Слайд 1
(литературные
формы)
РЕАЛИЗМ
В РОССИИ
Слайд 2 Основное свойство - посредством типизации отражать жизнь в образах,
соответствующих сути явлений самой жизни.
Черты:
- стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;
- тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе при меты времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;
- универсальность в изображении человека;
- социальный и психологический детерминизм;
- историческая точка зрения на жизнь.
Слайд 3
Ведущий критерий художественности - верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения,
«воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признается право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.
Слайд 4
Задача писателя реалиста -
... стараться не только уловить жизнь во
всех ее проявлениях, но и понимать ее, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов - и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться аффектов и фальши.
И.С.Тургенев
Слайд 5Появился в России в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм.
Этапы развития:
просветительский реализм
(Д.И. Фонвизин, Н. И. Новиков,
А.Н. Радищев, молодой
И.А.Крылов);
-«синкретический» реализм:
сочетание реалистических и
романтических мотивов, при
доминанте реалистического
(А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин,
М. Ю. Лермонтов);
Слайд 6 -критический реализм –
обличительная направленность
произведений; решительный
разрыв с романтической
традицией (И.А. Гончаров,
И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов,
А.Н. Островский и др.);
-социалистический реализм –
проникнут революционной
действительностью и ощущением
социалистического
преобразования мира (М. Горький).
Слайд 7Особенности русского реализма:
- активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;
- выраженный жизнеутверждающий характер;
- особый динамизм;
- синтетичность (более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).
Слайд 8Призма художественного внимания
Слайд 9Эволюция реализма (XIX-XX века): традиции и тенденции
Синкретический реализм (первая половина
XIX века)
Слайд 10Критический реализм (вторая половина ХІХ в.)
психологизм
лирика
сатира
элементы
фантастики
Слайд 11Социалистический реализм (ХХ в.)
Синкретический реализм в России
Слайд 14
«Натуральная школа» (натурализм)
«Натуральная школа» - литературное направление, сыгравшее
определяющую роль в развитии русской литературы 40-50-x годов XIX века.
Это особый этап в развитии русского реализма, обладавший рядом характерных особенностей. Термин «натуральная школа» принадлежит, как это ни удивительно, ее противнику - Фаддею Булгарину.
«Натуральная школа» стоит теперь
на первом плане русской литературы.
В.Г. Белинский
«Взгляд на русскую литературу 1847 года»
Слайд 15
Творческие задачи и черты «натуральной школы»
- стремление эмпирически описывать действительность,
а не
преобразовывать ее при помощи творческой фантазии;
- критическая направленность;
- антиромантические настроения;
- снятие всех тематических запретов;
- установка на социальное обобщение;
- гуманизм и демократизм;
- аналитические тенденции.
Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Ф. М. Достоевский
(по воспоминаниям современников)
Слайд 17Писатели «натуральной школы»:
Д. В. Григорович, В. И. Даль,
А. Я. Кульчицкий, А. И. Герцен.
Как авторы, работающие в духе «натуральной школы», начинали свой творческий путь и многие русские реалисты, чей талант впоследствии не мог уложиться в ее тесные рамки: Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский. Безусловно, в их творчестве ярко прослеживаются гоголевские традиции, а именно с именем Н. В. Гоголя обычно связывают «натуральную школу».
Слайд 18Критический реализм
Ведущий творческий метод русской литературы XIX века.
Расцвет – 40-90-е годы.
Основное свойство - обличительная направлен-ность произведений, решительный разрыв с романтической традицией.
Черты:
- гуманизм;
- народность;
- изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром (через детали интерьера, портрета, пейзажа, систему персонажей).
Слайд 21Русский реалистический роман XIX века
Название произведения, как правило,
отражает в прямой или косвенной форме суть идейнохудожественного замысла автора. В названиях русских романов можно с достаточной степенью условности выделить следующие тенденции:
НАЗВАНИЯ РОМАНОВ
Слайд 22«Герой своего времени» (XIX век - эволюция героя)
Изображение типического характера - одна из основных творческих задач реализма, и неудивительно, что с зарождением этого художествен-ного метода каждый автор старается дать свое понимание универсаль-ной лермонтовской формулы.
Слайд 24не является «лишним» В полном смысле этого слова
«лишний» - по
мнению окружающих, а не по самооценке
разлад с обществом
критицизм
одиночество
активный и деятельный характер с романтическими порывами
скептицизм
социальная апатия и пессимизм
склонность к самоанализу
эгоизм
одиночество
Слайд 25крайний индивидуализм
цинизм и эгоизм
социальный пессимизм
разочарованность и рефлексия
одиночество
отказ от практической деятельности разочарованность и рефлексия
пустословие
одиночество
уход от действительности
апатия и лень
разочарованность
мечтательность и пассивность
Слайд 26
Термин «лишний человек», получивший огромное распространение в литературоведении, принадлежит И. С.
Тургеневу. В 1849 году он пишет повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет тургеневский термин приобретает более исторически определенный смысл в статьях Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, в поэме Н. П. Огарева «Исповедь лишнего человека».