Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности в окружающей среде (Лекция 3) презентация

Содержание

1. Воздействие внешней среды на физическое развитие и жизнедеятельность человека Основными факторами внешней среды, которые влияют на физическое развитие человека, являются: физическая среда, биологическая среда, социальная среда (учебная деятельность,

Слайд 1 Лекция 3 Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной

деятельности в окружающей среде

Воздействие внешней среды на физическое развитие и жизнедеятельность человека;
Двигательная активность и ее влияние на адаптационные возможности человека к умственным и физическим нагрузкам при различных воздействиях внешней среды;
Утомление, переутомление и восстановление при физической и умственной работе.


Слайд 2 1. Воздействие внешней среды на физическое развитие и жизнедеятельность человека
Основными факторами

внешней среды, которые влияют на физическое развитие человека, являются: физическая среда, биологическая среда, социальная среда (учебная деятельность, производственная деятельность, воинская служба, служба в Федеральных силовых структурах и др.).

Слайд 3 1. Воздействие внешней среды на физическое развитие и жизнедеятельность человека
Физическая среда:

сила тяжести (гравитация), атмосфера (атмосферное давление, температура, влажность воздуха, ветер, атмосферные осадки, вода, почва, солнечная энергия, электромагнитные поля, пыль и загазованность воздуха и т.п.).

Слайд 4 1. Воздействие внешней среды на физическое развитие и жизнедеятельность человека
Биологическая среда:

животный и растительный мир, а также генетические программы человека. Морфофункциональные показатели человека (рост, вес, окружность груди, жизненная емкость легких и т.п.) определяются генетическими программами, заложенными в человеке. В зависимости от возраста человека, жизнь разделяется на периоды прогресса, стабилизации и регресса функции систем организма. Животный и растительный мир, также как и физическая среда, является основой познавания окружающего мира.

Слайд 5 1. Воздействие внешней среды на физическое развитие и жизнедеятельность человека
Социальная среда:

человеческое общество и человек. Учеба, производство, быт, информационное окружение. Влияние внешней социальной среды на организм человека является всесторонним, она оказывает как полезное, так и вредное воздействие.

Слайд 6 1. Воздействие внешней среды на физическое развитие и жизнедеятельность человека
Учебная деятельность.

В учебной деятельности студентов существуют объективные и субъективные факторы.
Объективные факторы: среда учебы и жизнедеятельности студента, возраст студента, состояние здоровья, общая учебная нагрузка, отдых (в течение дня, недели, года).
Субъективные факторы: уровень знаний студента, профессиональные способности, работоспособность, нервно-психическая устойчивость, интенсивность и объем учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности.

Слайд 7 1. Воздействие внешней среды на физическое развитие и жизнедеятельность человека
Производственная деятельность.

Влияние производственной деятельности на человека зависит от условий и экологии труда, от окружающей физической среды и природных условий. Она предъявляет специфические требования к уровню духовных и материальных ценностей в человеке.
Духовные ценности: знания и умения, целеустремленность, дисциплинированность, обязательность, трудолюбие, терпение и др.
Материальные ценности: двигательный опыт, уровень физических качеств, морфофункциональные показатели, имеющие определенный оптимальный уровень.

Слайд 8 1. Воздействие внешней среды на физическое развитие и жизнедеятельность человека
Вооруженные Силы

России и различные Федеральные силовые структуры. Юношам – студентам необходимо помнить о Конституционном долге – защите Отечества. Боевая подготовка и сама деятельность в учебно-боевой обстановке требует от военнослужащих высокого напряжения физических и психических сил.

Слайд 9 1. Воздействие внешней среды на физическое развитие и жизнедеятельность человека
Физическое воспитание

в высших учебных заведениях направлено на то, чтобы формировать у студентов навыки создавать внутренние материальные и духовные ценности и надолго сохранять и пользоваться ими в процессе учебы и в дальнейшей трудовой деятельности.

Слайд 10 1. Воздействие внешней среды на физическое развитие и жизнедеятельность человека
Что такое

адаптация?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F


Слайд 11 1. Воздействие внешней среды на физическое развитие и жизнедеятельность человека
Одна из

основных задач физического воспитания и физической подготовки является долгосрочная адаптация к воздействиям внешней среды. Способность организма человека к срочной адаптации к кратковременным по времени и силе воздействиям внешней среды необходима при непредсказуемых изменениях ее воздействия на человека. Срочная адаптация происходит на основе долгосрочной адаптации. При отсутствии долгосрочной адаптации процесс срочной адаптации может привести к срыву приспособительных функций различных систем организма человека.

Слайд 122. Двигательная активность и ее влияние на адаптационные возможности человека при

различных воздействиях внешней среды

Для чего нам развиваться …, совершенствоваться …, формировать …, адаптироваться…?
Для начала можно дать краткий ответ: для того, чтобы не только приспособиться к окружающей внешней среде (адаптироваться), но на основе высокой двигательной активности создавать, сохранять и потреблять материальные и духовные ценности физической культуры в целях достижения «потребного будущего». Цель, как модель «потребного будущего» (по Н.А. Бернштейну), определяет поведение системы в настоящем [2].


Слайд 132. Двигательная активность и ее влияние на адаптационные возможности человека при

различных воздействиях внешней среды

Для объективной оценки влияния окружающей среды с целью определения своего отношения к данной среде и осознанной адаптации в ней, весь поток информации, которую получает человек можно рассматривать с точки зрения основных законов диалектики:
Взаимосвязь формы и содержания (С. – одно, а Ф. – разные и наоборот; «в здоровом теле – здоровый дух», «здоровый дух – в здоровом теле»);
Единство и борьба противоположностей (неразрывное единство, взаимоисключение, взаимопроникновение);
Переход количественных изменений в качественные;
Закон отрицания отрицания (взаимосвязь нового со старым, отрицание одной теории другим).


Слайд 142. Двигательная активность и ее влияние на адаптационные возможности человека при

различных воздействиях внешней среды

Решается задача оптимального разрешения диалектического противоречия между объективным отсутствием больших физических нагрузок в повседневной учебной деятельности студентов и требованием к высокой двигательной активности в целях поддерживания здорового образа жизни.


Слайд 152. Двигательная активность и ее влияние на адаптационные возможности человека при

различных воздействиях внешней среды

В основе адаптации лежит механизм переноса навыков и умений, сформированных в одной области человеческой деятельности, на результат овладения навыками и умениями в других областях. Содержанием этого механизма является перенос материальных и духовных ценностей, созданных в одной области человеческой деятельности, в другие области его деятельности.


Слайд 163. Утомление, переутомление и восстановление при физической и умственной работе
Утомление

– это функциональное состояние организма, которое возникает вследствие умственной или физической работы при недостаточности восстановительных процессов и проявляется в снижении работоспособности, нарушении координации регуляторных механизмов и в ощущении усталости.

Слайд 173. Утомление, переутомление и восстановление при физической и умственной работе
Средствами

восстановления организма после утомления и переутомления являются: оптимальная физическая активность, переключение на другие виды работы, правильное сочетание работы с активным отдыхом, рациональное питание, личная гигиена.

Слайд 183. Утомление, переутомление и восстановление при физической и умственной работе
Контрольные

вопросы:
Назовите основные факторы внешней среды, которые влияют на физическое развитие и жизнедеятельность человека.
Какие объективные и субъективные факторы влияют на психофизиологическое состояние студентов?
Назовите механизмы влияния высокой двигательной активности на адаптационные возможности человека.
Какие дополнительные воспитательные и развивающие задачи решаются с целью сокращения сроков адаптации в начальном периоде обучения в вузе?
Что является причиной переутомления?
Какие средства восстановления организма после утомления и переутомления вы знаете?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика