Теория и практика аргументации презентация

Содержание

Информация о преподавателе Лисанюк Елена Николаевна Доцент кафедры логики СПбГУ Менделеевская линия, 5 Ауд. 104б e.lisanuk@spbu.ru Теория и практика аргументации

Слайд 1Теория и практика аргументации
Лисанюк Елена Николаевна
Доцент кафедры логики СПбГУ

e.lisanuk@spbu.ru

Теория и практика

аргументации

Слайд 2Информация о преподавателе

Лисанюк Елена Николаевна

Доцент кафедры логики СПбГУ

Менделеевская линия, 5
Ауд. 104б
e.lisanuk@spbu.ru

Теория

и практика аргументации

Слайд 3Общая информация о курсе
Дисциплина по выбору (28.02 – 25.04.2018)
Общее количество учебных

часов – 28, в т.ч.
20 часов лекций (= 10 занятий);
2 часа консультаций
2 часа зачет (устно \ письменно)
Аргументационные карты к зачету
до 23.59 22. 04. 2018 (первая сдача 25.04.2018)
до ??.?? ??. ??. 2018 (вторая сдача)

Теория и практика аргументации


Слайд 4Учебник и задачник
Лисанюк Е.Н. Правила и ошибки аргументации. \\ Логика. Учебник.

Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. М., Проспект, 2010. С. 588-658.

Лисанюк Е.Н. Основы аргументации \\ Упражнения по логике. Сб. под ред. Тоноян Л.Г. М., Проспект, 2014. С.188-257.

Теория и практика аргументации


Слайд 5Зачет (промежуточная аттестация)
Зачет
Тест (конец марта – начало апреля)
Аргументационная карта произвольного

текста
(объемом до 2000 знаков)
Срок представления А-карты –
не позднее, чем за неделю до даты зачета

Теория и практика аргументации


Слайд 6Цели курса Теория и Практика Аргументации
Сформировать корпус знаний и навыков анализа

аргументативного вербального взаимодействия;
Ознакомиться с правилами, методами и приемами ведения диалогов и аргументации;
Сформировать сознательное и ответственное отношения к речи на основе логического мышления.
Упрочить навыки сознательного использования научных методов в исследованиях и обсуждении различных процессов и явлений.

Теория и практика аргументации


Слайд 7Введение.
Лекция 1. Предмет и ключевые понятия теории аргументации.
Теория и практика аргументации


Слайд 8План лекции 1.
Информация о дисциплине.
Предмет теории аргументации, ее основные разделы.
Этапы развития

анализа аргументации.
Ключевые структуры и понятия теории аргументации.
Основные понятия анализа аргументации: виды аргументации, аргументативный спор, аргумент, активная и пассивная позиция агента в диалоге.

Теория и практика аргументации


Слайд 9Предмет Теории и Практики Аргументации
Теория аргументации — междисциплинарная область знания, изучающая
способы

обоснования убеждений;
зависимости этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы;
своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности

Теория и практика аргументации


Слайд 10Аргументация
выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений; ТА исследует

взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи, мотивы, которые стоят за ними;
является целенаправленной деятельностью: она имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений;
социальная деятельность, направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и активную реакцию другой стороны на приводимые доводы;
предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

Теория и практика аргументации


Слайд 11Аргументация (онтологический аспект)
интеллектуальная познавательная деятельность, осуществляемая когнитивными агентами преимущественно на основе естественного

языка в форме речевого коммуникативного взаимодействия (диалога) с целью проверки аргументативной состоятельности позиций сторон.

Теория и практика аргументации


Слайд 12Аргументация (функциональный аспект)
— совокупность мыслительных и речевых действий агента, включающая систему

утверждений, предназначенных для обоснования или опровержения какого-либо мнения, убеждения аудитории принять какое-либо мнение или действовать определенным образом.

Теория и практика аргументации


Слайд 13Три вида аргументации
Теория и практика аргументации
Теоретическая аргументация – касается мнений: описаний

фактов, ситуаций;
Обоснование – обсуждается одна позиция в споре;
Убеждение - обсуждается две или более позиций в споре;
Практическая аргументация - касается действий: линий поведения и намерений агентов.

Слайд 14Теория и практика аргументации
аргументация
Теоретическая аргументация
Убеждение
Практическая аргументация

Обоснование


Слайд 15Обоснование и убеждение

Вид теоретической аргументации, в котором исследуется состоятельность только одной

позиции в споре.


Вид теоретической аргументации, в котором исследуется убедительность двух и более позиций в споре.

Теория и практика аргументации


Слайд 16Практическая аргументация
Вид аргументации, в котором в споре исследуется относительная убедительность двух

и более позиций, представляющих собой линии поведения агентов, включающих намерения по достижению посредством действий некоторой цели, преследуемой всеми агентами данного спора.

Теория и практика аргументации


Слайд 17Этапы развития Теории Аргументации
1 Предыстории: от античных идей до начала XX

века (зарождения прагмалингвистики и интуиционистской математики);
2 Основной: XX век, разработка содержательных и формальных теорий аргументации на трех уровнях (формальном, лингво-прагматическом, социально-коммуникативном);
3 Современный: формальные протоколы аргументации как часть программ ИИ; прикладные аспекты лингво-речевых и социальных аспектов аргументации и логической прагматики.

Теория и практика аргументации


Слайд 18Проверочное задание после лекции 1
Составьте схему позиций (точек зрения) сторон в

примере 1.1-2 о школьниках (см. следующий слайд).
Отметьте стрелками противоположные мнения, например:



Какой вопрос обсуждают участники диалога? Сформулируйте его сначала в форме вопроса, затем – в форме утверждения, по которому мнения в диалоге разошлись.
Определите, кто из участников диалога намерен обосновывать свое мнение, а кто – критиковать мнения других.

Теория и практика аргументации

Я считаю, что А

Это неверно

Верно, что В

Потому что


Слайд 19Примеры 1.1-2 о школьниках
Светлана: Мне кажется, следует уменьшить учебную нагрузку на

школьника.
Ирина: Не знаю, об этом теперь много говорят.
Николай: И ты туда же! Сейчас все только тем и озабочены, как бы позволить этим мелким хулиганам стать и вовсе неграмотными.
Светлана: Врачи утверждают, что здоровье школьников подвергается опасности из-за чрезмерных нагрузок в школе и связанных с ними стрессов. Развитие наук происходит столь стремительно, что то, чему их учат в школе, устаревает через 5-10 лет. К тому же современная профессиональная карьера такова, что взрослым людям часто или постоянно приходится учиться и даже менять сферы деятельности в будущем.

Теория и практика аргументации


Слайд 20Пример 1 о школьниках.
Светлана: Мне кажется, следует уменьшить учебную нагрузку на

школьника.
Ирина: Не знаю, об этом теперь много говорят.
Светлана: Врачи утверждают, что здоровье школьников подвергается опасности из-за чрезмерных нагрузок в школе и связанных с ними стрессов. Развитие наук происходит столь стремительно, что то, чему их учат в школе, устаревает через 5-10 лет. К тому же современная профессиональная карьера такова, что взрослым людям часто или постоянно приходится учиться и даже менять сферы деятельности в будущем.

Теория и практика аргументации


Слайд 21Пример 1 о школьниках.
Теория и практика аргументации
следует уменьшить учебную нагрузку на

школьника

Не знаю, об этом теперь много говорят

здоровье школьников подвергается опасности

то, чему их учат в школе, устаревает через 5-10 лет

людям приходится учиться и менять сферы деятельности в будущем


Слайд 22Пример 1.2 о школьниках.
Светлана: Мне кажется, следует уменьшить учебную нагрузку на

школьника.
Ирина: Не знаю, об этом теперь много говорят.
Николай: И ты туда же! Сейчас все только тем и озабочены, как бы позволить этим мелким хулиганам стать и вовсе неграмотными.

Теория и практика аргументации


Слайд 23Пример 1.2 о школьниках.
Теория и практика аргументации
следует уменьшить учебную нагрузку на

школьника

Не знаю, об этом теперь много говорят

Сейчас все только тем и озабочены, как бы позволить этим мелким хулиганам стать и вовсе неграмотными


Слайд 24Структуры аргументации
Макроструктура
Агенты:
субъект,
адресат
Аргументация:
тезис,
аргументы,
способ обоснования (демонстрация)
Микроструктура
Агенты:
субъект,
когнитивный адресат,
диагностика адресата
Аргументация:
схемы аргументации
пропозиции
прагматика аргументов
Теория и практика

аргументации

Слайд 25Строение аргументации: риторический аспект
Теория и практика аргументации
Агент 1
Агент 2
сообщение


Слайд 26Строение аргументации: диалектический аспект
Теория и практика аргументации
Агент 1
Агент 2
сообщение
сообщение
сообщение
сообщение
сообщение
сообщение


Слайд 27Пример 2 о кресле.
Пример 2.1 о кресле:
А: Девушка, мое кресло сломано.
Б:

Не волнуйтесь, мадам, пересядьте на соседнее, вот сюда, пожалуйста.
Пример 2.2 о кресле:
А: У тебя новое кресло! Какое красивое!
Б: Мое прежнее кресло сломалось, поэтому я обратился в хозяйственный отдел с просьбой заменить его.

Теория и практика аргументации


Слайд 28Макро-строение аргументации: когнитивный аспект
Теория и практика аргументации
Субъект
Адресат
Мнение 1
Аргумент 1
Мнение 2
Аргумент 1
Аргумент

1

Аргумент 2

Аргумент 1

Аргумент 1

Мнение 4

Мнение 3


Слайд 29Микро-строение аргументации: формально-логический аспект
Теория и практика аргументации
Субъект
Адресат
тезис
Аргумент 2
Аргумент 4
Аргумент 1
Аргумент 3


Слайд 30Три уровня анализа аргументации
Формальный:
что делает аргументы обоснованными (убедительными)?
Лингво-речевой:
каковы способы предъявления аргументации

в диалоге?
Социально-коммуникативный
Каковы правила проведения споров и аргументации?

Теория и практика аргументации


Слайд 31Теория и практика аргументации


Слайд 32Аргументативный спор.
Лекция 2.
Теория и практика аргументации


Слайд 33План лекции 2.
Обзор Лекции 1.
Строение и свойства аргументативного спора.
Точка зрения и

расхождение во мнениях.

Теория и практика аргументации


Слайд 34Теория и практика аргументации
В аргументативном споре
(a) Участвуют хотя бы две стороны –

два агента спора;
(b) Каждый агент может выдвинуть не более одной позиции или критиковать не более одной позиции другого агента;
(c) была выдвинута хотя бы одна позиция, содержащая точку зрения;
(d) агент, выдвинувший позицию и точку зрения, привел в ее поддержку хотя бы один аргумент, состоящий из непустого множества доводов;
три стадии:
начальная, где агенты формулируют свои позиции;
основная, где выдвигают аргументы и контраргументы;
завершающая, где подводят итогов спора и устанавливают результат аргументативного спора.

Слайд 35Теория и практика аргументации
– это идеальный, согласно пп. a)-e), тип диалога

как формы рече-коммуникативного взаимодействия когнитивных агентов в целях реализации аргументации, направленной на выяснение состоятельности их позиций.


Аргументативный спор


Слайд 36Стадии аргументативного спора
Начальная.
Выдвижение точек зрения.
Распределение диалектических ролей.
Основная, стадия аргументации.
Заключительная. Подведение итогов

диалога: удалось ли преодолеть расхождение во мнениях?

Теория и практика аргументации


Слайд 37Активная и пассивная позиция в диалоге
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Теория и практика аргументации
ПРОПОЗИЦИЯ
Светлана: Мне

кажется, следует уменьшить учебную нагрузку на школьника.
Ирина: Не знаю, об этом теперь много говорят.
Николай: И ты туда же! Сейчас все только тем и озабочены, как бы позволить этим мелким хулиганам стать и вовсе неграмотными.

имплицитно

Эксплицитно







СОМНЕНИЕ



Слайд 38Расхождение во мнениях
Светлана: Мне кажется, следует уменьшить учебную нагрузку на школьника..


Ирина: Не знаю, об этом теперь много говорят.
Николай: И ты туда же! Сейчас все только тем и озабочены, как бы позволить этим мелким хулиганам стать и вовсе неграмотными.
Светлана: Здоровье школьников подвергается опасности.
Николай: И что, есть связь между здоровьем и нагрузкой?

Теория и практика аргументации

единичное

множественное

второстепенное

смешанное

элементарное

несмешанное

основное









Слайд 39Структура позиции агента диалога
Тезис (пропозиция) – содержание точки зрения, начальной позиции

агента диалога.
Пропозиция – высказывание А, обсуждаемое в диалоге (утвердительное или отрицательное).
Точка зрения (агента) – форма выражения отношения говорящего к тезису (положительная Т+А, отрицательная Т-А)
Сомнение – пассивная позиция агента диалога в отношении к выраженным в нем точкам зрения.

Теория и практика аргументации


Слайд 40Теория и практика аргументации
Наша армия не была оккупантом
Пропозиция и точка зрения

Аргумент

1

Аргумент 2

Пропозиция (отрицательная):
Наша армия не была оккупантом – А
Точка зрения Т + (положительная):
Верно, что \ Автор уверен, что [пропозиция ]


Слайд 41Какая стратегия в споре наиболее эффективна?
Поддерживает свою точку зрения
Отклоняет критику других

участников спора.
Защищает свою позицию от критики путем
Защиты точки зрения
Защиты аргументов

Поддержка точки зрения

Теория и практика аргументации

Критика аргументов и точек зрения

Защита позиции от критики


Слайд 42Две стратегии в споре
Отстоять свою позицию в споре
Тактика: Поддержка своей точки

зрения + защита своей позиции от контраргументов
Отклонить другие позиции в споре
Тактика: Критика других позиций при помощи контраргументов
Выяснить позиции сторон
Нет стратегии;
Тактика: слушатель, аудитория.

Теория и практика аргументации

F

D

C

B

A

E

H


Слайд 43Теория и практика аргументации
Светлана: (С1) Мне кажется, следует уменьшить учебную нагрузку

на школьника. (С2) Нынешним школьникам придется многократно переучиваться в течение их профессиональной жизни, (С3) а медики бьют тревогу из-за перегруженности детей.

Ирина: (И1) Не знаю, об этом теперь много говорят.

Петр: (П1) И ты туда же! (П2) Сейчас все только тем и озабочены, как бы позволить этим мелким хулиганам стать и вовсе неграмотными.

С1

С2

С3

И1

П2

П1


Слайд 44Расхождение во мнениях
Несовпадение позиций и точек зрения участников диалога по поводу

одного или нескольких высказываний

Расхождение во мнениях – коммуникативная характеристика начальной стадии аргументативного диалога, указывающая на позиции агентов и их дальнейшие намерения в данном диалоге.

Теория и практика аргументации


Слайд 45Теория и практика аргументации
Сомнение
Конфликт
Несогласие


Слайд 46Типы расхождения во мнениях
По типу расхождения во мнениях:
единичное
множественное
По отношению к содержанию

точки зрения:
элементарное (Т+(-) vs Т?) сомнение
несмешанное (Т+(-) А vs Т- (+) А) несогласие
смешанное (Т+(А) и Т- (¬А) vs Т+ (¬А) и Т-(А) ) конфликт
В зависимости от стадии диалога
основное
второстепенное.

Теория и практика аргументации


Слайд 47Теория и практика аргументации


Слайд 48Теория и практика аргументации


Слайд 49Расследуя дело об убийстве, следователь пришел к выводу, что убийство с

целью грабежа в данном случае исключается. Об этом говорило наличие одежды убитого, наручных часов и денег. Предположение о том, что преступнику помешали ограбить убитого, также не находило своего подтверждения: на месте преступления имелись следы волочения трупа от места убийства; шарф, кепка и носовой платок были спрятаны в одну из лежащих здесь же труб; имелись также следы четырех пальцев рук человека, бравшего снег, по всей вероятности, для их мытья… Все это позволяло сделать вывод, что преступнику никто не мешал, и он не торопился покинуть место преступления.

Теория и практика аргументации

Убийство с целью грабежа


Слайд 50Теория и практика аргументации


Слайд 51Теория и практика аргументации
С1 убийство с целью грабежа исключается
В1 Это убийство

с целью грабежа

В2 Преступнику помешали ограбить убитого

В1.1 Вещи убитого остались на месте, т.к. преступник не успел их украсть

В2.1 Преступ-ник спешил покинуть место преступления

С2 Вещи убитого остались на месте, значит его не собирались грабить

С3 Преступнику никто не мешал

С5 Преступник не спешил покинуть место преступления

С4.1 Вещи в трубе

С4.2 Следы волочения тела

С4.3 Следы мытья рук на снегу


Слайд 52ПОЗИЦИЯ АГЕНТА СПОРА: структура и особенности
Лекции 3. Теория и практика аргументации.
Теория

и практика аргументации

Слайд 53План изучения темы
Три уровня анализа позиции агента.
Атака и поддержка в споре.
Защита

и отклонение аргументов.
Строение позиции агента.
Внутреннее строение аргумента.
Способ обоснования.

Теория и практика аргументации


Слайд 54Три уровня анализа позиции агента
Аргумент: связь доводов внутри аргумента
Аргументы в составе

позиции агента: поддержка точки зрения
Отношения аргументов между собой
Отношения между аргументами и точкой зрения.
Соотношение позиций агентов в споре.
Критика позиций \ точек зрения.
Защита позиций \ точек зрения.

Теория и практика аргументации


Слайд 55Две стратегии в споре
Отстоять свою позицию в споре
Тактика: Поддержка своей точки

зрения + защита своей позиции от контраргументов
Отклонить другие позиции в споре
Тактика: Критика других позиций при помощи контраргументов
Выяснить позиции сторон
Нет стратегии;
Тактика: слушатель, аудитория.

Теория и практика аргументации

F

D

C

B

A

E

H


Слайд 56Как организован спор?
Критика:
attack [A; C]; attack [C; B]
Бинарное отношение несовместимости между

аргументами в аргументативном споре


Поддержка:
support [A; B]; support [C; D]
Бинарное отношение совместимости между аргументами в аргументативном споре

Теория и практика аргументации

А

В

C

А

B

D


Слайд 57Бинарные отношения в споре
Конфликтное множество аргументов = Аргументация:
Множество аргументов, в котором

найдётся хотя бы одна пара аргументов, связанных отношением атаки

Бесконфликтное множество аргументов:
Множество аргументов, в котором нет ни одной пары аргументов, связанных отношением атаки

Теория и практика аргументации

А

В

C

А

B

D


Слайд 58Защищенный и полностью защищенный аргумент
(Относительно) защищенный аргумент:
Аргумент, атакованный другим аргументом, который

(контр)-атакован третьим аргументом.

Полностью защищенный аргумент:
Защищенный аргумент, такой, что все атакующие его аргументы на данной аргументационной структуре, (контр)-атакованы.

Теория и практика аргументации

А

В

C

А

C

D

G

F

E


Слайд 59Теория и практика аргументации
Позиция в споре – непустое упорядоченное множество аргументов

ARβ ⊂ AF, содержащее хотя бы один критикующий другую позицию ARα аргумент:
B ∈ ARβ , −B, Aα1 ∈ ARα.

Точка зрения в споре - непустое упорядоченное множество аргументов, содержащее хотя бы одну пару аргументов такую, что один из них поддерживает другой.

Aα1

−B

B

ARβ

ARα


Слайд 60Убедительность позиции агента спора
Слабо убедительная позиция:
Позиция агента спора, содержащая хотя бы

один (относительно) защищенный аргумент.

Сильно убедительная позиция :
Позиция агента спора, все аргументы которой полностью защищены.

Теория и практика аргументации

А

В

C

А

B

D

Е

F

E

C

F


Слайд 61Строение позиции агента спора
Макроструктура
Отношение между позициями агентов спора
Расхождение во мнениях
Независимые доводы

в подмножествах множества аргументов агента

Микроструктура

Отношение между доводами внутри аргумента
Между доводами в внутри одного аргумента;
Между доводами и тезисом внутри одного аргумента

Теория и практика аргументации


Слайд 62Два способы выведения следствий
Доверительный
Если прогноз погоды обещает дождь, а в окне

светит солнце, не будет неразумно взять зонт

Скептический
Если прогноз погоды обещает дождь, а в окне светит солнце, … (останусь-ка я дома)

Теория и практика аргументации

А

Не-А

В

Не-А

А


Слайд 63Теория и практика аргументации


Слайд 64Теория и практика аргументации
С1 убийство с целью грабежа исключается
В1 Это убийство

