Понятие о слове. (Лекция 2) презентация

Содержание

Понятие о слове Слово — основная единица языка Роль слова в формировании ЯКМ Критерии определения слова Проблема отдельности и тождества слова Признаки русского слова

Слайд 1Понятие о слове


Слайд 2Понятие о слове
Слово — основная единица языка
Роль слова в формировании ЯКМ


Критерии определения слова
Проблема отдельности и тождества слова
Признаки русского слова

Слайд 3Слово
основная структурно-семантическая единица языка, служащая для называния предметов, их свойств,

семантических и грамматических признаков.

Слайд 4Изучая слово, лингвисты стремятся решить следующие проблемы:
определение слова как единицы языка
критерии

его выделения
содержание слова
системность лексики
слово в языке и речи (в тексте)

Слайд 5Слово
Ф. де Соссюр: « Слово, несмотря на трудность определения этого понятия,

представляет собой нечто центральное во всем механизме языка».

Слайд 6Слово
Внеязыковая действительность
Языковая система
Речь/текст


Слайд 7действительность
язык отражает то, что есть в действительности и именно слово играет

ведущую роль в формировании ЯКМ; ТГ — цвета, мебель и т.д. На уровне действительности словам соответствуют группы определенных предметов или признаков


Слайд 9
Петербург – линия, канал, проток, дорога (Южная, Анисимовская и др.)
Москва

– тупик (Басманный), просек (Майский и др.), Сад Александровский, Садовое кольцо
Рим – circonvallazione, passeggiata, vico, Lungotevere degli Altoviti, borgo Vittorio
Милан – Galleria del Corso, cavalcavia, passaggio, sottovia, belvedere, alzaia (подъем, повышение)
Венеция – Campo, Campiello, calle, Fondaménta, Riva (dei Sette Martiri), Rio Terra, ramo, Ruga S.Giovanni, Salizzada (salita - подъем), Sottoportego e corte dei zucchero (Сахарный проход и двор)
Падуя – Prato della Valle

Слайд 10Набережная в разных картинах мира


Слайд 11Fondamenta


Слайд 12Lungotevere


Слайд 13Площадь в разных картинах мира


Слайд 14Place des Vosges


Слайд 15Place Charles de Gaulle La Place de l'Etoile


Слайд 16Piazza di Spagna


Слайд 17Piazzetta San Marco


Слайд 18
Prato della Valle


Слайд 19Largo della Gancia


Слайд 20Языковая система
в системе (отношение между словами) часто отражают отношение между предметами

действительности (синонимы, антонимы, родо-видовые отношения. Н-р, дерево: дуб, клен, рябина и т.д.), в системе слова находятся в парадигматических и деривационных отношениях.


Слайд 21Речь/текст
Слово обладает коммуникативной значимостью, оно участвует в построении предложений и текстов.

Говорят о текстообразующей функции слов. В процессе порождения текста слова вступают в синтагматические отношения.


Слайд 22Номинативная функция слова
Представление о слове связано с одной из важнешних функций

языка — номинативной. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и думать, надо его как-то называть, именовать.
Итак, номинативная функция языка состоит в том, что он дает название всем вещам и явлениям, которые известны народу и осознаны им.

Слайд 23Как происходит процесс номинации?
Все языки являются «языками слов», а все слова

являются названиями предметов и явлений.
Каждой вещи соответствует слово.
Так ли просты отношения между «вещами» и словами языка?


Слайд 24Как происходит процесс номинации?
Сложность этих отношений связана с тем, что язык

дает название НЕ ОДНОМУ предмету, а ЦЕЛОЙ ГРУППЕ предметов (признаков, действий). Это отношение можно представить так:
ОДНО СЛОВО ----- МНОЖЕСТВО ПРЕДМЕТОВ

Слайд 26Беседка
Лёгкое парковое или садовое строение для отдыха, защиты от дождя, солнца

(МАС)

Слайд 27Денотат
Класс однородных объектов, множество объектов действительности (вещей, свойств, отношений, ситуаций, процессов,

действий), которые могут именоваться данной единицей (ЛЭС)

Слайд 28Виды денотатов
Телесные
Феноменальные
Конструктные


Слайд 29Как происходит процесс номинации?
Все предметы, объединяемые одинаковым названием, имеют между собой

что-то общее, т.е. являются в каком-то отношении ОДИНАКОВЫМИ, но это не означает, что они ТОЖДЕСТВЕННЫ между собой.

Слайд 30Как происходит процесс номинации?
Множество различий, существующих в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ оказываются НЕВАЖНЫМИ, НЕСУЩЕСТВЕННЫМИ

для языка. Язык их ОТБРАСЫВАЕТ, абстрагируется от них.
Важным для ЯЗЫКА оказывается то ОБЩЕЕ, что объединяет объекты (дома, стулья и т.п.)

Слайд 31Как происходит процесс номинации?
То, что НА САМОМ ДЕЛЕ РАЗНОЕ, язык представляет

как ОДИНАКОВОЕ, ТОЖДЕСТВЕННОЕ друг другу.
Это значит, что язык не просто «ОТРАЖАЕТ» действительность, не «КОПИРУЕТ» её. Язык ТВОРИТ свои обобщения.

Слайд 32Как происходит процесс номинации?
В какой мере обобщения, предлагаемые языком, заключенные в

словах и грамматике языка, соответствуют объективному «членению» самой действительности?

Слайд 33Как происходит процесс номинации?
Весь мир, вся познанная и осознанная языковым коллективом

действительность оказывается «разбитой», разделенной на отдельные «кусочки», которые и обозначаются соответствующим им словами.

Слайд 34Как происходит процесс номинации?
Членение может быть разным у разных этносов. Это

работа нашей мысли. Поэтому можно говорить о национально-культурных особенностях каждого языка.
Рука-плечо-предплечье
Идти-ходить

Слайд 35Как происходит процесс номинации?
Есть случаи, когда фрагменты КМ совпадают в разных

языках: арбуз, дыня и др. В этом случае роль языка как раз и сводится к тому, что он «дает имя».
Мерлуза – merluza - мэрлуса

Слайд 36Хек серебристый


Слайд 37Как происходит процесс номинации?
Признаки, на основании которых выделяется языком некоторая группа

предметов. Могут быть и нередко бывают случайными.
Внутренняя форма (ВФ) – признак, положенный в основу номинации (одуванчик, чернила, ср. школьник)

Слайд 38
Дыра – яма – отверстие – ров – канава - шахта


Слайд 39
Отсутствие материи
Отсутствие материи там, где не должно быть отсутствия (отсутствие вопреки

норме)

Слайд 40Какие понятия лежат исторически в основе ЛЗ слов?
Допотопный
Отвратительный
Сличать
Недоступный
Покровительство
Подтверждение


Слайд 41Как происходит процесс номинации?
Номинация состоит не только и не столько в

том, что определенной группе предметов присваивается определенное имя, сколько в том, что САМИ ПРЕДМЕТЫ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ ГРУППИРУЮТСЯ благодаря тому, что мы даем им одинаковое имя.

Слайд 42Как происходит процесс номинации?
ОДИН ПРЕДМЕТ – МНОЖЕСТВО СЛОВ
У каждого предмета множество

признаков. В названии удерживается лишь часть признаков или один признак.

Слайд 43Как происходит процесс номинации?
Катя- Екатерина Борисовна-женщина-гражданка-сестра-мать-дочь-жена-учительница-студентка-спортсменка-красавица и т.д.


Слайд 44Как происходит процесс номинации?
Этот пример подчеркивает, что имя, название – не

«ярлык», прочно и однозначно прикрепленный к «вещи».
Название – выражение нашего понимания СУЩЕСТВА «вещи», её отношение к другим вещам, ко всему миру

Слайд 45Как происходит процесс номинации?
Словарный состав каждого языка – отражает весь опыт

народа, обозначает и осмысляет ВСЕ предметы и явления, известные данному народу. Язык предлагает человеку относительно законченную КЛАССИФИКАЦИЮ предметов и явлений действительности.

Слайд 46Как происходит процесс номинации?
Эта КЛАССИФИКАЦИЯ – результат очень длительной познавательной деятельности

народа. Эта КЛАССИФИКАЦИЯ и есть ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА.

Слайд 47ЯКМ
Наивная картина мира (Ср. Солнце всходит и заходит; кузнечик – прыгающее

насекомое, издающее стрекочущие звуки)
Научная картина мира (цикада – прямокрылое хоботное насекомое, самцы которого издают характерное стрекотание)

Слайд 48Слово
объект изучения разных разделов лингвистики
Фонетика (фонетическое слово)
Морфология (словоформа)
Словообразование
Синтаксис
Лексикология (лексема)


Слайд 49Слово - объект изучения разных дисциплин
Словообразование: слово рассматривается как словообразовательная структура;

словообразовательная семантика; парадигматический аспект.
Морфология: слово как грамматическая форма, которая выражает грамматическое значение (грамматическая категория — абстрактная).

Слайд 50Слово - объект изучения разных дисциплин
Синтаксис: слово как часть синтаксической модели.
Лексикология:

изучает слово с точки зрения его содержания, лексического значения.


Слайд 51Слово
центр сплетения проблем самых разнообразных дисциплин.
Слово — самый частотный термин,

но в науке до сих пор нет общепринятого определения о слове.

Слайд 52Сколько перед нами слов?

То(же)
Выше(сказанный)
Ни с кем
За город
(Не)ясный
Буду

рисовать
Самый лучший

Слайд 53Термин слово приложим к разным языковым объектам
Эне, бене, раба,
Квинтер,

финтер, жаба.
Каплеуказатель
Идти

Слайд 54Трудности определения слова
Вопрос о пограничности слова (Жирмунский)
Типы слов


Слайд 55Пограничные слова
степени сравнения прилагательных
видовые пары
аналитические формы типа: «Буду писать»
супплетивные формы: ребенок-дети
Формы

слова представляют собой иерархию (ядро — периферия)


Слайд 56Типы слов в РЯ
Знаменательные слова
Служебные слова



Слайд 57Структурно-семантические типы слов
Знаменательные слова («слова-названия» + местоимения)
Служебные части речи
Междометья
Модальные слова

В.В.Виноградов

Слайд 58Критерии выделения типов слов
Соотношение с явлениями действительности (соотносится с понятием или

нет)
Функции в языке
Наличие/отсутствие лексического и грамматического значения
Синтаксическая функция
Уфимцева

Слайд 59Типы слов
1. Имеющие значение
Части речи (ГЗ + ЛЗ) а) лексически полнозначные

(сущ., прил., гл.)
б) лексически незначимые (собственные имена, дейктические слова, глаголы связки)
Частицы речи (ГЗ) (предлоги, союзы)

Слайд 60Типы слов
2. Не имеющие значения (модальные слова и междометья)


Слайд 61Проблема определения слова
Проблема выделения и определения слова включает два аспекта:


проблему отдельности слова
проблему тождества слова, его идентификацию
А. М. Пешковский и А.И. Смирницкий

Слайд 62Проблема отдельности слова
Определение границ слова в тексте (устном-паузы и письменном-пробелы)

разграничение слова и его части (морфемы)
разграничение слова и словосочетания

Слайд 63Критерии определения слова
Графический
Фонетический
Структурный
Морфологический
Семантический
Функциональный


Слайд 64В фонетическом аспекте
Слово — последовательность знаков, ограниченная паузами, имеющая одно

ударение, определенную слоговую структуру ( А.М. Пешковский)

Слайд 65В графическом аспекте
Слово — последовательность знаков, ограниченная пробелами.


Слайд 66В структурном аспекте
«Звуковая последовательность, ограниченная паузами любой длины, есть звуковая последовательность,

которая содержит по крайней мере одно самостоятельное слово… Это звуковая последовательность, внутрь которой не может быть вставлена другая звуковая последовательность» (П.С. Кузнецов ).

Слайд 67Морфологический критерий
Морфологический показатель (н-р, окончание) оформляет слово в целом, а не

его отдельную часть (ср. шестидесяти) (А.И. Смирницкий)

Слайд 68Семантический критерий
Слово – все, что выражает одно определенное понятие. «При определении

слова через грамматическую форму мы упускаем специфику лексики, а именно наличие у этой единицы лексического значения» (М.В. Панов )

Слайд 69Функциональный критерий
Каждая единица языка определяется прежде всего ее основной функцией. Функция

слов определяется в ряду:
Фонема — смыслоразличительная
Морфема — строительная
Слово — номинативная
Предложение — коммуникативная.
«Слово — это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью» (Д. Н. Шмелев ).

Слайд 70Признаки слова Н.М.Шанского
1.Фонетическая оформленность
2.Семантическая валентность
3.Непроницаемость
4.Недвуударность


Слайд 71Признаки слова Н.М.Шанского
5. Лексико-грамматическая отнесенность
6. Постоянство звучания и значения
7. Изолируемость
8. Воспроизводимость


Слайд 72Признаки слова Н.М.Шанского
9.Цельность и единооформленность (грамматическая характеристика)
10.Преимущественное употребление в сочетании слов

(речевая характеристика)
11. Идиоматичность
12.Функциональная номинативность

Слайд 73 Идиоматичность
— невыводимость значения слова из значения составляющих его морфем

(Н-р, лет-чик, школь-ник, любезничать). Ср. стол-ик, руч-к-а.

Признак «идиоматичность» имеет и фразеологизм

Слайд 74Н.М.Шанский
Слово — лингвистическая единица, имеющая (если она не безударна) в своей

исходной форме одно основное ударение и обладающая значением, лексико-грамматической отнесенностью и непроницаемостью

Слайд 75Проблема тождества слова
После того как слово выделено, возникает проблема определения его

границ – проблема тождества слова.

Слайд 76Проблема тождества слова
Установление словесного тождества различных словоупотреблений.
Одно слово или разные

слова?
Галоша-калоша
Лиса-лисица
Творог-творог
Река-рекой


Слайд 77Проблема тождества слова
Слово может иметь варианты, варьировать может и план выражения

и план содержания.

Слайд 78Проблема тождества слова
фонетические варианты: тво'рог — творо'г; калоша — галоша
словообразовательные:

табурет — табуретка; синонимичный — синонимический
формообразовательные: мной — мною;
прожекторы — прожектора
морфологические: окно — окна — окну — окном

Слайд 79Проблема тождества слова
Можно ли относить к одному слову употребление одного звучания

в разных значениях

Слайд 80Проблема тождества слова
День: 1. Часть суток от восхода до заката (День клонится

к вечеру)
2. Сутки, промежуток времени в 24 часа ( в году 365 дней)
3. Календарная дата (День защиты детей)
4. Время, пора, период (Дни юности)

Слайд 81
Лексема
Словоформа
Лексико-семантический вариант
Фонетическое слово


Слайд 82
Лексема - абстрактная двусторонняя единица словаря; слово, рассматриваемое как единица словарного

состава языка в совокупности его конкретных грамматических форм, а также возможных конкретных смысловых вариантов.

Слайд 83
Глава, в которой мы снова знакомимся с героями повести, не все

из которых будут героями.
Гони ее от дома к дому.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика