Слайд 1Управление образования Гродненского областного исполнительного комитета
Отдел образования, спорта и туризма
Вороновского райисполкома
ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г.п.Радунь»
Организация познавательной практической деятельности в ДЦРР
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в настоящее время уделяется
особое внимание, так как эта деятельность, равноценно с игровой является благоприятным условием для развития личности дошкольников.
Слайд 3
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Основная цель –
способствовать развитию у детей познавательной
активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными умениями и навыками из различных областей наук:
развитие представлений о химических свойствах веществ;
развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; - развитие элементарных математических представлений.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов. 3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
-
Слайд 4УСЛОВИЯ
Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий:
учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей;
сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями;
учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок;
формирование предметно-развивающей среды для детского экспериментирования;
использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.
Слайд 5ПРИНЦИПЫ
Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
Принцип природосообразности –
развитие ребёнка в соответствии с его природой, здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей;
Принцип деятельности – включение в поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта;
Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Слайд 7УГОЛОК ПРЕДМЕТНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи уголка предметной практической деятельности: развитие первичных естественнонаучных
представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Слайд 8УГОЛОК ПРЕДМЕТНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основное оборудование уголка:
приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой
и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, мох, семена и т.д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги;
медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито.
Слайд 9Дополнительное оборудование для проведения опытов:
детские халаты, контейнеры для хранения сыпучих и
мелких предметов;
карточки-схемы проведения экспериментов.
Материал, находящийся в уголке предметной практической деятельности, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Слайд 10РАБОТА С ДЕТЬМИ
Осуществляется через:
- специально организованные занятия;
- занятия по образовательной
области «Ребёнок и природа» с элементами экспериментирования;
- комплексные прогулки с элементами экспериментирования;
- опытническую деятельность во время прогулок;
- организованные по желанию ребенка занятия-опыты в долгие осенние и зимние вечера;
- беседы, подтвержденные показами опытов;
- самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.
Слайд 12РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Консультации «Особенности детского экспериментирования в УДО», «Требования к оснащению
уголка предметной практической деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей».
Создание картотеки игр-экспериментов для младших дошкольников.
Разработка методических рекомендаций «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников», «Планирование работы с детьми по экспериментированию в старших группах».
Составление памяток для воспитателей "Планирование работы с детьми по экспериментированию" (младший дошкольный возраст), «Примерная структура занятия-экспериментирования».
Размещение на интернет-сайте учреждения раздела «Я – экспериментатор».
Создание на интернет-сайте фотогалереи «Проводим опыты».
Слайд 13
ИТОГИ
Опытно-экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает
экспериментальные способности (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических представлений, этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Слайд 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину
мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.