Слайд 1Научное познание общества
Блок С
Слайд 2С1 Назовите два аспекта, в которых проявляется объективный характер истины.
Вопрос:
Слайд 3Ответ:
С1 В ответе должны быть названы
следующие аспекты:
отражение реальной действительности;
независимость содержания
истинного знания от отдельных людей.
Слайд 4С1 Назовите любые четыре основных элемента деятельности.
Вопрос:
Слайд 5С1 В ответе могут быть названы элементы:
1.объект;
2.субъект;
3.цель;
4.средства достижения цели;
5.результат;
6.мотивы.
Ответ:
Слайд 6С2 Назовите любые две особенности теоретического уровня научного познания (исследования) и
каждую из них проиллюстрируйте соответствующим примером.
Вопрос:
Слайд 7С2 В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами особенности, например:
1.направленность
на исследование обобщающих идей и принципов
(формулировка принципов изучение социальных явлений);
2.выработка законов, охватывающая широкий класс явлений (закон
всемирного тяготения);
3.раскрытие сущности изучаемых явлений и процессов (теория
Ньютона заложила основы новой физической картины мира, дала
возможность рассчитывать движение небесных тел, указала
направление новым научным поискам);
4.предсказание развития явлений и процессов (благодаря вычислениям на
основе законов небесной механики была установлена дата прихода к земле
кометы, получившей название кометы Галлея; открыта планета Нептун и т.п.).
Могут быть названы иные особенности и приведены иные примеры.
Ответ:
Слайд 8С4-7 Прочитайте текст и выполните задание:
Наблюдение собирает факты; размышление их
комбинирует: опыт проверяет результаты комбинаций. Необходимо, чтобы
наблюдение природы было постоянным, размышление- глубоким, а опыт точным. Эти средства редко оказываются соединенными.
Вот почему творческих умов не так много<…>
Почему же у нас так мало достоверных знаний? <…> в одних случаях вовсе не изучалось то, что надлежало знать, в других случаях
в исследованиях не было ни отбора, ни плана, ни цели, ни метода; без конца нагромождали слова, а знание вещей отставало <…>
Каковы бы ни были факты, они составляют подлинное богатство философа. Но один из предрассудков рациональной философии
заключается в убеждении, будто тот, кто не может сосчитать своих денег, никогда не будет богаче того, у кого только один экю. К
несчастью рациональная философия главным образом Сопоставляет и связывает факты, имеющиеся в ее распоряжении, и гораздо
меньше внимания уделяет тому, чтобы собирать новые факты.
Собирать и связывать факты- два очень трудных занятия; поэтому философы и распределили их между собой. Одни посвящают
свою жизнь собиранию материалов- это полезная и трудоемкая работа; другие, гордые зодчие, спешат их использовать. Но время
доныне опрокидывало почти все сооружения рациональной философии.
Мы выделили два вида философии: философию экспериментальную и рациональную. У одной глаза завязаны, она всегда идет
ощупью, берется за все, что попадает ей под руку, и в конце концов натыкается на драгоценные вещи. Другая собирает этот
драгоценный материал и старается разжечь из него факел; но до настоящего времени этот мнимый факел служит ей хуже, чем ее
сопернице поиски наощупь: это и не удивительно. Опыт бесконечно умножает свои поиски и действует непрерывно; он неизменно
ищет явления, в то время как разум ищет аналогии. Экспериментальная философия не знает ни того, что ей попадается, ни того, что
получится из ее работы; но она работает без устали. Наоборот, рациональная философия взвешивает возможности, выносит
суждения и умолкает; она самоуверенно заявляет: «свет нельзя разложить»; экспериментальная философия
прислушивается в ней и молчит целые века, затем она вдруг показывает призму и говорит: «свет разложим».
Слайд 9С4 О каких трех средств познания говорит автор? Как он характеризует
роль каждого из них?
Вопрос:
Слайд 10С4 В ответе должны присутствовать
следующие позиции:
названы три средства: наблюдение, размышление,
опыт;
охарактеризована их роль: наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результаты комбинаций.
Ответ:
Слайд 11С5 Какие причины недостаточного количества достоверных знаний выделяет автор? Назовите три
Слайд 12С5 В ответе могут быть названы следующие причины:
не изучалось то, что
надлежало знать;
в исследованиях не было ни отбора, ни плана, ни метода;
нагромождали слова, а знание вещей отставало.
Ответ:
Слайд 13С6 Д. Дидро поднимает важный для
научной мысли XVIII в вопрос
о
соотношении экспериментальной и
рациональной философии. В чем состоит
подход автора к этому вопросу?
Сформулируйте три положения,
отражающие этот подход.
Вопрос:
Слайд 14С6 В ответе могут содержаться положения:
Д. Дидро считает, что выделение двух
видов философии закономерно,
но нельзя рассматривать их обособленно друг от друга, так как
экспериментальная и рациональная философия взаимно дополняют друг
друга;
Д. Дидро указывает на то, что собирать и связывать факты — два
очень трудных занятия; поэтому философы и распределили их между
собой;
З) он подчеркивает ограниченность каждого вида философии, взятого
обособленно от другого ( у философии экспериментальной глаза
завязаны, она всегда идет ощупью, берётся за все, что попадает ей под
руку, и в конце концов натыкается на драгоценные вещи; а
рациональная— собирает этот драгоценный материал и старается
разжечь из него факел; но до настоящего времени этот мнимый факел
служил ей хуже, чем ее сопернице поиски на ощупь; это и не
удивительно).
Ответ:
Слайд 15С7 Объясните смысл высказывания Д.Дидро о том, что факты «составляют подлинное
богатство философа». Предположите, какие условия необходимы для того, чтобы на основе фактов были получены объективные знания. Назовите любые два условия.
Вопрос:
Слайд 16С7 В ответе должны присутствовать следующие элементы:
1. дано объяснение, например:
- факты
фиксируют знание, полученное с помощью чувственно-
практического опыта, служат своего рода «кирпичиками» научной теории,
основанием той или иной гипотезы;
названы два условия, например:
- при отборе и изучении фактов необходимо брать не отдельные
факты, а их совокупность;
- при оценке фактов необходимо учитывать теоретические установки
исследователя, так как они обуславливают выбор угла зрения, под
которым будет изучаться объект, методы, язык описания.
Ответ:
Слайд 18С4-7 Прочитайте текст и выполните задание:
Безусловно, главной является гуманизирующая
функция морали. Суть ее в том, что именно приобщение
личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми
«очеловечивает» человека, делает его Человеком, достойным любви и уважения. Эта «генеральная» функция морали
реализуется за счет ряда более конкретных функций. Как ручейки сливаются вместе, образуя могучую и полноводную
реку, так и эти «частные» функции морали способствуют выполнению ее гуманизирующего преднаэначения.
Ведущая из них — регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта
функция во всех сферах человеческого бытия через противоречия доброго и злого, должного и сущего, справедливого и
несправедливого. На собственном опыте каждый из нас знает, что обязательность моральных правил не обеспечивается
ни законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки мы их соблюдаем. Почему? Чем руководствуется
человек при этом? <. . .>
Мораль не только регулирует взаимоотношения людей, но и участвует в формировании человеческой личности ее
самосознания. В этом состоит воспитательная функция морали <. . . > С воспитательной тесно связана познавательная
функция морали. Моральное познание как бы предшествует нравственному воспитанию личности. Давая человеку
адекватное знание, необходимую информацию о нравственных нормах в ценностях, мораль, по существу, вооружает нас
«секретами» человеческого поведения и общения. Вместе с тем, познавательную функцию можно рассматривать и как
ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, например от естественнонаучных, не бесстрастны, а
всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливающим личность на определенные смысложизненные
ценности.
И, наконец, еще одна- коммуникативная функция морали. Суть ее в том, что мораль выступает необходимым условием,
фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, попросту
невозможно без морали и вне морали. Эта функция настолько важна и значима, что нельзя не остановиться на ней особо.
Слайд 19С4 Какие функции морали выявляет автор?
Вопрос:
Слайд 20С4 Должны быть названы следующие функции
морали:
гуманизирующая;
регулятивная;
воспитательная;
познавательная (и ценностно-ориентирующая);
коммуникативная.
Ответ:
Слайд 21С5 Говоря о регулятивной функции морали, автор показывает ее отличия от
других социальных норм. Укажите эти отличия и назовите нормы, с которыми автор сравнивает нормы морали.
Вопрос:
Слайд 22С5 В правильном ответе должны быть:
указаны отличия:
- не обеспечиваются законом;
- не влекут за собой уголовного наказания;
- не обеспечиваются принуждением
2. названы нормы права (правовые нормы).
Ответ:
Слайд 23С6 В характеристику функций морали автор включает описание ее специфических свойств
(особенностей). Используя текст и знания курса, назовите любые три этих свойств.
Вопрос:
Слайд 24С6 Могут быть указаны следующие
специфические свойства морали:
всеобщность;
выраженность в категориях добра
и зла;
отсутствие внешнего контроля и принуждения;
наличие оценочного компонента.
Ответ:
Слайд 25С7 Автор полагает, что следование нормам морали выделяет человека из мира
природы, «очеловечивает». Подтвердите эту мысль тремя аргументами.
Вопрос:
Слайд 26С7 Правильный ответ может содержать, например, такие аргументы:
1. многие требования морали
противоречат природным законам выживания;
2. моральный выбор человека есть акт реализации свободы, выхода за пределы необходимости (в природе необходимость абсолютна);
3. моральный выбор человека является сознательным.
Ответ:
Слайд 27С3 Существует подход, согласно которому способности человека характеризуются как природное свойство,
определяющее его судьбу. Какой подход к пониманию способностей человека противостоит данному подходу? Сформулируйте два его положения (утверждения).
Вопрос:
Слайд 28С3 В ответе должно быть отмечено существование теории
(подхода), рассматривающей способности
как
социально обусловленное качество.
В качестве положений (утверждений) может быть отмечено:
врожденные задатки развиваются в способности в соответствующих общественных условиях;
общественные условия, среда играет не меньшую роль в развитии способностей, чем врожденные задатки;
способности, развиваясь, могут «переносится» с одной деятельности на другую, и процесс этот не прекращается в течение жизни человека.
Ответ:
Слайд 30С1 Назовите любые три характерных признака традиционной экономической системы.
Вопрос:
Слайд 31С1 В ответе могут быть названы следующие
признаки:
- натуральное хозяйство;
- использование традиционных технологий производства;
- самообеспеченность средствами производства;
- преобладающая сфера производства- сельское хозяйство.
Ответ:
Слайд 32С2 Назовите три характерных особенности функционирования рыночной экономической системы и проиллюстрируйте
каждую из них примером.
Вопрос:
Слайд 33С2 Правильный ответ может содержать
следующее:
1. свободное ценообразование (например, в результате
повышения спроса на бытовую технику цены на эти товары повышаются);
2. диктат потребителя над производством (например, снижение спроса на видеомагнитофоны заставляет производителя принимать решение о сокращение объема их производства);
3. экономическая свобода (например, предприниматель самостоятельно выбирает форму предприятия, вид продукции, технологию производства и способы распределения дохода).
4. косвенные методы государственного регулирования экономики (например, государство разрабатывает правовой механизм преодоления монополизма).
Ответ:
Слайд 34С4-7 Прочитайте текст и выполните задание:
Распределение общественного продукта в рыночной
экономике.
Произведенный продукт распределяется между членами общества его распределение в рыночной системе зависит от
двух факторов:
величины денежного дохода и 2) цен, по которым продаются продукты, Цены на ресурсы играют ключевую роль в
формировании размера дохода, который каждое домохозяйство может предложить в обмен на часть общественного
продукта, а цены на продукты, в свою очередь . играют ключевую роль в формировании структуры доходов
потребителей. Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как
потребительские вкусы, и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиком ресурсов называется
направляющей, или ориентирующей, функцией цен.
Воздействуя на цены и прибыли, изменения потребительских вкусов диктуют расширение одних отраслей и
сокращение других. Эти корректировки реализуются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли
предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Возникающие в результате
этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы сокращающихся в расширяющиеся отрасли. При отсутствии
рыночной системы, вероятно, правительственному плановому органу пришлось бы взять на себя задачу направления
хозяйственных ресурсов в конкретные виды производства.
<…>Те домохозяйства, которым удается накопить большое количество материальных ресурсов или по наследству,
или в результате высокооплачиваемого труда и бережливости, или использования особой деловой сметки, или
Посредством обмана, получают крупные доходы и, таким образом, распоряжаются большими долями общественного
продукта. Другие, лишенные какой- либо собственности и не получившие достаточного образования, получают
несущественные денежные доходы и соответственно маленькие доли национального продукта.
Слайд 35С4 Автор характеризует факторы влияющие, на распределение общественного продукта, а так
же на размер и структуру доходов потребителей. Найдите факторы в тексте и назовите их.
Вопрос:
Слайд 36С4 В ответе могут быть названы:
- факторы, влияющие на распределение:
величина денежного дохода и цены на продукты;
- факторы, влияющие на размер и структуру доходов: цены на ресурсы и на продукты.
Ответ:
Слайд 37С5 Автор называет функцию рыночных цен в экономике направляющей или ориентировочной.
Укажите два проявления этой функции цен в рыночной системе.
Вопрос:
Слайд 38С5 В ответе могут быть указаны следующие
проявления:
- рыночная цена
товара сигнализирует об изменениях (снижении или увеличении) потребительского спроса;
- изменения спроса заставляет производителей товара и поставщиков ресурсов изменять (снижать или увеличивать) их предложение.
Ответ:
Слайд 39С6 Автор считает, что рыночная система способна перераспределять хозяйственные ресурсы без
специального правительственного планового органа. Опираясь на текст и знания курса, подтвердите тремя аргументами правильность подобранного вывода.
Вопрос:
Слайд 40С6 В ответе могут быть приведены следующие
аргументы:
- производители, ориентируясь
через рыночные цены на изменения потребительского спроса, регулируют свое производство, расширяя или сокращая его;
- расширяющееся производство увеличивает спрос на ресурсы, а сокращающееся снижает этот спрос;
- изменяющиеся на рынке ресурсов цены переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли.
Ответ:
Слайд 41С7 Автор раскрывает причины неравенства доходов потребителей и, соответственно, возможности получения
доли национального продукта. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, перечислите причины, указанные автором, и две другие.
Вопрос:
Слайд 42С7 В ответе могут быть названы следующие
причины:
перечисленные автором:
- наследство;
- высокооплачиваемый труд;
- бережливость;
- деловая сметка;
- обман;
- владение собственностью;
- образование.
другие:
- нетрудоспособность;
- уровень профессиональной подготовки;
- разорение;
- безработица;
- различия в способностях;
- дискриминация по полу, возрасту, национальности.
Ответ:
Слайд 43С1 Назовите три общественных блага, производство которых обеспечивает государство в условиях
рыночной экономики.
Вопрос:
Слайд 44С1 В ответе могут быть названы блага:
- услуги общественного транспорта;
- работа аварийных служб;
- обороноспособность страны;
- проверка качества лекарств;
- организация работы милиции.
Ответ:
Слайд 45С1 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «налог»? Привлекая знания обществоведческого
курса, составьте два предложения, содержащие информацию о налогах.
Вопрос:
Слайд 46С1 Правильный ответ должен содержать
следующие элементы:
смысл понятия, например:
-
«налог- это обязательный платеж, сбор, взимаемый государством с граждан или предприятий»;
2. два предложения с информацией о налогах, опирающиеся на знания курса, например:
- «Налоги- основной источник средств, поступающих в государственный бюджет».
- «Налог платит каждый производитель товара, получатель дохода, владелец имущества».
Ответ:
Слайд 48С3 «Систему свободного предпринимательства можно сравнить гигантским компьютером, способным решать свои
собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут без присмотра» (В.Леонтьев). Назовите тип экономической системы, особенности функционирования которой иллюстрирует учетный- экономист. Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно, и две экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства.
Вопрос:
Слайд 49С3 В ответе должны содержаться
следующие позиции:
1 ) в качестве
экономической системы названа рыночная экономика;
2) перечислены проблемы, которые рыночная экономика способна решать (регулировать) самостоятельно (например, ценообразование, рациональное распределение ресурсов производства, обеспечение связи потребителей и производителей);
3) перечислены проблемы, которые требуют вмешательства государства (например, регулирование налогообложения, перераспределение доходов, производство общественных благ).
Ответ:
Слайд 50С2 Приведите три примера, подтверждающих утверждения ряда ученых о том, что
усиливается зависимость современного человека от техники.
Вопрос:
Слайд 51С2 Могут быть приведены следующие
примеры:
созданные средствами генной инженерии сорта растений
получают все большее распространение, вытесняя полученные естественным путем;
медиками зафиксирован новый вид наркотической зависимости человека- зависимость от виртуального пространства;
все более острой становится проблема утилизации морально устаревших технических средств.
Ответ:
Слайд 52С2 Проиллюстрируйте тремя примерами существование проблемы экономического выбора в экономике.
Вопрос:
Слайд 53С2 В ответе могут быть приведены
следующие примеры:
1) потребность в увеличении
роста объемов производства производителем и необходимость затрат на охрану окружающей среды;
2) необходимость в высокопроизводительном энергоемком оборудовании и высокие затраты на его эксплуатацию;
3) стремление увеличивать государственные доходы и необходимость снижения «налогового гнета» на экономику;
4) необходимость социальной поддержки населения со стороны государства и ограниченность финансовых средств государства на эти цели.
Ответ:
Слайд 54С4-7 Прочитайте текст и выполните задание:
Россия и процесс экономической глобализации
«По данным представительства Европейской комиссии в Москве, Европейский союз пришел к выводу, что членство в
ВТО, с одной стороны, обеспечит России такие выгоды, как вхождение в глобальную торговлю и мировое хозяйство, а с
другой — чревато определенными осложнениями: усилением конкуренции на внутреннем рынке, ростом неконтролируемости
экспорта и импорта. Согласно оценкам Всемирного банка, общий размер финансовой выгоды России от вступления в ВТО
может составить в среднесрочной перспективе 19 млрд., а в долгосрочной — 64 млрд. долл. в год.
Все чаще представители экспертного сообщества доказывают, что участие России в процессах глобализации дает ей шанс
быстрее приобщиться к высшим достижениям мировой науки и техники и перейти к более эффективному использованию
материальных и трудовых ресурсов. В то же время они констатируют затянувшееся отставание многих стран от передовых
государств, во многом создавших постиндустриальные общества, что чревато угрозой выталкивания отстающих на «обочину»
цивилизации, закрепления их подчиненного положения.<…>
Однако слишком быстрое следование экономическим моделям глобализации без должного учета собственного весьма
непродолжительного опыта современных рыночных отношений таит в себе опасность высоких издержек. В частности,
повышение внутренних цен на энергоносители приведет к росту цен на отечественную продукцию и снижение ее
конкурентоспособности на мировых рынках .
<… > Рост цен на нефтепродукты ограничивает возможности аграриев применять современную высокопроизводительную
технику. Адаптация к рыночным условиям предполагает государственную поддержку структурной перестройки,
эффективного Территориального размещения сельскохозяйственного производства, развития продовольственного рынка, а
также помощь хозяйствам, работающим в экстремальных климатических условиях.
Сказанное свидетельствует о важности роли государства в эпоху глобализации Осуществляя либерализацию своих
функций в области управления экономикой, оно не может полностью устраняться от выполнения стоящих перед ним задач в
данной сфере. Напротив, как показывает мировой опыт его регулирующая роль должна возрастать для предотвращения
неизбежного хаоса из-за стихийного развития рыночных процессов <… > Не будучи членом ВТО Россия не может в полной
мере использовать преимущества международного разделения труда и избежать существенных рисков мирового рынка»
Слайд 55С4 Найдите в тексте и выпишите два положения, подтверждающие необходимость вступления
России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Вопрос:
Слайд 56С4 В правильном ответе могут быть приведены положения:
«Согласно оценкам Всемирного банка,
общий размер финансовой выгоды России от вступления в ВТО может составить в среднесрочной перспективе 19 млрд., а в долгосрочной- 64 млрд. долл. в год»;
«Не будучи членом ВТО, Россия не может в полной мере использовать преимущества международного разделения труда и избежать существенных рисков мирового рынка»;
«…затянувшееся отставание многих стран от передовых государств, во многом создавших постиндустриальные общества,…чревато угрозой выталкивания отстающих на «обочину» цивилизации, закрепления их подчиненного положения».
Ответ:
Слайд 57С5 Автор формулирует выгоды и потери, которые ждут Россию в результате
вступления во Всемирную торговую организацию. Найдите и перечислите их.
Вопрос:
Слайд 58С5 Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
указаны выгоды:
- вхождение
в глобальную торговлю и мировое хозяйство;
- финансовые выгоды;
- шанс быстрее приобщиться к высшим достижениям мировой науки и техники и перейти к более эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов;
2. указаны потери:
- усиление конкуренции на внутреннем рынке;
- рост неконтролируемости экспорта и импорта.
Ответ:
Слайд 59С6 Перечислите указанные автором три меры государственной поддержки, необходимые для адаптации
российской экономики к рыночным условиям и успешного участия в процессе глобализации. Опираясь на знание фактов общественной жизни, проиллюстрируйте каждую меру соответствующим примером.
Вопрос:
Слайд 60С6 В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие государственные
меры:
государственная поддержка структурной перестройки (например, создание условий для развития предпринимательства, конкурентной среды и функционирования рыночных структур; разработка правового механизма новых отношений собственности);
2) развитие продовольственного рынка (например, финансовая и материально-техническая помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям, стимулирование развития перерабатывающей и пищевой отраслей);
3) помощь хозяйствам, работающим в экстремальных климатических условиях (например, государственные дотации и обеспечение государственными заказами предприятий Крайнего Севера, реализация государственных программ развития предприятий, занимающихся разработкой и освоением природных ископаемых Сибири и Дальнего Востока).
Ответ:
Слайд 61С7 Назовите, опираясь на текст и обществоведческие знания, три направления государственной
протекционистской политики, способствующие адаптации отечественных производителей к условиям мирового рынка и использованию выгод международного разделения труда.
Вопрос:
Слайд 62С7 В ответе могут быть названы следующие
направления:
защита отечественных производителей от
недобросовестной конкуренции иностранных партнеров;
таможенно-тарифное регулирование внешней торговли товарами;
Стимулирование увеличения объемов отечественного производства;
укрепление экономической безопасности;
выработка условий внешнеэкономической деятельности.
Ответ:
Слайд 63Политическая система общества.
Политическая жизнь общества.
Блок С
Слайд 64С3 Статья №47 Основных государственных законов Российской империи (1906 г.) гласила:
«Российская империя управляется на твердом основании законов, уставов и учреждений, от самодержавной власти исходящих». Какая форма правления закреплена в приведенном фрагменте законов? Приведите два характерных признака этой формы правления.
Вопрос:
Слайд 65С3 Правильный ответ может содержать
следующие позиции:
указана форма правления: абсолютная монархия;
приведены
признаки, характеризующие данную форму правления, например:
- верховная власть не ограничена законом;
- верховная власть сама является источником закона;
- монарх обладает всей полнотой как законодательной так и распорядительной судебной власти.
Ответ:
Слайд 66 С4-7 Прочитайте текст и выполните задание:
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных
государствах и обществах проявляется по-разному в зависимости от обстоятельств потребностей и ситуации народа и
государства. Решающими тут являются состав населения, географические условия, условия экономические, а сегодня
зачастую и культурные условия. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстает в некоторых государствах как
федерализация в других — как автономизация, в-третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное
разделение компетенций между исполнительными и законодательными органами, центральными и местными. Кое-где
к этому вынуждает вопрос разнородного состава населения. в других случаях —чересчур большая территория, в-
третьих — культурная или экономическая зрелость МЛИ незрелость тех или иных областей. На европейском
континенте очень частым доводом децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в
государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счет разных
провинций и новых территорий. <…>
Жесткая централизация — это первое в основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою
наибольшую силу черпает из нравственного осознания и свободного убеждения граждан в их принадлежности к
государственному и народному целому. Локальное свободное самоуправление, коммунальное и городское,
достаточная децентрализация управления и законодательной власти в провинциальных или земских единицах
является и всегда будет условием правильного функционирования по-настоящему демократического режима. Это
относится ко всем государствам, большим и малым насколько это отвечает их географическому, экономическому и
культурному положению. <…>
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое не приступит к осуществлению широкой
децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под
угрозой потери Части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу тех, кто к ней
стремится, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения
возникают лишь из-за соперничества в личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного
правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.
Слайд 67С4 Какие четыре решающих фактора, по мнению автора влияют на централизацию
или децентрализацию государств единого управления?
Вопрос:
Слайд 68С4 В ответе могут быть указаны следующие факторы:
состав населения;
географические условия;
экономические условия;
культурные
Слайд 69С5 В каких формах предстает в различных государствах проблема централизации и
децентрализации государственного управления? Укажите три формы, названные автором.
Вопрос:
Слайд 70С5 В ответе должны быть указаны формы:
федерализация;
автономизация;
местная децентрализация и разделение компетенции
между органами власти.
Ответ:
Слайд 71С6 Какие три отличительные черты демократии и демократического государственного управления указывает
Слайд 72С6 В правильном ответе должны быть указаны черты:
демократия черпает силы из
нравственного осознания и свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому;
развивается свободное самоуправление: коммунальное и городское;
существует достаточная децентрализация управления и законодательной власти.
Ответ:
Слайд 73С7 Автор пишет об опасности сепаратизма для демократического общества. Укажите три
способа преодоления сепаратизма в условиях демократии, которые вам представляются наиболее важными.
Вопрос:
Слайд 74С7 Могут быть названы способы:
подъем уровня населения;
успешное решение социальных проблем региона;
обеспечение
реального равноправия жителей разных регионов;
отсутствие дискриминации в различных сферах общественной жизни;
развитие национальных языков, культуры, традиций;
приверженность гуманизму и толерантности в законотворческой деятельности.
Ответ:
Слайд 75С1 Назовите любые три критерия общественного прогресса.
Вопрос:
Слайд 76С1 Могут быть названы следующие критерии:
уровень развития науки и техники;
уровень развития
материального производства;
степень свободы человека в обществе.
Ответ:
Слайд 77С3 В государстве Н. президент является главой исполнительной власти и обладает
широкими полномочиями. Он избирается всенародным голосованием. Какая форма правления существует в государстве Н.? Укажите любые два признака этой формы правления, не указанные в условиях задачи.
Вопрос:
Слайд 78С3 В ответе могут присутствовать следующие позиции:
Форма правления – президентская республика;
Указаны
признаки:
президент формирует правительство, которое ответственно перед ним;
президент является верховным главнокомандующим, может подписывать от имени государства международные договоры;
президент обладает правом отлагательного вето;
президент избирается внепарламентским способом.
Ответ:
Слайд 79С4-7 Прочитайте текст и выполните задание:
Причины формирования социального государства
Гиперболизация индивидуальных потребностей и пристрастий и неизменно приводит к
нравственным и социальным деформациям общества, резкой противоположности и
противоборству интересов различных его слоев и групп. Исчезает чувство их
взаимосвязанности, ответственности и солидарности. <…> Чутко улавливая эти
процессы неолиберальные теоретики выдвинули, новое «позитивное» понимание
свободы, означающей обязанность государства обеспечивать социально
ориентированную политику, выравнивать «социальные неравенства». «Новое <…>
понимание свободы по словам П. Новгородцева, <…> «знаменует новую стадию в
развитии правового государства». Установка на социально-ориентированную политику
означала: возрастание роли государства в воздействии на экономические свободы; <…>
обязанность, правителей <…> «обеспечить обучение и гарантировать труд». Принцип
социального государства <…> неразрывно связан с социальными, экономическими и
культурными правами. Ключевым принципом социальных и экономических прав, вокруг
которого выстраивается вся система, является положение, сформулированное в ст. 25 Всеобщей
декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая
пищу одежду, Жилище, медицинский уход и необходимое социальное Обслуживание который
необходим для поддержания Здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на
обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или
иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». <…>
Социальное реформирование — это новая стадия развития правового государства. <…> Как бы ни
была сложна роль социального государства в современном обществе, без нее невозможно
осуществление не только прав экономических, социальных и культурных, но и прав первого
поколения — политических и личных.
Слайд 80С4 Назовите два новых элемента, которые, по мнению автора, внесли неолиберальные
теоретики в понимание свободы.
Вопрос:
Слайд 81С4 В ответе должны быть названы элементы:
обязанность государства обеспечивать социально-ориентированную политику;
обязанность
государства выравнивать «социальные неравенства».
Ответ:
Слайд 82С5 Укажите три элемента установки социально-ориентированной политики государства, названные автором.
Вопрос:
Слайд 83С5 в ответе должны быть названы элементы:
возрастание роли государства в воздействии
на экономические свободы;
обязанность правителя обеспечить обучение;
обязанность правителя гарантировать труд.
Ответ:
Слайд 84С6 Автор утверждает, что ключевым принципом социальных и экономических прав является
ст.25 Всеобщей декларации прав человека. Опираясь на знание курса, укажите любые четыре права, записанных в Конституции РФ, которые направлены на обеспечение прав перечисленных в ст.25 Всеобщей декларации прав человека.
Вопрос:
Слайд 85С6 В ответе могут быть приведены права, например:
право распоряжаться своими способностями
к труду, выбирать род деятельности и профессии;
право на труд в условиях безопасности и гигиены;
право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда;
право на защиту от безработицы;
бесплатное или за малую плату предоставление жилища малоимущим гражданам;
общедоступность и бесплатность основного общего и среднего образования;
право на отдых;
право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.
Ответ:
Слайд 86С7 Автор утверждает, что без осуществления государством социальной роли невозможно осуществление
социальных прав. Опираясь на знание курса и собственный опыт, приведите три аргумента, подтверждающие точку зрения автора.
Вопрос:
Слайд 87С7 В ответе могут быть приведены аргументы, например:
если законы государства не устанавливают
гарантированный минимум оплаты труда, предприниматели могут платить зарплату, не обеспечивающую жизненные потребности граждан;
если государство законом не устанавливает ответственность за неуплату налогов, то в этом случае не обеспечивается право граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни и тому подобное;
если государство законом не устанавливает продолжительность рабочего времени, то не защищается право граждан от безудержной эксплуатации.
Ответ:
Слайд 88 С4-7 Прочитайте текст и выполните задание:
«Демократия» — туманный
термин. Он имеет множество значений и используется в самых
разнообразных контекстах и с самыми разнообразными целями. Тем не менее, существует расхожее
мнение, что демократия —это особый тип социальной организации или система принятия решений.
Согласно такому подходу, решение считается принятым демократически в той мере, в какой оно
воплощает в себе артикулированные предпочтения большинства и является результатом процесса, в
рамках которого были в равной степени задействованы, обнародованы, обсуждены, сопоставлены и
учтены волеизъявления всех.
Демократия, таким образом, есть одновременно и состязательная система, обеспечивающая
честную конкуренцию конфликтующих интерёсов и противостоящих целей и система организации
общественного обсуждения, призванная вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные
цели. Исходя из подобных представлений известный теоретик политики Р. Даль выделил следующие
критерии совершенного демократического процесса: всеобщее избирательное право
совершеннолетних; равенство при голосовании; равное и основанное на информации понимание
существа стоящих проблем эффективное участие в процессе принятия решений на всех его этапах;
действенный контроль как за выработкой повестки дня, так и за делегированием власти. Именно по
этим параметрам демократия часто противопоставляется другим системам принятия решений, таким
как монархия, олигархия, теократия, анархия и тоталитаризм. На тех же основаниях обычно проводятся
и различия между особыми типами демократии, в частности между прямой и представительной.
Разумеется демократия (подобно всем остальным социальным формам принятия решений)
— это не просто некое обобщение или абстракция. Реальное демократическое принятие
решений (как впрочем недемократическое) всегда происходит в каком-то конкретном
контексте — в определенное время и в определенном месте, по поводу определенных
вопросов и для определенных людей. Таким контекстом могут быть, например, семья, школа,
исследовательская лаборатория, спортивная команда, религиозное сообщество, округ или
квартал, профсоюз либо фирма. В той мере, в какой любая из этих организаций, практик или
структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет
собой демократию.
Слайд 89С4 Какие два признака, по мнению автора, характеризуют решение, принятое демократическим
Слайд 90С4 В ответе должны быть указаны признаки:
решения, принятые демократическим путем, воплощают
в себе предпочтения большинства;
Решения, принятые демократическим путем, формируется в процессе всестороннего широкого гласного обсуждения с учетом различных мнений, высказанных в ходе дискуссий («являются результатом процесса, в рамках которого были в равной степени задействованы, обнародованы, обсуждены, сопоставлены и учтены волеизъявления всех»)
Ответ:
Слайд 91С5 Какие два противоположных по смыслу аспекта понятия «демократия» отмечает автор?
Вопрос:
Слайд 92С5 В ответе должны быть указаны аспекты:
Демократия есть состязательная система, где
конкурируют различные силы и интересы;
Демократия призвана вырабатывать консолидированные решения, устраивающие всех членов общества.
Ответ:
Слайд 93С6 Назовите любые два из приведенных в тексте критериев «совершенного демократического
процесса», закрепленных в современных правовых документах. Укажите любые два таких документа.
Вопрос:
Слайд 94С6 Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) Названы критерии, например:
всеобщее избирательное
право совершеннолетних;
равенство при голосовании;
равное и основанное на информации понимание существа стоящих проблем;
2) Указаны документы, например:
Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 года;
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года;
Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека 26 мая 1955 года;
Конституция 1993 года.
Ответ:
Слайд 95С7 Опираясь на текст, проиллюстрируйте тремя конкретными примерами процесс принятия демократических
решений в семье, школе, на предприятии, в общественных организациях.
Вопрос:
Слайд 96С7 Правильный ответ может содержать следующие примеры:
пример принятия демократического решения в
семье: обсуждение на семейном совете, как провести летний отдых или на что потратить крупную сумму денег;
пример принятия демократического решения в школе: решение Совета школы о проведении трудового лагеря, принятие Устава школы, деятельность школьного самоуправления;
пример принятия демократического решения на предприятии: решение о выпуске новой продукции, принятое с участием представителей коллектива.
Ответ:
Слайд 97С3 Вопреки прогнозам аналитиков, на президентских выборах в стране Н. одержал
победу не действующий президент, баллотирующийся на второй срок, а его оппонент, хотя предвыборные опросы общественного мнения показывали обратную картину. Приведите три возможные причины подобного исхода голосования.
Вопрос:
Слайд 98С3 В ответе могут быть приведены причины, например:
в последний момент президент
мог совершить действия, принять решения, пришедшие к снижению его популярности;
президентский предвыборный штаб мог недооценить соперника и снизить на завершающем этапе предвыборной кампании свою активность, чем и воспользовался оппонент;
на предвыборных теледебатах президент мог проиграть своему оппоненту;
оппонент и его предвыборный штаб смогли найти предложения и лозунги, способные заинтересовать колеблющийся электорат;
предвыборные опросы могли проводится на представительной выборке.
Ответ:
Слайд 99С2 Раскройте сущность представительной демократии и приведите три примера ее проявления
в политической жизни современных государств.
Вопрос:
Слайд 100С2 В ответе должна быть:
1) раскрыта сущность представительной демократии:
- осуществление народом властных полномочий через избранные им государственные органы, через своих представителей (парламентариев);
2) приведены примеры, допустим:
- граждане участвуют в парламентских выборах (избирают состав высшего законодательного органа страны - парламента);
- граждане участвуют в выборах депутатов местного законодательного собрания;
- граждане участвуют в выборах президента страны, который также представляет их интересы;
- граждане участвуют в выборах органов местного самоуправления.
Ответ:
Слайд 102С4-7 Прочитайте текст и выполните задание:
Личность и право.
Право внутренне связано с моралью <…> Пресекая наиболее опасные формы зла, право одновременно <…>
стоит на страже добровольно выбираемого добра. Оно выстраивает нормативный заслон не только против
общепризнанных преступлений <. . .>, но и против попыток принудительного <. . .> совершенствования людей. <…>.В
общественном сознании по сей день сталкиваются два понимания права: традиционное <…> и строго юридическое.
Можно сказать, что, заслышав слово «право», приверженец первого понимания вспоминает о существовании
уголовного кодекса. У приверженца второго слово «право» <…> ассоциируется с Декларацией прав человека и
гражданина. <…> Приверженцы первого понимания полноценное воплощение права видели в едином «уложении о
наказаниях». Считалось, что оно тем полнее отвечает понятию справедливости тем больше проникнуто духом
«суровости, неизменности». Предполагалось, что государственные постановления и предписания в принципе
охватывают всю гражданскую жизнь, а потому любая новая инициатива, любая частная или корпоративная свобода
должна специально санкционироваться в качестве привилегии. Указно-инструктивное ограничение произвола
именовалось правом вообще, а гарантии свободы — «особыми правами», или «пожалованными вольностями».
Просветительская философия права <…> упорно настаивает на том, что в разумно устроенном обществе любым
государственным запретам , требованиям в советам должно предшествовать первоначальное признание-дозволение
Суть его в том, что каждый член общества принимается за интеллектуально <…>совершеннолетнее существо,
которое не нуждается в чужой подсказке для определения того, что для него желательно, выгодно и ценно.
Государство обязано <…> категорически запретить кому бы то ни было (в том числе и себе самому) обращаться с
человеком как с ребенком <…> Но отсюда следует, что людям должно быть категорически разрешено думать, так,
как они думают, открыто выражать все что они думают, свободно распоряжаться своими силами и имуществом.
Слайд 103С4 В чем, по мнению автора, выражается внутренняя связь морали и
права? Приведите два положения, опираясь на текст.
Вопрос:
Слайд 104С4 В ответе могут быть приведены положения:
право, как и мораль, пересекает
наиболее опасные формы зла (выстраивает нормативный заслон против общепризнанных преступлений);
Право, как и мораль, стоит на страже добровольно выбираемого добра (выстраивает нормативный заслон против попыток принудительного совершенствования людей).
Ответ:
Слайд 105С5 Перечислите названные автором три элемента «первоначального признания-дозволения».
Вопрос:
Слайд 106С5 В ответе должны быть перечислены элементы:
каждый член общества должен быть
признан интелектуально совершенным существом;
должен существовать государственный запрет на обращение с человеком как с ребенком;
Люди должны иметь право на свободу мысли, слова и распоряжение своими силами и имуществом.
Ответ:
Слайд 107С6 Автор пишет о двух пониманиях права. Назовите их и укажите
по одной характеристике каждого.
Вопрос:
Слайд 108С6 В ответе должны быть:
названы «традиционное» и «строго юридическое» понимание права;
указаны
характеристики, например:
а) понимание «традиционного» права:
Акцент на наказаниях;
Суровость;
Государственная регламентация всех сторон жизни общества;
Свобода как дарование власти («пожалованная вольность»);
б) понимание «строго юридического» права:
отношение к человеку, как к самостоятельной дееспособной личности («совершеннолетнему существу»);
Признание прав и свобод человека и гражданина.
Ответ:
Слайд 109С7 Автор утверждает, что право выстраивает «нормативный заслон» против попыток «принудительного
совершенства людей». В каких положениях Конституции РФ этот «нормативный заслон» нашел отражение? Приведите любые примеры.
Вопрос:
Слайд 110С7 В ответе могут быть приведены положения Конституции:
каждому гарантируется свобода совести,
свобода вероисповедания;
каждому гарантируется свобода мысли и слова;
никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них;
каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;
каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы;
никто не может быть принужден к выступлению в какое-либо объединение;
каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Ответ:
Слайд 111С1 Назовите два аспекта, в которых проявляется объективный характер истины.
Вопрос:
Слайд 112С1 В ответе должны быть названы следующие аспекты:
отражение реальной действительности;
независимость содержания
истинного знания от отдельных людей.
Ответ:
Слайд 113С1 Перечислите любые три вида юридической ответственности.
Вопрос:
Слайд 114С1 В ответе должны быть перечислены виды ответственности:
гражданско-правовая;
уголовная;
дисциплинарная;
административная.
Ответ:
Слайд 115С1 Назовите три источника права, существующие в РФ.
Вопрос:
Слайд 116С1 В ответе могут быть названы источника:
Конституция РФ;
федеральные законы;
подзаконные акты;
Международные договоры;
правовой
обычай;
юридический прецедент.
Ответ:
Слайд 117С4-7 Прочитайте текст и выполните задание:
Сила права
раскрывает его ценность, действенность образующих его правовых средств.
Исходя из общепринятых представлений, поначалу следует проанализировать силу права,
обусловленную силой наиболее могучего социального образования, концентрирующего
организованную политическую власть государство. Исходными правовыми средствами
являются здесь позитивные юридические обязанности и юридическая ответственность. Они и
образуют основу, стержень особой группы правовых средств.
В чем состоит значение права в данной плоскости? В том, что оно призвано обеспечить
реализацию мощи государственной власти, выраженной в деятельности государственного
аппарата — органов, устанавливающих позитивные обязанности, контрольных или
ревизионных органов, проверяющих исполнение юридических обязанностей, применяющих при
неисполнении обязанностей меры ответственности. Реально такого рода деятельность
воплощается в актах проверки, принудительных мерах, санкциях.
Итак, сила права здесь — это сила государственной власти. Рассматриваемый аспект силы
права по мере углубления демократии нужно постоянно иметь в виду. Во всяком случае, и в
обществе, построенном на демократии, гуманизме, существование данной группы правовых
средств неизбежно, что связано с обеспечением организованности, дисциплины, порядка и
ответственности во всех общественных сферах, причем в таких формах и такими методами,
которые соответствуют демократическим и гуманистическим началам правового гражданского
общества.
Слайд 118С4 Что, по мнению автора, является правовыми средствами государства? Приведите два
средства, названные автором.
Вопрос:
Слайд 119С4 В ответе должны быть приведены средства:
позитивные юридические обязанности;
юридическая ответственность.
Ответ:
Слайд 120С5 Автор утверждает, что в рассматриваемом им аспекте сила права –
это сила государственной власти. В чем значение права как силы государственной власти? Укажите два основания, отмеченные автором.
Вопрос:
Слайд 121С5 В ответе должны быть приведены основания:
право обеспечивает деятельность государственных органов,
которые устанавливают позитивные обязанности;
контрольных или ревизионных органов, проверяющих исполнение юридических обязанностей; применяющих меры ответственности.
Ответ:
Слайд 122С6 Опираясь на знания обществоведческого курса и свой жизненный опыт, назовите
три метода обеспечения дисциплины, организованности, ответственности, которые соответствуют демократическим и гуманистическим началам, и три метода, которые недопустимы в демократическом государстве.
Вопрос:
Слайд 123С6 В ответе должны быть названы:
1) методы, соответствующие демократическим и гуманистическим
началам, например:
проверки деятельности предприятия, учреждения органами налоговой инспекции;
парламентское расследование;
контроль вышестоящих органов за деятельность нижестоящих;
методы, которые недопустимы в демократическом государстве, например:
репрессии;
террор;
преследования по политическим, идеологическим, расовым, этническим и т.п. мотивам;
вынесение внесудебных приговоров;
тотальный контроль и слежка за гражданами.
Ответ:
Слайд 124С7 Автор утверждает, что «сила права раскрывает его ценность». Опираясь на
текст, знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих утверждения автора.
Вопрос:
Слайд 125С7 В ответе могут быть приведены аргументы:
только сильное право позволяет установить
в обществе порядок и дисциплину;
только сильное право позволяет обеспечить предсказуемость последствий тех или иных поступков, и, тем самым, обеспечить уверенность в завтрашнем дне;
только сильное право обеспечивает правовую и социальную защищенность граждан.
Ответ:
Слайд 126С3 В знак протеста против ареста своих товарищей, группа молодых людей
устроила несанкционированный митинг около здания суда: они развернули плакаты в защиту арестованных и скандировали лозунги. Подъехавший наряд милиции арестовал митингующих. Являются ли действия милиции правомерными? Приведите один аргумент в защиту своей точки зрения. Статьи какого кодекса регулируют данные правоотношения?
Вопрос:
Слайд 127С3 В ответе должны быть следующие элементы:
утвердительный ответ;
аргумент, например:
-
при проведении несанкционированных митингов, шествий и других массовых мероприятий может произойти сбой в движении транспорта;
3. кодекс – административный.
Ответ:
Слайд 129С2 Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений,
в которые вступают между собой различные социальные общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. Приведите примеры любых трех социальных общностей, выделенных на основе различных критериев. В каждом случае укажите общность и критерий, на основе которого она выделена.
Вопрос:
Слайд 130С2 В ответе могут быть приведены примеры трех социальных общностей и
критериев, допустим:
Жители города, деревни (территориальный);
Нации, народности, этнические группы и т.п. (этносоциальный);
Молодеж и старшее поколение; женщины и мужчины и т.п. (социально-демографический);
Рабочие, крестьяне, предприниматели и т.п. (стратификационный).
Ответ:
Слайд 131С3 В Англии при Ричарде II (XIV в.) был издан следующий
указ: «Ни один крепостной не должен отправлять своих детей в школу, чтобы не дать возможность их детям продвигаться по жизни». В то же время известно, что многим английским крепостным крестьянам удавалось получить не только свободу, но и дворянский титул.
Сделайте три вывода об особенностях социальных отношений средневековой Англии.
Вопрос:
Слайд 132С3 В ответе могут быть сделаны выводы:
можно говорить:
1) о достаточно высоком
уровне процессов мобильности в обществе (был издан ограничивающий указ);
2) о роли школы как канала вертикальной социальной мобильности;
3) О том, что поскольку вход в этот «лифт» был запрещен, то им приходилось прибегать к другим каналам для своего социального восхождения, например – служба в армии или служебные церкви.
Ответ:
Слайд 133С4-7 Прочитайте текст и выполните задание:
Со школьной скамьи
известно, что раньше во главе семьи стоял мужчина. Его первейшей
обязанностью было обеспечить семью. Обязанность жены - блюсти очаг, рожать и растить
детей, сохранять верность мужу. Дом для жены являлся основным местом приложения ее
трудов и способностей. Ту долю общественного продукта, которую получала женщина в виде
денег, нарядов и даже хлеба, она получала из рук главного кормильца <…>
По свидетельству социологии, люди теперь довольно часто характеризуют свою семью как
семью без главы, и процент подобных союзов увеличивается с повышением образования и
понижением возраста супругов.
И все-таки понятие «глава» не выбрасывается на свалку <…> это уже не глава «по закону»,
а лидер, то есть человек, чье психологическое влияние признается добровольно. Главы как бы
выбираются в семье с согласия окружающих. Свобода такого выбора опирается на личностные
свойства людей.
Социологи определяют нынешнее семейное главенство как «выполнение распорядительных,
регулирующих функций. существенных для жизнедеятельности семьи.
Мы сталкиваемся с противоречием: во-первых, моральная традиция подталкивает нас к
преимущественному признанию власти за мужчиной; во-вторых, эта же традиция нередко
сохраняет преобладание домашних дел за женщиной (в разных профессиональных и
возрастных группах все это существенно разнится, но остановимся на обобщенной картине).
Однако широкая занятость женщины в общественном производстве и развитие ее личности в
сторону индивидуальности, а также прежнего стереотипа «прилежной хозяйки» и «доброй,
покорной жены» начинает спорить с первым и вторым моральным противоречием.
Слайд 134С4 Какой, по словам людей, является современная семья? Какие причины, по
мнению автора, обусловили появление такой семьи?
Вопрос:
Слайд 135С4 В ответе должны присутствовать следующие позиции:
указано что: люди характеризуют свои
семьи как «семью без главы»;
названы причины: повышение образования и понижение возраста супругов.
Ответ:
Слайд 136С5 К какому типу можно отнести описанную в начале текста семью?
На какие три признака семьи этого типа указывает автор?
Вопрос:
Слайд 137С5 В ответе должны присутствовать следующие элементы:
Указан тип семьи: патриархальный (традиционный);
Названы
три признака: главенство мужа; разделение обязанностей на женские и мужские; экономическая зависимость женщины.
Ответ:
Слайд 138С6 В чем, по мнению автора, заключается основное противоречие вопроса о
главенстве в современной семье? Подтвердите его примером. Предложите способ разрешения этого противоречия.
Вопрос:
Слайд 139С6 В ответе должны присутствовать следующие позиции:
названо противоречие: между моральной традицией
(преимущественно признание власти за мужчиной, ведущая роль женщины в домашних делах) и современным состоянием дел (широкая занятость женщины в общественном производстве и развитие ее личности в сторону индивидуальности, а не в сторону прежнего стереотипа «прилежной хозяйки» и «доброй, покорной жены»);
приведен пример: допустим, женщина занимает более высокую, чем муж должность, ведет домашнее хозяйство, является главным воспитателем своих детей, но традиция предписывает ей подчиняться мужу;
предложен способ: супруги действительно на равных участвуют в распределении домашних дел; принцип долженствования (кто, что и когда должен делать в семье) необходимо заменить принципом возможностей (кто, что и когда может делает в семье), т.е учитывать индивидуальные свойства, склонности и желания человека.
Ответ:
Слайд 140С7 Опираясь на тест, объясните современное толкование проблемы главенства в семье.
Сформулируйте собственное мнение по этой проблеме (кто глава в современной семье?) Приведите два обоснования своей позиции.
Вопрос:
Слайд 141С7 В ответе должны быть представлены следующие элементы:
дано объяснение, например: современный
глава семьи - это, прежде всего, лидер, чье психологическое влияние признано добровольно и определено его личностными качествами;
сформулировано собственное мнение, допустим: любая малая группа имеет своего лидера, не является исключением и семья. Таким лидером в современных условиях может быть и мужчина, и женщина; все зависит от конкретных обстоятельств;
приведены два обоснования, в супружеском союзе лидерство определяется:
соотношением характеров супругов;
ситуацией, связанной со здоровьем, трудоспособностью, занятостью супругов на работе
и т. п.
Ответ:
Слайд 142С2 Раскройте на трех примерах теоретическое положение о значении социального окружения
для развития личности.
Вопрос:
Слайд 143С2 В ответе следует описать три конкретных примера, иллюстрирующих значение социального
окружения для развития личности. Например,
большую роль в в развитии личности (ее интересов моральных принципов и др.) играют родители, семья, в которой она воспитывается;
на выбор профессии человеком нередко серьезное влияние оказывает пример родителей, любимый учитель и т.п.
особые последствия для развития личности (ее ценностных ориентаций, стиля общения и др.) имеет пребывание в заключении, в заложниках, участие в военных действиях.
Ответ:
Слайд 144С3 Современный английский ученый Э. Гидденс утверждает, что изучение «людьми своего
собственного социального поведения радикально отличается от изучения природных явлений». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три обоснования этого мнения.
Вопрос:
Слайд 145С3 В ответе должны быть приведены три обоснования, например:
при изучении социального
поведения субъект и объект социального познания совпадают (люди являются творцами общественной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность, ее историю);
социальные законы, позволяющие изучать социальные явления, в том числе социальное поведение, носят вероятностный характер, так как даже аналогичные исторические события и явления никогда не копируют друг друга;
в социальном познании, в частности, в познании социального поведения, ограничены возможности применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент; преобладает метод научной абстракции;
люди могут на основе полученного знания изменить свое поведение соответствующим образом (особое влияние результатов познания на объект познания).
Ответ:
Слайд 146
С4-7 Прочитайте текст и выполните задание:
Безусловно, главной
является гуманизирующия функция морали. Суть ее в том, что именно, приобщение
личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование вы в отношениях с людьми
«очеловечивает» человека, делает его Человеком, достойным любви и уважения. Эта «генеральная» функция
морали реализуется за счет ряда более конкретных функций. Как ручейки сливаются вместе, образуя могучую
и полноводную реку, так и эти «частные» функции морали способствуют выполнению ее гуманизирующего
предназначения,
Ведущая из них — регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется
эта функция во всех сферах человеческого бытия через противоречия доброго и злого, Должного и сущего,
справедливого и несправедливого. На собственном опыте каждый из нас , знает, что обязательность
моральных правил не Обеспечивается ни законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки мы
их соблюдаем. Почему? Чем руководствуется человек при этом?<...>
Мораль не только регулирует взаимоотношения людей, но и участвует в формировании человеческой
личности, ее самосознания. В этом состоит воспитательная функция морали <. . . > С воспитательной тесно
связана познавательная функция морали. Моральное познание как бы предшествует нравственному
воспитанию личности. Давая человеку адекватное знание, необходимую информацию о нравственных нормах в
ценностях, мораль, по существу, вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Вместе с
тем познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в
отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным
смыслом, нацеливающим личность на определенные смысложизненные ценности.
И, наконец, еще одна коммуникативная функция морали. Суть ее в том, что мораль выступает
необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения,
которое, таким образом, попросту невозможно без морали и вне морали. Эта функция настолько важна и
значима. что нельзя не остановиться на ней особо.
Слайд 147С4 Какие функции морали выявляет автор?
Вопрос:
Слайд 148С4 Должны быть названы следующие функции морали:
гуманизирующая;
регулятивная;
воспитательная;
познавательная (и ценностно-ориентирующая);
коммуникативная.
Ответ:
Слайд 149С5 Говоря о регулятивной функции морали, автор показывает ее отличия от
других социальных норм. Укажите эти отличия и назовите нормы, с которыми автор сравнивает нормы морали.
Вопрос:
Слайд 150С5 В правильном ответе должно быть:
Указаны отличия:
не обеспечиваются законом;
не влекут за
собой уголовного наказания;
не обеспечиваются принуждением.
2) Названы нормы права (правовые нормы).
Ответ:
Слайд 151С6 В характеристику функций морали автор включает описание ее специфических свойств
(особенностей). Используя текст и знание курса, назовите любые три из этих свойств.
Вопрос:
Слайд 152С6 Могут быть указаны следующие специфические свойства морали:
всеобщность;
выраженность в категориях добра
и зла;
отсутствие внешнего контроля и принуждения;
наличие оценочного компонента.
Ответ:
Слайд 153С7 автор полагает, что следование нормам морали выделяет человека из мира
природы, «очеловечивает». Подтвердите эту мысль тремя аргументами.
Вопрос:
Слайд 154С7 Правильный ответ может содержать, например, такие аргументы:
многие требования морали противоречат
природным законам выживания;
моральный выбор человека есть акт реализации свободы, выхода за пределы необходимости (в природе необходимость абсолютна);
моральный выбор человека является сознательным.
Ответ:
Слайд 155С2 Приведите три примера, подтверждающих утверждение ряда ученых о том, что
усиливается зависимость современного человека от техники.
Вопрос:
Слайд 156С2 Могут быть приведены следующие примеры:
созданные средствами генной инженерии сорта растений
получают все большее распространение, вытесняя полученные естественным путем;
медиками зафиксирован новый вид наркотической зависимости человека — зависимость от виртуального пространства;
все более острой становится проблема утилизации морально устаревших технических средств.
Ответ:
Слайд 157С2 Раскройте на трех примерах воспитательную функцию семьи. (В каждом случае
сначала укажите пример, а затем прокомментируйте его).
Вопрос:
Слайд 158С2 В ответе должны быть указаны и прокомментированы три примера, допустим:
отец
рассказывает сыну о том, как он тренировал силу воли (родители передают детям свой жизненный опыт);
родители рассказали, как правильно вести себя в музее (прививают хорошие манеры);
в выходной день дочка помогала маме готовить обед для всей семьи, сын помогал отцу ремонтировать автомобиль (т.е. родители обучают ремеслам, элементарным практическим умениям);
родители обучают детей грамотности, следят за тем, чтобы они правильно говорили (закладывают основы владения устной и письменной речью).
Ответ:
С4-7 Прочитайте текст и выполните задание:
Причины формирования социального государства
Гиперболизация индивидуальных потребностей и пристрастий неизменно приводит к нравственным и социальным
деформациям общества, резкой противоположности и противоборству интересов различных его слоев к групп.
Исчезает чувство их взаимосвязанности. ответственности и солидарности. <…> Чутко улавливая эти процессы
неолиберальные теоретики выдвинули новое «позитивное» понимание свободы, означающей обязанность государства
обеспечивать социально-ориентированную политику, выравнивать «социальные неравенства».
«Новое <. . .> понимание свободы, по словам П. Новгородцева <…> «знаменует новую стадию в развитии правового
государства». Установка на социально-ориентированную политику означала : возрастание роли государства в
воздействии на экономические свободы; обязанность правителей <…> «обеспечить обучение и гарантировать труд».
Принцип социального государства <…> неразрывно связав с социальными, экономическими и культурными правами.
Ключевым принципом социальных и экономических прав, вокруг которого выстраивается вся система, является
положение, сформулированное в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой
жизненный уровень, включая пищу одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание,
который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на
случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к
существованию по независящим от него обстоятельствам». <…> Социальное реформирование — это новая стадия
развития правового государства. <…> Как бы ни была сложна роль Социального государства в современном
обществе, без нее невозможно осуществление не только прав экономических, социальных и культурных, но и прав
первого поколения — политических и личных.
Слайд 160С4 Назовите два новых элемента, которые, по мнению автора, внесли неолиберальные
теоретики в понимание свободы.
Вопрос:
Слайд 161С4 В ответе могут быть названы элементы:
обязанность государства обеспечивать социально-ориентированную политику;
обязанность
государства выравнивать «социальные неравенства».
Ответ:
Слайд 162С5 Укажите три элемента установки социально-ориентированной политики государства, названные автором.
Вопрос:
Слайд 163С5 В ответе должны быть названы элементы:
возрастание роли государства в воздействии
на экономические свободы;
обязанность правителя обеспечить обучение;
обязанность правителя гарантировать труд.
Ответ:
Слайд 164С6 Автор утверждает, что ключевым принципом социальных и экономических прав является
ст.25 Всеобщей декларации прав человека. Опираясь на знание курса, укажите любые четыре права, записанных в Конституции РФ. которые направлены на обеспечение прав, перечисленных в ст.25 Всеобщей декларации прав человека.
Вопрос:
Слайд 165С6 В ответе могут быть приведены права, например:
право распоряжаться своими способностями
к труду, выбирать род деятельности и профессии;
право на труд в условиях безопасности и гигиены;
право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда;
право на защиту от безработицы;
бесплатное или за малую плату предоставление жилища малоимущим гражданам;
общедоступность и бесплатность основного общего и среднего образования;
право на отдых;
право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.
Ответ:
Слайд 166С7 Автор утверждает, что без осуществления государством социальной роли невозможно осуществление
социальных прав. Опираясь на знание и собственный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
Вопрос:
Слайд 167С7 В ответе могут быть приведены аргументы, например:
если законы государства не
устанавливают гарантированный минимум оплаты труда, то предприниматели могут платить зарплату, не обеспечивающую жизненные потребности граждан;
если государство законом не устанавливает ответственность за неуплату налогов, то в этом случае не обеспечивается право граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни и тому подобное;
если государство законом не устанавливает продолжительность рабочего времени, то не защищается право граждан от безудержной эксплуатации.
Ответ:
Слайд 168С3 В крестьянской семье начала XIX в. формальное главенство всегда принадлежало
мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю). Все руководство домашним хозяйством было в руках женщины. Дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Хозяин дома ведал главными сельхозработами, а также строительством, заготовкой дров.
К какому типу можно отнести крестьянскую семью начала XIX в.? Укажите два признака, по которым вы это определили. Назовите любой неупомянутый признак семьи данного типа.
Вопрос:
Слайд 169С3 В ответе должны содержаться следующие позиции:
тип семьи: патриархальный (традиционный);
два
признака по тексту, например:
главенствующая роль мужчины;
распределение обязанностей на мужские (сельхозработы, строительство, заготовка леса и дров) и женские (руководство домашним хозяйством).
не упомянутый в тексте признак:
экономическая зависимость женщины от супруга.
Ответ:
Слайд 170С2 Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира:
Вопрос:
Слайд 171С2 Правильный ответ может содержать следующие позиции:
1) потепление климата приводит, например, к
таянию полярных льдов и повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, t е~ ставится под угрозу среда существования человечества;
2) от изменения климата, являющегося, по мнению большинства ученых, результатом преобразовательной деятельности человека, страдает население всех стран и континентов;
3) истребление отдельных видов животных, например, морской коровы, влияет не только на локальную экосистему, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.
Ответ:
Слайд 172С3 Отечественный ученый-психолог Б. Г. Ананьев и его последователи утверждали, что
личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок - Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
Вопрос:
Слайд 173С3 В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть
приведены аргументы, например:
понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети - Маугли);
на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;
под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.
В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:
чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию;
проявлять себя как личность — значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);
деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.
Ответ:
Слайд 174С2 С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную
ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
Вопрос:
Слайд 175С2 В ответе должны содержаться следующие элементы:
1) модель ситуации, допустим:
сотрудник лаборатории
социальных наук НИИ взял на выходные не входившую в его план срочную дополнительную работу, выручив тем самым своих коллег, уехавших на экскурсию;
2) три примера санкций, допустим: коллеги выразили свою
признательность следующим образом:
устно поблагодарили его;
привезли ему сувенир;
лестно оценили его личные и профессиональные качества.
Ответ:
Слайд 176С1 Назовите любые три роли членов семьи.
Вопрос:
Слайд 177С1 В ответе могут быть названы следующие роли:
супруг (или жена и
муж);
родитель;
ребенок (или дочь, сын).
Ответ:
Слайд 179С1 Назовите любые черты, свойственные как массовой, так и народной культуре.
Вопрос:
Слайд 180С1 Могут быть названы, например, такие черты:
отличаются смысловым и художественным демократизмом;
представляют
определенную ценность;
реализуют компенсаторную роль и функцию социализации.
Ответ:
Слайд 181С2 Проиллюстируйте примерами реализацию любых трех функций образования. В каком случае
сначала назовите функций, а потом приведите пример.
Вопрос:
Слайд 182С2 Правильный ответ может содержать следующие функции с примерами:
Гуманистическая функция: на
школьных уроках автономии человека Н. узнала о принципах функционирования собственного организма, занятия литературой дали ей обширное поле для размышлений о своем месте в мире;
профессионально-экономическая функция: ввиду повышения спроса на квалифицированных рабочих предприятий машиностроения в нескольких профессиональных лицеях города М. был увеличен прием учащихся, открыты новые специальности;
социально-политическая функция: на уроках обществознания ученики постигают основы гражданской культуры, в практике школьного самоуправления учатся реализовывать свои политические права;
адаптационная функция: на уроках домоводства девочки учатся готовить, сервировать стол, шить, вязать, т.е. приобретают знания и умения, которые понадобятся им в будущей самостоятельной жизни.
Ответ:
Слайд 183С3 Зритель так рассказал друзьям о выставке: «Я услышал восторженный отзыв
в программе об искусстве и отправился посмотреть. Посетителей было очень мало, многие быстро уходили. Я долго рассматривал произведения, но так и не понял их смысла. Дома я прочел об этом художственном направлении, но многое осталось неясным». Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задачи.
Вопрос:
Слайд 184С3 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
указана форма культуры: элитарная
культура;
с опорой на условие задачи приведены три обоснования, например:
высокая сложность произведений (герой не смог понять смысла большинства произведений и т.п.);
недоступность неподготовленному зрителю (только после прочтения специальной литературы герой начал понимать смысл увиденного);
восхищение критиков и неприятие массовой публикой (выставка была рекомендована в специальной передаче об искусстве, но массовый зритель ее не принял посетителей мало, многие сразу же уходят).
Ответ:
Слайд 185С1 Назовите любые три черты, объединяющие массовую и элитарную культуры.
Вопрос:
Слайд 186С1 Могут быть названы следующие черты сходства:
представляют определенную ценность;
представлены преимущественно авторскими
произведениями;
отражают эпоху и сознание людей эпохи.
Ответ:
Слайд 187С4-7 Прочитайте текст и выполните задание:
Ещё
всего сто лет назад подавляющее большинство людей и в России, и в Европе жили так, как жили их деды и
прадеды: интересами только своего ближайшего круга. Духовные запросы удовлетворяла религия; эстетические
потребности — церковь, её обряды и праздники, и собственное художественное творчество, то, что мы называем
народным искусством. Профессиональное искусство и наука, равно как и политика, и вопросы общественной жизни,
мировой истории, философской мысли и т. п., были доступны лишь тончайшему слою состоятельных и образованных
людей.
Ныне они доступны всем — миллионам, миллиардам жителей нашей планеты всех национальностей, возрастов,
сословий, уровней жизни, степеней образованности Телевидение радио Интернет газеты журналы обрушивают в
«массы» такую лавину впечатлений такой обвал сведений какие не способен вместить ни один человеческий мозг
Массовая информация стала синонимом массовой культуры, её главнейшим, если не единственным, проводником,
воплощением на практике идеи глобализации мира.
Многие скажут, что такова закономерность нашего времени. Всё больше людей во всех концах света легко
расстаются со своей страной, ощущают себя «людьми мира» — без труда находят себя везде, где есть применение
их знаниям где на них «есть спрос> Наука техника туризм торговля, спорт — все эти сферы жизни современного
человечества и впрямь теряют национальную окраску, приобретают общечеловеческий характер. Мир становится
единым пространством: находясь в Европе, я могу с помощью Интернета общаться с людьми в Америке и Азии сидя
перед телевизором в Сибири, быть свидетелем Олимпийских игр в Афинах...
Телевидение а в еще большей степени компьютер Интернет — символ ХХI века — не дополнение не
сопровождение жизни они сама жизнь — мировоззрение мироощущение человека ХХ — ХХI веков
Слайд 188С4 Приведите любые три авторские характеристики духовной жизни людей прошлого.
Вопрос:
Слайд 189С4 В правильном ответе могут быть приведены следующие авторские характеристики:
« …большинство
людей и в России и в Европе жили так как жили их деды и прадеды: интересами только своего ближайшего круга»;
«Духовные запросы удовлетворяла религия; эстетическиё потребности — церковь, её обряды и Праздники, и собственное художественное творчество, то, что мы называем народным искусством»;
«Профессиональное искусство и наука, равно как и политика, и вопросы общественной жизни, мировой истории, философской мысли и т. п., были доступны лишь тончайшему слою состоятельных и образованных людей».
Ответ:
Слайд 190С5 В чем, по мнению автора, появляется единство современного мира? Укажите
любые три проявления.
Вопрос:
Слайд 191С5 В правильном ответе могут быть указаны следующие проявления:
Всё больше людей
во всех концах света легко расстаются со своей страной ощущают себя «людьми мира» — без труда находят себя везде, где есть применение их знаниям, где на них «есть спрос»;
наука, техника, туризм «приобретают общечеловеческий характер»;
Интернет позволяет общаться с людьми на другом конце света;
телевидение дает возможность приобщиться к жизни обитателей других стран и континентов.
Ответ:
Слайд 192С6 Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя
примерами авторскую оценку массовой культуры как воплощения глобализации.
Вопрос:
Слайд 193С6 Могут быть приведены следующие примеры, иллюстрирующие связь массовой культуры с
процессом глобализации:
героям латиноамериканских телесериалов сопереживают домохозяйки всех частей света, т. е. утверждаются единые представления о жизненных приоритетах, моделях поведения и пр.;
литература, кино наиболее популярных в массовой культуре жанров, например, фэнтези и пр., обращены ко всем жителям планеты без учета этнокультурных различий;
звезды шоу-бизнеса становятся объектами поклонения в самых различных государствах мира.
Ответ:
Слайд 194С7 Согласны ли вы с мнением автора, что компьютер, Интернет -
мировоззрение, мироощущение человека ХХ - ХХI веков? Подтвердите свое мнение тремя аргументами.
Вопрос:
Слайд 195С7 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
мнение выпускника — согласие или
несогласие с точкой зрения автора текста;
аргументы:
в случае согласия с точкой зрения автора могут быть приведены аргументы, отражающие роль информационных технологий в современном обществе; динамику развития информационных технологий и их влияние на развитие отдельного человека и общества в целом; наличие виртуальной реальности; наличие в обществе идей технократизма и технофобии;
в случае несогласия с мнением автора могут быть приведены аргументы, отражающие непреходящую ценность традиционных социальных институтов, влияющих на формирование мировоззрения человека.
Ответ: