Конструирование и оценка учебных заданий: личностные и метапредметные результаты презентация

Содержание

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания

Слайд 1Федеральный государственный образовательный стандарт

Конструирование и оценка
учебных заданий: личностные
и метапредметные результаты


Слайд 2Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как
учить?

обновление
средств
обучения
Ради
чего учить?

ценности


образования

Чему
учить?

обновление
содержания

Основное средство в руках учителя –
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Основной результат – развитие личности ребенка
на основе учебной деятельности

Реализация деятельностного подхода –важнейшая особенность нового стандарта


Слайд 3
АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА:

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ




Слайд 4
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам

Группировка и анализ
состава требований

стандарта

Слайд 5
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам
Группа 1: ПРИОБРЕТЕНИЕ и

ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ

ЛР: 2; МР: 6, 10, 14, 15
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Слайд 6
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам
Группа 2: СОТРУДНИЧЕСТВО

ЛР: 9; МР:

12, 13

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в сов-местной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Слайд 7
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам
Группа 3: КОММУНИКАЦИЯ

МР: 7,

9, 11

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Слайд 8
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам
Группа 4: РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

МР:

2


освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Слайд 9
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам
Группа 5: ИКТ ДЛЯ

ОБУЧЕНИЯ

МР: 7, 8, 16

активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Слайд 10
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам
Группа 6: САМООРГАНИЗАЦИЯ И

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

МР: 1, 3

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Слайд 11
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам
Группа 7: ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ

УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ

ЛР: 5; МР: 4, 5

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Слайд 12
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам
Группа 8: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ

(ЛР: 1, 3, 6, 7, 8, 10)

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Слайд 13
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам
ОБОБЩАЮЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ

ЛР: 4

овладение начальными

навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Слайд 14
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам: подведем итоги
ОКАЗАЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ

ВЫДЕЛИТЬ 8 ГРУПП РЕЗУЛЬТАТОВ, соотносящихся с «навыками 21 века» или ключевыми компетентностями:

ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ
СОТРУДНИЧЕСТВО
КОММУНИКАЦИЯ
РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ

Слайд 15… личностно-центриро-ванное обучение
проекты, сотрудничество, самостоятельное приобрете-ние знаний, саморегуляция, персонификация, индивидуализация

выход за пределы класса, школы
междисциплинарность, глобальное мышление, модель учения 24/7
… интеграция ИКТ в преподавание и учение

…включают:

Приобретение знаний
Сотрудничество
Решение проблем и инновационность
Использование ИКТ для обучения
Развернутая коммуникация
Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индиви- дуального прогресса в учении

Инновационная практика обучения

Навыки 21го века

…требования:
Освоение системы знаний
Приобретение и интеграция знаний
Сотрудничество
Решение творческих и поисковых проблем
Использование ИКТ для обучения
Коммуникация
Самоорганизация и саморегуляция
Личностный смысл учения и рефлексия
Ценностно-смыс-ловые установки

Россия: Стандарт, 2010

Чему и как учиться и учить в 21м веке: международный контекст и Россия


Слайд 16
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
Каким должно быть
учебное задание,
чтобы оно позволяло
формировать
выделенные навыки?
При анализе заданий

использована методика кодировки (оценки) учебных заданий, разработанная в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробированная в России в 2009-2010 г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационой практики обучения (ITL)

Слайд 17
Каким должно быть учебное задание?



3) Выяснить, как это можно отразить

через компоненты учебного задания?

Сформулировать основной вопрос для оценки задания:

В какой мере задание побуждает учащихся выполнять действия, приводящие к формиро-ванию данного навыка? Какие это действия?

2) Дать ответ на этот вопрос: т.е. описать «хорошее задание»

ЧТО НАДО ДЛЯ ЭТОГО ВЫЯСНИТЬ?


Слайд 18

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНВКИ


раздаточные материалы (2-8)


Слайд 19
В знании норм (когнитивный компонент)
В наличии позитивного или негативного отношения к

нормам (ценностный компонент)
В принятии или неприятии норм (эмоциональный компонент)
В поведении (поведенческий компонент)

Ценностно-смысловые установки:
основной вопрос к заданию

Предварительный вопрос: как, в чем проявляется наличие или отсутствие ценностно-смысловых установок?


Слайд 20
В какой мере задание
стимулирует учащихся
выразить и аргументировать
свою жизненную позицию
по отношению к

обсуждаемой проблеме и позволяет им это сделать?

Ценностно-смысловые установки:
основной вопрос к заданию


Слайд 21

«Хорошее» задание дает возможность:
выразить свою позицию/ценностное суждение
разделив предложенные формулировки или противопоставив

им свою;
оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками;
прямо сформулировав свою позицию;
аргументировать (пояснить, прокомментиро-вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор.

Ценностно-смысловые установки:
описание «хорошего» задания


Слайд 22
Требует
выражения
собственной
позиции?
Предполагает
выражение/оценку
ценностных
суждений?



1
2
3
4
НЕТ
НЕТ
НЕТ
ДА
ДА

НЕТ
ДА
ДА
Учащиеся
аргументируют
выбранное
суждение/ оценку?
Ценностные установки:
алгоритм принятия решения
Учащиеся
аргументируют
выбранное
суждение/ оценку?


Слайд 23
Ценностно-смысловые установки:
оценка (кодировка) заданий
Задание 1. Прочитай слова, характеризую-

щие разные поступки людей:
А. добрый; Б. равнодушный;
В. внимательный; Г. отзывчивый;
Д. завистливый; Е. честный.

Отметь ☑ слова, которыми можно
охарактеризовать поступок Серёжи.

Умение: устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, пояснять (объяснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста.

КОД ЗАДАНИЯ:

1


Слайд 24
Ценностно-смысловые установки:
оценка (кодировка) заданий
Задание 2. Как ты думаешь, какой из поступков

Серёжи может быть примером для других детей? Отметь ответ ☑.
А. Серёжа предложил попросить денег на билет у папы.
Б. Серёжа нашел билет.
В. Серёжа побежал искать мальчика, чтобы вернуть ему
билет.
Г. Серёжа спросил проводницу, будут ли проверять
билеты.
Д. Серёжа такого поступка не совершал.

Умение: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

КОД ЗАДАНИЯ:

3


Слайд 25
Ценностно-смысловые установки:
оценка (кодировка) заданий
Задание 3. Используя пластилин или глину, создай объемную

композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию.
Поясните, какие чувства вы хотели отобразить.

Умение: создавать простую композицию в пространстве.

КОД ЗАДАНИЯ:

2


Слайд 26
Ценностно-смысловые установки:
оценка (кодировка) заданий
Задание 4. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций.

Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь.

Умение: осознавать главные ценности жизни и видеть их в искусстве.

КОД ЗАДАНИЯ:

4


Слайд 27
В любом ли предмете возможно использовать задания, предполагающие высказывание или оценку

ценностных суждений?

Ценностные установки:
проблемы для обсуждения

Где ещё?

Примеры:
Физическая культура
Чтение
Сотрудничество


Слайд 28
Ценностные установки:
проблемы для обсуждения
Какие опасности сопровождают задания, предполагающие высказывание или оценку

ценностных суждений?

Как допустимо использовать такого рода задания?


Слайд 29


ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ

раздаточные материалы (2-7)


Слайд 30
Личностный смысл учения и рефлексия: смысл понятий
Личностный смысл учения:

Выход в мотивационную сферу личности
Зачем я учусь?

Рефлексия: Способность рассматривать и оценивать собственные действия, содержание и процесс своей мыслительной деятельности, свои особенности

Что я делаю? Как я делаю?
Почему я делаю так, а не иначе?


Слайд 31
Личностный смысл учения и рефлексия
Предварительный вопрос: как, в чем

проявля-ется наличие или отсутствие личностного смысла учения и способности к рефлексии?

В потребностях и мотивах учебной деятельности
В принятии или неприятии заданной педагогом учебной задачи и цели
В умении осознать (осмыслить) цели, содержание и способы своей деятельности
В умении оценить успешность/неуспешность своей деятельности


Слайд 32
В какой мере задание
стимулирует учащихся задумываться
над мотивами, содержанием, способами, успешностью или

неуспешностью своей деятельности, её причинами?

Личностный смысл учения и рефлексия:
основной вопрос к заданию


Слайд 33
«Хорошее» задание требует:
самооценки на основе соотнесения результата с
пониманием учебной задачи;
критериями оценки;
способами

выполнения;
выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение;
постановки новых личных учебных задач.

Личностный смысл учения и рефлексия:
описание «хорошего» задания


Слайд 34
Учащиеся
соотносят
результат с
замыслом?
Требует
самооценки?



1
2
3
4
НЕТ
НЕТ
НЕТ
ДА
ДА

НЕТ
ДА
ДА
Учащиеся
анализируют
причины
успеха/ неуспеха?
Личностный смысл учения и рефлексия: алгоритм принятия решения


Учащиеся
анализируют
причины
успеха/ неуспеха?


Слайд 35
Личностный смысл учения и рефлексия:
оценка (кодировка) заданий
КОД ЗАДАНИЯ:
3
Задание 1 (для работы

в группе)
Примите участие в конкурсе на лучшее исполне-ние песни о школе. Выберите песню и вариант ее исполнения. Исполните выбранную песню.
Как вы думаете, на какое место в конкурсе вы можете рассчитывать, если одно из основных конкурсных требований – интонационно верное исполнение песни в соответствии с ее художественно-образным содержанием?
Все ли у вас получилось так, как вы задумали? Что бы вы сделали иначе в другой раз?

Слайд 36
Личностный смысл учения и рефлексия:
оценка (кодировка) заданий
Задание 2. Используя пластилин или

глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию.
Все ли у тебя получилось так, как ты задумал? Что не получилось? Почему?

Умение: создавать простую композицию в пространстве.

КОД ЗАДАНИЯ:

2


Слайд 37
Личностный смысл учения и рефлексия:
оценка (кодировка) заданий
КОД ЗАДАНИЯ:
1
Задание 3 (для работы

в группе)
Для костюмированного бала надо изготовить карнавальные маски. Найдите с помощью поисковой системы Интернета совет, как изготовить карнавальную маску. Обсудите в группе, какую маску лучше выбрать и почему? Сохраните необходимую информацию и расскажите о ней классу.

Слайд 38
Личностный смысл учения и рефлексия:
оценка (кодировка) заданий
КОД ЗАДАНИЯ:
4
Задание 4 (для работы

в группе).
Обсудите с одноклассниками, какую сцену из му-зыкального спектакля вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц. Распределите роли. Предложи-те оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните эту сцену с помощью и/или под руководством учителя. Оцените исполнение. Удалось ли вам осуществить задуманное? Благодаря чему удалось или почему не удалось?

Слайд 39
Возможно ли с этой целью использовать не только «предметные», но и

«метапредметные» учебные задания? Что это за задания?

Личностный смысл учения и рефлексия:
проблемы для обсуждения

Листы самооценки


Слайд 40
Какая учебная деятельность на уроке способствует формированию рефлексии?
Личностный смысл учения и

рефлексия:
проблемы для обсуждения

Привычка к систематическому развернутому словесному разъяснению всех совершаемых действий – требует организации совместной деятельности, учебного сотрудничества

Совместная контрольно-оценочная деятельность, взаимооценка

Специально организованные мероприятия, например, встречи с родителями, учащимися других классов, школ на тему «Делимся секретами учения»


Слайд 41


САМООРГАНИЗАЦИЯ и САМОРЕГУЛЯЦИЯ

раздаточные материалы (2-6)


Слайд 42
В широком смысле – в способности управлять своей деятельностью: ставить цели,

организовы-вать, контролировать

Самоорганизация и саморегуляция:
основной вопрос к заданию

Предварительный вопрос 1: как, в чем проявляется наличие или отсутствие способности к самоорганизации и саморегуляции?

В узком смысле – в умении организовать свою учебную деятельность: планировать работы и ресурсы, отслеживать продвижение и качество выполнения


Слайд 43
В какой мере задание
требует от учащихся
организации своей деятельности
и создает (обеспечивает) необходимые

для этого условия?

Самоорганизация и саморегуляция:
основной вопрос к заданию


Слайд 44

«Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно:
планировать выполнения задания:
обязанности и/или виды выполняемых

работ;
время;
информационные ресурсы;
отслеживать и контролировать
продвижение в выполнении задания;
качество его выполнения.

Самоорганизация и саморегуляция:
требования к «хорошему» заданию


Слайд 45
«Хорошее» задание :
состоит из нескольких частей/этапов;
рассчитано на длительное время выполнения (неделя

и более)
включает критерии и нормы оценок (или конкретные требования к выполнению)
минимизирует пошаговый контроль
может быть индивидуальным или групповым

Самоорганизация и саморегуляция:
описание «хорошего» задания

«Хорошее» задание - как правило, долгосрочный индивидуальный или групповой проект


Слайд 46
Учащимся
известны
критерии оценки?
Задание
многошаговое
и/или длительное?



1
2
3
4
НЕТ
НЕТ
НЕТ
ДА
ДА

НЕТ
ДА
ДА
Учащиеся
планируют
работу?
Самоорганизация и саморегуляция: алгоритм принятия решения
Учащиеся
планируют
работу?


Слайд 47
Самоорганизация и саморегуляция:
оценка (кодировка) заданий
Используя пластилин или глину, создай объемную композицию

из двух фигур на тему «Я и мой друг». Продумай композицию и подбери нужные материалы. Используя предложенные критерии, оцени свою композицию. Если нужно, исправь.

Умение: создавать простую композицию в пространстве.

КОД ЗАДАНИЯ:

2

Задание 1. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию.


Слайд 48
Самоорганизация и саморегуляция:
оценка (кодировка) заданий
КОД ЗАДАНИЯ:
1
Задание 2. Костя изучал, нужны ли

для про-растания семян фасоли вода, воздух, тепло и свет. В одном из опытов он взял два одинаковых стакана, положил в них по влажной тряпочке и насыпал по 15 семян фасоли. Один стакан он оставил на столе, а другой убрал в шкаф. Вскоре он обнаружил, что в обоих стаканах семена проросли.
Какое предположение проверял Костя в этом опыте? Обведи номер ответа.

Слайд 49
Самоорганизация и саморегуляция:
оценка (кодировка) заданий
КОД ЗАДАНИЯ:
3
Задание 3. Подготовь для выставки «Любимые

книги нашего класса» плакат, или слайд-шоу с рекламой твоей любимой книги. Покажи с помощью слов, рисунков, иллюстраций или других средств, достоинства этой книги. Постарайся убедить своих одноклассников, что эту книгу обязательно нужно прочитать.

Слайд 50
Самоорганизация и саморегуляция:
оценка (кодировка) заданий
КОД ЗАДАНИЯ:
4
Задание 4. Прими участие в конкурсе

на луч-шую сказку. (Критерии оценки прилагаются)
1). Перечитай свои любимые сказки. Как они обычно начинаются и как заканчиваются?
2). Выбери и запиши имена положительных и отрицательных героев.
3). Придумай сюжет сказки: …
4). Обсуди в группе придуманный тобой сюжет, если нужно измени его.
5). Придумай, как будут выглядеть и говорить герои.
6). Подготовь черновик и обсуди его в группе.
7). Подготовь окончательный вариант.

Слайд 51
Какие возможны этапы работы над заданием?
Самоорганизация и саморегуляция: проблемы для обсуждения
Например:

сбор и обработка материала, черновик, обсуждение, окончательный вариант, презентация

Как задавать критерии? Например, являются ли критериями следующие утверждения:
Оценке подлежат содержание и структура работы
Критерием оценки является количество правильных ответов
При оценке будет учитываться соответст-вие теме, полнота и грамотность ответа


Слайд 52
Самоорганизация и саморегуляция: проблемы для обсуждения
Где проходит граница между помощью и

пошаговым контролем со стороны учителя?

Какие типы заданий наиболее эффективны?

Способствуют ли формированию саморегуля-ции задания, в которых даны исчерпывающие инструкции по выполнению задания и график ее выполнения?

Возможно ли с этой целью использовать не только «предметные», но и «метапредметные» учебные задания? Что это за задания?
Протоколы обсуждений, графики выполнения
Лист продвижения по заданию (log-файл обучения)


Слайд 53


СОТРУДНИЧЕСТВО

раздаточные материалы (2-3)


Слайд 54
В какой мере задание требует совместной работы учащихся между собой и(или)

с другими людьми, при которой они вступают в отношения партнеров равно заинтересованных в создании общего продукта?

Сотрудничество:
основной вопрос к заданию

Сотрудничество предполагает личный вклад
каждого и зависимость общего результата
от вклада каждого из участников работы


Слайд 55
«Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует
совместной работы учащихся

с одноклассни-ками, взрослыми или учащимися других классов
совместного обсуждения проекта/дизайна/…;
координации усилий;
разделения ответственности за конечный продукт
создания общего продукта из взаимосвязан-ных частей

Сотрудничество:
описание «хорошего» задания


Слайд 56
Позволяет
сотрудничество?
Требует
сотрудничества?
Учащиеся создают общий продукт?



1
2
3
4
НЕТ
НЕТ
НЕТ
ДА
ДА
ДА
Сотрудничество:
алгоритм принятия решения


Слайд 57
Сотрудничество:
оценка (кодировка) заданий
КОД ЗАДАНИЯ:
2
Задание 1. Подготовь для выставки «Любимые книги нашего

класса» плакат, или слайд-шоу с рекламой твоей любимой книги. Покажи с помощью слов, рисунков, иллюстраций или других средств, достоинства этой книги. Постарайся убедить своих одноклассников, что эту книгу обязательно нужно прочитать.

Слайд 58
Сотрудничество:
оценка (кодировка) заданий
КОД ЗАДАНИЯ:
1
Задание 2. Прими участие в конкурсе на луч-шую

сказку. (Критерии оценки прилагаются)
1). Перечитай свои любимые сказки. Как они обычно начинаются и как заканчиваются?
2). Выбери и запиши имена положительных и отрицательных героев.
3). Придумай сюжет сказки: …
4). Обсуди в группе придуманный тобой сюжет, если нужно измени его.
5). Придумай, как будут выглядеть и говорить герои.
6). Подготовь черновик и обсуди его в группе.
7). Подготовь окончательный вариант.

Слайд 59
Сотрудничество:
оценка (кодировка) заданий
КОД ЗАДАНИЯ:
4
Задание 3 (для выполнения группой).

Обсудите с одноклассниками, какую сцену из му-зыкального спектакля (оперы, мюзикла) вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц оперы/мюзикла, с которыми вы познакомились в классе.
Распределите роли. Предложите оформление спектакля (костюмы, декорации и др.).
Исполните фрагмент оперы/мюзикла с помощью и/или под руководством учителя.
Оцените исполнение. Удалось ли вам осуществить задуманное?

Слайд 60
Сотрудничество:
оценка (кодировка) заданий
КОД ЗАДАНИЯ:
3
Задание 4 (для работы в паре).

Придумайте каждый свою задачу о четвероклас-снике. Задача должна решаться в два действия. Запишите условие и вопрос задачи – каждый на своём листе.
Обменяйтесь листами с соседом по парте и решите на черновике задачу соседа.
Обсудите придуманные вами задачи и их реше-ния; если нужно, измените условия ваших задач и решите их снова.

Слайд 61
Можно ли считать сотрудничеством:
обратную связь, например при взаимооценке?
участие в совместном обсуждении,

например, в «мозговом штурме»?
получение консультаций от эксперта?
совместное выполнение лабораторной работы?

Основной критерий – характер отношений между взаимодействующими субъектами (“равно заинтересованные партнеры” или “опекун-подопечный”)

Сотрудничество:
проблемы для обсуждения



Слайд 62


КОММУНИКАЦИЯ


Аспект: Речевая деятельность

раздаточные материалы (2-4)


Слайд 63
В какой мере задание требует
развёрнутой коммуникации
заданного формата?
Коммуникация:
основной вопрос к заданию


Слайд 64
«Хорошее» задание требует развёрнутой связной коммуникации, для которой заданы или известны

основные параметры высказывания/текста :
коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет);
тема и предмет (ЧТО говорит или пишет);
формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет);

Коммуникация:
описание «хорошего» задания


Слайд 65
Коммуникация:
алгоритм принятия решения
Позволяет
развернутую
коммуникацию?
Требует
развернутой
коммуникации?
Заданы параметры коммуникации?



1
2
3
4
НЕТ
НЕТ
НЕТ
ДА
ДА
ДА


Слайд 66
Коммуникация:
оценка (кодировка) заданий
Задание 1. Прочитай слова, характеризую-

щие разные поступки людей:
А. добрый; Б. равнодушный;
В. внимательный; Г. отзывчивый;
Д. завистливый; Е. честный.

Отметь ☑ слова, которыми можно
охарактеризовать поступок Серёжи.

Умение: устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, пояснять (объяснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста.

КОД ЗАДАНИЯ:

1


Слайд 67
Коммуникация:
оценка (кодировка) заданий
Задание 2. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию

из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию.

Умение: создавать простую композицию в пространстве.

КОД ЗАДАНИЯ:

2


Слайд 68
Коммуникация:
оценка (кодировка) заданий
Задание 4. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери

из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь.

Умение: осознавать главные ценности жизни и видеть их в искусстве.

КОД ЗАДАНИЯ:

3


Слайд 69
Коммуникация:
оценка (кодировка) заданий
КОД ЗАДАНИЯ:
4
Задание 2. Прими участие в конкурсе на луч-шую

сказку. (Критерии оценки прилагаются)
1). Перечитай свои любимые сказки. Как они обычно начинаются и как заканчиваются?
2). Выбери и запиши имена положительных и отрицательных героев.
3). Придумай сюжет сказки: …
4). Обсуди в группе придуманный тобой сюжет, если нужно измени его.
5). Придумай, как будут выглядеть и говорить герои.
6). Подготовь черновик и обсуди его в группе.
7). Подготовь окончательный вариант.

Слайд 70
Можно ли считать коммуникацией:
презентацию?
участие в форуме? SMS-сообщение?
задание с выбором ответа или

задание на заполнение пропусков и пробелов?
задание с кратким свободным ответом?
решение математической задачи?

Коммуникация: проблемы для обсуждения

Основной критерий – объем высказывания/текста


Слайд 71
Что способствует формированию этого аспекта коммуникации?
Коммуникация: взаимодействие
Метапредметные учебные

задания, например,
разработка «Руководства по работе в группе»
разработка «Правил подготовки презентаций»
самооценка работы в группе и т.п.

Выполнение парных, групповых, командных заданий на разных предметах, в том числе – предполагающие общение посредством ИКТ

Критерии оценки


Слайд 72


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

раздаточные материалы (2-5)


Слайд 73
В какой мере задание поощряет учащихся использовать ИКТ
в целях обучения и

развития?

Использование ИКТ для обучения:
основной вопрос к заданию


Слайд 74
«Хорошее» задание требует такого использования ИКТ, которое способствует:
приобретению новых знаний на

основе поиска и обработки информации;
формированию всех ключевых навыков (сотрудничества, коммуникации; саморегуляции и т.д.)
достижению более сложных ИКТ-навыков;
выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций

Использование ИКТ для обучения:
описание «хорошего» задания


Слайд 75
ИКТ: алгоритм принятия решения
Позволяет
использовать
ИКТ?
ИКТ использует-
ся для приобре-
тения знаний или
более сложных
ИКТ-навыков?
ИКТ

помогает выполнить ранее недоступные действия?




1

2

3

4

НЕТ

НЕТ

НЕТ

ДА

ДА

ДА


Слайд 76
ИКТ: оценка (кодировка) заданий
Задание 1. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций.

Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь.

Умение: осознавать главные ценности жизни и видеть их в искусстве.

КОД ЗАДАНИЯ:

1


Слайд 77
ИКТ: оценка (кодировка) заданий
КОД ЗАДАНИЯ:
2
Задание 2. Подготовь для выставки «Любимые книги

нашего класса» плакат, или слайд-шоу с рекламой твоей любимой книги. Покажи с помощью слов, рисунков, иллюстраций или других средств, достоинства этой книги. Постарайся убедить своих одноклассников, что эту книгу обязательно нужно прочитать.

Слайд 78
ИКТ: оценка (кодировка) заданий
КОД ЗАДАНИЯ:
3
Задание 3 (для работы в группе)
Для костюмированного

бала надо изготовить карнавальные маски. Найдите с помощью поисковой системы Интернета совет, как изготовить карнавальную маску. Обсудите в группе, какую маску лучше выбрать и почему? Сохраните необходимую информацию и расскажите о ней классу.

Слайд 79
Какие новые типы учебных заданий или виды учебной деятельности существенно облегча-ются

при реализации или даже становятся воз-можными благодаря использованию ИКТ при :
мотивации к изучению нового?
введении нового материала?
отработке предметных знаний и умений?
формировании ключевых навыков?
проверке и оценке достижений?
организации работы учащихся?

ИКТ: проблемы для обсуждения


Слайд 80
объяснение нового материала, предоставле-ние информации (презентации, мультфильмы, аудиозаписи, карты понятий и

т.д.);
индивидуализированный опрос;
виртуальные лаборатории;
общение или обмен с учениками ресурсами (переписка, раздача заданий и информацион-ных ресурсов, сбор выполненных заданий, управление контентом, фиксация результатов, мониторинг продвижения и т.д.);
выполнение административных функций (оценки, посещаемость и т.д.);

Интеграция ИКТ в учебный процесс: использование ИКТ учителем


Слайд 81
использование текстового редактора для записей, создания и редактирования текстов;
ответы на тесты,

проверочные задания;
отработка навыков и алгоритмов действий;
работа с виртуальными лабораториями, имитационными моделями;
поиск информации;
управление своей деятельностью, мониторинг продвижения
создание презентаций и других мультимедий-ных продуктов
анализ и работа с данными или информацией;
общение с одноклассниками, экспертами …

Интеграция ИКТ в учебный процесс: использование ИКТ учащимися


Слайд 82


РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

раздаточные материалы (2-2)


Слайд 83

Разрешение проблем и проблемных
ситуаций: характеристика состава действий
осознание проблемной ситуации – необходимости

начать работу, принять решение … (ЧТО ДЕЛАТЬ?)
постановка проблемы – осознание и определение того, ЧТО именно необходимо делать, разрешать
оценка составляющих проблемы – поиск и отбор информации, обработка информации, условий и ограничений … (КАК и В КАКОМ ПОРЯДКЕ ДЕЛАТЬ?)
перебор и анализ допустимых вариантов, оценка последствий, поиск оптимального варианта
принятие и воплощение решения

Слайд 84
Разрешение проблем: встречающиеся в практике обучения типы заданий
(PISA, российский опыт)
“Принятие решения”
“Моделирование/планирование”
“Устранение

неполадок”
“Создание объекта с заданными свойствами”

Слайд 85

«Хорошее» задание предполагает:
анализ незнакомой (не встречавшейся ранее) ситуации или незнакомого объекта,


имеющих практическое значение;
представляющих личный, социальный и/или познавательный интерес;
поиска и/или разработки новых подходов и решений
принятия решения в ситуации неопределен-ности (в условиях выбора)

Разрешение проблем:
требования к «хорошему» заданию


Слайд 86
Разрешение проблем:
основной вопрос к заданию
В какой мере задание требует использования навыков

и способов решения проблем и воплощения найденных решений в практике?

Слайд 87

«Хорошее» задание требует:

поиска и/или разработки новых подходов и решений;

принятия решения в

ситуации неопреде-ленности (есть возможность выбора);

воплощения решения на практике

Разрешение проблем:
описание «хорошего» задания


Слайд 88
Есть ли у
учащихся
выбор?
Решение
проблемы –
основное
требование?
Требуется
воплощениев жизнь?



1
2
3
4
НЕТ
НЕТ
НЕТ
ДА
ДА

НЕТ
ДА
ДА
Требуется
воплощениев жизнь?
Решение проблем:
алгоритм

принятия решения

На что тратятся
основные усилия,
время? О чем гово-
рят критерии?


Слайд 89
Решение проблемы:
оценка (кодировка) учебных заданий

Умение: группировать числа по самостоятельно
установленному

основанию (основаниям)

Задание 1. Распредели на группы величины: 1 т, 1 см, 1 г, 1 м, 1 мин, 1 с.
Запиши название каждой группы.

Образец ответа:
1 т, 1 г - масса, 2) 1 см, 1 м – длина, 3) 1 мин, 1 с - время

1

КОД ЗАДАНИЯ:


Слайд 90

Умение: осознавать главные ценности жизни и
видеть их в искусстве
Задание

2. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций.

Выбери из них четыре, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи.

Напиши, почему ты так думаешь.

2

КОД ЗАДАНИЯ:

Решение проблем:
оценка (кодировка) учебных заданий


Слайд 91

Задание 3. Учитель предложил вам подготовить
подарки для ветеранов – полезные в

жизни или
хозяйстве изделия. Обсудите и наметьте порядок работ. Подберите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте свои изделия.
Расскажите о том, что вы делали:
какие идеи возникали, и как искали изделия;
какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали;
достигнут ли результат, который вы планировали.

4

КОД ЗАДАНИЯ:

Решение проблем:
оценка (кодировка) учебных заданий


Слайд 92

Задание 4. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух

фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию.

3

КОД ЗАДАНИЯ:

Решение проблем:
оценка (кодировка) учебных заданий


Слайд 93
Решение проблем

Проблема для обсуждения:

В каких формах может протекать воплощение

решения в практике?


Слайд 94


САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ, ПРИОБРЕТЕНИЕ, ПЕРЕНОС И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ

раздаточные материалы (2-1)


Слайд 95
«Хорошее» задание предполагает не воспроизведение «готового знания», а его пополнение на

основе использования логических операций и общеучебных навыков

Переносу и интеграции знаний способст-вует использование содержания, идей, методов других предметов

Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний:
требования к «хорошему» заданию


Слайд 96
В какой мере задание стимулирует учащихся приобретать новое знание

и на какой основе строится это новое знание?

Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний:
основной вопрос к заданию


Слайд 97
Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний:
описание «хорошего» задания

«Хорошее» задание требует

продвижения от воспроизведения известного образ-ца к получению нового знания или более глубокому пониманию известного на основе:
исследования/преобразования известного;
использования познавательных действий;
использования содержания/идей/методов других областей знания


Слайд 98
Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний:
алгоритм принятия решения
Требует
приобретения
знаний?
Приобрете-
ние знаний


основное
требование?

Задание
междисци-
плинарное?




1

2

3

4

НЕТ

НЕТ

НЕТ

ДА

ДА

ДА

т.е. создания,
преобразования
или более глубо-
кого понимания
известного?

На что тратятся
основные усилия,
время? О чем гово-
рят критерии?


Слайд 99
Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний:
оценка (кодировка) учебных заданий
Умение:

группировать числа по самостоятельно
установленному основанию (основаниям)

Задание 1. Распредели на группы величины: 1 т, 1 см, 1 г, 1 м, 1 мин, 1 с.
Запиши название каждой группы.

Образец ответа:
1 т, 1 г - масса, 2) 1 см, 1 м – длина, 3) 1 мин, 1 с - время

1

КОД ЗАДАНИЯ:


Слайд 100

Умение: группировать числа по самостоятельно
установленному основанию (основаниям)
Образцы ответов:
120, 580,

301 – трехзначные числа и 2) 52, 17 – двузначные числа
ИЛИ:
1) 120, 580, 52 – четные числа и 2) 301, 17 – нечетные числа
ИЛИ: иной вариант, отвечающий требованиям задания

3

КОД ЗАДАНИЯ:

Задание 2. Распредели на две группы числа: 120, 580, 301, 52, 17.
Запиши название каждой группы.

Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний:
оценка (кодировка) учебных заданий


Слайд 101Задание 3. Четвероклассник Петя сказал, что он может поднять вес, равный

5390 г. Может ли его ответ
быть правдивым? Поясни свой ответ.

Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний:
оценка (кодировка) учебных заданий

КОД ЗАДАНИЯ:

2

Умение: выбирать величину, соответствующую сути
конкретной математической ситуации, факта
(при измерении длины, массы, времени, оценке
Протяженности, стоимости и т.д.)


Слайд 102Задание 4 (для работы в паре). Придумайте каждый свою задачу о

четверо-класснике. Задача должна решаться в два действия. Запишите условие и вопрос задачи – каждый на своем листе. Обменяйтесь листами с соседом по парте и решите на черновике составленную им/ей задачу. Обсудите придуманные вами задачи и их решения; если нужно, измените условия и решите их снова.

КОД ЗАДАНИЯ:

4

Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний:
оценка (кодировка) учебных заданий


Слайд 103
Как оценивать задания на поиск информации?
Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция

знаний:
проблемы для обсуждения

Зависит от того, что именно требуется в задании:

а) найти информацию и зачитать её или

б) найти информацию и на её основе прийти к новому для себя знанию;


Слайд 104
Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний:
проблемы для обсуждения

Как оценивать

задания на выполнение рутинных процедур?

Зависит ли оценка задания от этапа освоения знания?

Зависит от
а) этапа формирования данной процедуры
б) наличия/отсутствия необходимости модифицировать данную процедуру


Слайд 105
Освоение знаний: основные этапы

Прояснение смысла изучаемого

Перевод понятого значения (смысла)

в условные знаки, символы, обозна-
чения, термины

3. Понимание и применение


Слайд 106
Освоение знаний: «хорошие задания на первом этапе

Прояснение смысла: Задания

на

осознание и постановку проблемы в ходе
игр и экспериментов с изучаемыми объектами
их маркировки, группировки, сортировки

формирование мотивации для дальнейшего изучения свойств и отношений объектов в ходе обсуждений результатов манипулирований

формирование ориентировочной основы учебных действий в ходе манипулирований и обсуждений


Слайд 107
Освоение знаний: «хорошие задания на втором этапе

Перевод смысла в

условные знаки и термины: Задания на

создание учебных моделей и установление их связи с изучаемыми объектами и элементами символьного ряда в ходе
игр и экспериментов с моделями реальных объектов и знако-символьными отношениями
маркировки, группировки и упорядочивания, классификации и систематизации, сопоставления, сравнения изучаемых объектов и их моделей

установления связей и отношений на основе использования условных обозначений и терминов

формирование ориентировочной основы учебных действий в ходе манипулирований и обсуждений

Слайд 108
Освоение знаний: «хорошие задания на третьем этапе

Понимание и применение:

Задания на


преобразование имеющихся знаний

создание новых объектов

разработку правил действий (плакаты, памятки, инструкции, списки слов …)

проведение мини-исследований: выдвижение и проверка гипотез, рассуждения, аргументация, обоснования

Слайд 109


РАБОТА НАД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ШКОЛЫ:
приложения по формированию и оценке достижения планируемых

результатов


Слайд 110



Проектирование учебного процесса и системы текущей и промежуточной оценки


Слайд 111

Рекомендации: Шаг 1
Содержательно-временная схема учебного процесса: выделение

этапов

Содержание: темы, разделы


Раздел 1

Раздел 2

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Календарные сроки: недели, месяцы, четверти





Слайд 112

Рекомендации: Шаг 2
Проецирование ИТОГОВЫХ планируемых результатов на

выделенные этапы учебного процесса и их детализация

Системы
ТЕМАТИЧЕСКИХ
планируемых
результатов

Системы
ТЕМАТИЧЕСКИХ
проверочных или
диагностических работ


Слайд 113

Рекомендации: Шаг 3
Оценка имеющихся
обучающих заданий
с позиций формирования

УУД

Выявление дефицитов


Слайд 114

Рекомендации: Шаг 4
Доработка и/или пополнение системы обучающих

заданий

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ –
- не обязательно для каждой темы

СОТРУДНИЧЕСТВО, РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ,
САМОРЕГУЛЯЦИЯ – хотя бы одно задание
(например, проектного типа) для каждой темы


Слайд 115

Рекомендации: Шаг 5
Разработка учебных ситуаций
учет особенностей учебного

материала
учет результатов диагностики, срезовых работ
учет возрастных особенностей

Слайд 116
В каких темах этого и следующего учебного

года в соответствии с планируемыми результатами вам будут нужны задания на формирование ценностно-смысловых установок (рефлексии, сотрудничества …)?
Укажите названия этих тем и ориентировочные сроки их изучения.

Рекомендации: Шаг 6
Обобщение результатов для работы над образовательной программой школы


Слайд 117
1.Рассмотрите ближайшую тему, которую вам предстоит изучать.
Открывает ли она возможности для

формиро-вания ценностно-смысловых установок (рефлексии, сотрудничества …)? Требуется ли это планируемыми результатами её освоения?

Если ответ ДА. Проанализируйте с этой точки зрения используемую вами систему заданий. Выберите – или составьте – одно-два задания на формирование ценностно-смысловых установок.

Если ответ НЕТ. Выполните это задание для следующей темы.

Рекомендуемая последовательность выполнения


Слайд 118
2.В каких темах этого и следующего учебного года в соответствии с

планируемыми результатами вам будут нужны задания на формирование ценностно-смысловых установок (рефлексии, сотрудничества …)?
Укажите названия этих тем и ориентировочные сроки их изучения.

Рекомендуемая последовательность выполнения


Слайд 119ПРИЛОЖЕНИЯ


Слайд 120Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических задач



В чем проявляется достижение основных образовательных результатов?

личностных:
готовность и способ-
ность к саморазвитию:
самоопределению;
смыслообразованию;
ценностная ориентация.

метапредметных:
способность к
саморегуляции;
коммуникации;
познанию.

предметных:
система знаний
способность к полу-
чению новых знаний,
их преобразованию и
применению.

В учебном процессе это проявляется, прежде всего, как


Слайд 121Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию?
Результаты международного сравнительного исследования ITL

(2009)

На диаграмме показаны средние баллы для каждого из параметров оценки учебных заданий (LA) и работ учащихся (SW) для России и всех стран выборки.

По каждому из параметров свыше 50% (для всех стран) и около 40% (Россия) учебных заданий и работ учащихся имеют код “1” (самый низкий из возможных). Многие учителя выборки еще только начинают осваивать инновационные практики в обучении.


Слайд 122Россия: LA и SW баллы
Результаты оценок работ учащихся зависят от качества

учебных заданий и практически всегда ниже последних. По каждому из рассматриваемых параметров лишь незначительное число заданий имеют высокие показатели (коды 3 и 4); подавляющее количество предлагаемых учащимся заданий не направлено на формирование выделенных навыков и соответствующих требований нового образовательного стандарта. Относительно успешно идет формирование только навыка коммуникации. Особое беспокойство вызывает практика формирования навыков саморегуляции и решения проблем.

Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию?
Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009)





Слайд 123
Компоненты учебного задания
характеристика задания

мотивационная часть
Содержание:
условие (информационная часть)
вопрос (командная часть)
инструкция по

выпол-нению (ответная часть)


образец/описание ответа


критерии оценки


методический комментарий (организационная часть)



время выполнения задания


Слайд 124
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ
Представь, что ты гуляешь на улице, тебя про-сили вернуться через

час, а часов у тебя нет.
Прочитай предложенные ниже варианты обращений.
Заполни таблицу: укажи знаком ✓ правильно ли построено обращение – допущены ли в нем ошибки или таких ошибок нет.
Устно исправь допущенные ошибки.

Русский язык. Развитие речи. Планируемый результат:
оценивать правильность/уместность выбора языковых и неязыковых
средств в разных ситуациях общения



Слайд 125стимулы:
Мотивация
(контекст задания или учебная ситуация)
Содержание
(условие, вопрос, инструкция)

Критерии
оценки




Слайд 126
Решение проблем: кодировка задания


М.Нестеров.
Видение отроку
Варфоломею

З.Серебрякова.
За завтраком

К.Сомов.
Арлекин и дама

А.Пластов.
Сенокос



Д.Жилинский.
У моря. Семья


В.Попков.
Шинель отца


Б.Кустодиев.
Купчиха за чаем


В.Васнецов.
Гусляры


Слайд 127
Оцени СОТРУДНИЧЕСТВО в вашей группе
Задание. Внимательно прочитай приведенные утверждения. Отметь знаком

✓ , насколько ты согласен с данным утверждением.

Слайд 128Мотивы:
Внутренние:
учебные и познавательные
направленность на способы или результат;
устойчивый или ситуацион-ный личностный интерес
социальные
широкие

(польза, долг …)
позиционные (одобрение)
аффилиация (положительный эмоциональный фон)
социальное сотрудничество
саморазвитие и самообразо-вание (постоянное совершенство-вание)

Внешние:
вознаграждение, отметка
безопасность и стабильность
престиж и статус
избегание неудач


Слайд 129
Личностный смысл учения и рефлексия: особенности младших школьников
Действие целеполагания осуществляется только

совместно с классом и под руко-водством учителя

На индивидуальном уровне младшие школьники в основном способны осуществлять принятие заданной педагогом учебной задачи и осмыслить поставленную цель


Младшие школьники остаются субъектами учебных ДЕЙСТВИЙ, но не деятельности


Слайд 130
Личностный смысл учения и рефлексия: особенности младших школьников
В младшем школьном возрасте

в рамках ведущей деятельности рефлексия сопряжена, в первую очередь, с учебными действиями
контроля и оценки


Необходимо помнить, что для младших школьников характерна высокая отзыв-чивость на новые стимулы и впечатле-ния, что может служить препятствием в развитии любознательности


Слайд 131
Личностный смысл учения и рефлексия: специально организованная деятельность

Учебная ситуация: Конференция с

родителями.
«Делимся секретами учения»

Учащиеся описывают родителям процедуры, которыми они следуют в классе.
Демонстрируют законченные работы или законченные части работы, объясняя способы, с помощью которых они их выполняли.
Они отвечают на вопросы родителей по знанию и пониманию ими изученных тем.
По результатам конференции учащиеся и родители заполняют лист обратной связи.

Слайд 132
Личностный смысл учения и рефлексия: специально организованная деятельность

Планируемый результат: использовать различные

виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное, – в соответствии с целью чтения

Учебное задание (базовый уровень)
Тебе попался журнал без обложки. Просмотри его содержание и предложи подходящее для этого журнала название. Поясни свой ответ.
Расскажи, как ты выполнял это задание.

Умение: осознанно пользоваться просмотровым чтением с целью общей ориентации в тематике и содержании текста, предварительного отбора нужной/полезной/интересной информации


Слайд 133Результаты международного сравнительного исследования ITL. РОССИЯ. Распределение баллов за разные типы

заданий

Среди заданий всех типов – чаще или реже – встречаются задания, получающие наивысшие оценки по инновационной деятельностной шкале.



Слайд 134
Коммуникативность текста
или высказывания

проявляется в том, что высказывание или текст всегда

существует только
в определённой ситуации общения:
КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, ЧТО и КАК говорит или пишет:

КТО – автор (говорящий или пишущий)
КОМУ – адресат (слушающий или читающий)
ГДЕ – место общения
КОГДА – время общения
ПОЧЕМУ – мотив, причина общения
ЗАЧЕМ – цель общения
ЧТО – предмет речи, тема
КАК – способ выражения мыслей


Слайд 135Примите участие в конкурсе на разработку сценария новогоднего праздника (маршрута «выходного

дня» и т.п.)

Решение проблем: пример задания типа «Принятие решения»


Слайд 136Проанализируй свой режим дня и, если необходимо, внеси в него изменения.
Ответь

на вопросы:
Сколько времени ты ежедневно тратишь на занятия физической культурой? Какие именно?
Сколько времени уходит у тебя на приготовление домашних заданий?
Сколько времени у тебя уходит на сон? Прогулки? Помощь близким?

Решение проблем: пример задания типа «Моделирование и планирование»


Слайд 137Помоги своему соседу наладить и доработать презентацию (правильно поставить и провести

опыт и т.п.)

Решение проблем: пример задания типа «Устранение неполадок»


Слайд 138Учитель предложил вам подготовить подарки для ветеранов – полезные в жизни

или хозяйстве изделия. Обсудите и наметьте порядок работ.
Подберите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте свои изделия.
Расскажите о том, что вы делали:
какие идеи возникали, и как искали изделия;
какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали;
достигнут ли результат, который вы планировали.

Решение проблем: пример задания типа «Создание объекта с заданными свойствами»


Слайд 139
Решение проблем: воплощение решения
а) разработка, обоснование и реализация/ апробация принятого решения
б)

обоснование, создание и проверка модели, прогноза, планирования
в) выявление «болевых точек», планирование и реальное устранение неполадок, (проверка найденного решения на практике)
г) разработка, обоснование, создание и презентация модели, макета, объекта, творческого решения …

Во всех случаях существенным фактором
является наличие заинтересованных
лиц/экспертов


Слайд 140
Освоение знаний: первый этап

Прояснение смысла изучаемого:

Учащиеся «обнаруживают» для себя значение (смысл) изучаемого материала как результат
непосредственного опыта манипулирования с реальными предметами, их изображениями, наглядным материалом и т.п. и
и последующего обсуждения этого опыта


Слайд 141
Освоение знаний: второй этап

Перевод смысла в условные знаки и

термины:

Учащиеся создают или используют готовые учебные модели, совершают манипуляции с ними, связывая их с изучаемыми объектами и элементами символьного ряда.

Понимание проявляется через правильное использование условных обозначений, символов, терминов.

Слайд 142
Освоение знаний: третий этап

Понимание и применение:

Деятельность в

контексте, максимально приближенном к реальным ситуациям.

Понимание проявляется через
использование закономерностей и связей для анализа проблемных ситуаций
выдвижение и оценку идей
использование знаний (моделей, фактов, свойств, отношений) для пояснения рассуждений
аргументацию и обоснования


Слайд 143Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:
соревнования –

командные и индивидуальные;
сюжетные – «поиск сокровищ» …
ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …

Слайд 144Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной

деятельности:
«Пишем книгу»;
«Готовим праздник»
«Делаем подарки»
«Сообщаем вам …»


Слайд 145Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:
эксперименты с

изучаемыми объектами (свойства объектов)
маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие)
проведение мини-исследований
описание и оценка

Слайд 146Проектирование и отбор
учебных ситуаций: примеры
Ежедневно используемые учебные ситуации:
Математика: счёт, вычисления, решение

задач, обсуждение
Русский язык и чтение: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение
Окружающий мир: Дневник наблюдений

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика