Слайд 1Одаренность:
плюсы и минусы
Доктор пед.наук,
профессор Ф.Л. Ратнер
Слайд 5Мотивация присутствует во всех структурах одаренности,
ее можно отнести к самым ранним
диагностическим признакам,
она сопровождает одаренную личность от постановки цели проблемы до нахождения решения.
Слайд 6Критерии высокоодаренных:
базис знаний;
скорость обработки информации;
креативный способ решения проблемы;
генерализованность мыслительных операций;
Слайд 7Потенциальные возможности одаренных:
общая интеллектуальная способность;
высокая способность к учебе;
креативное или продуктивное мышление;
способность
к лидерству;
психомоторная способность
Слайд 8Критерии отбора одаренных детей:
реальные достижения;
оценки окружающих;
самооценки;
психологические данные;
склонность ребенка к тому или
иному виду творчества
Слайд 9Отбор наиболее способных
в средней школе:
сложная система тестов для выявления способностей
к какому-либо виду деятельности;
конкурсы;
олимпиады;
викторины;
личностный и социальный факторы
Слайд 10Мотивы самих одаренных:
быть лучше, чем другие;
получать радость от работы;
самим открывать закрытые
двери;
не получать все в готовом виде;
владеть ситуацией;
искать истину в дискуссиях;
осознавать общественную значимость своего труда
Слайд 11Признаки будущей одаренности детей:
В 3 года – особое любопытство (повышенная любознательность)
и изучение новых предметов.
В 4-5 лет – особая память, свободное владение речью на двух-трех языках
В 6 лет – изобретательство новых слов (словообразование), иногда кажущееся нелогичным.
Слайд 12«Терпеть не могут», когда им навязывают готовые решения (признак: «я сам,
я сама»).
Познавательное развитие значительно опережает нравственное, как итог – недовольство окружающих.
Особый эмоциональный феномен – «мотивация совершенства».
Слайд 13Нежелание общаться со своими сверстниками.
Раннее проявление творческих устремлений.
Любовь к решению оригинальных,
нестандартных задач.
Стремление к установлению рекордов.
Раннее овладение школьной программой – «бич для учителей».
Слайд 14Ориентиры в будущей профессиональной жизни:
Теоретико-познавательная деятельность (для «открывателей»).
Практико-преобразующая деятельность (для изобретателей).
Деятельность
по руководству и организации (для руководителей и организаторов высокого ранга)
Слайд 15Концептуальные модели работы с одаренными:
Специальные школы,классы и интернаты;
«Школы вундеркиндов».
Система тестов.
Поощрительные программы
(соревнования, олимпиады, конкурсы)
Слайд 16Сокращенный период обучения в школе – «перепрыгивание через классы».
Школы-интернаты при вузах
и университетах.
Специальные пакеты учебных программ для стимулирования качества умственных достижений.
Специальная подготовка учителей.
Слайд 17Специальная подготовка родителей и работа с ними.
Многочисленные национальные общества, объединяющие ученых,
государственных деятелей, учителей и родителей.
Многочисленные ассоциации и советы по вопросам обучения и развития одаренных.
Ассоциации защиты прав одаренных.
Национальные институты по подготовке лидеров.
Слайд 18Пример программы по работе с одаренными «Раннее математическое развитие»:
Способности и знания
в области естественных наук.
Социальная зрелость.
Активность в межличностных отношениях.
Теоретический склад ума.
Предпочтение научной карьеры.
Слайд 19Виды и формы работы с одаренными:
«Образцовые лицеи» - учет индивидуальных особенностей
и склонностей.
«Открытые школы» - совместная самостоятельная деятельность в небольших группах.
«Специальные школы-интернаты» - работа по обогащенным программам и курсам по выбору.
Слайд 20Программы радио – и телевидения по теме «Одаренные».
Исследовательские проекты поощрения и
исследования одаренных.
Научные публикации по проблеме развития одаренных.
Слайд 21Разработка специальной литературы для одаренных, например, учебники для учителей школ и
родителей.
Многоступенчатая систематическая диагностика способностей- выдача рекомендаций родителям и учителям.
Соревнования «Юность исследует»
Слайд 22«Каникулярные академии».
Специальные программы и курсы для преподавания одаренным.
Единый центр по распространению
программ и материалов по работе с одаренными.
Постоянно действующие семинары повышения квалификации учителей, работающих с одаренными.
Выдача диплома по психологии и воспитанию одаренных
Слайд 23Педагогическое стимулирование и поддержка одаренных:
Деятельность промышленных кругов, финансирующих инновационные проекты, выставки
и конкурсы молодых.
Стипендии для лучших.
Проектная деятельность одаренных на предприятиях с выплатой минимальной зарплаты специалиста.
Стажировки за рубежом со спонсорской помощью.
Обучение по индивидуальным дополнительным планам с привлечением крупных ученых.
Слайд 24Многочисленная деятельность фондов по поощрению одаренных.
Предоставление «зон особого исследования».
Проведение «исследовательских недель»
для молодых исследователей (3 месяца).
Организация групп молодых исследователей.
Слайд 25Создание колледжей в системе послевузовского образования.
Реализация программ сотрудничества с международными организациями
по поощрению исследования.
Деятельность (оплачиваемая) в качестве помощников учителя (для старшеклассников).
Слайд 26Результаты научных исследований, особенно полученные с применением так называемого близнецового метода,
убедительно показывают, что умственные и специальные способности на 40-75% определяются генетическим фактором, остальное – средой.
Слайд 27Х. Гарднер считает возможным выделить 7 форм высокоодаренности (за рубежом различают
высокоодаренных и нормальноодаренных):
лингвистическая (среди прочих – в области поэзии);
музыкальная (в том числе, в отношении мелодии, ритма и музыкальных оттенков);
логико-математическая;
Слайд 28визуально-пространственная (в геометрии, рисовании, архитектуре, в занятиях скульптурой);
мышечное чувство (для музицирования,
танцев, акробатики, игры на сцене);
коммуникабельность;
умение воспринимать и устанавливать различия между другими инидивидуумами.
Слайд 29Одаренным присущи следующие личностные черты:
Независимость,неконформность оценок и суждений;
Открытость ума –
готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
Высокая толерантность к сложным ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
Слайд 30Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;
«Я - концепция», характеризующаяся уверенностью в
своих способностях и силой характера;
Интенсивность поисковой мотивации;
Чувствительность к побочным образованиям, возникающим при мыслительных процессах (латеральное, дивергентное мышление).
Слайд 31Барьеры одаренных:
проблемы в личностной и эмоциональной сферах;
высокая тревожность (Ф.Баррон
утверждает: чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком);
плохая адаптированность к социальной среде
Слайд 32С точки зрения окружающих:
излишняя независимость в суждениях;
непочтение к условностям
и авторитетам;
чрезвычайно развитое чувство юмора;
умение найти смешное в необычных ситуациях;
б′ольшая темпераментность натуры.
К.Тейлор
Слайд 33Важнейшая роль семейно-родительских отношений подтверждается следующими фактами:
1.Большие шансы проявить творческие
способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.
2. Меньше шансов у тех детей, которые идентифицируют себя с родителями (с отцом).
Слайд 343. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше
матери.
4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве.
5. Для развития креативности благоприятно повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.
Слайд 356. Необходимо, чтобы среди близких ребенку людей был творческий человек, с
которым бы ребенок себя идентифицировал (не обязательно родители, а «идеальный герой»).
7. Нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности.
8. Поощрение нестереотипного поведения в семье, где есть творческие члены семьи.
Слайд 36В ходе социализации устанавливаются специфические отношения между творческой личностью и социальной
средой (т.е. речь идет по сути дела о продолжении барьеров в развитии одаренных):
дискриминация в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», унификации программ, жесткой регламентации поведения.
учителя оценивают креативов как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д.
Слайд 37Сопротивление одаренных репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расцениваются как
лень, упрямство, глупость.
Часто они становятся объектом преследований сверстников.
Поэтому, по данным Гилфорда, к концу школьного обучения они впадают в депрессию, маскируя свои способности.
Слайд 38Вывод:
Среда, несомненно, играет исключительную роль в формировании и проявлении творческой личности.
Слайд 39Диагностика одаренности
Признаки одаренного в познании:
может заниматься сразу несколькими делами;
любознателен;
обладает отличной памятью;
имеет
склонность к систематизации и коллекционированию;
владеет большим словарным запасом;
Слайд 40может прослеживать причинно-следственные связи и делать собственные выводы;
легко абстрагирует мышление;
любит сам
решать трудные задачи;
имеет хорошие математические способности;
проявляет повышенную концентрацию внимания на чем-либо или упорство.
Слайд 41Психосоциальные аспекты одаренного:
сильно развито чувство справедливости;
имеет личную систему ценностей;
наделен ярким воображением;
имеет
развитое чувство юмора;
склонен к преувеличению страхов;
способен к экстрасенсорному восприятию;
многое понимает и чувствует без лишних слов;
легко уязвим.
Слайд 42Физические характеристики одаренности:
высокий энергетический уровень;
малая продолжительность сна;
рост слишком маленький или слишком
большой;
нередки дефекты зрения (до 8-ми лет);
часто страдает отсутствием практических навыков.
Слайд 43Одаренные – это национальное богатство!
Для выживания в качестве независимого государства у
России есть только один путь – дальнейшее развитие интеллектуального потенциала!
Необходимо непрерывное развитие одаренных: детский сад – школа – вуз –послевузовское образование – профессиональная деятельность!
Слайд 44Помогайте талантливым! Бездари удивительным образом умеют пробиваться сами!