Учебный комплекс 1. М.Т. Баранова, Т. А . Ладыженской и др. (5 – 7-е классы); Научный редактор Н.М. Шанский 2. С.Г.Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко (8 – 9-е классы) презентация

Содержание

Концентрически-линейный принцип построения Например, в 5 классе после повторения идет вводный курс синтаксиса, затем фонетика (полностью), части слова, лексика частично, морфология: существительное, прилагательное, глагол (частично); В 6-м – снова лексика

Слайд 1Учебный комплекс
1. М.Т. Баранова, Т. А . Ладыженской и др.
(5

– 7-е классы);
Научный редактор Н.М. Шанский

2. С.Г.Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко
(8 – 9-е классы)

Слайд 2Концентрически-линейный принцип построения
Например, в 5 классе после повторения идет вводный курс

синтаксиса, затем фонетика (полностью), части слова, лексика частично, морфология: существительное, прилагательное, глагол (частично);
В 6-м – снова лексика (слова исконно-русские и заимствованные, общеупотребительные и ограниченного употребления) и фразеология; словообразование; снова части речи.

Слайд 35 класс
Морфология – самая удачная часть учебника. Общие сведения изложены стройно,

с привлечением интересных – веселых и познавательных – текстов.
Схема построения материала раздела «Морфология»:
Знакомство с языковым явлением
Наблюдение
Привлечение своего опыта
Освоение
Осмысление и практика
Закрепление


Слайд 4
Посмотрите вокруг себя. Всюду вас окружают предметы. И слова, называющие эти

предметы, являются _______. Предметы обладают признаками, которые в языке передаются с помощью _______.
Предметы, явления окружающего мира можно измерить, определить их количество. Для этого используются числительные. Предметы производят действия, которые обозначаются _______.
Упражнение 458. Подсчитайте, сколько частей речи указано в данном выше тексте.
Упражнение 459 – экскурс в историю частей речи.
Упражнение 460 знакомит учащихся с частью речи, не изучаемой в школе, - словами категории состояния, как назвал ее академик Л.В. Щерба, но в общем списке частей речи категория состояния отсутствует)
Упражнение 463 – упражнение по различению слов, «для определения написания которых нужно знать, какой часть речи является слово», таким образом совмещается морфологическая тема с орфографической.


Слайд 5
«Словообразование» - такого раздела в учебнике нет; нет и в оглавлении.
Иногда

только встречаются отсылки к этому разделу:
Упражнение 445. Составьте диктант из 50 – 70 слов на правила, изученные в разделе «Словообразование».
В параграфе «Изменение и образование слов» есть только одна загадочная фраза, посвященная словообразованию: «При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением…»
Просто, но стилистически неуклюже вводится понятие нулевого окончания: «Среди окончаний может быть нулевое окончание, т.е. которое звуками не выражено»
Уместно и замечание о разнице в выражениях «имеет окончание» и «оканчивается на…»


Слайд 6
Раздел «Морфемика. Орфография. Культура речи.» начинается с параграфа «Морфема – наименьшая

значимая часть слова» (тенденция выдвижения на первое место морфемики и орфографии прослеживается по всему комплексу)
В параграфах «Суффикс» и «Приставка» много хороших, полезных упражнений на морфемный анализ, но только в упражнении 390 идет речь о словообразовании: «Выделите суффиксы, с помощью которых образованы названия лиц (людей) по роду их занятий, по профессии»
Чередование, очень важная для словообразования тема, представлена в виде таблицы (чередование согласных), а чередование гласных только в единичных корнях

Слайд 76 класс
«Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, как образовано слово,

т.е. от чего и с помощью чего».
Дается сравнительная таблица с планом морфемного разбора слова и словообразовательного с указанием последовательности действий.
От чего образуются слова, об этом ни в одном учебнике не говорится. Нет терминов «исходное слово», «производящая основа».


Слайд 8План словобразовательного разбора
Дать толкование лексического значения слова.
Сравнить состав данного слова с

однокоренными, выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано.
Определить, от чего образована основа.
Но! При словообразовании сравнивать производное слово нужно не с любым однокоренным, а с ближайшим, исходным для данного слова.
Не выделены формообразующие аффиксы;
-ть в глаголах считается окончанием, ва не суффиксом.

Слайд 97 класс
Основной раздел:
«Морфология и орфография. Культура речи»
Содержит сведения о причастии, деепричастии,

наречии, служебных частях речи.
2 параграфа знакомят с категорией состояния.

Слайд 10
Упражнение 234. Подберите (почему «не образуйте от них?» к прилагательным однокоренные

наречия и запишите словосочетания «глагол + наречие», обозначьте условия выбора н и нн в наречиях.
Глядеть, груст(н,нн) ый; дружелюб(н, нн)ый, взглянуть; присталь(н,нн)ый посмотреть; глядеть вниматель(н,нн)ый; взволнова(н,нн)ый рассказывать.

Слайд 118, 9 классы
Нацелены на
«Синтаксис и пунктуацию».
Важные темы рассматриваются в соответствии

с научной традицией. Теория представлена в виде определений, дополнительной информацией в примечаниях, таблицах.

Слайд 12Некоторые особенности учебников:
Ориентированы на выработку орфографических и пунктуационных навыков.
Темам, изучаемым в

несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение. Каждая тема завершается повторением пройденного
Теоретическая часть учебников соответствует традиционной концепции, принятой в школьном курсе русского языка.
В меньшем объеме представлены и менее других разработаны разделы «Фонетика» и «Словообразование».
Орфография и пунктуация признаются равноправными разделами науки, как морфология и синтаксис.

Слайд 13
В основу работы по орфографии положено понятие «орфограммы» и ее «опознавательных

принципов».
Громоздкая терминология, сопровождающая все упражнения по орфографии, частая смена видов работ, выполнение в одном упражнении разнонаправленных действий – особый стиль данных учебников.
Теоретические сведения даются в определениях, правилах, частью в заданиях к упражнениям.
Терминами комплекс не перегружен. В объяснениях и формулировках избирается практическая направленность, а не научная.
Упражнения по синтаксису и пунктуации состоят преимущественно из отдельных предложений, в учебнике недостаточно связных интересных текстов.


Слайд 14
Упражнения по синтаксису и пунктуации состоят преимущественно из отдельных предложений, в

учебнике недостаточно связных интересных текстов.
Преобладают упражнения по образцу, не требующие исследования, творческого осмысления явлений и не способные вызвать интерес у учащихся.



Слайд 15Стандарты второго поколения

Содержание курса на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование

и развитие компетенций:
коммуникативная компетенция;
языковая и лингвистическая;
культуроведческая;

Слайд 16В примерной программе выделяют 3 содержательные линии:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание,

обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Слайд 17
Федеральный базисный (образовательный) учебный план предусматривает обязательное изучение русского языка на

этапе основного общего образования в объеме 735 часов:
5 класс – 175 часов
6 класс – 210 часов;
7 класс – 140 часов;
8 класс – 105 часов;
9 класс – 105 часов.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика