Слайд 2План действий
Узнать предназначение русского языка
Показать функции языка
Познакомиться с устной и
письменной речью
Слайд 3Что же такое язык?
Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и
развивающаяся система членораздельных звуковых знаков,которая служит для целей коммуникации и способна выразить всю совокупность знаний и представлений.
Различают две формы существования языка, соответствующие противопоставлению понятий “язык” и “речь”: язык как система и речь как реализация этой системы.
Слайд 4Предназначение языка
Язык предназначен для того, чтобы служить орудием людей, быть эффективным
и адекватным средством обмена информацией и ее накопления. Его структура подчинена задачам коммуникации, которая состоит в передаче и приеме мыслей об объектах действительности
Слайд 5Свойства и функции языка
Свойства языка:
Стабильность языка;
Наличие в нём определённых норм;
Устойчивость,
традиционность;
Стилистическое богатство;
Функции языка:
Коммуникативная;
Мыслительная;
Познавательная.
Слайд 6Коммуникативная функция
Язык является средством общения людей, эффективным и адекватным средством обмена
информацией и ее накопления
Слайд 7Мыслительная функция
Язык является средством познания и отражения действительности , важнейшей формой
осуществления абстрактного мышления
Слайд 8Познавательная функция
Язык является средством образования понятий об элементах окружающей действительности и
отношениях между ними
Слайд 9Функции языка
Язык является орудием общения людей, и с этим связан целый
ряд функций, которые язык выполняет в обществе.
Функции:
коммуникативная (одна из базовых). Коммуникация – значит общение, обмен информацией;
когнитивная функция — это функция познавательная, то есть выражающая деятельность сознания;
эмоциональная функция — быть одним из средств выражения чувств и эмоций;
метаязыковая функция — быть средством исследования и описания языка;
Контактоустанавливающая;
функция хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа;
Слайд 10 Частные функции языка
Номинативная ;
Регулятивная ;
Фатическая ;
Этническая ;
Эстетическая ;
Магическая .
Слайд 11Номинативная функция
Называние понятий, сформированных в результате познавательной деятельности человека.
Регулятивная функция
Воздействие на
адресата, побуждение к действию, запрет делать что-либо.
Слайд 12Фатическая функция
Начало разговора, привлечение внимания собеседника в процессе общения, выход из
разговора
Магическая функция
Придание языку “потусторонней” силы). Заговоры, клятвы, проклятия
Слайд 13Этническая функция
Эстетическая функция
Реализация элементов национального самосознания
Превращение текста в
произведение самосознания
Слайд 14 Что же такое речь?
Речь может рассматриваться как текст и как
речевая деятельность, представляющая собой форму социальной активности
Слайд 15Речь. Речевая деятельность
Речь реализуется через разные виды речевой деятельности:
1) Речепорождение:
-
говорение;
- письмо.
2) Восприятие речи:
- слушание;
- чтение.
Слайд 16Устная речь
Особенности:
Устной считается любая произносимая речь, кроме той, в которой содержится
вслух чтение написанного текста. Практически только в устной форме существует разговорная речь.
Говорящий и слушающий не только слышат, но и часто видят друг друга;
Жесты, мимика, интонация, тон и темп речи
Является первичной по отношению к речи письменной
Во многих случаях устная речь зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от неё
Непосредственность общения
Рассчитана на слуховое восприятие. Устное высказывание может быть буквально воспроизведено только при наличии специальных технических устройств.
Словесная импровизация, часто неподготовленность, прерывистость;
Избыточность ,краткость ,спонтанность
Слайд 17Письменная речь
Письменной является речь, фиксированная с помощью определённых графических знаков.
Свойства:
является вторичной
по отношению к устной;
отсутствие невербальных средств (жестов, мимики, интонации);
пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь;
письменная речь не зависит от реакции адресата;
письменная речь рассчитана на зрительное восприятие, читатель может повторно перечитать текст
пишущий может неоднократно возвращаться к написанному;
подготовленность;
развёрнутость письменной речи;
логичность речи;
композиция (расположение частей) речи.