Слайд 1Руководство по разработке стратегии в
области ИС в странах с переходной
экономикой. Опыт ВОИС по разработке стратегий ИС.
Консультации по разработке Национальной стратегии ИС Казахстана
Алматы, 12-14 февраля 2014 г.
Михал Швантнер
Директор,
Департамента стран с переходной и развитой экономикой
Слайд 2Руководство по разработке стратегии ИС
Руководство по разработке стратегии
в области интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой, подготовленное Департаментом стран с переходной и развитой экономикой ВОИС
Цель: представление правительствам информации
о стратегии ИС;
о пути ее согласования с государственной стратегией в области инноваций, экономики и культуры;
о подходах и этапах разработки и реализации.
Слайд 3Руководство по разработке стратегии ИС
Подготовительные действия
Ресурсы
Идентификация непосредственных исполнителей и ответственных лиц
(рабочая группа)
Идентификация основных заинтересованных групп (промышленность и творческие области, бизнес, включая МСП, организации, представляющие правообладателей, исследовательские институты и университеты, финансовые учреждения) и ключевых министерств
Определение контактных лиц
Партнеры и, при необходимости, международные эксперты
Определение взаимодействия и отчетности (Совет проекта)
Политическая и институциональная поддержка
Слайд 4Руководство по разработке стратегии ИС
Анализ текущей ситуации
Статистика
Встречи с ключевыми лицами и
пользователями
Предварительный план действий
Определение краткосрочных, средне- и долгосрочных целей
Необходимых для их достижения мероприятий
Оценка рисков и меры по управлению рисками
Проектный документ
План конкретных действий
Мониторинг и информация об управлении проектом
Слайд 5Риски
Отсутствие поддержки сверху;
Сверхамбициозные цели и нереальные сроки;
Отсутствие сконцентрированных ресурсов, помогающих
направлять процесс;
Отсутствие рабочей группы, возможно, возглавляемой руководителем ведомства ИС;
Если существуют какие-либо озабоченности в отношении политики страны в области ИС, например в случае включения страны в список наблюдения US 301, или каких-либо проблем с ВТО, эти вопросы необходимо решать в рамках стратегии;
Важно, чтобы стратегия полностью основывалась на реалистичной оценке возможностей завершить программу в приемлемые сроки.
Слайд 6
Стратегия ИС – что это?
набор мер, сформулированных и реализованных правительством для
поощрения и поддержки эффективного создания, охраны и управления ИС в стране для устойчивого экономического развития
определяет как развивается инфраструктура и возможности поддержки изобретателей/авторов для эффективного создания, охраны и использования результатов инновационной и творческой деятельности
все чаще реализуется в форме комплексного документа, определяющего развитие системы ИС; реализация стратегии и плана мероприятий осуществляется скоординированным образом в национальном контексте
Слайд 7Стратегия ИС – зачем?
Стратегия ИС:
усиливает национальные возможности создания экономически ценных
активов в виде ИС
Цель стратегии ИС – представить план, каким образом все национальные заинтересованные лица с течением времени могут работать вместе для совершенствования механизмов создания, охраны и использования результатов исследовательской деятельности, инноваций, новых технологий и творческих произведений
Как правило, координируется или даже объединяется со Стратегией (Планом) инновационного развития или развития науки и техники, в некоторых случаях с Планами исследований и развития
Слайд 8Стратегия ИС – как?
Учет национальной ситуации (экономической ситуации, приоритетов и особенностей
в развитии, стратегических и традиционных областей промышленности и творческих отраслей, доступных ресурсов, и т.д.)
Учет международного и национального опыта иных стран
Учет международных и региональных стандартов в области ИС (договоры ВОИС, ТРИПС, законодательство ЕС, ЕАПО, модельные законы СНГ, и др.)
Учет и использование норм, позволяющих адаптацию международных стандартов к национальным нуждам
Слайд 9Стратегия ИС – как?
Важно:
Помимо усиления и повышения эффективности охраны прав ИС
Фокус
на использовании создаваемых объектов ИС
Создание условий и мотивации взаимодействия между создателями ИС и различными секторами экономики
Создание условий и мотивации для инновационной деятельности и активного использования ИС малыми и средними предприятиями (МСП)
МСП как основные актеры инновационного развития
Учет важности неформальных мер охраны результатов инновационной и творческой деятельности в МСП (коммерческая тайна, договорные инструменты, новые бизнес модели, и др.)
Примеры: Япония, Финляндия, Китай, текущий подход ЕС
→ Связь и долгосрочная координация с национальной стратегией экономического развития
Слайд 10Стратегия ИС – кто участвует?
Практика различается от страны к стране:
Например:
Австралия: Правительственный
Совет по науке и технологиям, подотчетный Премьер-министру при консультативной поддержке Верховного секретаря по науке
Дания: Национальное Агентство по науке и технологиям
Важная роль национального офиса ИС, ведомства по науке и технологиям
В большинстве случаев, правительства создают специальный Совет или Комиссию для управления стратегией
Как правило, среди участвующих в работе есит представители ведомств торговли, промышленности и предпринимательства, исследований, науки и технологий, образования, иностранных дел, развития человеческих ресурсов, культуры
Слайд 11Обзор ситуации в странах с переходной экономикой
Слайд 12Обзор ситуации в странах с переходной экономикой
Слайд 13
Спасибо за внимание!
http://www.wipo.int
http://www.wipo.int/about-wipo/en/activities_by_unit/units/tdc.html
michal.svantner@wipo.int