Битва за тело героя История одного сюжета презентация

Шокирующая финальная сцена «Blake's 7» травмировала психику целого поколения британцев, на долгие годы запомнилась зрителям и до сих пор продолжает терзать умы и сердца новых поклонников сериала. Blake’s 7. Реж. М.

Слайд 1Битва за тело героя
История одного сюжета
Научные чтения


Слайд 2Шокирующая финальная сцена «Blake's 7» травмировала психику целого поколения британцев, на

долгие годы запомнилась зрителям и до сих пор продолжает терзать умы и сердца новых поклонников сериала.

Blake’s 7. Реж. М. Ридж. 1978–1981

Соединение смерти и улыбки, связано с тем, что актер Пол Дэрроу в роли Эйвона задействовал базовые архетипические образы и мифологемы. В архаическом искусстве, мифе и эпосе, очень часто встречаются сцены битвы за тело павшего героя. Долгожительство этого сюжета, вплоть до современных киноверсий, свидетельствует, что он имеет жизненно важный смысл.


Слайд 3Суть сюжета восходит к мифам космогенеза – сотворения мира путем ритуального

жертвоприношения первосущества в разных вариантах: от расчленения хаоса/чудовища или гиганта-прачеловека до разъединения первоначально слитой пары женского и мужского божеств.

Пергамский алтарь. 1-я половина II в. до н. э. Прорисовка

В «Гигантомахии» Пергамского алтаря носителями положительного начала становятся антропоморфные олимпийские боги нового поколения. Отрицательность их противников, гигантов, подчеркивается такими хтоническими нечеловеческими признаками, как змеевидные хвосты вместо ног.

Гигантомахия
Фрагмент Пергамского алтаря


Слайд 4Примером бесконечно возобновляемого процесса яростной смертельной схватки за жизнь является 16-я

глава «Илиады» Гомера, которая состоит из череды схваток – сначала за тело ликийского царя Сарпедона, союзника Трои, затем за тело Кебриона, возничего Гектора, затем за тело Эвфорба, ранившего Патрокла и, наконец, схватка за тело самого Патрокла, которая длилась целый день и прекратилась только к вечеру благодаря явлению Ахилла.

Классическую отточенность сцена сражения за тело получила на фронтоне храма Афины в Эгине.

Бой за тело Патрокла Прорисовка средней части западного фронтона храма Афины Афайи на о. Эгина
Около 510 г. до н. э.

Менелай и Гектор в битве над телом Эвфорба. Роспись блюда с о. Родос. 610–600 гг. до н. э.

Д. Флаксман. Триумф Ахилла. XIX в.


Слайд 5Постепенно тело обособляется
и превращается в отдельного персонажа – в жертву,

принесенную в процессе борьбы. В скульптуре «Менелай с телом Патрокла»
в образе погибшего подчеркиваются признаки смерти. В безнадежном одиночестве умирает истекающий кровью галл.

Менелай с телом Патрокла. I в.

Умирающий галл. I в. до н. э.

В эгинских фронтонах солнечная жизнеутверждающая тематика получает развитие
в «архаической улыбке»,
с которой изображаются умирающие воины.

Умирающий воин. Фрагмент западного фронтона храма Афины Афайи
на о. Эгина


Слайд 6В европейском искусстве Нового и Новейшего времени возрождение интереса к тематике

битвы за тело связано чаще всего с переломными эпохами политического или революционного противостояния, а также с периодами военных действий.

Большое количество картин
с сюжетом битвы за тело встречается в американской живописи времен войны с Англией
и гражданской войны Севера и Юга.

Д. Трамбулл. Смерть генерала Уоррена в битве
при Банкер-Хилл 17 июня 1775 г. 1786

Д.С. Копли. Смерть майора Пирсона в январе 1781 г. 1783


Слайд 7Э. Делакруа. Свобода на баррикадах.1830
Враг на картине Э. Делакруа не антропоморфен,

враг – это Тьма. Победа над ним – это победа Света. Возрождаются некие древние основы мифа космогенеза: рождение света бытия из тьмы добытийного хаоса.

На картине Э. Делакруа древние смыслы, связанные с бессмертными функциями базового для космогенеза женского персонажа, сливаются
с жизнетворческой мужской силой солнца.

Оригинальная черта композиционного замысла – в картине физически отсутствует противоборствующая темная сторона. Однако именно к Тьме за пределами картины прикованы взгляды защитников баррикад, что в метафорическом смысле воспроизводит строгую космическую симметрию древней композиционной формулы и тем самым гарантирует космическую гармонию бытия в целом.


Слайд 8В советской живописи периода соцреализма мифологема битвы за возрождение света/солнца становится

актуальной во время Великой Отечественной войны. В картине «Оборона Севастополя» сражение светоносной белой фигуры моряка и грязно-зеленой фигуры немецкого солдата идет за распростертое тело мраморной набережной города.

А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942

В картине «Смерть комиссара» К. Петров-Водкин, не имея возможности прямо оппонировать власти, воспользовался эзоповым языком. Он использовал вывернутую наизнанку мифологему битвы за солнце. За тело раненого комиссара не идет сражение, отряд, уходящий за горизонт, просто не замечает гибели своего командира и оставляет его умирать на дороге.

К. Петров-Водкин
Смерть комиссара
1928

«Ахейцы знали, что победа будет дарована им свыше в любом случае».


Слайд 9Тотапитарные режимы часто используют древние мифологемы, перетолковывая их по-своему. Примером тому

являются культовые для Третьего рейха работы Арно Брекера. Несмотря на прицельное использования архетипов, огромные размеры, мощь натуры, бурную динамику, общим знаменателем работ является Смерть.

А. Брекер. Товарищи. 1940

А. Брекер. Жертва. 1940


Слайд 10Ренессанс тематики «битвы за тело» происходит в ХХ в. в связи

с расцветом жанра фэнтези, который опирается на традиции древнего эпоса.

В финальной битве Пяти Воинств в сказке Дж. Р.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» кульминация боя приходится на битву за тело предводителя гномов Торина Оукеншильда. В подготовительном рисунке подчеркнута именно круговая, воскрешающая композиция битвы.

Битва Пяти Воинств. Подготовительный рисунок к кинотрилогии П. Джексона


Слайд 11В серии романов Дж.К. Роулинг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере и в

параллельной кинопоттериане тематика битвы за тело многообразна
и сложна, однако сама битва перенесена скорее в область психологическую.

Внутренний поединок Гарри и Волан-де-Морта. Фильм «Гарри Поттер и Орден Феникса». Режиссер Д. Йэтс. 2007

Битва с Волан-де-Мортом
Фильм «Гарри Поттер и Кубок огня» Режиссер М. Ньюэлл. 2005

Гарри и Седрик. Фильм «Гарри Поттер и Кубок огня»
Режиссер М. Ньюэлл. 2005


Слайд 12Сражение Дамблдора и Волан-де-Морта в Министерстве магии Фильм «Гарри Поттер и

Орден Феникса». 2003

Фильм «Гарри Поттер и Дары смерти». Часть II. Реж. Р.Д. Йетс. 2011

Последняя сцена на вокзале возле Хогвартского экспресса закольцована с первой поездкой Гарри в школу волшебников. Роулинг выводит героев
и их детей на новый круг жизни.

Презентация подготовлена Е. Князевой
по материалу Е. Медковой
Журнал «Искусство» № 5–6/2014


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика