Слайд 1Научно-практическая конференция - 2014 г.
МБОУ ПСОШ №3
Работу выполнила:
Ученица 9 - «А»
класса
Казанцева Анастасия
Учитель: Меденникова О.И.
Сонет как поэтический жанр
Серебряного века
Слайд 2Цель
- Знакомство с жанром сонета
Задачи:
Определить роли сонеты в творчестве поэтов Серебряного
века
Анализ стихов
Цель и задачи
Слайд 3Сонет как поэтический жанр Серебряного века
Одной из
заслуг символизма было то, что он сформировал высокую культуру стиха и научили поэтов пользоваться не только новыми рифмами, формами и звуками, но и с уверенностью использовать старые, классические, формы поэзии. Среди часто встречающегося в поэзии Серебряного века классического поэтического жанра можно назвать сонет.
Символизм – литературно-художественное направление считавшее целью искусство, интуитивное достижение мирового единства через символы.
Слайд 4Проблематика
Что это за жанр и как он возник?
Почему жанр сонета на
протяжении столетий не утратил, а только приумножил своеобразие и красоту? Какие формы сонета использовали поэты разных поколений?
Какие выразительные средства, свойственные этому жанру?
Какая особенность динамики лейтмотива?
Какое воздействие оказывает сонета на читателя?
Слайд 5- Его возникновение описал в XVII веке французский
поэт и теоретик Никола Буало, считающий, что своим рождением этот жанр обязан богу солнца Аполлону. «В тот день, когда он был на стихотворцев зол, законы строгие сонета изобрел. Вначале, молвил он, должны быть два катрена; двумя терцетами кончается сонет. Он указал размер и сосчитал все слоги, в нем повторять слова поэтам запретил и бледный вялый стих сурово осудил».
Слайд 6История сонета
Родиной сонета считается Италия. Именно
там в 1292 году вышла первая книга сонетов «Новая жизнь», автором которой был Данте Алигьери – великий западноевропейский поэт эпохи Средневековья.
Эта книга представляла собой лирическую исповедь поэта, состоящую из двадцати шести сонетов, которые он поставил своей любимой – Беатриче.
Первым человеком новой эпохи – Возрождения, принято считать Франческо Петрарку. Именно он довел жанр сонета до совершенства. Его поэтической исповедью стала знаменитая «Книга песен», работу над которой Петрарку завершил в 1372 году. Этот сборник включал в себя 336 стихотворений, из которых 317 – сонеты. Все сонеты в сборнике были посвящены прекрасной Лауре.
Из этого небольшого предисловия становится ясно, что на заре своего возникновения сонет служил для выражения чувства влюбленного, содержал размышления по поводу его переживаний.
Слайд 7
Что собой представляет сонет как жанр и
в чем его особенности?
Сонет является первой со времен античности поэзии, которая родилась как письменный жанр, минуя музыкальное исполнение. В сонете говорилось о любви, давался анализ испытываемых чувств, описывались переживания и надежды. Поэт в сонете признавался в любви к земной женщине и в земном находил высшую красоту и благо. Читая сонет, человек оставался наедине с поэтическим словом. Сонет и возник как жанр самопознания.
Сонет – это один из литературных жанров, который создавался не на латыни, а на национальных языках. С него начинается своеобразное рождение национальных европейских литератур.
Сонет окончательно сложился в Европе только в XVI веке. Именно в это время интерес к этому жанру был велик в Испании, во Франции и в Англии. Позднее стали выделять три основных типа европейского сонета – итальянский, французский и английский.
Много нового в содержание сонета внес Уильям Шекспир – великий английский поэт и драматург. Он расширил круг основных тем жанра и размышлял в своих сонетах о времени и об изменчивости мира. Особое внимание уделял поэт традиционной теме сонета – теме любви. Именно в этом чувстве Шекспир видел единственную добрую силу, с которой связано благородство души и все светлое, что происходит в этом мире.
Слайд 8 Теперь необходимо вспомнить историю русского сонета, которая насчитывает
уже два с половиной столетия. Основное внимание уделили сонету поэты Золотого и Серебряного веков русской поэзии.
В Золотой век основными авторами сонета по праву считаются А.С. Пушкин и поэты его окружения. Пушкинская традиция написания сонета чувствуется у многих поэтов XIX века. Методы написания его знаменитых сонетов «Мадонна», «Поэту», «Сонет» нашли свое продолжение и в XX столетии, в произведениях поэтов Серебряного века.
Слайд 12- Сонет всегда считался самой строгой поэтической формой,
что является одним из главных признаков этого жанра. Не случайно его называют «твердой формой» и определяют как стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, образующих два четверостишия – катрена и два трехстишия – терцета. Но устойчивые признаки сонета, определяющие основу этого жанра, и по которым можно безошибочно узнать сонет, нельзя связывать только с определенной комбинацией катренов и терцетов (тем более на протяжении времени эта комбинация нередко менялась).
Итак, жанр включает в себя немало устойчивых признаков, которые нередко называют «памятью жанра» (М. Бахтин). К одному из устойчивых признаков сонета относится определенный круг тем – тема любви и тема размышления о поэзии. В отличии от других жанров, где также встречаются эти темы, в сонете они показываются возвышенными и благородными, нередко сливаясь друг с другом.
Слайд 13 В связи с тем, что сонет считается жанром «пластичным»,
круг его тем не строго ограничен, кроме тем любви и поэзии, этот жанр нередко включает в себя и другие эмоциональные переживания. Поэтому сонет легко приспосабливается к разным литературным направлениям и к стилям разных поэтов.
Говоря непосредственно о сонете, необходимо отметить разнообразие используемых в нем выразительных средств. К ним можно отнести: сложный и гибкий ритмический строй фазы; разные интонации – от повествовательных до восклицательных; частые риторические вопросы и обращения; всевозможные сравнения и уподобления; черты посланий; ритмичные черты слов.
Лейтмотив любого лирического жанра представляет собой особое «русло», которое вмещает все эмоциональные и смысловые переживания автора.
В заключение нужно сказать еще об одном устойчивом признаке сонета – принципе воздействия на читателя. Его смысл – в «обмане» ожиданий, в особой игре, которая лежит в основе этого воздействия. Она заключается в том, что читатель, как правило, знакомясь с поэтическим произведением, настраивается на растянутое и спокойное развитие эмоций и мыслей, но вдруг этот поток чувств и размышлений прерывается, и читатель вынужден настраиваться на другое развитие событий. Получается особая игра автора с читательскими ожиданиями. Эта своеобразная игра, свойственная сонету, очень привлекла поэтов-модернистов.
Слайд 14Анализ стихов
поэтов-модернистов
В. Брюсов. «Сонет о поэте»
Традиционная тема русской литературы о назначении поэта и поэзии поднимается Валерием Брюсовым в его «Сонете о поэте». В нем поэт как бы продолжает размышления Пушкина на эту тему, прозвучавшие в сонете «Поэту». Но в отличии от Пушника, для которого поэт – это царь, обладающий свободным умом и совершающий своим творчеством «благородный» подвиг, брюсовский поэт – поэт особой судьбы, он одинок, он старается постигнуть истину, его ждет особая судьба.
Для того, чтобы понять и почувствовать думы Брюсова о назначении поэта, необходимо познакомиться с содержанием этого сонета.
Слайд 15Сонет о поэте
Как силы светлого и грозного огня,
Как пламя, бьющее в холодный небосвод,
И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живет,
Зачатие и смерть в себе самом храня.
Хотя б никто не знал, не слышал про меня,
Я знаю, я поэт! Но что во мне поет,
Что голосом мечты меня зовет вперед,
То властно над душой, весь мир мне заслоня.
О бездна! Я тобой отгорожен ото всех!
Живу среди людей, но непонятно им,
Как мало я делаю их горести и смех,
Как горько чувствуют себя средь них чужим
И как могу, за мглой моих безмолвных дней,
Видений целый мир хранить в душе своей.
Слайд 16 Если сравнить сонеты двух русских поэтов, то становится очевидным,
что Брюсов в своем произведении мысль о величии поэта и его творчества передает иными художественными средствами и символами, нежели Пушкин. Поэт-символист прибегает к сравнению, антитезе, различным символам и т. д.
Брюсов сравнивает дух поэта с силой огня, с пламенем, которое бьет «в холодный небосвод». Он прибегает к антитезе: «Хотя б никто не знал, не слышал про меня, / Я знаю, я поэт!». Эта антитеза доминирует в сонете, как бы продолжая утверждение Пушкина, что поэт «сам свой высший суд».
Сонет Брюсова полон противоречивых образов: «и жизни, и гибели», «зачатие и смерть», «горести и смех»… Эти образы наводят на размышление, показывает настроение лирического героя.
В отличие от Пушкина, который написал сонет-утверждение («Поэт!... Ты царь: живи один»), сонет Брюсова представляет собой размышление автора. Если Пушкин горд за высокое звание поэта, то Брюсов достаточно эмоционально, с нескрываемой грустью размышляет о назначении поэта, говорит о его одиночестве. «Живу среди людей, но непонятно им, / Как мало я делю их горести и смех, / Как горько чувствую себя средь них чужим…»
Сонет-размышление всегда подразумевает присутствие в нем риторических вопросов, есть они и у Брюсова: «Что голосом мечты меня зовет вперед…», «И как могу, за мглой моих безмолвных дней, // Видений целый мир таить в душе своей». Встречаются в сонете и восклицания: «Я знаю, я поэт!», «О бездна».
Слайд 17 Если начало сонета Брюсова несет в себе жизнеутверждающие эмоции,
то далее появляется сомнение: «но что во мне поет…» и выясняется, что это «бездна». Именно ею поэт «отгорожен ото всех!» Не случайно Брюсов использовал в сонете образ бездны. Этот образ не только подчеркивает важность размышлений и говорит о связи поэтических традиций времен Пушкина и Брюсова, но еще этот образ очень символичен. Ведь бездна представляет собой символ пропасти и пучины, поиск истины, труд творца и особую судьбу лирического героя.
Слайд 182. К. Бальмонт. «Хвала сонету»
Творческий путь Константина
Бальмонта начался в конце XIX века, когда вышли в свет два его сборника – «Под северным небом» и «В безбрежности». В эти сборники вошли сонеты поэта. В 1917 году вышел сборник Бальмонта «Сонеты солнца, меда и луны», в который вошли виртуозные по форме стихи. Этот сборник включил в себя более двухсот сонетов.
К. Бальмонт достаточно разнообразил тематику этого жанра. Наряду с сонетами, главными темами которых являются тема любви и тема размышления о жизни и смерти, у поэта можно встретить тему искусства и культуры Запада и Востока, тему историко-географических событий, описание картин экзотической природы, земных просторов и бескрайней Вселенной.
В творчестве Бальмонта немало сонетов, главной темой которых является тема творца и творчества. Примером поэтического произведения, посвященного этой особой для поэтов проблеме, является его сонет «Хвала сонету».
Слайд 19Хвала сонету
Люблю тебя, законченность сонета,
С
надменною твоею красотой,
Как правильную четкость силуэта
Красавицы изысканно-простой,
Чей стан воздушный с грудью молодой
Хранит сиянье матового света
В волне волос недвижно-золотой,
Чьей пышностью она полуодета.
Да, истинный сонет таков, как ты,
Пластическая радость красоты, -
Но иногда он мстит своим напевом.
И не однажды в сердце поражал
Сонет, несущий смерть, горящий гневом,
Холодный, острый, меткий, как кинжал.
Слайд 20 В этом сонете Бальмонт проводит неожиданное сравнение между жанром
поэзии и молодой красавицей. Поэт рисует определенную связь между красотой и законченностью сонета и безупречностью силуэта девушки.
Но признание в любви этому жанру и восторженное настроение поэта неожиданно сменяются словами о возможной мстительности сонета. Мы видим, как вдруг прерывается поток светлых и радостных чувств и перед читателем возникают совсем противоположные признания и сравнения. В последних строках сонета этот жанр сравнивается не с прекрасным и четким силуэтом красавицы, а с метким кинжалом, который несет смерть: «Холодный, острый, меткий, как кинжал». На примере этого сонета очень ясно видна свойственная этому жанру игра автора с читательскими ожиданиями.
3. О. Мандельштам. «Казино»
Представитель акмеистов, Осип Мандельштам в своих стихах с помощью художественного слова показывал реальную действительность того времени. Примером тому служит сонет «Казино», где поэт сумел поэтизировать простую, серую жизнь.
Слайд 21Казино
Я не поклонник радости предвзятой,
Подчас природа – серое пятно.
Мне, в опьяненьи легком, суждено
Изведать краски жизни небогатой.
Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно,
И бездыханная, как полотно,
Душа висит над бездною проклятой.
Но я люблю на дюнах казино,
Широкий вид в туманное окно
И тонкий луч на скатерти измятой;
И, окружен водой зеленоватой,
Когда, как роза, в хрустале вино, -
Люблю следить за чайкою крылатой!
Слайд 22 Мандельштам в начале сонета делится с читателем своим умением
получать удовольствие от «жизни небогатой». Но все-таки чувствуется вся тяжесть жизни, усиливается ее безысходность. В ней ничего не остается, его душа «как полотно… висит над бездною…» Опять перед нами символичная бездна. Здесь она – мгла, тупик жизни. Вдруг настроение лирического героя меняется, и появляется новый образ – образ казино: «… я люблю на дюнах казино».
Вместо бездны появляется новый символ, которым являются дюны. Это почва, несмотря на то, что сыпучая и не очень твердая, но все же почва. А на этой почве – казино, несущее лирическому герою надежду, радость, возможность забыть серые будни и неудачи.
В сонете Мандельштам говорит о простых, знакомых всем предметах, но говорит о них так, что с первых строк возникает неотступное чувство трагичности жизни, ее скорого конца, бездны. Но появившийся луч надежды и света – казино, дает право лирическому герою, а с ним и читателю, верить в будущее и в то, что жить все-таки стоит.