Слайд 1ГАОУ СПО РК «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ имени . И.А. КУРАТОВА»
ПРОФИЛАКТИКА И
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ
ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ
Разговорова Т.А., педагог-психолог
Слайд 2АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ
Адаптация
Адаптация к бытовым условиям
Социально-психологичес-кая адаптация
Адаптация к новым условиям учебной
деятельности
Адаптация к новым социокультур- ным условиям
Слайд 3
Два вида адаптации
Пассивная адаптация. Основана на принципе гомеостаза, обеспечивает внешний комфорт
и не ведёт к раскрытию личностного потенциала. Другими словами, это приспособленчество. В природе есть подобное явление – мимикрия.
Активная адаптация (собственно адаптация). Она предполагает расширение поля деятельности и сознания личности. То есть человек принимает на себя различные роли, добивается результатов в учёбе и общественной жизни, занимает определённый статус в окружающей социальной среде, раскрывает в себе новые возможности и развивает ранее имевшиеся; он изменяется личностно и т.д. И всё это он делает самостоятельно, без "понуканий" со стороны
Слайд 4
Модели кураторства
(классного руководства)
Куратор-информатор предполагает, что его единственной задачей является своевременная
передача необходимой информации студентам, он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.
Куратор-организатор считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий: вечера, походы в театр и т.д. В свои обязанности он также включает участие в сборах актива группы, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается участвовать в их разрешении.
Куратор-психотерапевт очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждать к ним, старается помочь советом. Он очень много времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает близкие контакты и почти круглые сутки занимается решением студенческих проблем
Слайд 5
Модели кураторства
(классного руководства)
Куратор-родитель берёт на себя родительскую роль в
отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы, берёт на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям.
Куратор-приятель заинтересован в том, чем живёт студенческая группа. Он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы. Он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в ряде случаев предъявлять требования.
Куратор-администратор своей основной задачей считает информирование администрации о пропусках студентов, ведёт учёт посещаемости, передаёт студентам требования деканата. Выполняет, в основном, контролирующую функцию, без личной заинтересованности и вовлечённости в интересы студенческой группы
Слайд 6Модели кураторства
(классного руководства)
Слайд 7НЕДЕЛЯ АКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ
Цель: содействовать наиболее быстрой и эффективной интеграции студентов
в новую социокультурную и учебную среду; формирование у студентов заинтересованности и потребности в этом.
Задачи:
Изучение личностных особенностей студентов.
Содействие повышению уровня готовности к обучению в новых условиях.
Создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации в новом коллективе.
Слайд 8НЕДЕЛЯ АКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ
знакомство с членами администрации и классными руководителями;
знакомство
с деятельностью различных структурных подразделений колледжа (библиотека, национально-культурный центр, музей колледжа, центр социальной защиты студентов, научно-методический центр, служба психологического сопровождения);
ознакомительные лекции по формам теоретического и практического обучения, по организации учебной и внеучебной (воспитательной) деятельности в колледже, по сохранению психического здоровья студентов.
проведение психологических тренингов, направленных на знакомство студентов и их внутригрупповое сплочение.
Слайд 9НЕДЕЛЯ АКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ
психологическая диагностика (в том числе и компьютерная). Проводится
Службой психологического сопровождения, педагогами-психологами (уровень развития мыслительных операций, личностные особенности, уровень развития коммуникативных и организаторских умений, выявление студентов групп риска);
социальная диагностика. Проводится Центром социальной защиты студентов, социальным педагогом (составление социального паспорта студентов, выявление социального статуса студентов);
педагогическая диагностика (анкетирование на предмет актуальных трудностей, входные срезы по учебным предметам);
диагностика физического развития студентов (заведующая физкультурным отделением, студенты старших курсов физкультурного отделения)
Слайд 10АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Неделя активной
адаптации
Месячник первокурсника
Первый семестр обучения
Первый год обучения (1 этап)
Слайд 11
Цикл деятельности по реализации Программы
Диагностика
Психолого-педагогич. консилиумы
Выработка стратегии
Планирова-ние мероприятий
Реализация мероприя-тий
Анализ