Слайд 1КАЧУРОВСКИЙ ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ
Социально-педагогические аспекты развития современного спортивного плавания
24.00.01 – олимпийский
и профессиональный спорт
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И СПОРТА УКРАИНЫ
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
1. Социально-педагогическая сфера знаний остро нуждается в совершенствовании. Сегодня не прекращаются
дискуссии вокруг олимпийских идеалов. Расхождение между официально декларируемыми принципами и реальностью вызывает озабоченность как среди мировой общественности, так и среди спортивных руководителей, тренеров и спортсменов.
2. Демократизация жизни и развитие рыночной экономики в Украине поставили вопрос о необходимости модернизации мировоззренческих и морально-этических установок человека во всех сферах жизни, в том числе и в спорте высших достижений. Этим обусловлена необходимость разработки и реализации моделей функционирования спорта высших достижений.
3. Степень научной разработки социально-педагогических аспектов спортивного плавания неудовлетворительна, особенно в Украине. Социально-педагогические проблемы плавания требуют обсуждения концептуально важных вопросов, а так же системного, поэтапного их рассмотрения, при этом в основе анализа должно быть исследование именно социальной природы спорта.
Слайд 4Цель работы
научно обосновать основные направления использования социально-педагогического потенциала спорта высших
достижений в воспитательной работе среди спортсменов-пловцов высокой квалификации в условиях системной трансформации современного общества
Слайд 5
Задачи:
Осуществить анализ специальной литературы по вопросам методологических подходов к рассмотрению
спорта высших достижений как социального феномена, на этой основе определить принципы рассмотрения социально-культурного и воспитательного потенциала отдельного вида спорта на примере плавания
2. Конкретизировать существующие в науке представления о сущности современного спорта и о влиянии спорта на личность. Выяснить социально-культурный и воспитательный потенциал спортивного плавания
3. Осуществить социологический анализ представлений пловцов высшей квалификации Украины относительно социально-культурного содержания олимпизма и олимпийского спорта и определить основные компоненты их мировоззренческой и профессиональной компетенции
4. Определить главные направления и средства воспитательной работы со спортсменами-пловцами высокой квалификации в новых условиях развития современного украинского общества
5. Разработать практические рекомендации по организации воспитательной работы со спортсменами-пловцами высокой квалификации
Слайд 6
Методы исследования:
Анализ литературных источников
Системный анализ
Метод сравнения и сопоставления
Метод социологического
исследования
Слайд 71. Проблема социально-культурного содержания спорта высших достижений, тем более отдельного вида
спорта, является методологически практически полностью неразработанной в современной научной литературе.
2. Не полностью прояснены важные вопросы социальной сущности спорта:
а) о методологии анализа социального феномена «спорт»,
б) о базовой дефиниции спортивной деятельности,
в) о социально-культурном смысле спорта высших достижений.
3. В методологическом плане в анализе спорта высших достижений наиболее перспективным является подход, в рамках которого спорт рассматривается как процесс, в ходе которого спортсмен включен в отношения трех типов: с соперником, со средой и сообществом, в социальном пространстве которого свершаются соревновательные действия.
ПЕРВАЯ ЗАДАЧА
Слайд 8
4. В качестве базовой дефиниции принимаем дефиницию
Н. Визитея: «спорт –
это официальная, регулярно повторяющаяся, организованная в соответствии с принципом честного соперничества, соревновательная, и самодостаточная в качестве соревновательной, деятельность».
Необходимо конкретизировать эту дефиницию поскольку она не отражает то обстоятельство, что в спорте помимо взаимодействия спортсмена с соперником существует и другое взаимодействие – спортсмена со средой (особенно это касается плавания).
Слайд 9ВТОРАЯ ЗАДАЧА
1. Одна из главных особенностей спорта в том, что человек
здесь чаще и более определенно, чем в других сферах жизнедеятельности, поставлен в ситуацию морального выбора, что предопределяет специфику спорта во влиянии на личность: он испытывает человека в отношении его нравственных качеств.
2.Единственная тема, которая обычно находится в центре внимания авторов и касается проблемы влияния спорта на личность, – это мотивы занятий спортивным плаванием. Однако мотивы интересуют исследователей в связи с озабоченностью высоким спортивным результатом спортсмена – и не более. Пренебрежение нравственными проблемами выступает фактором того, что морально-волевой компонент воспитания, а также вопросы психологической подготовки спортсмена в плавании оцениваются авторами как нечто малосущественное.
Слайд 103. Спортивное плавание обладает значительным социально-культурным потенциалом, что связано с характером
взаимодействия спортсмена с соперниками и со средой. Высокому результату соответствует гармоничное взаимодействие с ними. Значительная роль принадлежит отношению спортсмена со средой, в рамках которого у пловца появляется «чувство воды». Оно позволяет спортсмену уравновешивать две тенденции: к противостоянию воде и к уступчивости ей в движении. Нами сформулирована гипотеза, согласно которой гармония со средой способствует установлению гармоничных отношений спортсмена с соперником и проверили эту гипотезу в рамках социологического исследования.
Слайд 11
Социологическое исследование
Метод – анкетный опрос
Количество респондентов: 201 человек
Категории респондентов:
Мужчин – 122
Женщин – 79
Из них:
Члены основного состава национальной сборной Украины по плаванию – 80
Резерв и кандидаты в национальную сборную Украины по плаванию – 63
Пловцы с разрядом КМСУ и выше, не имеющие отношения к национальной сборной в настоящее время (группа «другие») – 58
ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА
Слайд 12
Рис. 1. В Олимпийской хартии сказано, что Олимпизм «представляет собой философию
жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума». Понятен ли Вам смысл данного утверждения? (%)
Слайд 13
Рис. 2. Считаете ли Вы, что Спорт высших достижений, в частности
Олимпийский спорт, реально основывается на такого рода философии? (%)
Слайд 14
Рис. 3. Является ли данная философия тем фундаментом, на котором строится
Ваше реальное поведение в спорте? (%)
Слайд 15
Рис. 4. Могли бы Вы провести беседу со сверстниками о сути
современного Олимпизма? (%)
Слайд 16
Рис. 5. Были ли в Вашей жизни случаи, когда Вы нарушали,
стремясь к высокому результату, принцип «честного соперничества»? (%)
Слайд 17
Рис. 6. Знаете ли Вы о случаях использования спортсменами из вашего
окружения запрещенных (допинговых) препаратов и средств? (%)
Слайд 18
Рис. 7. Как Вы относитесь к фактам использования допинговых препаратов? (%)
Слайд 19
Рис. 8. Готовы ли Вы рисковать своим здоровьем ради высокого спортивного
результата? (%)
Слайд 20
Рис. 9. Где морально-этические принципы человеческого поведения реализуются более последовательно и
полно: в Спорте высших достижений или в обычной жизни? (%)
Слайд 21
Рис. 10. В какой сфере принцип «честного соперничества» реализуется в большей
степени: в спорте или в предпринимательстве? (%)
Слайд 22
Рис. 12. Чем привлекают Вас занятия спортом? - Прославить спорт Украины
(а соответствует самому правдивому суждению, д – наименее соответствующему истине) (%)
Слайд 23
Рис. 13. Чем привлекают Вас занятия спортом? - Жить в соответствии
с той «философией жизни», о которой говорит Олимпийская хартия (а соответствует самому правдивому суждению, д – наименее соответствующему истине) (%)
Слайд 24
Рис. 16. Какого рода отношение к сопернику способствует в наибольшей степени
Вашему успеху в соревновании? (%)
Слайд 25
Рис. 17. На чем Вы преимущественно концентрируете внимание в соревновательной ситуации
при прохождении дистанции? (%)
Слайд 26ЧЕТВЕРТАЯ ЗАДАЧА
Содержание и форма воспитательной работы со спортсменами не отвечает
требованиям сегодняшнего дня, что имеет серьезные негативные последствия для личностного развития спортсмена и его профессиональных достижений.
2. Центральным звеном воспитательной работы в спорте является мировоззренческая подготовка спортсмена, что предполагает освоение спортсменами и тренерами социально-культурного смысла спорта, понимание миссии данной социальной деятельности - и на этой основе изменение мотивации спортсмена и тренера.
Слайд 27
3 В основу мировоззренческой подготовки спортсменов-пловцов следует положить идею олимпизма, сформулированную
в Олимпийской хартии. Продвижение данной идеи в практику воспитательной работы целесообразно осуществлять путем внедрения в сознание спортсменов научных представлений о сущности современного спорта высших достижений, о социально-культурном потенциале олимпийского спорта и его миссии в современном мире. С этой целью важно формировать у спортсменов четкие представления о спортивном плавании как взаимодействии трех типов отношений: с соперником, средой и сообществом, в рамках которого происходят соревновательные действия, готовить спортсменов к правильному взаимодействию в пределах каждого типа.
С целью создания механизма для решения названных проблем разработаны практические рекомендации, часть из которых внедрена в практику национальной сборной команды Украины по плаванию и Федерации плавания Украины, а также специализированной детско-юношеской школы Олимпийского резерва по плаванию спортивного клуба "Метеор" (г. Днепропетровск)
Слайд 29ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ КАЧУРОВСКИЙ
Социально-педагогические аспекты развития современного спортивного плавания
24.00.01 – Олимпийский
и профессиональный спорт
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И СПОРТА УКРАИНЫ