Инновационный опыт работы воспитателя МДОУ Пронский детский сад Ергиной Натальи Анатольевны презентация

Содержание

Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Слайд 1Инновационный опыт работы
воспитателя МДОУ «Пронский детский сад»
Ергиной Натальи

Анатольевны

Слайд 2Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.


Слайд 3Актуальность проблемы речевого развития
В деятельности людей нет области, где не употреблялась

бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое, поэтому огромная ответственность за формирование речи ложится на воспитателей, логопедов, педагогов. Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения детей в детском саду и подготовки к школьному обучению.
Поэтому педагогам ДОУ необходимо обратить самое пристальное внимание на данную проблему и находить инновационные методы и способы её решения.

Слайд 4Цель: Развитие правильной связной речи у дошкольников 3-6 лет через пересказ

художественных произведений, игру-драматизацию, составление творческих рассказов, используя в педагогическом процессе приемы мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

Слайд 5Задачи:
Образовательная
Учить детей пересказывать художественные произведения, составлять простейшие рассказы, сказки, грамматически

правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание, пополнять словарь детей – особое внимание уделить его качественной стороне, увеличить запас употребляемых в речи глаголов, прилагательных, синонимов, антонимов и т.д.; помогать ребенку как можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь.
Развивающая
Развивать умение свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между явлениями окружающей жизни и предметами. Развивать мышление, наблюдательность, восприятие ребенка.
Воспитательная
Воспитывать любовь к русским народным произведениям и произведениям других народов, любовь к родному языку.

Слайд 6МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Наглядные
Словесные
Практические
Метод непосредственного
наблюдения и его
разновидности:
наблюдение в природе,
экскурсии с

последующим рассказыванием о приобретенном опыте.

Опосредованное наблюдение
(изобразительная
наглядность):
рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам

Обобщающая беседа

Рассказывание по мнемосхемам

Заучивание наизусть по мнемосхемам

Пересказ по мнемосхемам

Игры-драматизации

Дидактические игры

Инсценировки

Дидактические
упражнения

Рассказывание с опорой на наглядный материал

Рассказывание без опоры на наглядный материал


Слайд 7Программно-методическое обеспечение


Слайд 8 Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и

серии сюжетных картинок.

Цель:
Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам;
Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.
Серии картин и сюжетных картинок:
Зима; Зимние забавы
Мамы и детки; Дикие животные; Домашние животные; Животные на ферме
Расскажите детям о хлебе
Автомобильный транспорт
Птицы
Посуда
Фрукты, овощи
Наглядно–дидактическое пособие
по художественному творчеству


Слайд 9Непосредственно – образовательная деятельность
Составление описательных рассказов


Слайд 10НОД «Путешествие в страну сказок»
Программное содержание: Учить правильно

строить ответ на вопрос поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять детей в четком произношении звуков. Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Учить подбирать пары слов - антонимы, упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети посмотрите, что это на небе?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Какое сегодня солнце? (ответы детей)
Музыка
1.Солнышко встало (круговое движение перед собой) Утро настало
2.Утро настало (дети машут руками) Птицы проснулись
3.Птицы запели (руки вверх - потянулись) Дети проснулись
4.Дети проснулись (дети улыбаются друг другу) Друг другу улыбнулись
Воспитатель: Ребята, а солнышко приглашает нас путешествовать! Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда в путь в страну сказок. А на чем же мы поедем? На чем можно путешествовать, предлагайте, (дети перечисляют виды транспорта). Давайте выберем поезд. А я вам помогу. Я скажу волшебные слова и вы превратитесь в красивый поезд. КРЕКС ПЕКС ФЕКС (дети едут), имитируя поезд с песней).
Воспитатель: Вот мы и подъехали к стране сказок.
Сказка, сказка-прибаутка
Рассказать ее не шутка
Что бы сказочка сначала
Словно реченька журчала
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал


Слайд 11Воспитатель: А вот и ворота сказочные, через которые мы должны пройти

в страну сказок. Что бы они открылись, надо рассказать потешку. (дети рассказывают потешки, и ребята под музыку заходят в страну сказок.) Стоит домик и рядом сидит зайка и плачет.
Воспитатель: Дети кто это?
Дети: Это зайчик.
Воспитатель: Что же с ним произошло? (ответы детей)
Зайка: Как же мне не плакать была у меня избушка лубяная. Пришла Весна-Красна, попросилась ко мне Лиса да и выгнала меня. Помогите мне ребята.
Воспитатель: Поможем Зайке. Но сначала давайте вспомним, как эта сказка называется.
Дети: Заюшкина избушка.
Воспитатель: А кто Зайчику хотел помочь в беде?
Дети: (перечисляют: Собака, Волк, Медведь, Петух)
Воспитатель: А кто из них выгнал Лису?
Дети: Петушок.
Воспитатель: Так давайте позовем Петушка, что бы сказка закончилась хорошо. Дети читают потешку "Петушок золотой гребешок".
Петушок: Ку-ка-ре-ку, что случилось?
Воспитатель: Дети, объясните Петушку, что произошло (дети объясняют)
Петушок: Вот я ее выгоню.
Зайка: Спасибо вам ребята за помощь. А вот вам от нас подарок. До свидания.
Воспитатель: А теперь садитесь на полянку поиграем в игру «Наоборот». Я буду говорить слово, а вы должны сказать слово наоборот.
( Игра: Чистый-грязный ;Веселый-грустный; Сладкий-горький; Злой-добрый; Большой-маленький; Старый-молодой; Горячий-холодный; Легкий-тяжелый; Быстрый-медленный)
Воспитатель: Молодцы, хорошо играли.
Воспитатель: Дети, вы слышите? (звучит музыка, поет Коза)
Воспитатель: Угадали кто это поет? А для кого? И зачем? (ответы детей).
Воспитатель: А кто подслушал песню? Зачем? Козлята ему открыли? А как они ему ответили? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда скажите как же называется сказка? (ответы детей)


Слайд 12Воспитатель: А сейчас мы поиграем в другую игру «Назови деток животных».

Ребята все внимательно слушайте и отвечайте правильно.
У серой мышки - маленький (ответ: мышонок)
У кошки - пушистые (ответ: котята)
У белки - рыжие (ответ: бельчата)
У собаки - шаловливые (ответ: щенята)
У коровы - ласковый (ответ: теленок)
У свиньи - зубастый (ответ: поросенок)
У лошади есть (ответ: жеребенок)
У козы смешной (ответ: козленок)
У овцы - кудрявые (ответ: ягнята)
А у мамы с папой - веселые (ответ: ребята)
Воспитатель: Молодцы, справились хорошо. Ну а мы отправляемся дальше. Дети, мы подошли к мостику не простому, а волшебному. Нужно отгадать загадки.
1.Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
2.Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, мур-мур поет (кошка)
3.Летом шубку серую, а зимою белую, носит попрыгайчик, боязливый (зайчик)
Воспитатель: Какие вы молодцы, проходите по мостику и садитесь на полянку, (дети пересказывают сказку «Теремок»)
Воспитатель: Дети, вам понравилось путешествие с солнышком? Что мы сегодня сделали хорошего? (ответы детей)
Солнышко чудесное,
Очень интересное,
С нами пело, и играло,
Нам задания давало,
Но солнышку пора идти дальше
И нам пора возвращаться в детский сад. (дети на «поезде» возвращаются в детский сад)




Слайд 13Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники
Мнемотехника – это система методов

и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Слайд 14Основные задачи мнемотехники:

1. Развитие всех видов памяти:
- зрительной;

слуховой; ассоциативной; словесно-логической;
- обработка различных приемов запоминания.
2. Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать).
3. Развитие образного мышления.
4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.
5. Развитие смекалки, тренировка внимания.
6. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи в событиях, рассказах.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.


Слайд 15Предметно развивающая среда в группе
Создание условий для полноценного развития речи детей

предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды.

Слайд 17Развитие речи посредством художественной литературы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного,

нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Слайд 18Развитие речи средствами дидактической игры
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и

активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
В группе имеются такие игры как:
«Слова наоборот»
«Что случится»
«Скажи правильно»
«Рассказы по рисункам»
«Какая, какое, какие?»
«Логопедическое лото»
«Профессии»
«Кто в домике живет?»
«Собери потешку»
«Собери пословицу»
«Играем в лото»
«Мои первые предложения»
«Большой – маленький Кто что делает»
«Короткие слова»
«Времена года»


Слайд 19С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они

используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Слайд 20Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры

ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

Слайд 21Театрализованная деятельность - делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими

впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения , развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.
Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи,
пробуют складывать стихи.
В группе имеются такие виды театра как:
Пальчиковый театр
Плоскостной театр
Куклы – рукавички
Используются также детские костюмы
персонажей сказок.

Слайд 23Экскурсии как метод развития речи детей
Целью экскурсий является уточнение и обогащение активного

и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.

Слайд 24Работа с родителями
Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома

стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок , скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.

Слайд 26Мастер – класс для родителей «Играя, развиваем речь детей».
Воспитатель: Для того чтобы

заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка.
  Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.  
  Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:
 "Цепочка слов"
         Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Воспитатель: Кошка, бывает какая?
Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, платье, телевизор...
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
Родитель: Шелковым, новым, прямым...
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ, ДЕНЬ … НОЧЬ, РАДОСТЬ … ГРУСТЬ , ЖАРА … ХОЛОД, ЗЛО … ДОБРО, ПРАВДА … ЛОЖЬ, ХОРОШО … ПЛОХО, ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО, ВЫСОКО … НИЗКО, МОЖНО … НЕЛЬЗЯ, ТРУДНО … ЛЕГКО, БЫСТРО … МЕДЛЕННО…


Слайд 27 «Мои пальчики расскажут»
Воспитатель: Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев

рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.
Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком. «Пальцы – дружная семья»
Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять…(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)
Мы рога козы покажем(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)
И рога оленя даже…
(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)
"Найди по цвету"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье; Желтая - репа, краска, сумка; Синий - василек, баклажан, карандаш.         
 В конце мастер – класса воспитатель  вручает всем присутствующим родителям памятки «Играем всей семьей».




Слайд 28Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика