Инновационный опыт работы
воспитателя МДОУ «Пронский детский сад»
Ергиной Натальи Анатольевны
Презентация на тему Презентация на тему Инновационный опыт работы воспитателя МДОУ Пронский детский сад Ергиной Натальи Анатольевны, предмет презентации: Разное. Этот материал содержит 28 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!
Инновационный опыт работы
воспитателя МДОУ «Пронский детский сад»
Ергиной Натальи Анатольевны
Актуальность проблемы речевого развития
В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое, поэтому огромная ответственность за формирование речи ложится на воспитателей, логопедов, педагогов. Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения детей в детском саду и подготовки к школьному обучению.
Поэтому педагогам ДОУ необходимо обратить самое пристальное внимание на данную проблему и находить инновационные методы и способы её решения.
Цель: Развитие правильной связной речи у дошкольников 3-6 лет через пересказ художественных произведений, игру-драматизацию, составление творческих рассказов, используя в педагогическом процессе приемы мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
Задачи:
Образовательная
Учить детей пересказывать художественные произведения, составлять простейшие рассказы, сказки, грамматически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание, пополнять словарь детей – особое внимание уделить его качественной стороне, увеличить запас употребляемых в речи глаголов, прилагательных, синонимов, антонимов и т.д.; помогать ребенку как можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь.
Развивающая
Развивать умение свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между явлениями окружающей жизни и предметами. Развивать мышление, наблюдательность, восприятие ребенка.
Воспитательная
Воспитывать любовь к русским народным произведениям и произведениям других народов, любовь к родному языку.
МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Наглядные
Словесные
Практические
Метод непосредственного
наблюдения и его
разновидности:
наблюдение в природе,
экскурсии с последующим рассказыванием о приобретенном опыте.
Опосредованное наблюдение
(изобразительная
наглядность):
рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам
Обобщающая беседа
Рассказывание по мнемосхемам
Заучивание наизусть по мнемосхемам
Пересказ по мнемосхемам
Игры-драматизации
Дидактические игры
Инсценировки
Дидактические
упражнения
Рассказывание с опорой на наглядный материал
Рассказывание без опоры на наглядный материал
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Цель:
Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам;
Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.
Серии картин и сюжетных картинок:
Зима; Зимние забавы
Мамы и детки; Дикие животные; Домашние животные; Животные на ферме
Расскажите детям о хлебе
Автомобильный транспорт
Птицы
Посуда
Фрукты, овощи
Наглядно–дидактическое пособие
по художественному творчеству
Непосредственно – образовательная деятельность
Составление описательных рассказов
НОД «Путешествие в страну сказок»
Программное содержание: Учить правильно строить ответ на вопрос поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять детей в четком произношении звуков. Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Учить подбирать пары слов - антонимы, упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети посмотрите, что это на небе?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Какое сегодня солнце? (ответы детей)
Музыка
1.Солнышко встало (круговое движение перед собой)
Утро настало
2.Утро настало (дети машут руками)
Птицы проснулись
3.Птицы запели (руки вверх - потянулись)
Дети проснулись
4.Дети проснулись (дети улыбаются друг другу)
Друг другу улыбнулись
Воспитатель: Ребята, а солнышко приглашает нас путешествовать! Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда в путь в страну сказок. А на чем же мы поедем? На чем можно путешествовать, предлагайте, (дети перечисляют виды транспорта). Давайте выберем поезд. А я вам помогу. Я скажу волшебные слова и вы превратитесь в красивый поезд. КРЕКС ПЕКС ФЕКС (дети едут), имитируя поезд с песней).
Воспитатель: Вот мы и подъехали к стране сказок.
Сказка, сказка-прибаутка
Рассказать ее не шутка
Что бы сказочка сначала
Словно реченька журчала
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал
Воспитатель: А вот и ворота сказочные, через которые мы должны пройти в страну сказок. Что бы они открылись, надо рассказать потешку. (дети рассказывают потешки, и ребята под музыку заходят в страну сказок.) Стоит домик и рядом сидит зайка и плачет.
Воспитатель: Дети кто это?
Дети: Это зайчик.
Воспитатель: Что же с ним произошло? (ответы детей)
Зайка: Как же мне не плакать была у меня избушка лубяная. Пришла Весна-Красна, попросилась ко мне Лиса да и выгнала меня. Помогите мне ребята.
Воспитатель: Поможем Зайке. Но сначала давайте вспомним, как эта сказка называется.
Дети: Заюшкина избушка.
Воспитатель: А кто Зайчику хотел помочь в беде?
Дети: (перечисляют: Собака, Волк, Медведь, Петух)
Воспитатель: А кто из них выгнал Лису?
Дети: Петушок.
Воспитатель: Так давайте позовем Петушка, что бы сказка закончилась хорошо. Дети читают потешку "Петушок золотой гребешок".
Петушок: Ку-ка-ре-ку, что случилось?
Воспитатель: Дети, объясните Петушку, что произошло (дети объясняют)
Петушок: Вот я ее выгоню.
Зайка: Спасибо вам ребята за помощь. А вот вам от нас подарок. До свидания.
Воспитатель: А теперь садитесь на полянку поиграем в игру «Наоборот». Я буду говорить слово, а вы должны сказать слово наоборот.
( Игра: Чистый-грязный ;Веселый-грустный; Сладкий-горький; Злой-добрый; Большой-маленький; Старый-молодой; Горячий-холодный; Легкий-тяжелый; Быстрый-медленный)
Воспитатель: Молодцы, хорошо играли.
Воспитатель: Дети, вы слышите? (звучит музыка, поет Коза)
Воспитатель: Угадали кто это поет? А для кого? И зачем? (ответы детей).
Воспитатель: А кто подслушал песню? Зачем? Козлята ему открыли? А как они ему ответили? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда скажите как же называется сказка? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в другую игру «Назови деток животных». Ребята все внимательно слушайте и отвечайте правильно.
У серой мышки - маленький (ответ: мышонок)
У кошки - пушистые (ответ: котята)
У белки - рыжие (ответ: бельчата)
У собаки - шаловливые (ответ: щенята)
У коровы - ласковый (ответ: теленок)
У свиньи - зубастый (ответ: поросенок)
У лошади есть (ответ: жеребенок)
У козы смешной (ответ: козленок)
У овцы - кудрявые (ответ: ягнята)
А у мамы с папой - веселые (ответ: ребята)
Воспитатель: Молодцы, справились хорошо. Ну а мы отправляемся дальше. Дети, мы подошли к мостику не простому, а волшебному. Нужно отгадать загадки.
1.Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
2.Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, мур-мур поет (кошка)
3.Летом шубку серую, а зимою белую, носит попрыгайчик, боязливый (зайчик)
Воспитатель: Какие вы молодцы, проходите по мостику и садитесь на полянку, (дети пересказывают сказку «Теремок»)
Воспитатель: Дети, вам понравилось путешествие с солнышком? Что мы сегодня сделали хорошего? (ответы детей)
Солнышко чудесное,
Очень интересное,
С нами пело, и играло,
Нам задания давало,
Но солнышку пора идти дальше
И нам пора возвращаться в детский сад. (дети на «поезде» возвращаются в детский сад)
Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
1. Развитие всех видов памяти:
- зрительной; слуховой; ассоциативной; словесно-логической;
- обработка различных приемов запоминания.
2. Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать).
3. Развитие образного мышления.
4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.
5. Развитие смекалки, тренировка внимания.
6. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи в событиях, рассказах.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Предметно развивающая среда в группе
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды.
Развитие речи посредством художественной литературы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Развитие речи средствами дидактической игры
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
В группе имеются такие игры как:
«Слова наоборот»
«Что случится»
«Скажи правильно»
«Рассказы по рисункам»
«Какая, какое, какие?»
«Логопедическое лото»
«Профессии»
«Кто в домике живет?»
«Собери потешку»
«Собери пословицу»
«Играем в лото»
«Мои первые предложения»
«Большой – маленький Кто что делает»
«Короткие слова»
«Времена года»
С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.
Театрализованная деятельность - делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения , развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.
Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи,
пробуют складывать стихи.
В группе имеются такие виды театра как:
Пальчиковый театр
Плоскостной театр
Куклы – рукавички
Используются также детские костюмы
персонажей сказок.
Экскурсии как метод развития речи детей
Целью экскурсий является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.
Работа с родителями
Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок , скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.
Мастер – класс для родителей «Играя, развиваем речь детей».
Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:
"Цепочка слов"
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Воспитатель: Кошка, бывает какая?
Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, платье, телевизор...
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
Родитель: Шелковым, новым, прямым...
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ, ДЕНЬ … НОЧЬ, РАДОСТЬ … ГРУСТЬ , ЖАРА … ХОЛОД, ЗЛО … ДОБРО, ПРАВДА … ЛОЖЬ, ХОРОШО … ПЛОХО, ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО, ВЫСОКО … НИЗКО, МОЖНО … НЕЛЬЗЯ, ТРУДНО … ЛЕГКО, БЫСТРО … МЕДЛЕННО…
«Мои пальчики расскажут»
Воспитатель: Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.
Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком. «Пальцы – дружная семья»
Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять…(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)
Мы рога козы покажем(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)
И рога оленя даже…
(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)
"Найди по цвету"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье; Желтая - репа, краска, сумка; Синий - василек, баклажан, карандаш.
В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Играем всей семьей».
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть