Подготовка к сжатому изложению. (9класс) презентация

Содержание

Аудирование текста

Слайд 1Подготовка к сжатому изложению


Слайд 2Аудирование текста


Слайд 3На экзамене проверяются умения:
Понимать коммуникативную цель аудирования (слушания) текста, в соответствии

с ней организовывать свою работу;
Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели;
Адекватно понимать основное содержание текста, воспринимаемого на слух или зрительно; определять и формулировать его основную мысль, тему;
Дифференцировать основную и дополнительную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;
Вычленять структурные части исходного текста;
Фиксировать информацию прослушанного текста в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, полного или сжатого пересказа.


Слайд 4Что нужно знать о порядке проведения экзаменационного изложения в 9классе


Слайд 5Проводится в форме сжатого изложения.
Читается учителем русского языка вслух 2 раза

с интервалом между 1-м и 2-м чтением в 5 минут.
На выполнение 1-й части экзамена (письменное сжатое изложение прослушанного текста) рекомендуется отвести примерно 80 минут.
Через 70 минут после начала экзамена можно пользоваться орфографическим словарём.


Слайд 6Критерии оценивания изложения.


Слайд 10Памятка №1 Как слушать текст, чтобы понять его содержание.


Слайд 11Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания. Чётко сформулируйте цель аудирования

(слушания) и постарайтесь подчинить ей всю работу с аудиотекстом.
В процессе аудирования готовьте рабочие материалы – запишите ключевые слова и выражения или составьте логико-смысловую схему текста, на основе которой будете потом писать план. Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста, т.к. именно таким образом привлекается ваше внимание к ключевым фрагментам текста.
Помните о том, что значение незнакомых слов может быть подсказано содержанием текста.


Слайд 12  Памятка №2 Как писать сжатое изложение


Слайд 13Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно кратко изложить.
Обдумайте содержание текста,

определите, какая информация является основной, а какая – второстепенной.
Прослушивая текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста.
Продумайте ёщё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при кратком изложении содержания каждой части: исключение, обобщение, упрощение и их сочетание.
Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия изложения, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения.
Отредактируйте черновик.
Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.


Слайд 14Памятка №3 Как работать с черновиком


Слайд 15Оставляйте просвет между строками в черновике, это даст вам возможность в

процессе редактирования вставлять словосочетания и даже предложения.
Пишите текст на одной стороне листа: при редактировании вам может понадобиться вставить не слово и даже предложение, а довольно значительный кусок текста. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-нибудь условный знак, а на оборотной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
Оставляйте хотя бы небольшие поля. Во время правки при первом чтении бывает, что вы видите необходимость исправления той или иной фразы, но как её исправить, пока ещё не ясно. Сделайте пометку на полях, и вы сможете вернуться к этой фразе и исправить её.
Соблюдайте абзацы. На границе частей изложения, соответствующих новым пунктам плана, пропускайте ещё и дополнительно пустую строчку.


Слайд 16Памятка №4 Как работать над планом.


Слайд 17Помните! Чтобы добиться чёткости, логичности в изложении материала, нужно правильно его

структурировать. В этом поможет составление плана будущего изложения.
План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь. Составление плана ускоряет переработку источника информации, так как заставляет выделять в тексте основную информацию, концентрировать внимание на главном, отсеивать второстепенное.
План может иметь разное языковое оформление, в связи с этим выделяются следующие его виды: назывной, вопросный, тезисный и цитатный.



Слайд 18Составление разных видов плана показано на примере фрагмента книги Б.Челнышева «В

поисках пропавших рукописей» (текст №18 из Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс/ авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова)

Слайд 20Возможные формулировки заданий по работе с планом текста
Прослушайте текст, определите его

тему, основную мысль. При вторичном прослушивании составьте план текста, а затем письменно изложите содержание близко к тексту.
Прочитайте ключевые слова текста (назывной план), с которым вы сейчас познакомитесь. Попробуйте догадаться по этим словам о содержании текста. Прослушайте текст и определите, соответствует ли последовательность предъявления ключевых слов его содержанию. Внесите правку в список ключевых слов, а затем после второго прослушивания текста письменно его изложите.
Познакомьтесь с планом текста, который вы будете слушать. Попробуйте догадаться по этому плану о содержании текста. При первом прослушивании установите, соответствует ли он плану. Если необходимо, внесите правку в план, а затем после второго прослушивания текста письменно его изложите.


Слайд 21  Памятка №5 Что нужно знать о способах сжатия исходного текста


Слайд 22    I.Способ смыслового сжатия исходного текста (сжатие с точки зрения содержания)


Слайд 23 
Исключение. Исключаются подробности, детали, конкретные примеры, числовые данные, авторские пояснения, отступления,

подробные описания, рассуждения и т.п. Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную. Сжатое изложение предполагает сохранение главной информации и исключение второстепенной.
Обобщение. При обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.




Слайд 24Сжать можно не только саму информацию (путём исключения

или/и обобщения), но и форму её изложения. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме, то есть ПРИМЕНИТЬ СПОСОБ ЯЗЫКОВОГО СЖАТИЯ ТЕКСТА

Слайд 25II.Способ языкового сжатия текста (в основе – идея упрощения: сложные, развёрнутые синтаксические

конструкции преобразовываются и упрощаются)

Слайд 26  Основные приёмы языкового сжатия исходного текста:
Замена:
сложного предложения простым;
двух и более простых

предложений одним сложным;
однородных членов предложения обобщающим наименованием;
объёмного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;
предложения или его части указательным местоимением (это, то…) или отрицательным местоимением с обобщающим значением (всё, ничего);
прямой речи косвенной.
Сокращение или полное исключение:
повторов;
одного или нескольких синонимов;
некоторых второстепенных членов предложения;
конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);
фрагмента предложения (например, части сложного предложения);
диалога (передача его сути в одном предложении)
Слияние нескольких предложений в одно.


Слайд 27Возможные формулировки заданий при работе над сжатием текста
Определите, какую информацию нужно

обязательно сохранить при написании сжатого изложения данного текста
Объясните, какую информацию прослушанного текста можно опустить при написании сжатого изложения
Сравните два варианта изложения прочитанного (прослушанного) текста. Объясните, в чём различие этих вариантов и за счёт чего «сжимается» текст при сжатом изложении.
Перечислите основные приёмы сжатия текста при устном и письменном его пересказе.
Прослушайте (прочитайте) два текста. Сформулируйте и запишите основную мысль, которая объединяет оба текста. После вторичного прослушивания (прочтения) составьте и запишите план первого текста.
Сравните исходный текст для изложения с работой ученика (сжатое изложение). Оцените работу школьника с точки зрения того, как ему удалось передать содержание исходного текста в сжатой форме. Сделайте выводы.


Слайд 28ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 506
Сжатие текста как этап

подготовки к сжатому изложению

Урок развития речи
в 9классе



Слайд 29Способы сжатия текста:


Слайд 30Исключение
несущественной информации
повторов
фрагмента предложения
одного или нескольких синонимов
однородных членов с обобщающим словом, вводных

слов, вставных конструкций, обособленных членов предложения, которые несут добавочную информацию

Слайд 31Обобщение
замена однородных членов обобщающим наименованием
слияние нескольких предложений в одно
свертывание исходной информации

за счет обобщения (перевода частного в общее)

Слайд 32Упрощение
замена сложноподчиненного предложения простым ( главная информация обычно содержится в главном

предложении)
замена фрагмента предложения другой синонимической конструкцией (простым предложением с вводными словами, с обращением и т. д.)
замена предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением

Слайд 33Использование приемов сжатия информации
Мы добрались до цели нашего путешествия, когда

наступил вечер.

Мы добрались до цели нашего путешествия вечером.

После рекламной паузы вернемся к событиям, которые происходят в этом матче.

После рекламной паузы вернемся к событиям этого матча.


Слайд 34Главная информация предложения
С самого начала своей научной деятельности М. В.

Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы),который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, которые изучают естественные науки.

Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы).

Найдите главную информацию в предложении.


Слайд 35 Многие вещества биологического происхождения , основой которых является вода, имеют

жидкокристаллическую структуру.

Многие вещества биологического происхождения имеют жидкокристаллическую структуру.


Слайд 36 Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому

являются устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.


Слайд 37СВЕРНИТЕ ЭТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫДЕЛИВ:

1)только значения крылатого выражения;

2)только информацию об истории происхождения

этого выражения.

Свертывание информации


Слайд 38 Выражения «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства)

основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.

Довести до белого каления - очень сильно разозлить.
Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании.


Слайд 39
Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладения которым считалось

верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универсальный ключ к решению многих задач.

Искать философский камень – пытаться решить невозможное.
Выражение «искать философский камень» возникло в то время, когда была широко распространена алхимия.


Слайд 40 Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек

потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций.

Цепная реакция - вышедший из-под контроля процесс.
Выражение «цепная реакция» употреблялось учеными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.


Слайд 41Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в этих

абзацах так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

(1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
(2) Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (3) Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. (4) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Работа с текстом


Слайд 42 1.Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели,

но и не совсем рациональные мечты. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения. (32 слова)

2. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Цель конкретна, точна, достижима. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для её достижения. (28 слов)

Примеры выполнения работы


Слайд 43Памятка №6 Редактирование собственного текста


Слайд 44Проанализируйте содержание изложения: точно ли передано содержание исходного текста; удачно ли

использованы приёмы сжатия текста, нет ли лишних деталей, ухода от темы текста; обладает ли текст законченностью, завершённостью.
Проверьте последовательность содержания изложения: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; достаточно ли чётко выражена связь между ними; правильно ли членится текст на абзацы; не нарушена ли связь предложений в каждом абзаце.
Уточните, правильно ли употреблены слова: уточняем лексическое значение слов, проверяем их лексическую сочетаемость, уместность выбора синонимов из возможных.
Определите, не нарушено ли стилевое единство текста: не употреблены ли слова, не соответствующие стилю текста и его идее.
При редактировании постарайтесь избавиться от слишком длинных фраз. Во время написания текста могут появиться такие тяжеловесные предложения. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать кое-какие слова, оказавшиеся лишними.


Слайд 45Переделка фраз, зачёркивание одних, вставка других и вообще любые изменения в

тексте могут привести к тому, что должна быть изменена форма слова, но по невнимательности забываешь это сделать сразу. В результате нарушаются грамматические законы связи слов и появляются грамматические ошибки. Чтобы их избежать, помните, что после любого изменения в тексте надо медленно и выразительно, желательно вслух (шёпотом!), прочесть весь кусок текста, в котором проделаны изменения. Все грамматические сдвиги вы можете уловить и исправить.
Прежде чем переписать на чистовик изложение или сочинение, надо внимательно в черновике рассмотреть каждое предложение: есть ли в нём мысль, достаточно ли ясно она выражена; все ли слова вам понятны, нет ли среди них разговорных, которые неуместно использовать в ученическом тексте; не встречалось ли то или иное слово в предыдущей фразе (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок – неоправданного повтора слов); найдите основу предложения, чтобы правильно расставить знаки препинания в нём; особое внимание обратите на местоимения, причастия и деепричастия – верно ли они употреблены; в сложноподчинённых предложениях найдите средства связи предложений и убедитесь в их правильном выборе. Не ленитесь поработать над предложением, в котором заметили какие-либо недостатки, исправьте всё, что можете.


Слайд 46Если вы имеете серьёзное намерение научиться писать изложения и сочинения, то

соблюдайте простое правило: как можно чаще занимайтесь такой работой! При этом не надо гнаться за объёмом. Самая удобная форма – миниатюры: изложение-миниатюра, сочинение-миниатюра, то есть очень небольшие по объёму тексты, но обладающие теми качествами, которые предъявляются к «обычным» текстам.
Можно отрабатывать навыки самостоятельно: прочитайте текст (быстро, один раз), как следует его обдумайте, уточните в словарях значение неясных слов. Прочитайте ещё раз, закройте книгу и постарайтесь воспроизвести текст письменно, помня об орфографии и пунктуации. А после этого можно проверить качество выполненной работы по книге, откуда вы брали исходный текст для изложения.


Слайд 47Одним из самых типичных речевых недочётов, которые допускают ученики при написании

сочинений и изложений, является слабая связанность предложений и частей текста, поэтому при написании текста нужно «держать под особым контролем» связность речевого высказывания. Для этой цели используются различные средства связи: лексические, морфологические, комбинированные

Слайд 48Памятка №7 Средства связи предложений в тексте.


Слайд 51На экзамене ученик должен продемонстрировать умение писать сочинение в рамках заданного

типа речи – рассуждения.
Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.
Текст-рассуждение обобщает наши наблюдения, знания, мысли. Таким образом, основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.
Текст-рассуждение строится по схеме:
Тезис (утверждение, положение) – выражает основную мысль текста, которую требуется доказать
Аргументы (факты, доказательства)
Вывод


Слайд 52Тезис – это мысль, требующая доказательств. В тезисе заключается тема рассуждения.

Иногда автор включает в тезис цитату какого-то выдающегося деятеля (учёного, писателя, философа), которая помогает более точно выразить мысль.
При переходе к доказательствам могут использоваться выражения: докажем это; это можно доказать так; в этом можно легко убедиться, это объясняется следующим; и вот почему и др., а также вопросительные предложения со словами почему, для чего и подобными. 
В доказательстве может быть использовано несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: во-первых, во-вторых,
наконец, допустим, предположим, так и др.
В качестве аргумента может быть использован и конкретный пример или ряд примеров, которые построены как описательные или повествовательные типы речи. При переходе к аргументу-примеру используются слова: например; приведём пример; обратимся к примеру; вот что произошло однажды; вот один из таких примеров и др.
Следует иметь в виду, что аргументы могут соединяться с тезисом и между собой без всяких специальных слов, только по смыслу.


Слайд 53
Вывод (заключительная часть рассуждения) может состоять из нескольких предложений. Нередко в

нём содержится идея рассуждения, которая может быть выражена риторическим вопросом, побудительным предложением-призывом к чему-либо или же повествовательным предложением.
Вывод может быть связан с доказательствами посредствами слов поэтому; вот почему; следовательно; значит; итак; таким образом; сделаем вывод; подведём итог; из всего сказанного следует…и др.
Не всегда рассуждение содержит вывод: многие тексты предоставляют возможность сформулировать его самому читателю.
Рассуждение может принадлежать к любому стилю речи. В научном стиле приводятся научные доказательства выдвинутого тезиса. В художественном тексте автор, как правило, приводит такие доводы, которые воздействуют на читателя, старается внушить читателю какую-то мысль.


Слайд 54Выделяется несколько видов рассуждения: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. 
Различие между объяснением

и доказательством заключается в следующем:
-основная мысль объяснения не вызывает споров, с основной мыслью доказательства можно не согласиться;
-в объяснении речь идёт о конкретных, наблюдаемых явлениях, в доказательстве, как правило, - об абстрактных нравственных понятиях;
-объяснение знакомит нас с фактами, ранее неизвестными нам, но бесспорными; доказательство предлагает своё решение спорной проблемы (это решение не претендует быть единственно верным).



Слайд 55Познакомьтесь с некоторыми клише, которые уместно использовать при написании сочинения на

основе прослушанного или прочитанного текста.

Слайд 56Основные языковые средства оформления рассуждения


Слайд 60Одно из требований к сочинению-рассуждению, которое нужно написать ученику на экзамене,

- использование не менее двух примеров из прочитанного текста, аргументирующих точку зрения учащегося. При этом, приводя примеры, следует указывать номера нужных предложений или применять цитирование. В связи с этим возникает необходимость умелого использования приёма цитирования в сочинении.


Слайд 61Условные обозначения: Ц, ц – цитата А, а – текст автора сочинения Ссылка –

указание на автора цитаты

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика