Слайд 1Речевая деятельность и эффективность речевой коммуникации
1. ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.
НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ УЧАСТНИКОВ КОММУНИКАЦИИ.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.
Слайд 2Ведущие принципы речевой деятельности
Грайс Г.П. Логика и речевое общение: основной принцип
– принцип кооперации
«Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога»
Слайд 3Постулаты принципа кооперации
Количество (высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется,
и не должно содержать больше информации, чем требуется)
Качество (не говорить того, что считаешь ложным и для чего не имеется достаточных оснований)
Отношение (не отклоняться от темы)
Способ (избегать непонятных выражений, неоднозначности; следует быть кратким и организованным)
Слайд 4Дж.Н.Лич: принцип коммуникации – принцип вежливости, представленный в совокупности ряда максим
МАКСИМА
ТАКТА (максима границ личной сферы)
МАКСИМА ВЕЛИКОДУШИЯ (максима необременения собеседника)
МАКСИМА ОДОБРЕНИЯ (максима позитивности в оценке других)
МАКСИМА СКРОМНОСТИ (максима неприятия похвал в собственный адрес)
МАКСИМА СОГЛАСИЯ (максима неоппозиционности)
МАКСИМА СИМПАТИИ (максима благожелательности)
Слайд 5Психологические принципы общения
Принцип равной безопасности (непричинение психологического или иного ущерба партнёру
в информационном обмене)
Принцип децентрической направленности (непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие)
Принцип адекватности тому, что сказано, тому, что воспринято (непричинение ущерба сказанному путём намеренного искажения смысла)
Слайд 6Основные факторы, способствующие установлению благоприятного климата речевого общения
Признание плюрализма мнений
Предоставление каждому
осуществить право высказать собственное мнение
Предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования собственной позиции
Осознание того, что необходимость конструктивного диалога диктуется сложившейся ситуацией и связана с решением жизненно важных проблем
Определение общей платформы для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, поиск общих точек соприкосновения
Слайд 7Виды слушания
Нерефлексивное слушание –
умение быть внимательным, не вмешиваться в речь собеседника
своими замечаниями.
Рефлексивное слушание –
активное вмешательство в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения, в обеспечении правильного и точного понимания собеседниками друг друга.
Слайд 8Необходимое условие эффективного слушания – зрительный контакт между собеседниками
Важный фактор общения
– межличностное пространство:
* межличностное расстояние (для разговора друзей) – 0,5-1,2 м;
* социальное расстояние (для неформальных социальных и деловых отношений) – 1,2-3,7 м;
* публичное расстояние – 3,7 м и более.
Слайд 9Особенность смыслового восприятия – «иллюзия понятности»
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ПРИВЕДЁННЫЕ СЛОВА? ДАЙТЕ ИМ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
- БРИФИНГ
- ЛЕГИТИМАЦИЯ
- КОНФЕССИЯ
- ИНСИНУАЦИЯ
- ОБСТРУКЦИЯ
- БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ
- ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ
Главный критерий «иллюзии понятности» – неумение дать определение слову, которое, как правило, часто используется в средствах массовой информации.
Слайд 10ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ
БРИФИНГ – встреча официальных лиц с представителями СМИ, на которой
кратко излагается позиция правительства или соответствующих организаций по определённому вопросу или даётся информация о ходе международных переговоров и др.
ЛЕГИТИМАЦИЯ – признание или подтверждение законности каких-либо прав, полномочий, организаций.
КОНФЕССИЯ – вероисповедание.
ОБСТРУКЦИЯ – род протеста, метод борьбы преимущественно парламентский, направленный на срыв заседания, собраний и т.п. путём создания шума, произнесения длинных, не относящихся к делу речей и проч.
БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ – не имеющий прецедента, случая, служащего примером или оправданием для последующих случаев такого же характера.
ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ – исключительный.
Слайд 11Нравственные установки участников коммуникации -
это готовность личностей действовать в соответствии с
определенными моральными нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о социальной ответственности, справедливости, долге и проч.; формируется в процессе социализации.
Слайд 12Моральный плюрализм:
- каждая личность имеет свою более или менее определенную систему
ценностей, свой моральный кодекс, который определяет конкретную линию поведения, в том числе и речевого;
- может привести к моральной неразборчивости, стать барьером для установления нормативных взаимоотношений при обсуждении и решении тех или иных задач.
Слайд 13Локус контроля -
- качество человека, характеризующее его склонность приписывать ответственность
за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям;
Локус:
- экстернальный (приписывание причин неудач внешним факторам – обстоятельствам, проискам отдельных лиц, случайностям, приказам начальства и проч.) снижает личную ответственность, ведет к деструктивному поведению;
- интернальный (принятие ответственности на себя, объясняя причины удач/неудач своим поведением, характером, способностями)
Слайд 14Этика ненасилия (сопротивление насилию ненасильственными методами)
Концепция: каждый человек является одновременно носителем
добрых и злых начал, находящихся в постоянном противоборстве; нравственная амбивалентность (двойственность) неустранима и является основой человеческого общественного бытия.
Принципы:
- отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу;
- критика своего собственного поведения с целью выявления того, что в нем могло бы провоцировать враждебную позицию оппонента;
- анализ ситуации глазами оппонента с целью понять его и найти достойный выход из конфликтной ситуации;
- полная открытость поведения, отсутствие в отношении оппонента какой-либо лжи, скрытых намерений и проч.
Слайд 15Психологические основы делового общения
Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей
его психической деятельности, т.е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.
Сангвиник: высокая психическая активность; энергичность, работоспособность, быстрота и разнообразие, богатство мимики, быстрый темп речи; стремление к смене впечатлений; общительность; эмоции положительные – быстро возникают и сменяются; легкость в переживании неудач.
Холерик: высокая психическая активность; энергичность, стремительность, резкость и сила движений, их порывистость; резкая смена настроений, вспыльчивость, нетерпимость, подверженность эмоциональным срывам, иногда агрессивность; при отсутствии воспитания – неспособность контролировать свои эмоции в сложных жизненных ситуациях.
Слайд 16ТЕМПЕРАМЕНТЫ
Флегматик: низкий уровень психической активности; медлительность, невыразительность мимики; трудное переключение с
одного вида деятельности на другой и приспособление к новым обстоятельствам; стабильность чувств; преобладание ровного настроения; развитие вялости в условиях неблагоприятных.
Меланхолик: низкий уровень психической активности; замедленность движений, сдержанность моторики, речи; быстрая утомляемость; высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при их слабом внешнем выражении; преобладание отрицательных эмоций; развитие при неблагоприятных обстоятельствах повышенной эмоциональной ранимости, замкнутости, отчужденности.
Слайд 17СЕНСОРНАЯ ТИПОЛОГИЯ
- визуальный тип: представление информации в виде ярких картин, зрительных
образов (давайте представим; вижу, как вы сделали; обратите внимание на…); при вспоминании смотрят прямо перед собой, вверх, влево вверх, вправо вверх;
- аудиальный тип: использование многих слов, чтобы добиваться лучшего понимания (это звучит хорошо; я слышу, как вы говорите; послушайте же меня…); при вспоминании смотрят вправо, влево или влево вниз;
- кинестетический тип: хорошее запоминание ощущений (мне тяжело, возьмем другой случай…); при вспоминании смотрят вниз или вправо вниз
Слайд 18Задание 1.
В группах по 4-5 человек составьте характеристики людей, каждый из
которых из всех фигур предпочитает либо квадрат, либо треугольник, либо круг, либо прямоугольник, либо зигзаг.
При характеристике исходите из следующих позиций:
- отношение к работе, труду;
- отношение к окружающей среде и жизни;
- сенсорные характеристики;
- внешний вид;
- речь;
- кинесика, жестикуляция и мимика;
- поведение в целом.
Слайд 19Психогеометрическая типология
Американский психолог С. Деллингер, специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров:
Психогеометрия
– система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого человеком выбора какой-либо геометрической фигуры – квадрата, треугольника, круга, прямоугольника, зигзага.
Слайд 20Психологические типы по Юнгу
Швейцарский психоаналитик, психиатр, культуролог Карл Юнг:
- экстравертные типы:
мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный;
- интровертные типы: мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный.
Индикатор типов Майерс – Бриггс
О. Крегер и Дж. М. Тьюсон. Типы людей и бизнес.
Слайд 21Психологические принципы оказания влияния на человека
Принцип контраста (если второй предмет явно
отличается от первого, мы склонны преувеличивать их различие)
Принцип взаимного обмена (старание отплатить за оказанную услугу)
Принцип социального доказательства (определяя свое поведение в определенной ситуации, мы ориентируемся на поведение других в аналогичных ситуациях)
Принцип благорасположения (люди склонны подчиняться тем, кто им знаком и кто им нравится)
Принцип авторитета (сознание повиновения авторитету)