Формы организации учебного процесса в образовательных учреждениях в условиях введения ФГОС. Нелинейное динамическое расписание Байдакова Ольга Владимировна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 9 г. Амурска презентация

Содержание

Слайд 1 Формы организации учебного процесса
в образовательных учреждениях в условиях введения

ФГОС.
Нелинейное динамическое расписание

Байдакова Ольга Владимировна,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 9 г. Амурска

Слайд 2Традиционное линейное расписание. «Откуда такое пошло? Знания множились и дробились, всю

сумму знаний, казалось, было необходимо усвоить. Так и возникла чересполосица двенадцати школьных предметов без пересечения и накладок». Р.Курбатов «Школа в стиле экшн».

Слайд 3Основные идеи нелинейного расписания
отказ от единообразия и шаблонности в организации образовательного

процесса и взятие курса на вариативность содержания и способов обучения;
выстраивание образовательного пространства, адекватным возрастным особенностям ребенка через создание условий для социального и образовательного самоопределения, позволяющего обучающемуся занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, делать выбор не только в содержании образовании, но и в формах и способах его получения (очное, заочное, экстернат, дистанционное).


Слайд 4
• Категорией, регламентирующей внешнюю сторону
организации процесса обучения, т.е., определяющую, когда, где,

кто и как обучается, является расписание


Слайд 5Изменение традиционных подходов к формированию линейного расписания учебных занятий

Одна из

основных проблем связана с тем, что требования ФГОС НОО (системно-деятельностный подход, расширение внеурочных форм учебной деятельности, изменение системы оценивания, учет возрастных особенностей младших школьников с обеспечением насыщенной информационно-образовательной средой и т.п.) не укладываются в существующий формат образовательного процесса (формат линейного расписания учебных занятий, формат традиционной модели разработки учебного плана).
Из доклада
«О реализации национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа» в 2011 году» Москва, март 2012 года


Слайд 6ФГОС - фактор, стимулирующий повышение квалификации

Введение ФГОС требует :

От учителей –

быстрой и качественной смены профессионального мировоззрения, профессиональной позиции, освоения новых образовательных технологий и высокого уровня мотивации для осуществления всех этих изменений

От руководителей – способности гибко менять организацию образовательного процесса, способности использовать весь потенциал таких управленческих технологий, как проектные, программные и т.п., быстрого усвоения новых экономических и правовых знаний, повышения уровня личной ответственности за условия и качество реализации образовательных программ

Задача разработки и присвоения новых норм профессиональной педагогической и управленческой деятельности

Слайд 7Урок остается основным образовательным форматом
Доля учителей начальных классов и учителей работающих

в основном звене, указывающих в рабочих программах неурочные формы работы – 32%
Доля предметов, распределены на неурочные формы занятий – 6,26%
(математика, русский, изо, музыка) Вывод: даже если указываются неурочные формы работы, то в очень малом количестве

Слайд 8ФГОС ООО: п.18.3.1. Учебный план основного общего образования
«Нормативный срок освоения основной образовательной

программы основного общего образования составляет 5 лет.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020  часов».

Таким образом, возможная разница количества учебных занятий в разных школах может составлять до 753 часов.

Слайд 9Примерная основная образовательная программа ФГОС ООО:
Примерный учебный план ступени общего образования


Принципы

чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение




Слайд 10 «Переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни

один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей - кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями».

Александр Изотович Адамский,
Ректор Института образовательной политики
"Эврика", зам. председателя Комиссии по
вопросам интеллектуального потенциала
нации Общественной палаты РФ

• Нелинейное расписание: мнения экспертов


Слайд 11

Известно, что пики умственной активности приходятся на 11 часов, 15 часов

и 22 часа. Поэтому логично (многократно доказано и никем не опровергнуто!) заниматься музыкой или рисованием в 9 утра, а физикой – в 11 или 15 часов. Скептики возразят, что это невозможно организовать. Значит, получается, что взрослым это организовать сложно, и поэтому они облегчают себе жизнь, а все трудности (которые, кстати, никуда не исчезают!) цинично перекладывают на хрупкие плечи детей.


М.В. Спиваковский «Образовательный взрыв»

• Нелинейное расписание: мнения экспертов


Слайд 12Что такое нелинейное (динамическое) расписание?
Нелинейным (динамическим) называется расписание занятий в том

случае, если оно является:
подвижным – меняется не реже, чем раз в месяц или недели чередуются,
есть возможность для педагогов разных учебных предметов объединять и интегрировать свои занятия, используя разновозрастные и разноуровневые учебные группы,
для учащихся обеспечена возможность самим выбирать занятия как по интересам, так и возможность посещать разноуровневые занятия для повышения эффективности и качества освоения основных предметов.



Слайд 13
Допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ:
1) совместная деятельность организаций, осуществляющих

образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры и спорта и иных организаций;
2) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, участвующих в сетевом взаимодействии

Ст. 25. п.3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.)


Слайд 14
урок-мастерская
урок-презентация
урок-дебаты
урок-диспут
урок-дискуссия
урок-игра
урок-экскурсия
урок-путешествие
урок-прогулка
урок-спектакль
урок-семинар
урок-исследование





урок-интервью
урок-репортаж
урок-пресс-конференции
урок-выставка
урок-конкурс
урок-соревнование
урок-викторина
урок-подарок
урок-праздник
урок-смотр знаний
урок-конференция
урок-«живая газета»
 
• Предметно – классно - урочная система, принятая в

российской школе, основана на уроке как единице учебного процесса. Какие формы уроков используются в школе?

А если убрать слово «урок»?


Слайд 15Каковы возможности нелинейного (динамического) расписания?
Нелинейное (динамическое) расписание позволяет:
объединить то, что

традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка;
сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы;
снизить утомляемость школьников, которое в течение учебного дня активно двигаются, занимаются творчеством, работают индивидуально;
повысить их интерес к изучаемым дисциплинам и обеспечить достижение новых результатов (УУД).




Слайд 16Нелинейность:
урочными и внеурочными формами деятельности, которые могут различаться по неделям, четвертям;

Динамичность:
концентрацией

уроков по предмету на определенном этапе образовательного процесса (погружение);
изменением количества учебных занятий в течение учебного года (уменьшение в феврале, увеличение в октябре, апреле) и др.


Чем может различаться расписание в течение недели, учебного года?


Слайд 17Изменения в построении образовательного процесса в течение учебного дня начальная школа


Слайд 18Изменения в построении образовательного процесса в течение учебного дня основная школа


Слайд 19Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г.

N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

10.6 Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

10.8 При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.




Слайд 20 Если считать проблему многоуровневой, мы что-то зациклились на содержании. Есть

еще важные моменты школьного образования, которые требуют пересмотра. Прежде всего, это касается трех вещей: первое — нужно кардинально изменить подход к идеологии учебного плана школы. Тот учебный план, который существует на сегодняшний день, не дает возможности выйти за пределы урока, за пределы школы, и поэтому, если учебный план идеологически не изменить, проблема не будет решена. Второе —это кардинально изменить идеологию расписания. Главный, кто сейчас управляет расписанием — это СанПин. Следовательно, если мы будем дальше продолжать расписание делать под эти устаревшие нормы, то никаких проблем мы кардинально не решим.
А.Б. Воронцов,
генеральный директор Открытого института «Развивающее образование».


• Нелинейное расписание: мнения экспертов


Слайд 21Проблемы при переходе на нелинейное расписание

Требования СанПиН 2.4.2.2821-10

- Сложность в

составление и динамического и линейного расписания


Слайд 22Проблемное поле внедрения динамического расписания


Слайд 23ЗАДАЧИ
Разработать механизм использования ресурса дополнительного образования при проектировании модели динамического расписания

для решения кадровых и организационных проблем

Активизировать информирование родительской общественности через средства массовой информации и органы государственно-общественного управления

Слайд 24
Наша школа должна быть открыта для всего нового,

должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина
В.В. Путин


Слайд 25

Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика