Слайд 1РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Слайд 2Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее: она
всё больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Слайд 3Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности:
добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и, инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Слайд 4КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА
ГЛАСИТ:
Расскажи –и
я забуду,
покажи – и я запомню, дай попробовать –
и я пойму».
Слайд 5Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве.
Слайд 6С.Л. РУБИНШТЕЙН ПИСАЛ:
«МЫШЛЕНИЕ ОБЫЧНО НАЧИНАЕТСЯ
С ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА, С
УДИВЛЕНИЯ ИЛИ НЕДОУМЕНИЯ,
С ПРОТИВОРЕЧИЯ.
ЭТОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИЕЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВОВЛЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
В МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС».
Актуальность проблемы детского экспериментирования непосредственно выходит на практическую деятельность, подводит к выбору темы исследования.
Слайд 8В рамках исследовательского подхода экспериментальная деятельность в нашем учреждении строится на
непосредственном опыте ребёнка на расширение его исследовательской и поисковой деятельности, на активном освоение мира, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Слайд 9Основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности отражены
в ряде исследований Б. Д. Горовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новосёловой, Н. Н. Подьякова.
Важность собственной активности ребёнка, когда он выступает как полноценная личность отмечены в работах А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Е. Е. Кравцова.
А в исследованиях Л. М. Маневцовой отмечается влияние поисково - исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольников.
Слайд 10В НАШЕМ УЧРЕЖДЕНИИ РАБОТА ПЕДАГОГОВ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТСЯ НА ОСНОВЕ
СЛЕДУЮЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ:
О. В. ДЫБИНА, Н. П. РАХМИНОВА, В. В. ЩЕТИНИНА
«НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ»;
Л. Н. МЕНЩИКОВА «ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 4 – 6 ЛЕТ»;
А. И. ИВАНОВА «ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУ»;
Л. Н. ПРОХОРОВА «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Слайд 11Убедившись в актуальности данной проблемы нами были выявлены основные характеристики детского
экспериментирования в разных возрастных группах:
Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов творчества.
Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.
Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе игровую.
Слайд 13 В свете новых государственных требований познавательно – исследовательская деятельность дошкольников
представлена в образовательной области «Познание»
и решает ряд задач.
Развитие эмоционально – целостного отношению к окружающему миру;
Формирование у детей элементарных географических представлений;
Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира;
Знакомство детей с конкретными исследовательскими методами;
Формирование у детей представлений о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
Слайд 14В МАОУ «Рябинушка» опытно – исследовательская экспериментальная деятельность включена в образовательный
процесс с младшего возраста и совершенствуется в течении всего дошкольного детства. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни.
Слайд 15Любовь к экспериментированию объясняется тем, что детям присуще наглядно – действенное,
а затем наглядно образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном детстве он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.
Слайд 16На основе методический разработок И. Л Паршуковой, Н. Л. Прохоровой, А.
И. Ивановой, Н. А. Рыжовой, О. В. Дыбиной и др. педагоги учреждения выстроили систему работы, составили тематический план и разработали конспекты занятий по разделам:
«Песок и вода»
«Звук»
«Свет»
«Магниты»
«Стекло»
«Бумага»
«Земля»
«Воздух» и другие.
Слайд 17В каждой возрастной группе создана предметно – развивающая творческая среда для
исследовательской активности дошкольников и расположена в доступном для свободного экспериментирования месте.
Слайд 19В процессе работы по исследовательской и экспериментальной деятельности педагогов с детьми,
дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, искать поиски решения проблемы, анализировать, выделять признаки и связи, сопоставлять факты, выдвигать предположения и делать выводы.
Уже в подготовительном к школе возрасте дети с помощью педагога способны выдвигать гипотезу, что в будущем способствует осуществлению работы над проектами в начальной школе.
Слайд 20Защита проекта «Минералы» начальная школа «Рябинушка» руководитель проекта Веселкова М. В.,
победители в г. о. Химки