Слайд 1
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СПП С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ
урок русского языка в 11
классе
Составила: Веревкина Галина Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
МОКУ « Коммунарская СОШ »
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА:
Повторить и обобщить сведения о СПП;
закреплять навыки грамотного пунктуационного
оформления СПП;
воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Слайд 3ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
Если я знаю , что я знаю мало, то я
добьюсь, чтобы знать больше.
В. И. Ленин
Слайд 4ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Зачитайте предложения, составленные по схеме.
[ ], (союзные
слова: где, куда, откуда).
Какой из видов СПП иллюстрируют эти примеры?
Объясните знаки препинания.
Слайд 5ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
экспЕрт
зАгнутый
позвонИт
облегчИт
наделИт
врвалАсь
начАв
запертА
прибЫв
закУпоренный
Слайд 6Ид..ализм, нагр..дить, заст..лая,
опл..тить,см..рение, к..рамель,
ир..ничный, тр..туар, неприм..римый,
усл..жнять, г..ниальный,ув..дание.
В каком ряду во
всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Слайд 7ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Слайд 8
Придаточные обстоятельственные
Слайд 9ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Знаки препинания в СПП с одним придаточным.
1)
Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного:
Бывают встречи, которые никогда не забудутся, живи хоть сто лет.
Слайд 10ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
2) Иногда, при интонационном подчеркивании, придаточные изъяснительные (а также
условные с союзом ли), стоящие перед главным предложением, отделяются от него тире:
Кто весел – тот смеется.
Слайд 11ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
3) Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи подчинительного
союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т.п.), запятая ставится один раз:
а) Перед союзом, если придаточное предложение следует за главным.
Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.
Слайд 12ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
б) После всего придаточного предложения, если оно предшествует главному.
По мере
того как я рассказывал, он приходил в себя.
в) В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части; первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза.
Он исхудал за одну ночь так, что остались кожа да кости.
Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.
Слайд 13ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
4) Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание
не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т.п., то придаточное предложение не отделяется от главного.
Важно не что он сказал, а как он это сказал.
Было шумно и когда они собирались в столовой.
(Между придаточными предложениями запятая в подобных случаях ставится.)
Слайд 14ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
5) Придаточные предложения, состоящие из одного относительного слова, запятой не
отделяются.
Он обиделся, но не сказал почему.
Слайд 15СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА
В небольшой комнате, занимаемой Нехлюдовым, стоял старый кожаный диван.
В небольшой
комнате, которую занимал Нехлюдов ,стоял старый кожаный диван.
Слайд 16СХЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
1) Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлек внимания сторожей.
(А.Пушкин)
2) Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней. (В.Короленко)
3) Верчусь колесом а куда еду не знаю. (М.Горький)
4) Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались очень высокими и пухлыми. (А.Чехов)
5) Не исполнил он этого намерения только потому что на набережной было слишком много народа. (Д.Писарев)
6)Он ушел и не сказал зачем.
7)Я это говорил но не помню когда.
Слайд 17 РАБОТА С ТЕКСТОМ
Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгения
Онегина», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого. Интеллект человека не в умении читать, а в умении перечитывать. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!
Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными, иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание… Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру.
Слайд 18ТЕСТ ПО СПП С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. 1234
2.14
3.14
4.1
5.14
6.12456
7.2
8.1234
9.1
10.1
Слайд 19ИТОГ УРОКА
В чём испытывал трудность?
Что давалось легко?
Когда ставятся знаки препинания в
СПП с одним придаточным?
Слайд 20ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить опорный лист.
ЕГЭ 2016 Цыбулько задания А 15,18 (20-25варианты)