Blake’s 7. Реж. М. Ридж. 1978–1981
Соединение смерти и улыбки, связано с тем, что актер Пол Дэрроу в роли Эйвона задействовал базовые архетипические образы и мифологемы. В архаическом искусстве, мифе и эпосе, очень часто встречаются сцены битвы за тело павшего героя. Долгожительство этого сюжета, вплоть до современных киноверсий, свидетельствует, что он имеет жизненно важный смысл.
Пергамский алтарь. 1-я половина II в. до н. э. Прорисовка
В «Гигантомахии» Пергамского алтаря носителями положительного начала становятся антропоморфные олимпийские боги нового поколения. Отрицательность их противников, гигантов, подчеркивается такими хтоническими нечеловеческими признаками, как змеевидные хвосты вместо ног.
Гигантомахия
Фрагмент Пергамского алтаря
Классическую отточенность сцена сражения за тело получила на фронтоне храма Афины в Эгине.
Бой за тело Патрокла Прорисовка средней части западного фронтона храма Афины Афайи на о. Эгина
Около 510 г. до н. э.
Менелай и Гектор в битве над телом Эвфорба. Роспись блюда с о. Родос. 610–600 гг. до н. э.
Д. Флаксман. Триумф Ахилла. XIX в.
Менелай с телом Патрокла. I в.
Умирающий галл. I в. до н. э.
В эгинских фронтонах солнечная жизнеутверждающая тематика получает развитие
в «архаической улыбке»,
с которой изображаются умирающие воины.
Умирающий воин. Фрагмент западного фронтона храма Афины Афайи
на о. Эгина
Большое количество картин
с сюжетом битвы за тело встречается в американской живописи времен войны с Англией
и гражданской войны Севера и Юга.
Д. Трамбулл. Смерть генерала Уоррена в битве
при Банкер-Хилл 17 июня 1775 г. 1786
Д.С. Копли. Смерть майора Пирсона в январе 1781 г. 1783
На картине Э. Делакруа древние смыслы, связанные с бессмертными функциями базового для космогенеза женского персонажа, сливаются
с жизнетворческой мужской силой солнца.
Оригинальная черта композиционного замысла – в картине физически отсутствует противоборствующая темная сторона. Однако именно к Тьме за пределами картины прикованы взгляды защитников баррикад, что в метафорическом смысле воспроизводит строгую космическую симметрию древней композиционной формулы и тем самым гарантирует космическую гармонию бытия в целом.
А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942
В картине «Смерть комиссара» К. Петров-Водкин, не имея возможности прямо оппонировать власти, воспользовался эзоповым языком. Он использовал вывернутую наизнанку мифологему битвы за солнце. За тело раненого комиссара не идет сражение, отряд, уходящий за горизонт, просто не замечает гибели своего командира и оставляет его умирать на дороге.
К. Петров-Водкин
Смерть комиссара
1928
«Ахейцы знали, что победа будет дарована им свыше в любом случае».
А. Брекер. Товарищи. 1940
А. Брекер. Жертва. 1940
В финальной битве Пяти Воинств в сказке Дж. Р.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» кульминация боя приходится на битву за тело предводителя гномов Торина Оукеншильда. В подготовительном рисунке подчеркнута именно круговая, воскрешающая композиция битвы.
Битва Пяти Воинств. Подготовительный рисунок к кинотрилогии П. Джексона
Внутренний поединок Гарри и Волан-де-Морта. Фильм «Гарри Поттер и Орден Феникса». Режиссер Д. Йэтс. 2007
Битва с Волан-де-Мортом
Фильм «Гарри Поттер и Кубок огня» Режиссер М. Ньюэлл. 2005
Гарри и Седрик. Фильм «Гарри Поттер и Кубок огня»
Режиссер М. Ньюэлл. 2005
Фильм «Гарри Поттер и Дары смерти». Часть II. Реж. Р.Д. Йетс. 2011
Последняя сцена на вокзале возле Хогвартского экспресса закольцована с первой поездкой Гарри в школу волшебников. Роулинг выводит героев
и их детей на новый круг жизни.
Презентация подготовлена Е. Князевой
по материалу Е. Медковой
Журнал «Искусство» № 5–6/2014
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть