Подготовка к итоговому сочинению 2017. Направление Цель и средства презентация

Содержание

На основе комментария, подготовленного специалистами ФГБНУ «ФИПИ» Задуматься о о жизненных устремлениях человека; о важности осмысленного целеполагания; об умении правильно соотносить цель и средства

Слайд 1Направление «Цель и средства»
Подготовка к итоговому сочинению 2017


Кустова О.Б., заместитель директора,

учитель русского языка и литературы ЧОУ «Лицей Исток»

Слайд 2 На основе комментария, подготовленного специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Задуматься о
о

жизненных устремлениях человека;
о важности осмысленного целеполагания;
об умении правильно соотносить цель и средства ее достижения;
об этической оценке действий человека.

Что ищем в литературе героев, намеренно или ошибочно избравших негодные средства для реализации своих планов;
героев, у которых благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов;
героев, у которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

*


Слайд 3Проблемы в работе с учащимися
Небольшой корпус русской литературы, посвященный конкретно проблемам

цели
Перевод образа художественного в образ реальный (неизбежность примитивизма в трактовках)
Неоднозначность моральных оценок, двойная мораль в обществе
Цель: как стратегия и как тактика, большая и маленькая (это то, что всегда присутствует в жизни человека)
Средства: смешение с финансово-экономическими терминами (затраты и риски)

*

Этическое поле


Слайд 4Взаимосвязаны, а не противоположны
ЦЕЛЬ –
Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.
СРЕДСТВО


Прием, способ действия для достижения чего-н. 
Словарь С.И.Ожегова

*

Цель не может быть без средств (тогда она остается мечтой),
а средства – без цели.


Слайд 5Цель Средства
Осознанная необходимость
Личная/общественная
Истинная/ложная
Корыстная/бескорыстная
Великая, высокая/

низменная
Недостижимая/достижимая


нравственные
безнравственные

Можно ли достигать благую цель аморальными (неэтичными) средствами?

*


Слайд 6Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Если есть у человека великая цель,

то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. Письмо первое «Большое в малом»

*


Слайд 7Письмо первое «Большое в малом»
Поговорка «цель оправдывает средства»

губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.


*


Слайд 8Письмо третье «Самое большое»
А в чем самая большая цель жизни? Я

думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять.

*


Слайд 9Письмо пятое «В чем смысл жизни»
Можно по-разному определять цель своего существования,

но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание (…).
Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

*


Слайд 10Письмо шестое «Цель и самооценка»
Если человек ставит перед собой задачу приобрести

все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. 

*


Слайд 11Проектируем темы
Тема-вопрос
Тема-понятие
Тема- цитата
Тема-отношение к цитате (Согласны ли Вы…)

Звёздочкой отмечены темы, наиболее

трудные в осмыслении или аргументации

*


Слайд 12 Проектируем темы о жизненных устремлениях человека
Можно ли жить без цели?
Жизнь человека,

у которого нет цели, бессмысленна.
Как вы понимаете ассирийскую мудрость, что «жизнь без цели - человек без головы»?
Какие цели важно ставить на жизненном пути?
Согласны ли Вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?
Согласны ли вы с утверждением Ф.М. Достоевского, что «человек наиболее живет в то время, когда чего-нибудь ищет»?
Согласны ли вы с утверждением К. Ушинского, что «цель в жизни является вершиной человеческого достоинства и человеческого счастья»?



*


Слайд 13Ищем героев целеустремленных
Андрей Штольц
Евгений Васильевич Базаров
Князь Андрей Болконский
Германн*
Павел Иванович Чичиков*
Родион Раскольников*
Мцыри
Пастух

Сантьяго ( П.Коэльо «Алхимик»)
Чайка Джонатан Ливингстон (Ричард Бах «Чайка Джонатан Ливингстон»)
Герои Джека Лондона


*


Слайд 14Андрей Штольц

Андрей Иванович активен, целеустремлен, обладает внутренней и

внешней силой для достижения цели, будто он был «составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Его отец считал, что в жизни нужно всего достичь собственным трудом, поэтому всячески поощрял это качество в сыне. Андрей много трудился, старался рассчитывать только на себя – и стал значимой фигурой в Петербурге, незаменимым человеком на службе.
Его жизнь изображается как постоянное стремление вперед, непрерывная гонка за новыми и новыми достижениями, за возможностью стать лучше, выше и влиятельнее других*.
Читаем и анализируем: И.А.Гончаров «Обломов» (часть 2, гл. 1-2 + финал романа) Подробнее: http://obrazovaka.ru/books/goncharov/oblomov/shtolc-drug-oblomova-harakteristika#ixzz4v1IJNX8w)

http://obrazovaka.ru/books/goncharov/oblomov/shtolc-drug-oblomova-harakteristika)


Слайд 15Джонатан Чайка (Р.Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»)
В то время как

остальные чайки озабочены тем, «чтобы хитростью или силой добыть крохи пищи», Джонатан пытается довести своё умение летать до совершенства.
Стая приговаривает Джонатана к изгнанию на Дальние Скалы за попрание достоинства и обычаев Семьи Чаек.
В одиночестве проживает долгую и счастливую жизнь, достигнув вершин мастерства.

*


Слайд 16Дж.Лондон «Что значит для меня жизнь»

Начало очерка
«Я родился в рабочей среде. Рано познал я восторженность, власть мечты, стремление к идеалам; и добиться желанной цели — было надеждой моего детства. Меня окружали грубость, темнота, невежество. И смотрел я больше не вокруг, а вверх. Место мое в обществе было на самом дне. Жизнь здесь не давала ничего, кроме убожества и уродства тела и духа, ибо и тело и дух здесь в равной мере были обречены на голод и муки. Надо мной высилось громадное здание общества, и мне казалось, что выход для меня — это подняться вверх. Проделать этот путь я решил еще в детстве».

*


Слайд 17Ищем героев без цели
Манилов
Он только мечтает, ни одна его мечта не

становится целью.

Обломов
Сначала только мечтает, потом (под воздействием Штольца и Ольги) собирается что-то делать, планирует, пытается измениться, но возвращается в пассивное существование без цели.

*


Слайд 18Проектируем темы
о важности осмысленного целеполагания

Целеустремленность - это навык или врожденное качество

личности?
Как развить целеустремленность?

*


Слайд 19

*

Никогда не поздно уйти из толпы. Следуй за своей мечтой, двигайся

к своей цели. (Б. Шоу)

Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи. (Б. Л. Пастернак)


Слайд 20Афоризмы
Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять

камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели. (Ф.М. Достоевский)






Слайд 21Проектируем темы
об умении правильно соотносить цель и средства ее достижения
Всегда ли

мы находим правильные средства для достижения цели?
Как вы понимаете поговорку: «Овчинка выделки не стоит»?
Достижение какой цели приносит удовлетворение?
Как вы понимаете выражение «благими намерениями вымощена дорога в ад»?
Человек использует средства или средства используют человека?


*


Слайд 22Ищем героев, не умеющих соотносить цель и средства
Родион Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление

и наказание»)
Чацкий ( А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
Печорин-разрушитель (Бэла, быт «честных контрабандистов, Вера)
Герои басен И.А.Крылова «Квартет», «Свинья под дубом», «Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха»

*


Слайд 23Проектируем темы
об этической оценке действий человека
Согласны ли вы, что

цель всегда оправдывает средства?
Какими должным быть цели нравственного человека?
Почему на пути к мечте не все средства хороши?
Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Как Вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута, о пути забывают»?
Можно ли достичь благородную цель недостойными средствами?
Можно ли построить собственное счастье на чужом несчастье?





*


Слайд 24Ищем героев с благородной целью
Петр Гринев (А.С.Пушкин «Капитанская дочка») – путь

чести
Летчик Алексей Мересьев (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке») – защита Родины
Николай Плужников ( Б.Васильев «В списках не значился») – защита Родины
Доктор Пирогов (А.Куприн «Чудесный доктор») - помощь ближним

*


Слайд 25Кодекс дворян для понимания характера Гринева
К дворянским детям применялось так называемое

«нормативное воспитание», т.е. воспитание, направленное на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу.
Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств: «Кому много дано, с того много и спросится». Дворянского ребенка ориентировали не на успех, а на идеал: быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему много дано, потому что он должен быть именно таким.



*


Слайд 26
Дворянская честь считалась едва ли не главной сословной добродетелью, являлась основным

законом поведения дворянина, она была безусловно и безоговорочно важнее, чем выгода, успех, безопасность и просто рассудительность. Нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным.
Поведение человека было ориентировано не на результаты, а на принципы. То есть следовало думать об этическом значении поступка, а не о его практических результатах.

*


Слайд 27Ищем героев, прикрывающихся благородной целью
Князь Игорь Святославович (битва с врагами/ для

себя славы и оправдания)
Марфа Игнатьевна Кабанова/ Кабаниха (счастье сына/ власть и контроль)
Родион Раскольников (сделать мир лучше/ убийство), Порфирий Прокофьевич (найти преступника/ насладиться властью над «жертвочкой»), Лужин (осчастливить бесприданницу/ иметь власть над ней)
Учитель Беликов («Как бы чего не вышло»/ власть и контроль)
Наполеон ( процветание Франции/ власть и самолюбование, по трактовке Л.Н.Толстого)

*


Слайд 28Ищем героев, «заблудившихся в сумрачном лесу», поставивших ложные цели
Сильвио (А.С.Пушкин «Выстрел»)

- путь мести
Князь Андрей Болконский (Л.Н.Толстой «Война и мир» – путь славы
Печорин (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени») – путь своеволия
Георгий Желтков (А.И.Куприн «Гранатовый браслет») – путь любви и страсти
Госпожа Луазель (Ги де Мопассан «Ожерелье») – желание жить в роскоши, блистать в свете
Солоухин «Мститель»



*


Слайд 29 Георгий Желтков (А.И.Куприн «Гранатовый браслет»)
Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют

вас ценить её. (У. Джеймс)

*


Слайд 30Германн (А.С. Пушкин «Пиковая дама»)
«Нет! расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои

три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!»

В итоге: смерть графини, обманутое доверие Лизы, разорение и сумасшествие Германна.



*


Слайд 31Ложные цели
Гробовщик Яков (А.П.Чехов «Скрипка Ротшильда»)
Николай Чимша-Гималайский (А.П.Чехов «Крыжовник»)
Дмитрий Ионович Старцев

(А.П.Чехов «Ионыч»)
Николай Дмитриевич Масленников (Л.Н.Андреев «Большое шлем»)


*


Слайд 32Ищем героев с неблагородной целью
Семья Курагиных (Анатоль, Элен, князь Василий)
Свидригайлов (Ф.М.Достоевский

«Преступление и наказание»)
Скупой рыцарь (А.С.Пушкин «Маленькие трагедии»)
Дон Гуан (А.С.Пушкин «Маленькие трагедии»)
Катерина (Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»)


*


Слайд 33Ищем героев, идущих к цели против моральных норм/ поставивших ложные цели
Благосостояние
Германн

(А.С.Пушкин «Пиковая дама»)
Кирила Петрович Троекуров (А.С.Пушкин «Дубровский»)
Алексей Степанович Молчалин (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)*
Павел Иванович Чичиков (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)
Савел Прокофьевич Дикой (А.Н.Островский «Гроза»)
Господин из Сан-Франциско (И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»)
Самопознание, попытка восстановить справедливость
Родион Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)
Развитие науки
Профессор Преображенский (М.А.Булгаков «Собачье сердце»)
Катерина Измайлова (Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»)

*


Слайд 34Предательство как средство достижения цели
Андрий Бульба (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба») – желание

быть с любимой
Сын Матео Фальконе (П.Мериме «Матео Фальконе») - корысть
Алоизий Могарыч, Иуда (М.Булгаков «Мастер и Маргарита») – корысть
Золотоискатель Билл (Д.Лондон «Любовь к жизни») – выживание и корысть
Рыбак (В.Быков «Сотников») - выживание



*


Слайд 35Ищем героев-антогонистов
Князь Игорь/ князь Святослав
Андрий/ Тарас, Остап
Ларра/ Данко
( разное качество

целей - для себя/для страны, для общества, низменная/высокая)
Петр Гринев – Алексей Швабрин
Кутузов – Наполеон
(достижение цели этическими/неэтическими средствами)
Штольц –Обломов
Чичиков-Манилов
(целеустремленность/отсутствие целеустремленности)


*


Слайд 36Правда ли, что цель всегда оправдывает средства?
Исторический комментарий
Цель оправдывает средства - старинное

выражение, широкоизвестное на латинском языке - Finis sanctiflcat media (финис санктификат мэдиа).
Выражение является девизом ордена иезуитов и принадлежит Эскобаре-и-Мендозе (Antonio Escobar у Mendoza (1589—1669).
Французский математик и философ Блез Паскаль в «Письмах к провинциалу» вложил в уста иезуита слова: "Мы исправляем порочность средств чистотою цели".

*


Слайд 37Взгляд русских писателей
"Одни иезуиты утверждают, что всякое средство хорошо, лишь бы достигнуть

цели. Неправда! Неправда! С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм.« (Из письма И.С.Тургенева)
"И везде и всюду единственными стремлениями, которыми руководился молодой человек буржуазии, были деньги, жажда власти как средство для эксплуатации, для наживы. И в борьбе за это все средства были хороши. Подлость, предательство, а где и нож — всё пускалось в ход. Цель оправдывала средства." (Н.Островский«Мужество рождается в борьбе»)

*


Слайд 38Афоризмы
Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы

и достигнутых. (И. Гёте)

Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения. (А. Эйнштейн)






Слайд 39
Для «поперечников»
*


Слайд 40Когда благая цель оправдана неэтичными средствами?…
В.Г.Распутин «Уроки французского»
Учительница Лидия Михайловна
Её цель

– помочь мальчику, помощь он не принимает, поэтому она начинает с ним играть на деньги. Она поступила человечно, хотя от нравственных норм отошла.
Главный герой
Мальчик играет на деньги «в пристенок», чтобы купить молока и хлеба

*


Слайд 41Когда благая цель оправдана неэтичными средствами?…
М.Горький «На дне»
«Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой…» (П.-Ж. Беранже)
Что лучше – горькая правда или ложь во благо?
Истина или сострадание?

*


Слайд 42 Когда благая цель оправдана неэтичными средствами?…
А.И.Куприн «Куст

сирени»
Взаимопомощь и взаимовыручка

Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание»
Сонечка Мармеладова: выживание семьи – желтый билет

*


Слайд 43А.С.Пушкин «Герой» (1830)
Поэт
Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Завистливой,

к соблазну жадной, Он угождает праздно! — Нет! Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман… Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? Тиран…

*


Слайд 44«Свежие» произведения, с точки зрения эксперта
Пушкин А.С. «Пиковая дама», «Маленькие трагедии»
Распутин

В. «Живи и помни» ( ЧиО, ЦиС, РиО, ВиИ, СиТ)
А.Н.Островский «Гроза» ( ЧиО, ЦиС, РиО, ВиИ, СиТ)


*


Слайд 45В том числе малого объема
Андреев Л.Н. «Большой шлем» (ЧиО, ЦиС, РиО)
Чехов

А.П. «Скрипка Ротшильда» (ЧиО, ЦиС, РиО)
Лондон Дж. «Любовь к жизни», «Что значит для меня жизнь»
Солоухин В. «Мститель»

*


Слайд 46*
Кустова Ольга Борисовна,
учитель русского языка и литературы
ЧОУ «Лицей Исток», г.Иваново,
2017 год.


Слайд 47*
ИСТОЧНИКИ:


http://images.yandex.ru/yandsearch?text
http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

http://dslov.ru/pos/p456.htm



https://slovesnik.org/chto-chitat/k-sochineniyu/gotovimsya-k-itogovomu-sochineniyu-napravlenie-tseli-i-sredstva.html


Слайд 48А.П.Чехов «Бумажник» (1885)
Один из актеров, нашедших вместе много денег,

рассуждает об убийстве приятелей, чтобы завладеть всей суммой:"Возьму и положу в водку яду. Они умрут, но зато в Костроме будет театр, какого не знала еще Россия. Кто-то, кажется, Мак-Магон, сказал, что цель оправдывает средства, а Мак-Магон был великий человек."

*


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика