2
В условиях модернизации образования педагог - не только транслятор знаний, он становится организатором развивающего, воспитывающего образовательного пространства, а это немыслимо без культуры педагогического общения
главное орудие педагогической деятельности
общение
3
сложности организации диалога на занятиях
неумение гибко реагировать на спонтанно возникающие нестандартные ситуации
несовпадение установок, интересов, потребностей
конфликты с родителями
4
Социальная значимость в том, что учитель и руководитель, владеющие ею, способны создавать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса и утверждать ведущие принципы модернизации образования: гуманизации, гуманитаризации и демократизации
Личная значимость в том, что педагог, владеющий коммуникативной культурой, обретает уверенность в себе, получает удовлетворение от общения с воспитанникам, испытывает чувство комфортности в избранной сфере деятельности
Почему возникают эти барьеры?
Мы не всегда задумываемся о психологических закономерностях общения, о значимости коммуникативной культуры
5
Такой подход не отвечает современным задачам развития профессиональной культуры педагога, так как формирует, по словам Л.М.Митиной, модель "адаптивного поведения" в профессии
6
Коммуникативный потенциал личности –
это интегративная характеристика человека, включающая как неизменные особенности психического склада, заложенного генетически (темперамент, тип нервной деятельности, степень экстра- или интровертированности), так и качества личности, поддающиеся воспитанию и развитию:
одни в процессе самовоспитания можно довести до желаемого уровня
7
8
9
Теперь подсчитайте баллы и цените, каков уровень Вашего самоуважения, которое в современных условиях немаловажно для уверенности в своих возможностях и стремлении к самосовершенствованию
10
Возникают конфликты, нестандартные педагогические ситуации
11
усвоение этических норм управленческой деятельности администрацией образовательного учреждения; внимание к проблеме коммуникативной культуры во внутришкольной системе повышения квалификации
мотивация членов коллектива к адекватной самооценке и развитию уровня культуры педагогического общения
саморазвитие каждым педагогом своего коммуникативного потенциала; тренинг коммуникативного контроля на основе трансактного анализа
12
организация серии тренингов по развитию коммуникативной культуры
проведение педагогических консилиумов с целью обмена опытом продуктивного взаимодействия учителей, работающих в одном классе
проведение психологической службой оценки тревожности учащихся;их предпочтения к определенным характеристикам учителя,воспитателя
на заседаниях методических объединений (предметных кафедр) планировать анализ публикаций по проблемам профессиональной культуры педагога
в программе педагогического всеобуча отразить проблему
взаимоотношений в семье, развития продуктивного взаимодействия
ученического, педагогического и родительского коллективов
14
Вы знаете свои преимущества. В результате самонаблюдения видите трудности и проблемы в своем общении с другими
16
Проверили себя с помощью некоторых тестов.
Теперь стоит задуматься о плане саморазвития
18
Составьте целевую шкалу
( Зебру Б)
Составьте оценочную шкалу (Зебру А)
19
21
22
непредсказуемое
эмоционально лабильное
любознательное
любопытное
фантазирующее
удивляющееся
восхищающееся
обижающееся
Как видите, это состояние проявляется эмоциями
23
В чем же состоит трансактный анализ?
Сам термин "трансактный" происходит от латинского слова, обозначающего - сделка, обмен
24
Используя упражнения по анализу того, что уже произошло, Вы постепенно привыкните следить за собой в процессе реального общения и при необходимости корректировать свою позицию
25
Секреты продуктивного общения
Рецепты, рекомендации по поводу того, как вести себя в той или иной ситуации, можно найти в многочисленных пособиях по этикету
26
Это не значит, что всегда следует находиться в позиции Взрослого. Все зависит от ситуации: иногда нужна твердость Родителя, а иной раз целесообразнее отреагировать с юмором, эмоционально с позиции Дитя.
РОДИТЕЛЬ
ВЗРОСЛЫЙ
27
Представьте себе.
Вы хотите обратить внимание родителей на недостаточное прилежание ученика.
Если вы начнете с упреков, своего неудовольствия тем, как занимается воспитанник, вряд ли Вам удастся достичь взаимопонимания
Попробуйте начать с того, как прекрасно рисует воспитанник, с какой выдумкой оформил сочинение о своей родословной.
Очевидно, это ему интересно!
Как бы нам вместе вызвать интерес к учебной деятельности? В чем мы можем ему помочь?
Это уже другая логика общения:
Вы проявили эмпатию, отметили то, что было приятно родителям, проявили к ним уважение. И можете ждать такого же ответного уважения и благодарности за внимание
28
31
Попробуйте по-разному обратиться с просьбой убрать сумку или пакет с прохода между партами
В первом случае можете встретить агрессивную реакцию,потому что жест выражает приказание. В третьем - выражает просьбу, и реакция будет спокойной..
32
33
Закрытость
Лабораторная работа по физике, химии или практическое занятие на уроке технологии.
С чего он начинается? С вводного инструктажа учителя. А потом одни приступают к работе, а другие задают массу вопросов
Учитель раздражен: "Опять не слушали! Сколько раз говорить: не отвлекайтесь, пока я объясняю!"
Не понимает этот педагог, что дело не в недисциплинированности
Если у ученика ведущая аудиальная модальность, ему достаточно устного инструктажа
Если же преобладает визуальная модальность, необходима инструкционная карта или план выполнения лабораторной работы
Для тех, у кого преобладает кинестетическая модальность, и этого недостаточно: нужен эталон, образец, необходим показ!
35
36
«видите ли», «повидимому», «смотрите как» «перспективно», «светло», «ярко»
«посмотрите» и др. ( т.е. слова, выражающие видимые ощущения)
37
Интонация
замедленный
размеренный
ускоренный
Темп речи
7,8 сектора
4,6,9, сектора (4 – конструирование)
1,2,3,5 сектора* (1 – зрительное конструирование)
Зрительные сигналы
Сектора глаза человека
38
39
40
41
42
43
организаторы внеурочной деятельности.
по учебной
44
Педагогическая функция любого руководителя –
45
1. Недостаточный учет индивидуальных особенностей подчиненных: темперамента, интересов, склонностей
2. Директивным методом дается поручение, и это может вызвать протест
3. Бестактность, которую может допустить руководитель, находясь в состоянии раздражения
4. Неверное отношение к критике
Проанализируем типичные ситуации, чтобы выявить ошибки в межличностном общении:
Этика руководителя - одно из условий гуманных отношений в коллективе
46
2. Директивным методом дается поручение, и это может вызвать протест
Одному сотруднику достаточно высказать идею, он подхватит ее и предложит путь реализации. Другие инертны, не уверены в своих возможностях. Необходимо начать с оценки их положительных качеств, мотивировать к принятию идеи.
1. Недостаточный учет индивидуальных особенностей подчиненных: темперамента, интересов, склонностей
47
4. Неверное отношение к критике
Из-за каких-либо внешних влияний руководитель оказался в состоянии раздражения, и не смог сдержать себя. Поэтому выдержка, коммуникативный контроль становится обязательным условием преодоления нежелательных ситуаций.
3. Бестактность, которую может допустить руководитель, находясь в состоянии раздражения
(Продолжение)
48
49
Удовлетворение этих потребностей стимулирует каждого
В этих условиях внимание и уважение коллег и руководства особенно необходимы для того,
50
в самореализации своего опыта
в достижении успеха
в признании своей роли
в проявлении самостоятельности и творчества
Мы уже обратили внимание на данный фактор, когда говорили о способах мотивации педагогов к саморазвитию коммуникативной культуры
52
Основные задачи:
53
обобщающий семинар,
дискуссионный клуб,
зачет в форме самоанализа своих достижений по итогам изучения курса
Итоговое занятие целесообразно провести как
55
5. Легче ли стало общаться с детьми и взрослыми?
6. Что Вам показалось трудным усвоить? Почему?
7. С чем вы не можете согласиться из предложенных рекомендаций?
8. Что бы Вы предложили изменить, дополнить в содержании спецкурса и в методике проведения практических занятий?
56
В предлагаемом ниже списке литературы звездочкой отмечены источники, в которых содержится методический материал для проведения практических занятий: тесты, тренинги и т.п.
Основой определения содержания занятий может служить данный информационный материал
58
Рекомендуемая литература
59
Рекомендуемая литература
60
Своеобразным заключением обсуждения вопросов коммуникативной культуры могут быть рекомендации, данные в книге
Барбель и Хайнц Швальбе «Личность, карьера, успех»
61
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть