Слайд 1Исследовательская работа
«Символика цветов в художественной
литературе»
Выполнили: ученики 6 «Д» класса 1,2.
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Аглиулина Земфира Фидаиловна
Слайд 2Объектом исследования стали образы цветов, встречающиеся в прочитанных нами произведениях, язык
цветов.
Предметом исследования-произведения писателей и поэтов, легенды о цветах.
Цель работы-рассмотреть символику цветов в художественной литературе
Слайд 3
Задачи исследования:
1. Выяснить забытые значения цветов.
2. Исследовать "язык цветов".
4. Раскрыть значение
образов цветов в русской литературе.
5. Определить значение мотивов и образов цветов в контексте литературного произведения.
Слайд 4После проведения социологического опроса приходится констатировать, что немногим из подростков, знаком
«язык цветов», мало кто знает, что существует селам –язык цветов, часть учащихся считает, что данная наука устарела или не имеет значения.
Слайд 5
Ромашка
РОМАШКА-СИМВОЛ СКРОМНОЙ КРАСОТЫ, ОТЗЫВЧИВОСТИ, ДОБРОТЫ
И СТОЙКОСТИ.
«Ромашки спрятались» (слова И. Шаферана,
музыка Е. Птичкина)
Слайд 6ВАСИЛЕК
ВАСИЛЕК- СИМВОЛ НЕЖНОЙ, СИЛЬНОЙ, САМООТВЕРЖЕННОЙ ЛЮБВИ.
И.А.Крылов басня «Василек»
Слайд 7КОЛОКОЛЬЧИК
... КОЛОКОЛЬЧИК – СИМВОЛ БЕЗГРАНИЧНОЙ ОТКРЫТОСТИ, ДАЮЩЕЙ МЕСТО ДЛЯ МУДРОСТИ.
Ночь нема,
как дух бесплотный,
Теплый воздух онемел;
Но как будто мимолетный
Колокольчик прозвенел.
Тот ли это, что мешает
Вдалеке лесному сну
И, качаясь, набегает
На ночную тишину?
(А.А.Фет «Колокольчик»)
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(А.К.Толстой «Колокольчики мои»)
Слайд 8СИРЕНЬ
Символ разлуки.
И.Гончаров «Обломов»
С.Есенин «Анна Снегина»
Слайд 9ЛАНДЫШИ
СИМВОЛ НЕПОРОЧНОСТИ И ЛЮБВИ, ЧИСТОТЫ И ГРУСТИ
«Бедная Лиза» (Н.М.Карамзин)
«Когда волнуется желтеющая
нива»
(М.Ю.Лермонтов)
«Я по первому снегу бреду, в сердце ландыши вспыхнувших сил».
(С.Есенин)
«Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез»
(В.Брюсов)
Слайд 10РОЗА
СИМВОЛ ЛЮБВИ, ПРОШЕДШЕГО СЧАСТЬЯ, РАДОСТИ, ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО.
«Как хороши, как свежи
были розы…»
(И.Мятлев)
«Блестит между минутных роз//Неувядаемая роза…», «Есть роза дивная: она…», «Розы, девы красоты…».
(А.С.Пушкин)
Слайд 11
ЛИЛИЯ
СИМВОЛ ЧИСТОТЫ И НЕВИННОСТИ, НАДЕЖДЫ, ПРИДАЮЩИЙ МУЖЕСТВО И СТОЙКОСТЬ ВОИНАМ,ОЛИЦЕТВОРЯЕТ ТРИ
ДОБРОДЕТЕЛИ-СОСТРАДАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ И МИЛОСЕРДИЕ.
«Графиня Эмилия - //Белее чем лилия…» ( «Э. К. Мусиной-Пушкиной», 1837 – 1841), «Вижу… девственну лилею…» («К Наталье», 1813), (А. С.Пушкин)
Слайд 12НЕЗАБУДКА
СИМВОЛ НАДЕЖДЫ НА ВСТРЕЧУ С ДОЛГОЖДАННЫМ СЧАСТЬЕМ, СИМВОЛИЗИРУЕТ ЧИСТОТУ И ВЕРНОСТЬ.
«Незабудка»,
«Стансы»
(М.Ю.Лермонтов)
«И. И. Дмитриеву»
(П.А.Вяземский)
«Вий» (Н.В.Гоголь)
Слайд 13МИМОЗА
На языке цветов –это стыдливость и чувствительность.
«Тревожные желтые цветы» были в
руках Маргариты
(«Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков)
Слайд 14Результаты исследовательской работы
Слайд 15ВЫВОД
В данной работе мы попытались проследить, какие же поэтические образы создавали
поэты с помощью языка цветов. Читая художественные произведения мы пришли к выводу, что первенство в исследованных нами произведениях одержал ландыш. Это любимец Н. Карамзина, И. Бунина, А. Куприна, В.Брюсова.
Понимание символики цветов помогает нам раскрыть глубинный смысл произведения, озарить его новым цветом.
Слайд 16
Цветок становится своеобразным символом, который проходит через все произведение, раскрывая его
подтекст.
За рамками представленной работы осталось много интересного: цвет растений, сопоставление значения цветов в различных произведениях, а также интерпретация цветочных образов
в музыке и живописи.
Слайд 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/06/12/tsvety-v-russkoy-literature-i-zhivopisi-proektnaya-rabota «Цветы в русской литературе и живописи» Шишкова А.В.
2.Грачева
И.В. Каждый цвет - уже намек // Литература в школе. - 1997, №3.
3.Грачева И.В. О роли художественной детали в русской классике // Литература в школе №3/2003 год,. - 2003 год.
4.Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов. - М.: Педагогика, 2002.