ФГОС начального общего образования Дидактические основы урока технологии в начальной школе Лутцева Е.А., канд.пед.наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО презентация

Содержание

Ведущие виды деятельности Дошкольное детство – игра 7 – 9 классы – общение Начальная школа + 5, 6 кл. – учебная деятельность 10 - 12 классы – учебная

Слайд 1ФГОС начального общего образования

Дидактические основы урока технологии в начальной школе

Лутцева Е.А.,

канд.пед.наук, профессор кафедры
начального и дошкольного образования АПКиППРО


Слайд 2Ведущие виды деятельности
Дошкольное детство – игра

7 – 9 классы – общение

Начальная

школа + 5, 6 кл. – учебная деятельность

10 - 12 классы – учебная деятельность, самоопределение


Слайд 3Учебная деятельность
Умения :
Мыслить (наблюдать, сравнивать,, анализировать, проводить аналогии синтезировать, обобщать)
Планировать свою

деятельность (искать возможные пути решения учебной задачи, выстраивать последовательность решения)
Выполнять самоконтроль и итоговый контроль


Слайд 4
Этапы формирования мышления

предметное (до 3- х лет)

образно (наглядно)-предметное (дошкольники)








абстрактно-логическое (к 12-ти

годам, +,-)



НШ
от предмета
или образа
к слову,
понятию

Ребенок начальной школы не имеет физиологической возможности мыслить абстрактно-логически, т.к. у него еще не сформированы соответствующие структуры мозга (Внимание! Математика, русский язык).


Дошкольник

словесно-логическое (сравнение, классификация,
описание наблюдаемого процесса)

образно-логическое (до 12-ти лет +,-)


Слайд 5Планируемые результаты ФГОС НОО
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная);

Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация

на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению
моральных проблем на
основе децентрации; оценка
своих поступков

Регулятивные:
(управление своей деятельностью)
принятие цели, планирование,
контроль и коррекция;, оценка

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символи-
ческих средств, общих схем
решения;
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления
аналогий, подведения под понятие

определение границ собственного
знания и «незнания»

Основы системы
научных знаний

Опыт «предметной» деятельности по получению,
преобразованию
и применению
нового знания

РЯ

ЛЧт

ИЯ

Мат

Ок М

Муз

ИЗО

Тех

Физ


Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

ПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Слайд 6Программа формирования УУД
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация,

границы собствен-ного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)

Регулятивные
управление своей деятельностью
планирование
контроль и коррекция
оценка

Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие

Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества

М е т а п р е д м е т н ы е

Л и ч н о с т н ы е

наглядность


Слайд 7Методика реализации содержания ФГОС
объяснение,
наглядный показ,
пошаговый диктант
работа по инструкции
создание ситуаций

для открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового)

Два пути в обучении

Цель ФГОС – научить добывать знания

Предметные результаты

Предметные ,
метапредметные и личностные результаты

Передача знаний
(репродуктивный)

Обучение умению добывать знания
(продуктивный)


Слайд 8Сравнение дидактических подходов
Научить добывать ЗУ
Продуктивный
Нет готового знания -
предметная и иллюстративная

среда;
вопросы для поиска ответа (правило или способ деятельности).
После «открытия» упражнения на закрепление

Поиск учащимися нового правила, способа

Max групповые, min фронтальные


Слайд 9Механизм освоения нового понятия и способа действия: «Как без внешних предметов

нельзя сформировать понятие, так и без внешнего действия (предметно-практической деятельности) не может быть сформировано мыслительное действие» (Талызина Н.Ф.)



Предмет

действие с ним

способ

Технология


Слайд 10

уроки технологии - уникальная психологическая и дидактическая база –

предметно-практическая деятельность, как основной путь (для дошкольников и младших школьников) познания окружающего мира, формирования универсальных учебных действий (УУД);
на уроках технологии сочетаются устные рассуждения с продуктивными практическими действиями с реальными объектами;
уроки технологии создают важный противовес тотальному вербализму основных учебных предметов начальной школы

Окружающий мир младший школьник познаёт, хочет и может познавать только в реальной предметно-практической деятельности

Почему учебный предмет «технология» обладает мощным развивающим потенциалом?


Слайд 11«Не мыслям, а мыслить надо учить»

Иммануил Кант

Структура учебной деятельности
на уроке технологии

Самостоятельная поисковая
деятельность


Слайд 12Элементарные знания о технологии ручной обработки материалов
Элементы
материаловедения
Технологические
операции (знаю как)
1.

Разметка деталей (по шаблону, с помощью
чертежных инструментов, копирование и др.)

2. Выделение деталей из заготовки
(разрывание, отрывание, резание и др.)

3. Формообразование
(сминание, сгибание и др.)

4. Сборка изделия (склеивание,
сшивание и др.)

5. Отделка деталей, изделия (окраши-
вание, аппликация, вышивка и др. )

Это изучается на
уроках технологии.
(примерные темы)

Элементы
конструирования


Виды и свойства
материалов

Детали, их
форма, вид
соединения
(подвиж-ный,
неподвиж-ный)


Слайд 13Изучение основных технологических знаний и умений по классам (темы уроков)

1 класс
Разметка:
- свободным
рисованием;
- сгибанием,
- по шаблону,
трафарету.
Выделение детали из заготовки:
отрывание;
резание ножницами.
Сборка изделия:
склеивание.
Отделка:
- раскрашивание;
аппликация;
рисование
и др.

4 класс
Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных.
Использование освоенного для выполнения творческих проектов.

Сборка изделия:
сшивание (петельная и крестообразная строчки).



2 класс
Разметка:
- с помощью чертежных инструментов (плоские формы),
- копирование.
Выделение детали из заготовки:

Сборка изделия:
- сшивание (прямая строчка).
Отделка:
- вышивка;
блестки;
бусины и др.

3 класс
Разметка:
с помощью чертежных инструментов (объемные развертки).
Выделение детали из заготовки:
резание канц.ножом.
Сборка изделия:
- проволока;
щелевые замки;
сшивание (косая и петлеобразная строчки).





Слайд 15Ключевые моменты сценария урока технологии (обучающий урок)
Тема:
Задачи:
обучающие (предметные)
1. Научить…
2.

Совершенствовать…

развивающие (метапредметные)

воспитательные (личностные)

Анализ образца (см. след. слайд).
90% - известные способы, 1 % - неизвестное зн.,ум.
Приемы открытия новых знаний и умений
Обобщение

Разметка деталей по шаблону

приемам разметки деталей по шаблону

умение резать ножницами, аккуратно наклеивать, подбирать цвет

Координация, внимательность, логические операции,
установление аналогий…

Уверенность в себе, уважение к чужому труду…

Что нового узнали, чему научились?






Слайд 17
Методические приёмы открытия учениками нового знания и практического умения
(проблемное введение

нового)

Анализ источников информации (изделия, образцы, учебник, рабочая тетрадь, инструкционная карта, схема, информация на электронных носителях-CD, Интернет и др.).

Демонстрация сложной конструкции в разборе (использование полуфабриката для разборки конструкции перед учащимися).

Пробные поисковые, тренировочные упражнения (поиск способа выполнения технологического приёма).
Перенос известного в схожую, новую ситуацию (изучение нового материала в сравнении с известными).

Практическое исследование объекта (свойства материалов, конструктивные особенности…)



Слайд 18Критерии оценки деятельности
учащихся на уроке

Качество (отдельного нового изученного приема,

операции и в целом работы).

Творчество (оригинальные конструкторско- технологические решения, предложения).

Самостоятельность (при открытии нового знания, и в целом в процессе всей работы):
- вместе с учителем;
- с помощью учителя, детей;
- полностью самостоятельно

(предметный)

(метапредметный)

(личностный,
метапредметный -
УУД)


Слайд 19Как составить основу конспекта урока технологии (см. брошюру)
Общая схема обучающего урока


– с. 32, 33
Темы уроков – с. 25, 27
Задачи уроков – с. 31
Анализ образца (-ов) – с. 32
Метод. приемы открытия нового – с. 32



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика