Таблицы. Русский язык 2 - 4 классы презентация

Содержание

Содержание 1. Состав слова. 2. Фонетический анализ слова. 3. Главные члены предложения. 4. Подлежащее. 5. Сказуемое. 6. Второстепенные члены предложения. 7. Определение.

Слайд 1 Таблицы.
Русский язык
2 - 4 классы

Составила
учитель начальных классов
Мангушской ОШ №1
Мурлян Л.Ф.

Слайд 2Содержание
1. Состав слова.
2. Фонетический анализ слова.
3. Главные

члены предложения.
4. Подлежащее.
5. Сказуемое.
6. Второстепенные члены предложения.
7. Определение.
8. Дополнение.
9. Обстоятельство.
10. Части речи.
11. Имя существительное:
- одушевлённые, неодушевлённые;
- род;
- род неизменяемых существительных:
- число;
- падежи;
- склонение;
- морфологический разбор им. существительного.

Слайд 3Содержание
12. Имя прилагательное:

- род;
- число;
- падежи;
- роль в предложении;
- морфологический разбор им. прилагательного.

13. Числительное:
- признаки числительных;
- состав числительных;
- правописание числительных.


Слайд 4Содержание
14. Наречие.
- признаки наречия;

- связь наречия с частями речи;
- правописание наречий;
- морфологический разбор наречия.

15. Числительное.
- состав числительных.

16. Правописание:
- ь (мягкий знак) в числительных
- ё после шипящих;
- о после шипящих;
- и после ц;
- приставки без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас-.

Слайд 5Содержание
13. Глагол.
- форма глагола;
- начальная

форма глагола;
- личные формы глагола;
- времена глагола;
- изменение глаголов по родам;
- лицо глагола;
- число глагола;
- спряжение глагола;
- определение спряжения;
- окончания личных форм глагола;
- морфологический разбор глагола.

Слайд 6Состав слова
ЗНАЧИМЫЕ ЧАТИ СЛОВА
(служат для образова-
ния новых слов)
ОКОНЧАНИЕ
ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ
(служит для

связи слов
в предложении)

СТУЛ
НА СТУЛЕ


мороз


школа



Слайд 7Фонетический анализ слова
Ёлка,
[й`] – согласный, мягкий, непарный

звонкий;


[о] - гласный, ударный;

«эль» - [л] – согласный, твёрдый, непарный звонкий;

«ка» - [к] – согласный, твёрдый, парный звонкий;

«а» - [а] – гласный, безударный;

ёлка – 4 буквы, 5 звуков.

ёл-ка,

[й`олка], 2 слога

«ё»


Слайд 8 Черёмуха цветёт

в мае.

Что? черёмуха - подлежащее (имя сущ.)
Что делает? цветёт - сказуемое (глагол)

Главные члены предложения

КТО?

ЧТО?

ЧТО ДЕЛАЛ?

ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

КАКОВ?


Слайд 9 Главные члены предложения
..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................


Слайд 10 Главные члены предложения
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..


Слайд 11 Главные члены предложения
* * * * *

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

1. Выражено глаголом

глагол
Тюльпаны цветут в мае.

Что делают?


Слайд 12Главные члены предложения
* * * * * *

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * ** * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

2. Выражено прилагательным

прилагательное
В этом году зима холодная.

(была) будет холодная.


Слайд 13Главные члены предложения
* * * * * *

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * ** * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

3. Выражено именем
существительным

им. сущ.
Мой брат студент.


Есть? Был? Будет?


Слайд 14Главные члены предложения
* * * * * *

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * ** * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

4. Выражено краткой формой
имени прилагательного

кр. Ф. прил.
Кувшинки красивы.

Каковы?


Слайд 15


Второстепенные члены предложения
Где?
Как?
Когда?
Зачем?
Почему?
Как долго?
Какой? Чей?
Какая? Чья?
Какое?

Чьё?
Какие? Чьи?

Кого? Чего?
Кому? Чему?
Что?
Кем? Чем?
О ком? О чём?


Слайд 16Второстепенные члены предложения
Признак предмета.
Какой? Чей?
Какая? Чья?
Какое?

Чьё?
Какие? Чьи?

именем прилагательным,
именем существительным.

выражено


Слайд 17Второстепенные члены предложения
На какой предмет или явление направлено
действие.
именем
существительным.
Кого? Чего?
Кому?

Чему?
Что?
Кем? Чем?
О ком? О чём?

выражено


Слайд 18Второстепенные члены предложения
Как, когда, где, по какой причине
совершается действие.
Где?

Как?
Когда?
Зачем?
Почему?
Как долго?

именем существительным,
наречием.


выражено


Слайд 19ЧАСТИ РЕЧИ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
СЛУЖЕБНЫЕ
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Местоимение
Наречие
Числительное

Предлог
Союз
Частица


Слайд 20 изменяются
не изменяются
Имя существительное
Имя прилагательное Глагол
Имя числительное
Местоимени

е


Наречие
Предлог
Союз






Слайд 21Имя существительное
предмет
кто?

что?
род
Число
падеж
скло-
нение
~~~~~
– – – –


Слайд 22Имя существительное
Одушевлённые
Неодушевлённые
Ученица,кошка,медведь
Дом, солнце, самолёт
Кто?
Что?


Слайд 23Имя существительное
МУЖСКОЙ
ЖЕНСКИЙ
СРЕДНИЙ

ОН

ОНА

ОНО
СЛОН
РЕБЁНОК
ДОКТОР
МЫШЬ
СЕСТРА
РУЧКА
МОРЕ
ДЕРЕВО
ПОЛЕ
РОД
Род некоторых существительных надо проверять по словарю
и запоминать. Например:

кофе (м.р.)-чёрный кофе,вуаль (ж.р.)-
лёгкая вуаль, конфетти (с.р.)- разноцветное конфетти.

Слайд 24Новое пальто, вкусное эскимо
Горячий кофе, розовый фламинго
Имя существительное
РОД

неизменяемых имён существительных

надо запоминать!

М.р. – пони, какаду, шимпанзе, фламинго,
кенгуру, кофе.

Ср.р. – пальто, радио, шоссе, кино, метро,
пианино, какао, эскимо, желе, меню.


Слайд 25Единственное
Множественное
Имя существительное
ЧИСЛО
Имена существительные изменяются по числам
заяц
звезда
яблоко
зайцы
звёзды
яблоки


Слайд 26Имя существительное
ЧИСЛО
В русском языке есть имена существительные,
которые употребляются
брюки, каникулы, сутки, ворота,

весы, ножницы, часы, сливки, каникулы

только в форме множественного числа:

только в форме единственного числа:

мёд, молоко, соль, ловкость,
трусость, творог


Слайд 27Именительный падеж (это)

Кто? Что?
Родительный падеж (нет) Кого ? Чего?
Дательный падеж (дать) Кому? Чему?
Винительный падеж (вижу) Кого? Что?
Творительный падеж (доволен) Кем? Чем?
Предложный падеж (думаю) О ком? О чём?

Единственное число

Падеж имени существительного во множественном числе определяется так же, как и в единственном числе.


Слайд 28
склонение
а
я
а
я
о
е


Слайд 30 Морфологический разбор
имени

существительного


1.Часть речи.
2.Начальная форма (И.п. Ед. ч.)
3.Собственное или нарицательное.
4.Одушевлённое или неодушевлённое.
5.Род.
6.Склонение.
7.Падеж.
8.Число.
9.Роль в предложении.
Был на выставке
На выставке – сущ., н.ф. – выставка, нариц.,
неодуш., ж.р., 1 скл., П.п.,
ед. ч., втор. чл.- обстоят.


Слайд 31 признак
предмета
какой?
какая?
какое?
род
число
падеж


Слайд 33Имя прилагательное во множественном числе не изменяется по родам!


Слайд 34Спелый арбуз
Стройная берёзка
Яркое солнышко
Красные помидоры


Слайд 37 Имя числительное

часть речи, которая называет количество предметов, число и порядок предметов при счёте.


Сколько?

Какой?

Который?

По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся

количественные

порядковые


Слайд 38 Значение и грамматические признаки числительных
порядковые
количественные

Называют номер
предмета

при счёте ( который ?)


Обозначает количества
предметов (сколько?)

изменяются




по падежам

по родам

по числам





Слайд 39По составу количественные и порядковые числительные бывают



простые
сложные
составные



или

Несколько слов

один
второй
восемь
тринадцать
шестнадцатый
сорок
сто

тридцать пять
двадцать один
сто восемьдесят
двести сорок два
шестьсот девять
триста сорок первый
девятьсот восьмой

двенадцать
тридцать
семьдесят
пятидесятый
девятисотый


Слайд 40
как член предложения

Имена числительные могут быть разными

членами предложения:






подлежащее

дополнение

обстоятельство

определение

Двадцать делится на пять. ( подлеж.)
Длина кита равна тридцати трём метрам. (дополн.)
Теплоход приходит в порт в четыре часа. (обстоят.)
Вышел шестой номер стенгазеты. (определ.)

- - - - - - - - - - - -

- - - - - - - -


Слайд 41
Правописание
В конце числительных от 5 до 20 и 30 пишется

Ь: Ь
пять, шесть, десять, двадцать, тридцать
В сложных числительных перед -десят и -сот пишется Ь: Ь
пятьдесят, семьдесят, шестьсот, восемьсот

В числительных от12 до 20 пишется непроизносимый согласный:
шестнадцать, семнадцать,
девятнадцать, двадцать

Различай!

Существительные- что?

Числительные- сколько?

единица десяток
двойка сотня
пятёрка
девятка

один десять
два сто
пять
девять


Слайд 42
склонение

От 5

до 20 и 30 –
склоняются как существительные
3-его склонения:
к пятнадцати
от тридцати

Слайд 43
Морфологический разбор

имени числительного


Часть речи.
Начальная форма слова.(именит. падеж)
Простое или составное.
Количественное или порядковое.
Падеж. Член предложения.
Охотник из лесу принёс пять лисят.
Пять – числит., принёс (сколько?) пять (лисят), н.ф. – пять,
простое, количест..В.п., дополн.


Слайд 44
Г Л А Г О Л

Форма

Число

Спряжение

Время

Лицо

Правописание



Слайд 45Форма глагола
начальная

личная

Что делать?
(несовершенный вид)

Что сделать?
(совершенный вид)

(Я) Что делаю?
(Ты) Что делаешь?
(Он, она, оно)
Что делает?
(Мы) Что делаем?
(Вы) Что делаете?
(Они) Что делаете?


Слайд 46Начальная форма глагола
Любить, дружить, нести, плести, беречь, стеречь


Слайд 47
Личные формы глагола







Слайд 48Времена глаголов
прошедшее
настоящее
будущее
читал
прочитал
читаю
буду читать

прочитаю

момент речи

до момента речи

после момента речи



Слайд 49Изменение глаголов по родам
Только глаголы прошедшего времени в единственном числе

изменяются по
родам. Род глагола в предложении зависит от рода им. существительного.

Он ( что делал?), (что сделал?) светил ?, осветил.
Она (что делала?), (что сделала?) светил а , осветил а .
Оно (что делало?), (что сделало?) светил о , осветил о .






Слайд 50Лицо глагола
Глаголы в форме 1-го лица указывают на то,что действие совершается

говорящим.
Я поливаю цветы. Мы поливаем цветы.

Глаголы в форме 3-го лица обозначают действие, которое совершает тот, о ком (о чём) говорят.
Он поёт песню. Они поют песню.

Глаголы в форме 2-го лица указыва-ют на то, что действие совершает тот, к кому обращаются.
Ты приготовишь вкусный салат.
Завтра вы приготовите посадочный материал.


Слайд 51 Число глагола
Глаголы могут употребляться в

форме единственного и в форме множественного числа

Слайд 52Спряжение глагола


Слайд 53Как определить спряжение глагола
1. Если окончание ударное, спряжение

определить легко.

3. Если в н.ф. глагол оканчивается на –ИТЬ (кроме брить,стелить),
то это глагол II спр.

4. Если в н.ф. глагол не оканчивается на – ИТЬ, и не относится к
глаголам-исключениям, то это глагол I спряжения.


Слайд 54 Личные окончания глаголов
Ед. ч.

Мн. ч. Ед. ч. Мн.ч.










Слайд 55Г Л А Г О Л
Морфологический разбора глагола




1. Часть речи-вопрос, что обозначает.
2. Начальная форма – неопределённая форма –
(Что делать?), (Что сделать?)
3. Время.
4. Лицо и число - (для глаголов в настоящем или
будущем времени)
5. Число и род – (для глаголов в прошедшем времени)
6. Роль в предложении.
Запоёт соловушка в саду.
Запоёт - глагол, действие предмета, что сделает ?,
н.ф.-запеть, буд. вр., 3 л., ед. ч., сказуем.



Слайд 56 НАРЕЧИЕ

неизменяемая часть речи
признак,

время, место действия

Где?

Куда?

Когда?

Откуда?

Почему?

Зачем?

Как?

- впереди, близко, сбоку

- налево, вверх, вниз

- сегодня, поздно, вчера

- смело, аккуратно, досыта

- специально

- поневоле, сгоряча

- издалека


Слайд 57Как часть речи наречие обозначает
ПРИЗНАК

ДЕЙСТВИЯ
(разговаривали как? долго)

ПРИЗНАК ДРУГОГО ПРИЗНАКА
(интересный в какой степени? очень,
быстро в какой мере? слишком)


РИЗНАК ПРЕДМЕТА

(яйцо какое? всмятку)





Слайд 58 НАРЕЧИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНО С
НАРЕЧИЕМ
ГЛАГОЛОМ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ

признак другого признака –
В пустыне миражи (как?) доволь-
но частое явление.

признак действия –
Было (как?) весело и (как?) шумно.

признак предмета –
Я люблю кофе (как сделан?)
по-турецки.

признак другого признака –
Из всех видов медведей белый
медведь для человека (как?) наи-
менее опасный.


Слайд 59 В предложении наречие связано с глаголом и является

второстепенным членом – обстоятельством
В лесу (как ?) торжествнно (как?) тихо.

Наречие чаще всего зависит от глагола и обозначает
место действия - где? куда? откуда?
время действия – когда? как долго? с каких пор?
образ действия – как? каким образом?
цель действия – зачем? с какой целью?
причину действия – почему? по какой причине?
меру и степень – сколько? в какой мере?
Наречие не изменяется,
то есть не склоняется и не спрягается.


Слайд 60правописание
После букв Ш и Ч на конце наречий пишется

Ь.
После буквы Ж мягкий знак пишется только в слове настежь.
Сплошь, навзничь, прочь,
настежь, вскачь

На конце наречий
пишется:

о а

в -, на -, за - из -, до -, с –

Направо, задолго,
досуха, сперва

Исключения:
уж, замуж, невтерпёж


Слайд 61Морфологический разбор наречия

1.Часть речи. Общее значение.

2.Неизменяемое слово.
3.Член предложения.
По небу быстро бегут облака.
Быстро – наречие, (как?) – признак действия,
неизм., обстоят.

Слайд 62
Ё после шипящих
1.В корне слова
чёлка, шёпот, жёлудь, ожёг(гл.),
поджёг(гл.)
2.

В окончаниях глаголов
печёшь, течёт

3. В суффиксах
печёный, лишённый, вооружён,
затушёвывать - затушёвка,
учёный – учёба, тушёный - тушёнка


Слайд 63О после шипящих
1. В окончаниях существительных и
прилагательных
свечой, чужой
2.

В суффиксах существи-тельных и прилагательных
волчок, зайчонок, грошовый, ежовый

3. На конце наречий
горячо, свежо, хорош


Слайд 64О после шипящих
В словах – исключениях

(под ударением)
шов, шорох, крыжовник, капюшон, шорты, шомпол, мажор, шоу, изжога, обжора,чокать-ся, чопорный, шорник, вечор, ожог(сущ.),
поджог (сущ.), трущоба, трещотка

В корне иноязычных слов
(без ударения)
Жонглёр, шоколад, шоссе, жокей и т.д.


Слайд 65
В корне слова: цирк, цифра, циркуль
ИСКЛЮЧЕНИЯ
Цыган, на цыпочках, цыплёнок, цып –

цып,
цыц, цыкнуть

В словах на –ция: акация, секция, станция

1. В окончании: ресницы, птенцы, скворцы
2. В суффиксах: лисицын (хвост), сестрицын


И после Ц


Ы после Ц


Слайд 66ПРИСТАВКИ


+
ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ

+
ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ

БЕЗ- или БЕС-

РАЗ- или РАС-

ИЗ- или ИС-

БЕЗ-

ИЗ-
РАЗ

бездомный
издать
разбить

БЕС-
ИС-
РАС-

бесшумный
испечь
расписать


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика