Слайд 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большемурашкинская
средняя школа»
Выполнил: ученик 5а класса
Красильников Даниил,
Проверил: учитель русского языка и литературы Толкачёва Л. В.
2017 год
СИНОНИМЫ
Что мы о них знаем
ЦЕЛИ
Узнать о синонимах больше, чем я узнал из программного материала 5 класса в теме «Лексика»
Популяризировать полученные знания среди друзей и знакомых
С помощью приобретенных знаний совершенствовать выразительность и точность своей речи
Слайд 3ЗАДАЧИ
Изучить дополнительный материал по теме
Установить экспериментальным путем востребованность синонимов в речи
учащихся разных возрастных групп
Выявить роль синонимов в речи
Слайд 4 ПОЗНАКОМИМСЯ С ОСНОВНЫМИ ПОНЯТИЯМИ
Синонимы
– это слова, имеющие значение, подобное значению опорного слова, но отличающиеся друг от друга оттенками основного значения, сферой употребления и стилистическими свойствами.
Например, слово дом является синонимом трех слов:
Жилище – дом, жилье, обитель(обиталище), логовище(логово) и даже крыша(кров).
Здание – дом, строение.
Семья – дом, семейство.
Слайд 5 ПОЗНАКОМИМСЯ С ОСНОВНЫМИ ПОНЯТИЯМИ
Можно
ли сказать , что слова ученик, волонтер, мальчик являются синонимами, если они называют одного и того же человека?
- Нет.
- Почему?
- Такое сближения слов на основе названия разными словами одного и того же человека не сближает значений слов. Слова не становятся подобными, так как они называют разные предметы.
Ученик – тот , кто учится
Волонтер – представитель волонтерского движения
Мальчик – возрастной признак человека мужского пола
Слайд 6КАК СИНОНИМЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА
Синонимы отличаются друг от друга употребительностью,
эмоциональной окраской. Более употребительное слово отличается более общим значением. Вокруг него объединяются синонимы, имеющие более частное значение.
Глаза:
Очи – поэтическое
Зеницы - устаревшее
Гляделки, мигалки, зенки, шары – просторечные
Синонимические богатства языка дают возможность говорящему и пишущему выразить свою мысль более точно и ясно, ярко и доступно для собеседника или читателя.
Слайд 7СИНОНИМЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ДВА ВИДА
Смысловые
Стилистические
Мысль-идея-дума
Мысль – идея (смысловые синонимы)
Мысль – дума (стилистические синонимы)
?
Чело Лоб
Очи Глаза
Ланиты Щеки
Уста Рот
Раплена Плечо
Длань Длань
Слайд 8 КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ
Ученые лингвисты в особый ряд
выделяют контекстные синонимы, т.е. слова, закрепляющие понятийную близость только в определённом контексте.
Многим известна книга про бойца А.Т. Твардовского. Автор ведет рассказ от имени шутника и балагура Василия Теркина.
Слайд 9ПРИВЕДУ ПРИМЕРЫ ИЗ ПОЭМЫ
А война – про все забудь
И поскольку это мы,
И пенять не в праве. То скажу вам, братцы,
Собирался в дальний путь. Нам из этой кутерьмы
Дам приказ: «Отставить!» Некуда податься.
Кутерьма – суматоха, беспорядок
Война – вооружённая борьба между государствами или народами.
Слайд 10ЧТО ТАКОЕ СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД?
Синонимы образуют синонимические ряды, которые нашли своё отражение
в словарях. В «Словаре синонимов» под ред. А.П. Евгеньевой, в «Кратком словаре синонимов русского языка» В.Н. Клюевой представлены синонимические ряды от двухсловного до десятисловного. В «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александрова приводится синонимический ряд из семнадцати слов.
Лицо – физиономия, личность, моська, морда, мордень, рожа, мурло, харя, рыло, ряха, ряшка, сусалы, хрюкало, лик, мордоплясия, мордофиля, мордасово.
Слайд 11 Синонимами могут быть не только слова , но
и слова и устойчивые сочетания слов. В разговорной речи более распространены фразеологизмы , синонимичные глаголам. Так, в синонимичном ряду глагола бездельничать есть глаголы (лодырничать, лентяйничать) и фразеологизмы (бить баклуши, сидеть сложа руки, лежать на печи(на боку), считать галок).
СИНОНИМЫ И ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Слайд 12 СИНОНИМИЯ И СИНОНИМИКА
Синонимия – это сам
процесс установления смыслового подобия слов в речевой деятельности говорящих.
Синонимика – это совокупность синонимов языка, возникшая в результате многократных синонимических сближений слов в прошлом.
Слайд 13 СИНОНИМИЯ И СИНОНИМИКА
Лингвисты считают,
что правомерно говорить о синтаксической, морфологической, словообразовательной синонимике, которая дает возможность говорящему или пишущему точнее и выразительнее передавать свои мысли, чувства , волеизъявления.
Слайд 14 ТРИ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛА КАК ОБОГАТИТЬ СВОЮ РЕЧЬ
Выбирай такое слово,
которое точнее характеризует явление или действие, предмет или лицо, подчеркивая в нем нужную тебе сторону;
Выбирай такое слово, которое больше всего подходит к стилю твоей речи, твоего рассказа, твоего выступления;
Слова не только называют предметы, события, но и оценивают их, выражая положительное и отрицательное отношение к ним.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нет другого пути узнать и полюбить родной язык, как изучать его. Помнить правила для обогащения своей речи. Нужно хорошо помнить и усваивать, что наш язык велик и могуч . Можно добавить : человек не может всерьез думать о языке, если он не читает книг и статей о языке – научных и популярных; человек перестает обогащать свою речь, когда он перестает учиться языку у мастеров культуры.
Слайд 16ИСТОЧНИКИ
Кодухов В.И Рассказы о синонимах: Кн. Для внекласс. чтения учащихся. М.:
Просвещени, 1984
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. М.:Рус.яз., 1989.