Слайд 1
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
Факультет менеджмента в образовании
Кафедра педагогики
и психологии
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ИХ
ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С
РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
(СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ)
Выполнила: Сибуль Ирина Эльмартовна
педагог-психолог
МДОУ «Детский сад №1
компенсирующего вида»
г. Сланцы
Руководитель: Никитина Ольга Зелимхановна
ст. преподаватель кафедры
педагогики и психологии
Санкт-Петербург
2012
Слайд 2
Содержание
Введение
Занятие 1 Общение. Функции общения
Занятие 2 Стратегии межличностного
взаимодействия
Занятие 3 Общение воспитателя с родителями воспитанников
Занятие 4 Коммуникативно-речевые умения педагогов
Занятие 5 Техники общения
Занятие 6 Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями
Список использованных источников
Слайд 3Основные причины, тормозящие эффективное
взаимодействие педагогов с родителями:
низкий уровень социально-психологической
культуры родителей и воспитателей;
непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;
непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы ДОУ с семьёй именно родители являются социальными заказчиками;
недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в ДОУ, а воспитателей об условиях и особенностях семейного воспитания;
отношение педагогов ДОУ к родителям, не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к её к объектам;
стереотипная установка многих педагогов: родителям необходимо передавать не «житейские» знания, а научные психолого-педагогические знания о ребёнке и его воспитании;
несформированность у родителей умения анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок;
неумение воспитателей принять точку зрения родителей.
Слайд 4Факторы педагогического общения
Характер общения педагогов с родителями обусловлен следующими составляющими:
психолого-педагогической
подготовленностью;
коммуникативной культурой педагога;
личностной психологической готовностью.
В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным.
По признанию исследователей, современный воспитатель не обладает всем набором указанных качеств. Педагоги имеют достаточный уровень психолого-педагогической подготовленности наряду с низким уровнем коммуникативной культуры и неготовностью к эффективному педагогическому общению.
Указанные причины являются негативным фактором, препятствующим налаживанию партнёрских взаимоотношений с родителями.
Слайд 5Цель семинара-практикума
Цель семинара-практикума: актуализация профессионального сознания педагогов в направлении формирования эффективной
коммуникативной модели сотрудничества с родителями.
Предлагаемый семинар-практикум предназначен для обучения педагогов способам эффективного взаимодействия с родителями воспитанников, развития доверия, открытости, умения воспринимать других такими, какие они есть, совершенствования коммуникативно-речевых навыков, повышения уровня психологической культуры разрешения конфликтов, формирования умений моделировать стратегию взаимодействия с использованием эффективных техник общения и т.д.
Слайд 6Ожидаемый результат
Знания и умения, полученные на семинаре-практикуме, позволят воспитателям грамотно использовать
приемы педагогического общения и избежать возникновения сложных ситуаций при сотрудничестве с родителями.
Слайд 7Некоторые организационные моменты работы семинара-практикума
Работа семинара-практикума рассчитана на 6 занятий, по
60 минут, один раз в месяц.
Занятия имеют определённую структуру: разминка, диагностический блок, информационный блок, рефлексия, практическая часть. В конце каждого занятия педагоги получают памятки с различной информацией, соответствующей теме занятия.
В конце практикума все участники заполняют анкету «Мое отношение к практикуму» (на основе материалов Н.А. Моревой). Цель итогового анкетирования – изучение мнения педагогов об эффективности практикума, о его роли в повышении профессиональной компетенции педагогов в области общения с родителями.
Слайд 8Занятие 1
Общение. Функции общения
Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах формирования
коммуникативных навыков
Разминка «Хоровая декламация»
Диагностический блок. Анкета «Уровень коммуникабельности педагога с родителями» (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому)
Информационный блок
Практическая часть. Подбор целесообразных фраз, которые следует использовать для начала общения с родителями
Рефлексия
Памятки к занятию:
- Антистрессовое упражнение «Ластик»
- Упражнение в визуализации «Воздушный шар»
Слайд 9Занятие 2
Стратегии межличностного взаимодействия
Цель: Осознание педагогами собственных особенностей и проблем
в общении с родителями
Разминка «Яблоко и червячок»
Диагностический блок Анкета «Определение стиля в общении с родителями» (на основе опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова)
Информационный блок
Практическая часть. Составление списка профессиональных качеств педагога, необходимых для эффективного общения с родителями воспитанников.
Рефлексия
Памятка к занятию:
- Стратегии межличностного взаимодействия
Слайд 10Занятие 3
Общение воспитателя с родителями воспитанников
Цель: Развитие способностей педагогов к
эффективному взаимодействию с родителями воспитанников
Разминка «Поменяйтесь местами»
Диагностический блок. Анкета «Сформирован ли у Вас педагогический такт?»
Информационный блок
Практическая часть. Использование метода незаконченных предложений
Рефлексия
Памятка к занятию:
- Правила конструктивного взаимодействия (сотрудничества, партнерства) педагога с родителями
Слайд 11Занятие 4
Коммуникативно-речевые умения педагогов
Цель: Повышение у педагогов уровня коммуникативно-речевых умений
Разминка «Мысль одна, а слов много»
Диагностический блок. Опросник «Торонтская алекситимическая шкала»
Информационный блок
Практическая часть. Анализ моделей речевого поведения
Рефлексия
Памятка к занятию:
- Притча о мудром Эзопе
Слайд 12Занятие 5
Техники общения
Цель: Формирование умений моделировать стратегию взаимодействия с родителями
с использованием эффективных техник общения
Разминка «Испорченный телефон»
Диагностический блок. Тест «Умеете ли вы слушать?»
Информационный блок
Практическая часть. Использование различных ситуаций общения с позиции «Я – сообщения»
Рефлексия.
Памятка к занятию:
- Техника активного слушания
Слайд 13Занятие 6
Конфликтные ситуации в работе
педагога с родителями
Цель: Повышение уровня
психологической культуры разрешения конфликтных ситуаций
Разминка «Встреча на узком мостике»
Диагностический блок. Тест «Самооценка конфликтности»
Информационный блок
Практическая часть. Сравнение способов ослабления /усиления межличностной напряженности в общении
Рефлексия.
Памятка к занятию:
- Правила поведения в конфликтной ситуации
Слайд 14Список использованных источников
Монографии
Горшков А.С., Голянич В.М., Исаева Е.Р., Арнин П.А.
Психология управления конфликтами в системе государственной службы. СПб. 2006.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет. 1997.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. ЯЗЪ. 1995.
Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек – оркестр: микроструктура общения. ТОО «Независимая фирма «Класс» 1993.
Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: М.: Прогресс, 1986.
Учебные пособия
Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Ленинград. 1991. Учебное пособие.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: М.: Айрис-прес, 2005. Методическое пособие.
Периодические издания
Алексеева Е.Е. Когда нет слов. Дошкольная педагогика. -2004. -№5.
Емельянова М. От сосуществования - к сотрудничеству и партнёрству. М. Дошкольное воспитание. -2009. -№7.
Голикова О.Ю., Елизарова Н.К. Практикум по развитию общения педагогов. Дошкольная педагогика. -2008. - №8.
Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Технологии педагогического общения с родителями. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2010. -№2
Задгенидзе В.Я. Конфликтные ситуации в педагогическом коллективе ДОУ. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2009. -№3
Кулганов В.А. Что такое конфликт и как правильно выйти из него. Дошкольная педагогика. -2003. -№1.
Романова И. Заранее спасибо. Дошкольное воспитание. -2009. -№2.
Романова И. Совершенствуем коммуникативно-речевые умения педагогов. Дошкольное воспитание. -2008. -№1.
Романова И. Развитие коммуникативно-речевые умений будущих педагогов. Дошкольное воспитание. -2007. -№6.
Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. Дошкольное воспитание. -2004. - №11.