиеся избегают ситуаций, которые требуют от него приложения каких-либо усилий при решении познавательных задач или при освоении новых видов учебной деятельности;
только у 18% учащихся велика потребность в познании (высокий уровень), а познавательный процесс вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни.
Слайд 142. Шкала «Я-ценность»:
78% учащихся уделяет собственному «Я» достаточно много внимания (средний
уровень), старается быть позитивным в своем самовосприятии, а также серьезно задумывается о способах самовыражения;
11% старшеклассников редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к себе (низкий уровень). Ценностное отношение к себе как к личности в основном не сформировано, присутствует низкий уровень самовосприятия и самоуважения.
10% имеют сформированную структуру «Я» подростка, высокую степень позитивного самовосприятия; умеют самовыражаться, уважительно относятся к себе как к личности и индивидуальности.
Слайд 153. Шкала «Другой – ценность»:
69% старшеклассников признают индивидуальность другого человека как
ценность, стараются уважать других людей (средний уровень), однако не всегда им удается безусловно воспринимать другого человека и конструктивно общаться с ним на основе учета его индивидуальных особенностей.
у 20% отсутствует восприятие другого человека как ценности и индивидуальности, отсутствует уважительное отношение к окружающим, недостаток умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно (низкий уровень).
только 10% старшеклассников имеют ценность восприятия индивидуальности другого человека (высокий уровень). Данная группа старшеклассников имеет способность к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном восприятии на их индивидуальные особенности очевидны.
Слайд 164. Шкала «Общественно полезная деятельность»:
80% старшеклассников понимают важность общественно полезной деятельности
и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности (средний уровень);
14% - не осознают значимость участия каждого отдельного человека в общественно полезной деятельности и не представляют своей роли в ней; они не считают общественно полезную деятельность важной личностной ценностью (низкий уровень);
только 5% старшеклассников готовы приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть активными в общей деятельности; у них сформирована такая важная ценностная ориентация как общественно полезная деятельность (высокий уровень).
Слайд 175.Шкала «Ответственность как ценность»
52% старшеклассников осознают важность ответственности как личностного качества,
стремятся проявлять ее в своих поступках; Однако не всегда для подростков бывают возможными понимание и осознание мотивов своих действий (средний уровень);
24% старшеклассников имеют высокий уровень чувства ответственности как особо важной личностной характеристики; у таких учащихся преобладает внутренний контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу;
23%учащихся в очень малой степени (низкий уровень) либо вообще не осознают необходимости ответственности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведения; личность не считает ответственность ценностью, проявляет при этом низкий уровень рефлексии.
Слайд 18Диагностика ценностных ориентаций педагогов школы
Данная диагностика проводилась среди учителей школы (32
педагога приняли участие).
Цель проведения диагностики:
определение уровня базовых ценностей личности.
Слайд 221. Шкала «Я-ценность»:
50,5% педагогов уделяет собственному «Я» достаточно много внимания (средний
уровень), старается быть позитивным в своем самовосприятии, а также серьезно задумывается о способах самовыражения;
49,5% педагогов редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к себе (низкий уровень). Ценностное отношение к себе как к личности в основном не сформировано, присутствует низкий уровень самовосприятия и самоуважения.
ни у одного педагога не оказалось сформированной структуры «Я-ценность», высокой степени позитивного самовосприятия; умения самовыражаться, уважительно относятся к себе как к личности и индивидуальности.
Слайд 232. Шкала «Другой – ценность»:
55,5% педагогов признают индивидуальность другого человека как
ценность, стараются уважать других людей (средний уровень), однако не всегда им удается безусловно воспринимать другого человека и конструктивно общаться с ним на основе учета его индивидуальных особенностей.
у 4% учителей отсутствует восприятие другого человека как ценности и индивидуальности, отсутствует уважительное отношение к окружающим, недостаток умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно (низкий уровень).
40,5% педагогов имеют ценность восприятия индивидуальности другого человека (высокий уровень). Данная группа учителей имеет способность к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном восприятии на их индивидуальные особенности очевидны.
Слайд 243. Шкала «Общественно полезная деятельность»:
64% учителей понимают важность общественно полезной деятельности
и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности (средний уровень);
5% - не осознают значимость участия каждого отдельного человека в общественно полезной деятельности и не представляют своей роли в ней; они не считают общественно полезную деятельность важной личностной ценностью (низкий уровень);
33,5% учителей готовы приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть активными в общей деятельности; у них сформирована такая важная ценностная ориентация как общественно полезная деятельность (высокий уровень).
Слайд 254. Шкала «Ответственность как ценность»:
36,5% учителей осознают важность ответственности как личностного
качества, стремятся проявлять ее в своих поступках; Однако не всегда для них бывают возможными понимание и осознание мотивов своих действий (средний уровень);
60% наших педагогов имеют высокий уровень чувства ответственности как особо важной личностной характеристики; у таких педагогов преобладает внутренний контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу;
4% педагогов в очень малой степени (низкий уровень) либо вообще не осознают необходимости ответственности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведения; личность не считает ответственность ценностью, проявляет при этом низкий уровень рефлексии.
Слайд 26 Качественный анализ показателей указывает в целом на среднюю степень развитости
ценностных ориентаций у педагогов (особо низкая степень сформированности таких ценностей как «Я-ценность».)
Деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на стремление обеспечить развитие высокого уровня личностной культуры учителя.