Международный Форум Инновации – Бизнес – Образование Конференция Библиотеки и образование Ярославль, 2-3 ноября, 2010 Новая парадигма современной библиотеки в информационном веке Шрайберг Яков Леонидович, Доктор технических наук, профессор, генеральны презентация

Содержание

Приложи сердце твое к учению и уши твои – к умным словам Притчи Соломоновы, гл. 3, ст. 12

Слайд 1

Международный Форум
«Инновации – Бизнес – Образование»
Конференция «Библиотеки и образование»
Ярославль, 2-3 ноября,

2010

Новая парадигма современной библиотеки в информационном веке


Шрайберг Яков Леонидович,
Доктор технических наук, профессор,
генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России

Слайд 2

Приложи сердце твое к учению
и уши твои – к умным словам



Притчи Соломоновы,
гл. 3, ст. 12




Слайд 3

XXI век – век информации и знаний, век уверенного вхождения человечества

в информационное общество




Слайд 4

Главные характеристики информационного века (взгляд из библиотеки):

Нарастающие потоки электронной информации

Постоянное увеличение числа электронных изданий как альтернатива традиционных библиотечных подписок




Слайд 5

Интернет – коммуникационная среда и среда обслуживания пользователей библиотек

Новые

технологии обслуживания и новые возможности

Электронное чтение, ридеры, гаджеты




Слайд 6

Правильное представление о сущности и исходных функциях библиотеки определяет все содержание

библиотечной деятельности в обществе.




Слайд 7

Библиотечная деятельность:
цель
задачи
принципы
критерии эффективности
качество работы
технологии
и

ряд других

Слайд 8

Еще в до электронную эру сама дефиниция библиотеки и ее основных

функций не имели однозначных определений. А в настоящее время проблема обострилась еще сильнее.

Слайд 9



Библиотека-хранилище
Библиотека-читальня
Библиотека-собрание книг
Библиотека-учреждение (институт)


Слайд 10

Библиотека – любое упорядоченное собрание книг, периодических изданий, иных графических и

аудиовизуальных материалов (стандарт ЮНЕСКО, немецкий стандарт DIN 1425, библиотечная статистика ИСО/ДИС ТК-46 и многие другие)

Слайд 11

«В древности словом библиотека обозначались лишь книгохранилища. Затем под библиотеками стали

понимать собрание книг, более или менее рационально устроенные. И только в последнее время утвердился взгляд на библиотеку как на такое учреждение которое не только собирает и хранит книги, но и активно использует их для определенных просветительных целей.»
БСЭ, 1-ое издание, 1947

Слайд 12

Другие издания БСЭ, труды известных библиотековедов, даже ФЗ о библиотечном деле

в первую очередь определяли библиотеку как учреждение

Слайд 13

Ю.Н. Столяров:

Библиотечный фонд – исходный библиотекообразующий элемент
Библиотека образует систему

документальных коммуникаций
Библиотека это целостный сплав четырех элементов (материально-техническая база, фонд, пользователи, персонал)


Слайд 14

Наиболее полное и используемое многими библиотечными школами определение Ю.Н. Столярова:

Библиотека

– удовлетворяющее информационным потребностям общества в целом, его части или отдельного члена, материально-технически оснащенное упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотечным персоналом

Слайд 15

Библиотека – учреждение для сбора, хранения произведений печати и других документов,

а также пользования ими

Библиотечная энциклопедия

Слайд 16

Все определения совсем не учитывают доминирующее влияние таких «мелочей» как
Интернет

электронные библиотеки
цифровой контент
и др.


Слайд 17

20 лет как минимум существует цифровая эпоха, а ученые-библиотековеды живут в

«противогазах», и не только сами не соответствуют велениям времени, но и по сути «консервируют» молодое поколение специалистов

Слайд 18

Библиотечная наука – в ступоре: практически ни один из учебников по

библиотековедению, фондоведению, документоведению, библиографоведению изданные за (методички, правда, иногда попадаются)

Слайд 19

Библиотечная наука не учитывает как минимум следующие уже давно всем привычные

моменты:
документ физически может находится где угодно, а пользователь может быть обслужен им в помещении любой библиотеки, на работе и дома;
электронный каталог должен отражать не только фонд своей библиотеки, но и те документы, которые доступны из помещения данной библиотеки


Слайд 20

число онлайновых пользователей может быть на порядки больше чем число

традиционных читателей, а полный цикл обслуживания может осуществляться и без физического прихода в библиотеку
подписка на электронные издания вытесняет традиционные формы комплектования и не только в текущей его части, но и для ретроспективного и рекомплектования


Слайд 21

многие электронные библиотеки выполняют все функции присущие библиотекам, не являясь

при этом учреждением
библиотеки-партнеры вузов в достижении целей образования и современные технологии e-learning реализуются с использованием библиотечно-электронного контента

Слайд 22

Можно привести еще много примеров, но завершим это перечисление следующим: библиотека

– ячейка информационного общества и катализатор движения общества к обществу построенному на знаниях.
Никакие теории в том числе и многочисленные книги современных библиотековедов обо всем вышеперечисленном даже не вспоминают

Слайд 23

Вывод:
Нужна новая парадигма библиотеки, как современной информационно-образовательной системы, функционирующей в условиях

нарастающего электронного контента и электронно-коммуникационной среды

Слайд 24

Требует переосмысления и определения в современных условиях таких понятий как:
современный

библиотечный фонд,
функции современной библиотеки,
библиотечное обслуживание,
особенности формирование фонда,
библиотечный пользователь – клиент?
что читают и что хотят (и хотят ли) читать читатели?

Слайд 25

Нужна концепция развития современной библиотеки, нужна ревизия современной библиотечной науки.
Нельзя

решать столь всеобъемлющую и сложную проблему путем создания простых популистских теорий и схем типа «библиотека 2.0» и подобной чепухи.

Слайд 26

Кто возьмется?
В России небольшие силы могли бы сыскаться фактически в трех

библиотечных школах – московской, санкт-петербургской и кемеровской – мало сил все же на Руси Великой. Желающих и могущих пока не видно, а студенты продолжают слушать старые сказки.

Слайд 27

Но ничего, как говорили древние нет подвижничества равного терпеливости; нет счастья

равного удовлетворенности. Один есть путь – путь истины, все остальное – не пути.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика