Русский язык в профессиональной сфере Законы, правила и приёмы общения Солейник Виктория Валерьевна презентация

Содержание

Слайд 1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка
Русский язык

в профессиональной сфере
Законы, правила и приёмы общения
Солейник Виктория Валерьевна


Слайд 2Цель – познакомиться с основными правилами, законами и приёмами эффективного общения


Слайд 3 Общение — это процесс обмена информацией

между людьми при помощи языка. Разграничивают деловое и развлекательное общение. Развлекательное общение — это общение за игрой, во время праздничного застолья, рассказывание анекдотов и интересных историй и т. д. Цель развлекательного общения — получить удовольствие от встречи и разговора друг с другом. В развлекательное общение входит также светское общение — разговор на «общие темы». Также этот вид общения называют фатическим (контактоустанавливающим). Деловое общение - вид общения, направленный на достижение деловой цели. Деловая цель – стремление человека при помощи речи что-либо получить или узнать «для дела». (Например: Который час? Выходи за меня замуж! Приходи ко мне вечером!)

Слайд 4 Общение осуществляется по определённым законам, которые называются коммуникативными. Коммуникативные законы описывают процессы,

которые происходят в процессе общения. Правила общения – это сложившиеся в обществе рекомендации по общению. Правила общения отражают представления о том, как надо вести общение в той или иной коммуникативной ситуации.

Слайд 5


Нормативные правила речевого общения отвечают на вопрос «как надо?», «как принято?»

и описывают принятые в обществе нормы и правила вежливого, культурного общения, то есть правила речевого этикета. Правила речевого воздействия описывают способы воздействия на собеседника и отвечают на вопрос «как лучше?», «как эффективней?» (как лучше убеждать? Как эффективней просить?)

Слайд 6Законы общения
Закон отзеркаливания. Собеседник в процессе общения имитирует стиль общения своего

собеседника. Наиболее часто отзеркаливаются громкость речи, эмоциональность, темп речи, жесты. Часто отзеркаливается тематика общения, что позволяет установить и поддержать хорошие отношения с собеседником.
Закон зависимости результата общения от объёма усилий. Чем больше коммуникативных усилий затрачено, тем эффективней общение. Необходимо применять весь арсенал вербальных и невербальных средств, соблюдать законы, нормы и правила эффективного общения.





Слайд 7 Законы общения
3. Закон первичного отторжения новой идеи. Новая, непривычная идея, сообщённая

собеседнику, в первый момент им отвергается. Это происходит, потому что информация полученная человеком сначала обрабатывается в правом полушарии. Для того, чтобы осмыслить и объективно оценить слова собеседника и принять верное решение необходимо время, чтобы их осмыслить.

Слайд 8Законы общения
4. Закон возрастающего нетерпения слушателей. Чем дольше говорит оратор, тем

большее нетерпение проявляют слушатели. Наиболее эффективно воспринимаются первые 10 минут речи.



Слайд 9Задания
Проанализируйте диалог.
Почему ты отвечаешь на вопрос вопросом?
А почему бы мне не

отвечать на вопрос вопросом?
Какой коммуникативный закон реализован в данном диалоге? Что отражает подобный ответ собеседника? Как нужно вести себя в подобной ситуации?

Слайд 10Задания
2. Воспользуйтесь законом отзеркаливания и вежливо отзеркальте.
1)Рад был с вами познакомиться.
2)

Сегодня с таким трудом добрался до университета.
3) Мой младший брат совсем отбился от рук.
4) Буду рад встретиться с вами ещё.
5) Надеюсь на долгое сотрудничество.

Слайд 11Законы общения (продолжение)
5. Закон падения интеллекта аудитории с увеличением её размера.
Чем

больше людей вас слушают, тем ниже оказывается средний интеллект аудитории (эффект толпы). Находясь в большой массе людей, человек начинает хуже мыслить логически, доминирует правое эмоциональное полушарие; менее внимателен к смыслу слов; хуже понимает обращённую к нему речь; с трудом понимает сложные предложения; не может решать сложные интеллектуальные задачи.

Слайд 12Законы общения
При этом человек в «массе» легче реагирует на штампы, прописные

истины, грубые шутки, примитивные призывы – особенно деструктивные и негативные (ломай, бей, долой); у человека снижается критичность восприятия, он становится более доверчивым и внушаемым.
Чтобы оратора поняли и приняли его идеи надо говорить: эмоционально, громко, короткими и простыми выражениями; приводить общеизвестные истины, шутить; обязательно заканчивать свою речь коротким и простым призывом, лозунгом.

Слайд 13Законы общения
6. Закон ритма общения. Соотношение говорения и молчания в речи

каждого человека – величина постоянная. Каждому человеку необходимо в день определённое время говорить и определённое время молчать. Норма соотношения говорения и молчания индивидуально у каждого (Эллиот Чаппл). Венгерские учёные подсчитали, что за 70 лет жизни человек говорит примерно 2,5 года, 51 минута в день. Средняя норма – 1 час говорения и 23 часа молчания в сутки.

Слайд 14Законы общения
Человеку необходимо соблюдать привычный для него ритм общения –

иначе он начинает ощущать психическое беспокойство, возникает стресс, ухудшается настроение. У нас в сознании заложен «счётчик», который сигнализирует – мы переговорили, надо помолчать; мы слишком долго молчим, пора набирать свою норму говорения. В своей профессиональной деятельности переговаривают учителя, преподаватели и руководители (80% рабочего времени занимает общение), журналисты, врачи, юристы, продавцы и др.


Слайд 15Законы общения
Отметим, что ритм общения зависит от пола –женщины обычно испытывают

большую потребность в говорении, чем мужчины. Люди, живущие долгое время вместе, разговаривают друг с другом меньше, чем в первые годы совместной жизни. Возраст тоже влияет на ритм общения: у детей высока потребность говорения, в среднем возрасте она понижается, в пожилом возрасте опять возрастает. Существует также национальная специфика : народы Севера говорят меньше, южные народы – больше.

Слайд 16Законы общения
7. Закон речевого самовоздействия. Словесное выражение идеи или эмоции формирует

эту идею или эмоцию у говорящего. На этом законе базируется аутогеннная тренировка – словесные команды самому себе, регулирующие психическое и физическое состояние «Я спокоен, сердце бьётся ровно» и т.д.

Слайд 17Законы общения
8. Закон отторжения публичной критики. Каждый человек имеет высокую внутреннюю

самооценку, поэтому любое поучение, критика или непрошенный совет воспринимаются настороженно как покушение на нашу самостоятельность, сомнение в нашей компетентности и способности принимать самостоятельные решения. Публичная критика отвергается в 100% случаев. От публичной критики: 10% начинают лучше работать, 10% работают хуже, 80% испытывают раздражение от факта критики. Эффективнее делать замечания с глазу на глаз.

Слайд 18Законы общения
9. Закон доверия к простым словам. Чем проще твои мысли

и слова, тем лучше тебя понимают и охотнее тебе верят. Простота содержания и формы общения – залог коммуникативного успеха. Интерес к простым истинам у людей постоянен. Обращение к простым истинам – основа популизма в политике, когда политики говорят народу, то что он хочет услышать (повысим зарплату, увеличим пенсии, снизим цены и т.п.).

Слайд 19Законы общения
10. Закон притяжения критики. Чем больше вы выделяетесь из окружающих,

тем больше о вас злословят и тем больше людей подвергает критике ваши действия.
11. Закон коммуникативных замечаний. Если собеседник в общении нарушает некоторые коммуникативные нормы, другой собеседник испытывает желание сделать ему замечание, поправить его, заставить изменить коммуникативное поведение.


Слайд 20Законы общения
12. Закон ускоренного распространения негативной информации. негативная, пугающая, способная повлечь

изменения в статусе людей информация имеет тенденцию к более быстрому распространению, нежели информация позитивного характера. Это связано с повышенным внимание людей к отрицательным фактам – положительное быстро принимается за норму и перестаёт обсуждаться.

Слайд 21Законы общения
13. Закон искажения информации при её передаче (закон «испорченного телефона»).

Любая передаваемая информация искажается в процессе передачи в степени, прямо пропорциональной числу передающих её лиц. Искажения происходят в силу субъективной интерпретации – каждый понимает передаваемое по-своему, а также комментирует передаваемую информацию, хотя интонационно демонстрирует своё отношение к ней.

Слайд 22Законы общения
14.


Слайд 23Законы общения
15. Закон речевого поглощения эмоции. При рассказе о пережитой эмоции,

она «поглощается» речью и исчезает. Например, горе, будучи рассказанным и выслушанным, исчезает вместе со словами, которые были использованы в этом рассказе («поплакаться в жилетку»). Если твою жалобу выслушали, посочувствовали, твоё переживание значительно ослабляется. Если рассказать о горе некому, человек, особенно русский, очень тяжело переживает.

Слайд 24Законы общения
Ни на кого не направленная эмоциональная речь, в том

числе брань, никому не адресованная, является реализацией данного закона (Вот чёрт! Проклятье! и др.) в таком употреблении ругательства выполняют функцию выпуска пара: безадресно выругался – полегчало. Установлено, что если человек ударился ногой обо что-либо и выругался себе под нос – нога болит меньше. Важно! Ругательства должны употребляться безадресно , поскольку употребление ругательств в лицо - является оскорблением.

Слайд 25Законы общения
16. Закон эмоционального подавления логики. В эмоциональном состоянии человек теряет

логичность, аргументированность речи и плохо понимает обращённую к нему речь. При эмоциональном возбуждении доминирует правое полушарие, а это полушарие «понимает» только короткие, наиболее употребительные («готовые») фразы, отдельные слова, но плохо понимает рассуждения, не воспринимает аргументов и очень плохо понимает связную речь.

Слайд 26Задания


Слайд 27Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения

требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика