Слайд 1Тема проекта:
Тайны русского алфавита
МБОУ СОШ п.г.т. Ерофей Павлович
Учитель
начальных классов
Наумова А.М.
Слайд 2 Цель:
Воспитание
бережного отношения к родному языку.
Развитие интереса к его изучению.
Слайд 3 Задачи:
Выяснить
как образовался
русский алфавит.
Кто создал первую азбуку?
Слайд 4 Проблема:
Нужна ли детям
азбука?
Зачем изучать историю
русского алфавита?
Для чего знать русский
язык?
Что такое нация?
Слайд 6 Люди пользуются устной речью с незапамятных времен. Письмо
возникло гораздо позднее.
Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества.
Цивилизация возникает вместе с появлением письма. Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного.
Слайд 8 Передавая нашу речь на письме, мы пользуемся буквами, каждая
из которых имеет определенное значение.
Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом, или азбукой.
А знаете ли вы, как, откуда пришли слова
алфавит и азбука?
Слайд 10Слово алфавит происходит от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа
и бета (по-новогречески вита). Слово азбука – копия со слова алфавит – это слившиеся названия двух первых букв древнего славянского алфавита кириллицы: аз и буки.
Слайд 11 Более 1000лет назад
азбуки, которая передавала
бы славянскую речь, тогда еще не существовало.
Но славяне, пытались записывать свою речь при помощи латинских и греческих букв.
Настоящая азбука была создана Константином Философом в 863 году.
В работе ему помогал брат Мефодий, хорошо владевший славянским языком.
Создав славянский алфавит, братья начали переводить с греческого на славянский главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие.
Язык этих переводов теперь называют старославянским языком.
Слайд 12 Древнейшие славянские надписи и рукописи, относящиеся к X веку,
выполняли двумя графическими системами.
Одну из них называют кириллицей, а другую – глаголицей (старославянское слово глаголь означает речь, слово).
Записи на стенах и керамических плитах церкви царя Самуила в Тырнове выполнены частично кириллицей, частично глаголицей
Слайд 13 Глаголица – очень своеобразный алфавит.
Глаголические
буквы сравнивали практически со всеми известными графическими системами, но похожи были только начертания этих букв.
Поэтому наиболее вероятно, что глаголица является результатом авторского творчества.
Слайд 14 Кириллица, в сущности, – это греческий алфавит с дополнительными
знаками для славянских звуков, которых нет в греческом языке. Потому в кириллице есть ненужные для славянского языка буквы вроде «кси» и «пси».
Отсюда многочисленные изменения произошли в кириллице. Исчезли многие буквы. В современном русском алфавите по сравнению с кириллицей добавились только три буквы – й, ё и э, а исчезло намного больше.
Слайд 15 Кириллица, созданная монахом Кириллом
Слайд 16Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности
Слайд 18Постепенно формировалось и критическое отношение к кириллице. В начале XVII в.
ученый-филолог Мелетий Смотрицкий, автор первой подробной грамматики церковно-славянского языка, пришел к выводу, что в кириллице есть ненужные буквы. Поэтому ученые решили сделать реформу азбуки.
В начале XVIII в. реформу провел царь Петр I. Он своей властью попытался исключить из алфавита следующие буквы: «земля», «омега», «ук», «кси», «пси», «от» и другие – а также все надстрочные знаки.
Слайд 20Время показало, что часть букв кириллицы ненужными для славянского языка. Так
до 1918года в алфавите оставались буквы
« фита», «ферт», «ижица», «ять». Их упразднили после 1918года.
Слайд 21 Б лый, бл дный, б дный б
съ
Уб жалъ, б дняга, въ л съ,
Л шимъ по л су онъ б галъ,
Р дькой съ хр номъ пооб далъ...
Такими были записи в старинных книгах
с буквой «ять»
Слайд 22 Алфавит – это система букв, передающих звуки, или фонемы,
русского языка.
Слайд 23Русский язык
очень красивый, благозвучный, гибкий;
богатейший по словарному запасу;
на
русском языке говорят многие народы
Слайд 24 Письмо, как и язык, представляет собой внешние символы нации.
Именно поэтому многие завоеватели уничтожали письменные памятники покоренных народов.
Слайд 25
Кто на каком языке
думает, тот к той
нации принадлежит.
В.И. Даль
К какой нации Вы принадлежите?
Создатель толкового русского словаря
Слайд 27
Так произошло слово в переводе с греческого
Спаси тебя Господи
Спаси тебя Бог
Спаси
Бог
Спаси- бо
Слайд 28Подумаем:
чем кончается день и ночь?
чем кончается лето и начинается осень?
в каком слове 40 гласных ?
в каком слове 100 согласных ?
в каком глаголе нет слышится 100 раз?
какую ноту кладут в суп ?
что у зайца позади ,а у цапли впереди ?
ь
о
сорок-а
сто-г, сто-л, сто-н
сто-нет
соль
ц
Слайд 29Составим поговорку
Голоден как волк.
Хитёр как лиса.
Болтлив как сорока.
Упрям как осёл.
Труслив как заяц.
Храбр как лев.
Скользкий как угорь.
Слайд 30лучше понимать друг друга
писать без ошибок
правильно говорить
интересно рассказывать
лучше понимать прочитанное
Если мы
будем хорошо
знать язык, то сможем...
Слайд 31
Родная речь – Отечеству Основа.
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа
рождает слово, -
Великий Святорусский наш язык!
Иеромонах Роман (Матюшин)
Слайд 32В.И.Даль http://www.ua-patriot.com/Gordost2/dal1.jpg
Икона. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
http://foto.rambler.ru/public/dima_4udik/22/5/1-web.jpg
http://www.softkey.ru/images/upload/119083/606a19e4979cb2d9edda9e0815194c6e.jpg
Ресурсы: