Слайд 1
Международный Форум
«Инновации – Бизнес – Образование»
Конференция «Библиотеки и образование»
Ярославль, 2-3 ноября,
2010
Новая парадигма современной библиотеки в информационном веке
Шрайберг Яков Леонидович,
Доктор технических наук, профессор,
генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России
Слайд 2
Приложи сердце твое к учению
и уши твои – к умным словам
Притчи Соломоновы,
гл. 3, ст. 12
Слайд 3
XXI век – век информации и знаний, век уверенного вхождения человечества
в информационное общество
Слайд 4
Главные характеристики информационного века (взгляд из библиотеки):
Нарастающие потоки электронной информации
Постоянное увеличение числа электронных изданий как альтернатива традиционных библиотечных подписок
Слайд 5
Интернет – коммуникационная среда и среда обслуживания пользователей библиотек
Новые
технологии обслуживания и новые возможности
Электронное чтение, ридеры, гаджеты
Слайд 6
Правильное представление о сущности и исходных функциях библиотеки определяет все содержание
библиотечной деятельности в обществе.
Слайд 7
Библиотечная деятельность:
цель
задачи
принципы
критерии эффективности
качество работы
технологии
и
ряд других
Слайд 8
Еще в до электронную эру сама дефиниция библиотеки и ее основных
функций не имели однозначных определений. А в настоящее время проблема обострилась еще сильнее.
Слайд 9
Библиотека-хранилище
Библиотека-читальня
Библиотека-собрание книг
Библиотека-учреждение (институт)
Слайд 10
Библиотека – любое упорядоченное собрание книг, периодических изданий, иных графических и
аудиовизуальных материалов (стандарт ЮНЕСКО, немецкий стандарт DIN 1425, библиотечная статистика ИСО/ДИС ТК-46 и многие другие)
Слайд 11
«В древности словом библиотека обозначались лишь книгохранилища. Затем под библиотеками стали
понимать собрание книг, более или менее рационально устроенные. И только в последнее время утвердился взгляд на библиотеку как на такое учреждение которое не только собирает и хранит книги, но и активно использует их для определенных просветительных целей.»
БСЭ, 1-ое издание, 1947
Слайд 12
Другие издания БСЭ, труды известных библиотековедов, даже ФЗ о библиотечном деле
в первую очередь определяли библиотеку как учреждение
Слайд 13
Ю.Н. Столяров:
Библиотечный фонд – исходный библиотекообразующий элемент
Библиотека образует систему
документальных коммуникаций
Библиотека это целостный сплав четырех элементов (материально-техническая база, фонд, пользователи, персонал)
Слайд 14
Наиболее полное и используемое многими библиотечными школами определение Ю.Н. Столярова:
Библиотека
– удовлетворяющее информационным потребностям общества в целом, его части или отдельного члена, материально-технически оснащенное упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотечным персоналом
Слайд 15
Библиотека – учреждение для сбора, хранения произведений печати и других документов,
а также пользования ими
Библиотечная энциклопедия
Слайд 16
Все определения совсем не учитывают доминирующее влияние таких «мелочей» как
Интернет
электронные библиотеки
цифровой контент
и др.
Слайд 17
20 лет как минимум существует цифровая эпоха, а ученые-библиотековеды живут в
«противогазах», и не только сами не соответствуют велениям времени, но и по сути «консервируют» молодое поколение специалистов
Слайд 18
Библиотечная наука – в ступоре: практически ни один из учебников по
библиотековедению, фондоведению, документоведению, библиографоведению изданные за (методички, правда, иногда попадаются)
Слайд 19
Библиотечная наука не учитывает как минимум следующие уже давно всем привычные
моменты:
документ физически может находится где угодно, а пользователь может быть обслужен им в помещении любой библиотеки, на работе и дома;
электронный каталог должен отражать не только фонд своей библиотеки, но и те документы, которые доступны из помещения данной библиотеки
Слайд 20
число онлайновых пользователей может быть на порядки больше чем число
традиционных читателей, а полный цикл обслуживания может осуществляться и без физического прихода в библиотеку
подписка на электронные издания вытесняет традиционные формы комплектования и не только в текущей его части, но и для ретроспективного и рекомплектования
Слайд 21
многие электронные библиотеки выполняют все функции присущие библиотекам, не являясь
при этом учреждением
библиотеки-партнеры вузов в достижении целей образования и современные технологии e-learning реализуются с использованием библиотечно-электронного контента
Слайд 22
Можно привести еще много примеров, но завершим это перечисление следующим: библиотека
– ячейка информационного общества и катализатор движения общества к обществу построенному на знаниях.
Никакие теории в том числе и многочисленные книги современных библиотековедов обо всем вышеперечисленном даже не вспоминают
Слайд 23
Вывод:
Нужна новая парадигма библиотеки, как современной информационно-образовательной системы, функционирующей в условиях
нарастающего электронного контента и электронно-коммуникационной среды
Слайд 24
Требует переосмысления и определения в современных условиях таких понятий как:
современный
библиотечный фонд,
функции современной библиотеки,
библиотечное обслуживание,
особенности формирование фонда,
библиотечный пользователь – клиент?
что читают и что хотят (и хотят ли) читать читатели?
Слайд 25
Нужна концепция развития современной библиотеки, нужна ревизия современной библиотечной науки.
Нельзя
решать столь всеобъемлющую и сложную проблему путем создания простых популистских теорий и схем типа «библиотека 2.0» и подобной чепухи.
Слайд 26
Кто возьмется?
В России небольшие силы могли бы сыскаться фактически в трех
библиотечных школах – московской, санкт-петербургской и кемеровской – мало сил все же на Руси Великой. Желающих и могущих пока не видно, а студенты продолжают слушать старые сказки.
Слайд 27
Но ничего, как говорили древние нет подвижничества равного терпеливости; нет счастья
равного удовлетворенности. Один есть путь – путь истины, все остальное – не пути.