Слайд 1Республика Казахстан
Казахская академия спорта и туризма
Закирьянов К.К., Вуколов В.Н.
«Анализ проблем
экономического обоснования туров по территории Республики Казахстан»
Астана, 2011
Слайд 2
Ключевыми терминами нашего исследования являются: «экономика», «тур», «обоснование».
В переводе с греческого
«экономика» - это ведение хозяйства. А любой разумный человек будет стараться вести свое хозяйство так, чтобы жить долго и счастливо. Это полностью совпадает с глобальной целью туризма как социального явления, а именно – максимальное увеличение продолжительности жизни человека и улучшения ее качества.
Слайд 3Туризм как один из наиболее популярных современных видов отдыха является важной
частью жизни человека с его естественным желанием познания нового и хотя бы временного возвращения в природную среду. Однако, Казахстан находится на 93 месте в рейтинге Всемирного экономического форума «Путешествия и туризм: конкурентоспособность-2011». Среди стран СНГ в рейтинге из 139 государств мира лидирует Россия (59 место), затем следуют Грузия (73), Азербайджан (83), Украина (85), Армения (90), Казахстан (93), Молдавия (99), Киргизия (107), Таджикистан (118). В десятку лидеров представленного в докладе списка входят Швейцария, Германия, Франция, Австрия, Швеция, Соединенные Штаты, Великобритания, Испания, Канада и Сингапур.
Слайд 4Индекс каждой страны составляется путем сравнения ряда условий, в том числе
законодательства, устойчивости и защиты окружающей среды, защиты здоровья и соблюдения норм гигиены, приоритетов путешествия и туризма, инфраструктуры авиационного и наземного транспорта, цен, природы, человеческих и культурных богатств. В докладе отмечается, что после трудного периода глобального экономического кризиса сфера туризма медленно восстанавливается: в 2010 году в сфере зафиксирован 5-6% рост.
Слайд 5В 2006 году нами проводился системный анализ нескольких рейтингов конкурентоспособности казахстанского
туризма. Как первичная информация для анализа использовался рейтинг Давосского экономического форума 2006 года, где Казахстан занял по качеству жизни населения 79 место, а по общему рейтингу конкурентоспособности 56 место из 161 страны мира. Снижение рейтинга туристской отрасли РК означает, что экономическое обоснование отдельных туров и системных туристских программ осуществляется некорректно.
Слайд 6Целью проведенного нами исследования является анализ проблем экономического обоснования туров по
территории Казахстана для граждан республики и иностранных туристов. Для оптимального экономического обоснования туристских программ и отдельных туров необходимо: 1) выявить и решить максимальное количество и объем социально-экономических задач; 2) выявить необходимые затраты на производство и реализацию тура (туристской программы) потребителю; 3) выявить и создать условия, при соблюдении которых после реализации тура, решалось бы максимальное количество социально-экономических задач, максимально сокращались затраты на производство и реализацию тура, максимально увеличивалась прибыль от его реализации.
Слайд 7В «Концепции развития туризма Республики Казахстан» приоритетными названы въездной и внутренний
туризм. Из всего объема туристско-рекреационных ресурсов Казахстана природные ресурсы составляют основную часть. В свою очередь, большую часть природных туристско-рекреационных ресурсов (ТРР) можно использовать в экономических целях только через культивирование активных туристских путешествий. Однако казахстанские турфирмы слабо используют такие путешествия в своей работе из-за недостатка интеллектуального и кадрового обеспечения данного направления в туризме.
Слайд 8Отечественные туроператоры культивирующие продажу на внутреннем и международном рынке туров, с
использованием природных казахстанских туристских ресурсов выполняют социально-экономические задачи имеющие не только государственное, но и глобальное значение. Но организация таких туров, в том числе экономическое обоснование имеет сложную технологию. Они требуют отличного знания отечественных ТРР, высокопрофессиональных специалистов и современной материально-технической базы.
Слайд 9Материально-финансовые затраты, усилия персонала и ответственность за качество турпродукта, безопасность клиентов
у операторов значительно выше, чем у агентов. Однако, никаких существенных преференций от государства туроператоры не имеют, платят практически одинаковые с турагентами налоги, оплачивают высокие сборы при входе туристских групп в национальные природные парки, платят за получение отдельной операторской лицензии, решают массу проблем с пограничными властями.
Поэтому неудивительно, что уже много лет после получения Казахстаном суверенитета, большинство предпринимателей в сфере отечественного туризма являются агентами. А это значит, что выездной туризм продолжает превалировать над внутренним и въездным туризмом, огромные финансовые средства утекают за рубеж, укрепляется экономика других государств и именно там, а не в Казахстане создаются новые рабочие места.
Слайд 10Рассматривая проблемы экономического обоснования туров и системных программ необходимо опираться на
два методологических постулата: а) глобальной целью туризма как социального явления является увеличение продолжительности и улучшение качества жизни человека; б) экономическую эффективность туризма некорректно рассматривать вне ее связи с духовно-нравственной, культурно-познавательной, профилактической и эргономической эффективностью. Только в этом варианте экономических обоснований конкретных туров возможно достичь глобальной цели туризма.
Слайд 11При экономическом обосновании туров по территории РК для отечественных и иностранных
туристов целесообразно иметь одинаковые (с конкурентами на международном туристском рынке), цены на въездные визы, обязательные сборы за посещение туристами территории национальных природных парков и т.п. Если государство не будет вкладывать значительные инвестиции в создание инфраструктуры, автомобильный транспорт высокой проходимости, большую и малую авиацию (особенно в вертолеты способные безопасно летать в горной местности) разработка нашими операторами любых самых привлекательных туров делает их заведомо неконкурентоспособными на международном туристском рынке.
Слайд 12Проведенное исследование позволяет сделать следующие предложения:
1) Существенно снизить налоговую нагрузку на
отечественных туроператоров, культивирующих активные виды туризма по территории Казахстана для внутреннего и въездного туризма;
2) Заключить межправительственные соглашения с правительствами сопредельных с Казахстаном государств (прежде всего по упрощению туристских формальностей и транзитных виз) для организации трансграничных путешествий отечественных и иностранных туристов. В первую очередь это касается путешествий по Северному, Западному и Центральному Тянь-Шаню, Алтаю, Джунгарии и всей протяженности Великого Шелкового Пути;
Слайд 133) Организовать финансовую поддержку федераций спортивного туризма, для проведения туристско-исследовательских экспедиций
в редко посещаемые, но вызывающие интерес у туристов районы РК; республиканских сборов средней и высшей туристской подготовки, создание и подготовку отрядов туристско-спасательной службы;
4) На базе Казахской академии спорта и туризма восстановить функционирование Республиканской школы инструкторов спортивного туризма, использовав отечественный опыт такой работы 70-80-х годов ХХ века. Поставить целью работы школы подготовку в каникулярное время (июль-август ежегодно) подготовку не менее 100 инструкторов горного, водного и велосипедного туризма. Курсантами школы из всех областей Казахстана направлять преимущественно студентов вузов и колледжей обучающихся по специальности «Туризм» и имеющий второй разряд по спортивному туризму;