с целью грабежа

В2 Преступнику помешали ограбить убитого

В1.1 Вещи убитого остались на месте, т.к. преступник не успел их украсть

В2.1 Преступ-ник спешил покинуть место преступления

С2 Вещи убитого остались на месте, значит его не собирались грабить

С3 Преступнику никто не мешал

С5 Преступник не спешил покинуть место преступления

С4.1 Вещи в трубе

С4.2 Следы волочения тела

С4.3 Следы мытья рук на снегу


Слайд 65Теория и практика аргументации
Сильно-убедительная С

Attack [С1; B1]
Attack [С3; B2]
Attack [С5; B2.1]

Слабо-убедительная

В

Attack [B1;С1]
Attack [B1.1; С2]

Слайд 66Теория и практика аргументации
Бесконфликтное подмножество Conflict-free extension \ subset
Предпочтительное подмножество Preferred

extension \ subset

Стабильное \ устойчивое подмножество Stable extension \ subset

Полное подмножество Complete extension \ subset

Допустимое подмножество Admissible extension \ subset

Прочное подмножество
Grounded extension \ subset


Слайд 67Микроструктура аргумента. Посылка и заключение аргумента





Теория и практика аргументации
Отношение между посылками и

заключением

Отменяемые правила

Нестрогие аргументы

Неотменяемые правила

Строгие аргументы


Слайд 68Проверочное задание после лекции 3
Составьте схему позиций (точек зрения) сторон в

тексте из «Золотого теленка» (см. следующий слайд)
Определите тип расхождения во мнениях
Установите слабо и сильно убедительные позиции в споре, если они есть.

Теория и практика аргументации


Слайд 69Остап - Иисус
Сын мой, - сказал Кушаковский, с ненавистью глядя на

Остапа, - вы заблуждаетесь, сын мой. Чудеса господни существуют…
-Ксендз! Перестаньте трепаться! – строго сказал великий комбинатор. – Я сам творил чудеса. Не далее как четыре года назад мне пришлось в одном городишке несколько дней пробыть Иисусом Христом. И все было в порядке. Я даже накормил пятью хлебами несколько тысяч верующих. Накормить-то я их накормил, но какая была давка!
(И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок)

Теория и практика аргументации


Слайд 70Теория и практика аргументации


Слайд 71Логические аспекты аргументации
Лекция 4. Теория и практика аргументации
Теория и практика аргументации


Слайд 72План лекции 4.
Обзор Лекции 3.
Логические аспекты аргументации.
Логические и внелогические правила в

аргументации.

Теория и практика аргументации


Слайд 73План лекции 4.
Обзор Лекции 3.
Доказательство и опровержение с точки зрения логики


Истина и следование – две ключевых категории современной логики.
Аргумент, логическая форма и логическое следование.
Логические правила и правила аргументации.

Теория и практика аргументации


Слайд 74Аргументация и аргумент
Аргументация — совокупность мыслительных и речевых действий агента, включающая

систему утверждений, предназначенных для обоснования или опровержения какого-либо мнения, убеждения аудитории принять какое-либо мнение или действовать определенным образом.

Аргумент – рассуждение, содержащее высказывание или группу высказываний, используемых в диалоге для обоснования, опровержения или критики точек зрения, высказанных в этом же диалоге по поводу другого аргумента тезиса.

Теория и практика аргументации


Слайд 75Логика как наука
нормативная наука
о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности,

осуществляемой с помощью языка.

Теория и практика аргументации


Слайд 76Бородин-пример
А.П. Бородин занимался химией, или он сочинял музыку
А.П. Бородин сочинял музыку,

или он писал детективы.
Неверно, что А.П. Бородин писал детективы.
Следовательно, А.П. Бородин занимался химией.

p ∨ q
q ∨ r
⎤r
p

Теория и практика аргументации


Слайд 77Лермонтов-пример
М.Ю.Лермонтов жил в XVIIIв., или он жил в XIX в.
М.Ю.Лермонтов жил

в XIX в., или он жил в XX в.
Неверно, что М.Ю. Лермонтов жил в XX в.
Следовательно, М.Ю.Лермонтов жил в XVIIIв.

p ∨ q
q ∨ r
⎤r
p

Теория и практика аргументации


Слайд 78Теория и практика аргументации


Слайд 79Доказательство и опровержение
p ∨ q
q ∨ r
⎤ r
q ∨ p


p ∨

q
⎤ p
q ∨ r
⎤ r
q

Теория и практика аргументации

Аргумент

Заключение

Аргумент, или посылка, и заключение, или вывод – это функция утверждения (рассуждения) в структуре доказательства или опровержения

Демонстрация

Демонстрация – способ связи аргументов и заключения, фигура рассуждения, выражающая логическую форму умозаключения


Слайд 80Почему в рассуждении заключение неприемлемо?
Все посылки истинны, но форма рассуждения неправильная
Рассуждение

правильное, но имеется ложная посылка
Имеется ложная посылка и само умозаключение неправильное.

Теория и практика аргументации

Истинность посылок

Правильная форма рассуждения

+

=

Необходимое истинное заключение


Слайд 81Лермонтов-контрпример I
М.Ю.Лермонтов жил в XVIIIв., или он жил в XIX в.

Неверно,

М.Ю.Лермонтов жил в XVIIIв.
М.Ю.Лермонтов жил в XIX в., или он жил в XX в.

Неверно, что М.Ю. Лермонтов жил в XX в.

Следовательно, М.Ю.Лермонтов жил в XIX в.

p ∨ q
⎤p
q ∨ r
⎤r
q

Теория и практика аргументации


Слайд 82Лермонтов-контрпример II
М.Ю.Лермонтов жил в XVIIIв., или он жил в XIX в.
Он

жил в XIX в.
(Неверно, М.Ю.Лермонтов жил в XVIIIв. и он жил в XIX в.)
Неверно, что М.Ю.Лермонтов жил в XVIIIв.
М.Ю.Лермонтов жил в XIX в., или он жил в XX в.
Неверно, что М.Ю. Лермонтов жил в XX в.
Следовательно, М.Ю.Лермонтов жил в XIX в.

p ∨ q
q
⎤(p ∧ q)
q ∨ r
⎤r
⎤p

Теория и практика аргументации


Слайд 83Бородин-контрпример
А.П. Бородин занимался химией, или он сочинял музыку
А.П. Бородин занимался химией
А.П.

Бородин сочинял музыку, или он писал детективы.
Неверно, что А.П. Бородин писал детективы.
Следовательно, А.П. Бородин сочинял музыку.

p ∨ q
p
q ∨ r
⎤ r
p ∨ q

Теория и практика аргументации


Слайд 84Доказательство
Прямое доказательство
A1, A2, ……⊢ B


Косвенное доказательство
A1, A2, ¬ B, ……⊢ B


Теория

и практика аргументации

Слайд 85Опровержение
Прямое опровержение
A1, A2, ……⊢ B


Косвенное опровержение
Апагогическое
A1, A2, ……⊢ ¬ B

Разделительное
A1 или

A2 или A3 или … An ⊢ B
¬A1 или ¬A2, или ¬A3……⊢ B



Теория и практика аргументации

Опровержение
Тезиса
Демонстрации
Аргументов


Слайд 86Коран-пример
Если ваши книги согласны с Кораном, то они излишни.
Если ваши книги

не согласны с Кораном, то вредны.
Если ваши книги излишни или вредны, то их следует уничтожить.
Следовательно, ваши книги следует уничтожить.

p → q
⎤p → r
(r ∨ q) →s
s

Теория и практика аргументации


Слайд 87Логические правила
A, A → B
B

A → B, ¬B
A

¬A
A ≠ C
C

C
A

≠ C
¬A


(A ∨ D) → B
(A ∨ D)
B

(A ∨ D) → B
¬B
¬A ∧ ¬D

(A → B) ∧ (C → B)
¬B
¬A ∧ ¬C

Теория и практика аргументации

(A → B) ∧ (C → D)
A ∨ C
B ∨ D

(A → B) ∧ (C → D)
¬B ∨ ¬D
¬A ∨ ¬C

(A → B) ∧ (C → B)
A ∨ C
B


Слайд 88Семантическая корректность модусов условно-категорического силлогизма
Теория и практика аргументации


Слайд 89Логическая форма
Выражение, фиксирующее ту часть содержания контекста, которая остается в результате

отвлечения от конкретных содержаний нелогических терминов или же от содержаний простых высказываний, входящих в данный контекст.

Теория и практика аргументации


Слайд 90Алгоритм выявления логической формы
Заменить содержательные высказывания (термины) буквенными символами (логическими параметрами)
Заменить

грамматические союзы и связки логическими знаками (константами)
различные простые высказывания в языковом контексте заменяются различными параметрами, а одинаковые простые высказывания— одинаковыми параметрами.

Теория и практика аргументации


Слайд 91Выявление форм правильных рассуждений
Различение и отбрасывание заведомо неправильных форм
Оценивание, проверка и

систематизация правильных форм

Через опровержение (подбор контрпримера)
Обоснование путем выведения искомой фигуры рассуждения (формулы) из ранее принятых

Теория и практика аргументации


Слайд 92Разделы современной логики
ТЕОРИЯ ЛОГИЧЕСКОГО ВЫВОДА – логический синтаксис, изучает (выявляет и

систематизирует) формы правильных умозаключений в связи с отношением логического следования

Теория и практика аргументации

ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА – теория (логического) значения, изучает процедуры и методы означивания, применяемые в рассуждениях.

ЛОГИЧЕСКАЯ ПРАГМАТИКА – логический анализ форм и приемов вербальной коммуникации, изучает связь формы и характера рассуждения, используемого агентом, с отношением логического следования и означиванием


Слайд 93Истинность посылок и следование
Эмпирическая (экстенсиональная)
Теоретическая (интенсиональная)
Логическая форма: структура умозаключения, служащая для

установления следования
Следование: переход от посылок к заключению с сохранением истинного логического значения

Теория и практика аргументации

Расширить количество \ спектр логических значений

Разнообразить понятие логической формы

Раздвинуть семантические и синтаксические рамки следования


Слайд 94Теория и практика аргументации


Слайд 95Проверочное задание после лекции 4
Составьте схему позиций (точек зрения) сторон в

тексте «Все люди смертны» (см. следующий слайд)
Определите тип расхождения во мнениях
Установите слабо и сильно убедительные позиции в споре, если они есть
Проверьте логическую корректность умозаключений в позициях каждой из сторон, выявив их логическую форму.

Теория и практика аргументации


Слайд 96Теория и практика аргументации
– Вы утверждаете, что все люди смертны, так?
-

Совершенно верно.
- Допустим, что это так и есть. Это означает, что все, жившие до нас, умерли, живущие ныне, умрут, и та же участь постигнет тех, кто будет жить после нас, так?
- Вернее не скажешь.
- Тогда скажите, пожалуйста, откуда вы знаете, что именно все до единого смертны, если те, кто умерли, уже не могут ничего подтвердить, а те, кто живут или будут жить – еще не могут?

Слайд 97Теория и практика аргументации


Слайд 98Теория и практика аргументации
Все люди смертны
Неверно, все люди смертны
Если все люди

смертны

все, жившие до нас, умерли

Умрут и те, кто будет жить после нас

живущие ныне, умрут

Неверно утверждать, что все до единого смертны, если те, кто умерли, уже не могут ничего подтвердить

те, кто живут или будут жить – еще не могут


Слайд 99аргумент в споре: строение и функции
Лекция 5. Теория и практика аргументации

Теория

и практика аргументации

Слайд 100План лекции 5.
Обзор Лекции 4.
Уровни анализа спора (повторение)
Аргумент и его строение.
Как

составить аргументационную карту произвольного текста.

Теория и практика аргументации


Слайд 101Аргументация и аргумент
Аргументация — совокупность мыслительных и речевых действий агента, включающая

систему утверждений, предназначенных для обоснования или опровержения какого-либо мнения, убеждения аудитории принять какое-либо мнение или действовать определенным образом.

Аргумент – рассуждение, содержащее высказывание или группу высказываний, используемых в аргументативном споре для обоснования, опровержения или критики точек зрения, высказанных в этом же споре по поводу другого аргумента тезиса.

Теория и практика аргументации


Слайд 102Строение позиции агента спора
Макроструктура
Отношение между позициями агентов спора
Расхождение во мнениях
Независимые доводы

в подмножествах множества аргументов агента

Микроструктура

Отношение между доводами внутри аргумента
Между доводами в внутри одного аргумента;
Между доводами и тезисом внутри одного аргумента

Теория и практика аргументации


Слайд 103Микроструктура аргумента. Посылка и заключение аргумента





Теория и практика аргументации
Отношение между посылками и

заключением

Отменяемые правила

Нестрогие аргументы

Неотменяемые правила

Строгие аргументы


Слайд 104Доводы в аргументе и связь между аргументами
Простой
Составной
Сочинительная связь
Подчинительная связь
Аргумент 1
Теория и

практика аргументации

Независимая связь

Аргумент 2

Смешанная связь


Слайд 105Теория и практика аргументации
(Д1) Дети школьного возраста должны соблюдать режим дня,

потому что соблюдение режима дня благотворно сказывается на их (Д2.2) физиологическом состоянии.

Д1

Д2.2

Простой (несоставной) аргумент


Слайд 106Теория и практика аргументации
(Д1) Дети школьного возраста должны соблюдать режим дня,

потому что (Д2.1) соблюдение режима дня благотворно сказывается на их психологическом и (Д2.2) физиологическом состоянии, (Д2.3) а также на общем самочувствии.

Д1

Д2.1

Д2.2

Д2.3

Составной сочинительный аргумент


Слайд 107Теория и практика аргументации
(Д1) Дети школьного возраста должны соблюдать режим дня,

потому что (Д2.1) соблюдение режима дня благотворно сказывается на их психологическом и (Д2.2) физиологическом состоянии, (Д2.3) а также на общем самочувствии.

Д1

Д2.1

Д2.2

Д2.3

Составной сочинительный аргумент


Слайд 108Теория и практика аргументации
(Д1) Дети школьного возраста должны соблюдать режим дня,

(Д3.1) потому что только так их можно приучить к порядку, (Д3.2) ведь приучение к порядку способствует их устойчивости к стрессам.

Д3.2

Д3.1

Д1

Составной подчинительный аргумент


Слайд 109Теория и практика аргументации
(Д1) Дети школьного возраста должны соблюдать режим дня,

(Д3.1) потому что только так их можно приучить к порядку, (Д4.2) что благотворно сказывается на их психологическом состоянии, (Д4.3) потому что устойчивое к стрессам психологическое состояние способствует нормальному развитию.

Д1

Д3.1

Д4.2

Д4.3

Составной смешанный (сочинительный + подчинительный) аргумент


Слайд 110Теория и практика аргументации
(Д1) Дети школьного возраста должны соблюдать режим дня,

(Д3.1) потому что только так их можно приучить к порядку, (Д4.2) что благотворно сказывается на их психологическом состоянии, (Д4.3) потому что устойчивое к стрессам психологическое состояние способствует нормальному развитию. (Д5.1) Эксперименты со свободным режимом дня дают спорные результаты, (Д5.2) т.к. трудно оценить устойчивость связи между таким режимом и успехами детей.

Д1

Д3.1

Д4.2

Д4.3

Составной смешанный (сочинительный + подчинительный) аргумент

Д5.2

Д5.1

Составной подчинительный аргумент


Слайд 111Теория и практика аргументации
Опровержение
Тезиса
attack [В, A]
Демонстрации
attack [В1, A]
Аргументов
attack [В2,

A2]

Атака
Опровержение = атака на точку зрения
Отсечение = атака на способ обоснования
Подрыв = атака на аргумент

А

в

А1

в4

в3

в2

в1

А2

А3

в5


Слайд 112Цели и задачи работы
Проверить степень усвоения теоретического материала курса
Проверить устойчивость практических

навыков аргументационного анализа текстов
Выявить особенности усвоения курса обучающимися.
Крайний срок представления аргументационных карт (по е-почте) к зачету ??.00 ??.04.2016.


Теория и практика аргументации


Слайд 113Теория и практика аргументации
Титульный лист
Содержание
Текст ((max 1500 знаков) с указанием источника)
Аргументационная

карта-схема (в графическом или текстовом редакторе)
Комментарий к карте.
Вид аргументации;
Точки зрения сторон и их пропозициональное содержание;
Квалификация расхождения во мнениях.
Оценка эффективности аргументации в тексте (Имеет ли данный спор решение?)
Установить защиты, атаки и адресаты атак в споре;
Указать защищенные аргументы в споре, если они есть (графически показать на карте или перечислить в комментарии);
Определить состоятельные \ убедительные позиции в споре, если есть.

Слайд 114Санкт-Петербургский госуниверситет
Направление подготовки ….


Составление аргументационной карты
произвольного текста.

Самостоятельная работа
по курсу
«Теория и

практика аргументации»
студента (ФИО, курс, группа)
Преподаватель Лисанюк Е.Н.

С-Петербург 2018

Теория и практика аргументации

Титульный лист


Слайд 115Расследуя дело об убийстве, следователь пришел к выводу, что убийство с

целью грабежа в данном случае исключается. Об этом говорило наличие одежды убитого, наручных часов и денег. Предположение о том, что преступнику помешали ограбить убитого, также не находило своего подтверждения: на месте преступления имелись следы волочения трупа от места убийства; шарф, кепка и носовой платок были спрятаны в одну из лежащих здесь же труб; имелись также следы четырех пальцев рук человека, бравшего снег, по всей вероятности, для их мытья… Все это позволяло сделать вывод, что преступнику никто не мешал, и он не торопился покинуть место преступления.

Теория и практика аргументации

Убийство с целью грабежа


Слайд 116Теория и практика аргументации
С1 убийство с целью грабежа исключается
В1 Неверно, что

убийство с целью грабежа исключается

В2 Преступнику помешали ограбить убитого

В1.1 Вещи убитого остались на месте, т.к. преступник не успел их украсть

В2.1 Преступ-ник спешил покинуть место преступления

С2 Вещи убитого остались на месте, значит его не собирались грабить

С3 Преступнику никто не мешал

С5 Преступник не спешил покинуть место преступления

С4.1 Вещи в трубе

С4.2 Следы волочения тела

С4.3 Следы мытья рук на снегу


Слайд 117Теория и практика аргументации
С1 убийство с целью грабежа исключается
В1 Неверно, что

убийство с целью грабежа исключается

В2 Преступнику помешали ограбить убитого

В1.1 Вещи убитого остались на месте, т.к. преступник не успел их украсть

В2.1 Преступ-ник спешил покинуть место преступления

С2 Вещи убитого остались на месте, значит его не собирались грабить

С3 Преступнику никто не мешал

С5 Преступник не спешил покинуть место преступления

С4.1 Вещи в трубе

С4.2 Следы волочения тела

С4.3 Следы мытья рук на снегу


Слайд 118Теория и практика аргументации
Комментарий к карте.
Вид аргументации - обоснование
Точки зрения сторон

и их пропозициональное содержание:
Т+ Убийство с целью грабежа исключается \ Т- Убийство с целью грабежа исключается
B – смешанная:
сочинительная (В2, В2.1); подчинительная (В1, В1.1);
С - смешанная:
сочинительная (С4.1 – 3); (С3, С5); подчинительная (С4, С3-5); (С3-5; С2)
Квалификация расхождения во мнениях: Несогласие

Слайд 119Теория и практика аргументации
Оценка эффективности аргументации в тексте
Установить защиты, атаки и

адресаты атак в споре;
attack [B1; С1] опровержение, attack [B1.1; С2] подрыв; attack [С5; B2.1] подрыв; attack [С3; B2] подрыв;
Указать защищенные аргументы в споре, если они есть (графически показать на карте или перечислить в комментарии);
Защищенные: С2 (полн.), С1 (относит)
Определить сильно \ слабо убедительные позиции в споре, если есть. С сильно убедительная

Слайд 120«Совершенно точно, что мы, военные, ни в каких инстанциях, ни в

руководстве СССР, ни в Центральном Комитете КПСС, ни в Минобороны не получали никаких директив в отношении наших побед, - сказал на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС Борис Громов. – Наша армия не была оккупантом. Мы не воевали против народа Афганистана, а перекрывали наркотрафик, уничтожали караваны с оружием, террористов, охраняли дороги и нефтепроводы. Фактически мы приняли удар террористов, которые выплеснулись сейчас за пределы Афганистана».
По оценке генерала Громова, «наши боевые задачи не превышали 40 процентов от общих задач, в основном гуманитарных, связанных с разработкой нефти, газа, строительством жилья и дорог». «Мы много там настроили», - добавил он.
(СПб Ведомости. 16.02.09)

Теория и практика аргументации

Наша армия не оккупант


Слайд 121Теория и практика аргументации


Слайд 122Лингво-прагматические аспекты аргументации
Лекция 6. Теория и практика аргументации.
Теория и практика аргументации


Слайд 123План лекции 6.
Обзор Лекции 5.
Расхождение во мнениях и виды споров (повторение)
Речевое

действие: строение и виды.
Речевое действие в аргументации.
Постулаты принципа коммуникации Г.Грайса.
Виды диалогов.

Теория и практика аргументации


Слайд 124Аргументация и аргумент
Аргументация — совокупность мыслительных и речевых действий агента, включающая

систему утверждений, предназначенных для обоснования или опровержения какого-либо мнения, убеждения аудитории принять какое-либо мнение или действовать определенным образом.

Аргумент – рассуждение, содержащее высказывание или группу высказываний, используемых в диалоге для обоснования, опровержения или критики точек зрения, высказанных в этом же диалоге по поводу другого аргумента тезиса.

Теория и практика аргументации


Слайд 125
Теория и практика аргументации


Слайд 126Теория и практика аргументации


Слайд 127Пример 2 о кресле.
Пример 2.1 о кресле:
А: Девушка, мое кресло сломано.
Б:

Не волнуйтесь, мадам, пересядьте на соседнее, вот сюда, пожалуйста.
Пример 2.2 о кресле:
А: У тебя новое кресло! Какое красивое!
Б: Мое прежнее кресло сломалось, поэтому я обратился в хозяйственный отдел с просьбой заменить его.

Теория и практика аргументации


Слайд 128Лингво-прагматические аспекты речевого действия
Сказать нечто – значит совершить определенную совокупность действий:
(1)

произнести набор звуков – фонетический акт;
(2) высказать набор слов (грамматически и синтаксически упорядоченную фразу) – фатический акт;
(3) связанных с определенным значением, т.е. с включением данного смысла и данной референции – ретический акт.

Теория и практика аргументации


Слайд 129Речевое действие и его структурно-функциональные особенности
Локутивный акт (произнесение высказывания)
Иллокутивный акт (цель

произнесения высказывания)
Перлокутивный акт (эффект, на который рассчитывает говорящий в связи с произнесением высказывания)

Теория и практика аргументации


Слайд 130Виды речевых действий

Теория и практика аргументации


Слайд 131Критерии выделения перфомативов

грамматический (1 л. ед. ч.)
прагматический (особые обстоятельства произнесения

«Злая собака!»)
логический (связь между пропозициональным содержанием высказывания и миром)

Теория и практика аргументации


Слайд 132Логический критерий выделения перфомативов
Констатив
логическое значение предложения отвечает на вопрос, соответствует

ли описание внем действительному положению дел


Перфоматив
логическое значение предложения отвечает на вопрос, соответствует ли фактическое положение дел описанию в нем

Теория и практика аргументации

Все S суть P

Все S суть P

Мир1

Мир2

Мир3

Мир1

Мир2

Мир3

Мир4

Мир4

Мир5

Мир5


Слайд 133Структура иллокутивной силы
иллокутивная цель;
способ достижения иллокутивной цели;
пропозициональное содержание;
предварительные условия;

условия искренности;
интенсивность.

Теория и практика аргументации


Слайд 134Аргументативный спор и речевые действия
Стадии аргументативного спора
Начальная (конфронтация, распределение диалектических ролей)
Основная

(стадия аргументации)
Заключительная

Речевые действия

Ассертив, коммисив, декларатив, директив
Ассертив, коммисив (декларатив, директив)
Ассертив, коммисив, декларатив, директив

Теория и практика аргументации


Слайд 135Принцип коммуникации Г.П.Грайса
Теория и практика аргументации


Слайд 136Логическая экспликация принципа коммуникации Г.П.Грайса

Теория и практика аргументации


Слайд 137Проверочное задание после лекции 6
Составьте схему позиций (точек зрения) сторон в

тексте «Все люди смертны» (см. следующий слайд)
Определите тип расхождения во мнениях
Установите слабо и сильно убедительные позиции в споре, если они есть
Проверьте логическую корректность умозаключений в позициях каждой из сторон, выявив их логическую форму
Проанализируйте аргументацию и составьте комментарий к тексту по образцу (см. предыдущие слайды).

Теория и практика аргументации


Слайд 138Теория и практика аргументации
Количество дисконтных карт перестало помещаться в мой кошелек,

а назойливые рекламные газетенки ежедневно забивают почтовый ящик. Почему в каждом магазине вам норовят продать что-то со скидкой? Неужели владельцы магазинов сплошь альтруисты? Увы! Выводы неутешительны для вашего кошелька. Никто не собирается заботиться об экономии вашего бюджета, а совсем наоборот. Надеясь на скидку по карте или газете, покупатель стремится в тот магазин, где может отовариться дешевле, как ему кажется. При этом часто бывает, что скидка незначительна, или действует не на весь ассортимент, а только на отдельные товары. В соседнем магазине этот же товар может быть даже дешевле, но дисконтная карта работает как нить Ариадны… или пропуск в ваш кошелек.

Дисконтные карты в кошельке


Слайд 139Теория и практика аргументации
Дисконтные карты – рекламный пропуск в ваш кошелёк
Неверно,

что дисконтные карты предназначены для экономии средств покупателя

Покупатели думают, что по д\карте заплатят меньше

скидка незначительна

Действует не на весь ассортимент

Если д\карты позволяют меньше платить, то продавцы, предлагающие их - альтруисты

соседнем магазине этот же товар может быть дешевле

В надежде на скидку покупатель стремится в магазин, где она ему обещана

д\карты служат для привлечения покупателей


Слайд 140Теория и практика аргументации
Титульный лист
Содержание
Текст ((max 1500 знаков) с указанием источника)
Аргументационная

карта-схема (в графическом или текстовом редакторе)
Комментарий к карте.
Вид аргументации;
Точки зрения сторон и их пропозициональное содержание;
Квалификация расхождения во мнениях.
Оценка эффективности аргументации в тексте (Имеет ли данный спор решение?)
Установить защиты, атаки и адресаты атак в споре;
Указать защищенные аргументы в споре, если они есть (графически показать на карте или перечислить в комментарии);
Определить состоятельные \ убедительные позиции в споре, если есть.

Слайд 141Риторика и аргументация
Лекция 7. Теория и практика аргументации
Теория и практика аргументации


Слайд 142План лекции 7.
Обзор Лекции 6.
Аргументативный оптимизм и когнитивное многообразие
Виды диалогов.
Риторические классификации

речей
Структура риторического аргумента
Риторические типы аргументации
Образ ритора
Стиль изложения

Теория и практика аргументации


Слайд 143Аргументативный оптимизм: за и против
Разрешение спора при помощи аргументации и диалога

– это безусловно положительная цель
В споре рождается истина
Истина:
Онтологическая
Эпистемическая
Агентная
Мелиоративная

Теория и практика аргументации

А: ((ϕ) ⬄ 1), B: ((ϕ) ⬄ 0).
А: ((ϕ) ⬄ 0), B: ((ϕ) ⬄ 1).
А: ((ϕ) ⬄ 0), B: ((ϕ) ⬄ 0).

А: ((ϕ) ⬄ +1), B: ((ϕ) ⬄ -1).
А: ((ϕ) ⬄ +1), B: ((ϕ) ⬄ 0).
А: ((ϕ) ⬄ +1), B: ((ϕ) ⬄ ?).
B: ((ϕ) ⬄ 0), А: ((ϕ) ⬄ ?),
B: ((ϕ) ⬄ -1), А: ((ϕ) ⬄ 0),
B: ((ϕ) ⬄ -1), А: ((ϕ) ⬄ ?).


Слайд 14427.09.2017
Лисанюк Е.Н. Пост-правда и оценка аргументов в романах Ф. Достоевского
Когнитивное многообразие
(i)


0

+1

+1

-1

0


(ii)

?

?


Слайд 145Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и нашим интересам,

как нравственность, то мы бы так же спорили против нее и нарушали ее вопреки всем доказательствам Евклида и Архимеда, которые мы называли бы тогда бреднями и считали бы полными ошибок.
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении. Соч. T.I. М-: Мысль, 1983. С. 97.

Теория и практика аргументации


Слайд 146Теория и практика аргументации


Слайд 147предмет риторической аргументации
пропозиция
относится к будущему / возможному
говорит о пользе /

вреде

относится к прошлому

говорит о справедливом или
несправедливом

относится к настоящему

говорит о добре \ зле,
прекрасном \ постыдном

Теория и практика аргументации

совещательная

оценивающая

судительная

Аристотель о трех видах речей


Слайд 148предмет риторической аргументации
пропозиция
относится к любому времени
говорит о фактах
относится к настоящему

\ будущему

призывает согласиться с мнением \ выполнить действие

относится к настоящему

говорит о добре \ зле,
прекрасном \ постыдном

Теория и практика аргументации

информирующая

оценивающая \ эпидейктическая

убеждающая

современная типология речей


Слайд 149Риторические аргументы и логика
посылки риторических аргументов

(обычно большие) представляют собой топы;
риторические аргументы представляют собой сокращенные умозаключения;
термы риторических аргументов обычно точно не определены;
порядок и строение посылок зависят не от их логического содержания, но от убедительности для аудитории;
Нет единой формы выражения посылок риторических аргументов.

.

Теория и практика аргументации


Слайд 150Теория и практика аргументации


Слайд 151Отбор и расположение аргументов
Сила аргументов определяется их убедительностью для аудитории
Чем меньше

доводов, тем убедительнее пропозиция
Чем яснее и лаконичнее довод, тем он убедительнее
Восходящая или гомерическая последовательность доводов наиболее убедительны

Теория и практика аргументации


Слайд 152Риторическая редукция
совокупность лексических (слова, словосочетания) и синтаксических средств, при помощи которых

значение положения сводится к значению приемлемых для аудитории посылок

.

Теория и практика аргументации


Слайд 153Риторические типы аргументации
Научная аргументация
Дидактическая аргументация
Диалектическая аргументация
Эристическая аргументация
Софистическая аргументация
.
Теория и практика аргументации


Слайд 154Каноны риторического построения
Классический античный канон Квинтиллиана
инвенция
диспозиция
элокуция
запоминание
произнесение

Аристотель:
этос
логос
пафос

Хрия (гомилетика)
Теория и практика аргументации
Канон

судебной речи Цицерона:
повествование
доказательство
опровержение
введение
главная тема
план речи
заключение

Слайд 155Хрия
Состав и последовательность основных риторических аргументов, посредством которых в речи строится

обоснование ее тезиса

Теория и практика аргументации

Пропозиция (протасис) \ введение
Изъяснение пропозиции (парафразис)
Причина
Противное
Подобие
Пример
Свидетельство
Заключение

Структура хрии

Введение
Доказательство \ аргумент
Редукция
Вывод \ тезис
Заключение


Слайд 156Структура хрии
Пропозиция (протасис)
Изъяснение пропозиции (парафразис)
Причина
Противное
Подобие
Пример
Свидетельство
Заключение
Теория и практика аргументации


Слайд 157Канон судебной речи Цицерона
Судебная речь —
знакомит слушателей с фактической стороной дела;
дает

оценку фактам, делает выводы;
опровергает доказательства другой стороны.

Теория и практика аргументации

3 основные части речи:
повествование narratio;
истолкование фактов в доказательстве probatio
опровержение доводов другой стороны refutatio.

Строение речи:
введение exordium;
главная тема речи propositio;
план речи partitio;
заключение pero­ratio.


Слайд 158Пафос, логос, этос
Сентиментальный
Романтический
Реалистический
Образ ритора = пафос

Логос - интеллектуальный

аспект образ ритора.
Этос - этический аспект образа ритора.

предмет речи

идеальный образ ритора

реальность

Теория и практика аргументации


Слайд 159Ритор и аудитория
Универсальная
Частная
Конвенциональная\неконвенциональная
Теория и практика аргументации


Слайд 160Стиль изложения
Система целесообразно отобранных и согласованных языковых средств, которые используются для

выражения определенных смыслов

Виды стилевых построений.
Слово и фразировка.
Фигуры речи.

Теория и практика аргументации


Слайд 161Окказиональный
стиль
Литературный
стиль
Стиль
языка
Исторические
стили
Функциональные
(жанровые)
стили
поэзия
проза
устная
(ораторская)
проза
особый
(гомилетика)
обиходный
публицистика
деловой
научный
художественный
специальный
(церковный)
Теория и практика аргументации


Слайд 162Фигуры речи
Фигуры осмысления
Эналлага, эпимона, контекстный троп
Фигуры выделения
Реприза, анафора, эпифора,

окружение, плеоназм, оксюморон

Фигуры диалогизма

Риторика и теория аргументации

Теория и практика аргументации


Слайд 163Проверочное задание после лекции 7
Составьте схему позиций (точек зрения) сторон в

тексте (см. следующий слайд)
Определите тип расхождения во мнениях
Установите слабо и сильно убедительные позиции в споре, если они есть
Проверьте логическую корректность умозаключений в позициях каждой из сторон, выявив их логическую форму
Проанализируйте аргументацию и составьте комментарий к тексту по образцу (см. предыдущие слайды).

Теория и практика аргументации


Слайд 164Теория и практика аргументации
В условиях экономического кризиса, когда наблюдается резкое падение

производства, безработица и массовые банкротства предприятий реального сектора и банков, эксперты рекомендуют снизить стоимость кредита, чтобы поддержать бизнес, и ограничить аппетиты естественных монополий, чтобы избежать роста цен. Такие меры принимаются во многих странах. В некоторых странах, например, в Корее, гражданам выдали бесплатные карты покупок на определенную сумму, чтобы стимулировать потребительский спрос. В России, напротив, была ужесточена кредитная политика, цены на услуги госмонополий в начале 2009 были повышены, были введены дополнительные меры защиты внутреннего рынка, в частности, повышены ввозные пошлины не некоторые товары. Получается, что руководство России действовало вопреки имеющимся рецептам спасения экономики?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика