Слайд 1План сочинения
Задание 26 ЕГЭ
Слайд 2План
1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
2. Проблема,
поднятая в тексте.
3. Комментарий к проблеме.
4. Авторская позиция.
5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
Слайд 3Вступление к сочинению-эссе
1 абзац
Слайд 4Вступление (можно начать…)
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве,
если это имеет отношение к тексту:
(ФИО автора) — замечательный писатель (публицист, критик…), произведения/статьи которого часто посвящены … Вот и прочитанный мною текст заставил меня задуматься над…
Слайд 5Вступление (можно начать…)
2) с ряда однородных членов с обобщающим словом.
Верность,
дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…
Слайд 6Вступление (можно начать…)
3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к
теме или главной мысли текста.
Как в наше сложное время не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
Слайд 7Вступление (можно начать…)
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Я
не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять над проблемой…
Слайд 8Формулировка проблемы
(критерий К1)
1-2 абзац
Слайд 9Клише для формулировки проблемы
Автор поднимает проблему (чего?)…
Автор предлагает задуматься над проблемой
(чего?)…
В центре внимания автора проблема (чего?)…
Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме (чего?)...
Проблема + сущ.в. Р.П.
Слайд 10Клише для формулировки проблемы
(Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает
своим читателям задуматься над проблемой (чего?)...
Проблема + сущ.в. Р.П.
Слайд 11ПРОБЛЕМА
(какая?)
сложная,
важная,
серьёзная,
глубокая,
актуальная,
злободневная,
острая,
вечная
Может быть…
поставлена
изложена
рассмотрена
выдвинута
затронута
поднята
сформулирована
исследована
проанализирована
Слайд 12ЗАПОМНИ!
Проблема (чего?) ….
Вопрос (о чём?) о ….
Слайд 13Проблема (чего?)
воспитания,
образования,
патриотизма,
героизма,
благородства,
интеллигентности,
смысла жизни,
отцов
и детей,
влияния войны на жизнь человека,
формирования личности,
сохранения родного языка,
влияния красоты природы на человека и т.д.
Слайд 14Клише для формулировки проблемы
????.... Такова проблема, над которой предлагает задуматься автор.
Размышляя
над вопросами о …, автор предлагает задуматься над проблемой (чего?)…
Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
Вопросы-ответы
Слайд 15Клише для формулировки проблемы
«????» - над этим вопросом предлагает задуматься автор.
Размышляя
над вопросами о …, автор предлагает задуматься над проблемой (чего?)…
цитата
Слайд 16Комментирование проблемы (критерий К2)
2-3 абзац
Слайд 17Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
в публицистическом тексте
Проблема (чего?) раскрывается автором
на примере…
Проблема (чего?) – одна из наиболее актуальных проблем современного мира (нашего времени).
Большинство из нас в жизни не раз сталкивалось с проблемой (чего?)
Обращаясь к проблеме (чего?) автор отмечает, что…
Слайд 18Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
в художественном тексте
Проблему (чего?) автор раскрывает
на примере героев…
Слова (поступки) героя показывают нам, что…
Автор сочувствует герою/ одобряет/ возмущен поступком (словами) героя…
Поступок героя свидетельствует о том, что…
Симпатии автора на стороне…
Слайд 19Типичные ошибки при комментировании
Слайд 20Вспомогательные глаголы
Описывает
Подчеркивает
Утверждает
Отмечает важность
Убеждает читателя
Возмущен/огорчен
Анализирует
Подтверждает свое мнение обращением к словам…
Опирается на
мнение…
Для доказательства своего мнения приводит пример…
Автор
Слайд 21Способы цитирования
(в части комментирования!)
КАК КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
По мысли автора, «________».
Автор
уверен в том, что «________».
КАК ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Автор убеждён: «________»
«_______», - открыто заявляет автор.
Слайд 22Позиция автора
(критерий К3)
3-4 абзац
Слайд 23Позиция автора
Одобрение
Восхищается
Любуется
Радуется тому, что…
Удивляется
С трепетом говорит о …
С интересом наблюдает
за…
Порицание
Возмущен тем, что…
С горечью говорит о …
У автора вызывает негодование (возмущение) то, что…
Автора тревожит, что…
Слайд 24Нейтральная позиция
С одной стороны, автор убежден, что …. Другой, он замечает,
что…
Автор делится своими наблюдениями …
Автор придерживается однозначной позиции:
Автор приходит к выводу, что…
Слайд 25Выражение авторской позиции
Автору важно убедить читателя в том, что...
Бесспорно мнение
автора о том, что...
Цель автора - заставить читателя обратить внимание на ...
Задача автора - убедить читателей в том, что...
Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: ...
Автор подводит читателя к мысли о том, что...
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: ...
Позиция автора очевидна: ...
Слайд 26Авторское мнение с цитатой
"..." - в этих словах, по-моему, отражена идея
текста.
"..." - в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста.
"..." - это высказывание точно отражает позицию автора. ... - вот основная идея (мысль) текста.
"..." - именно эта мысль отражает авторскую позицию. ... - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
Слайд 27Собственное мнение + аргументы
(критерий К4)
4-5 абзац
Слайд 28Обязательно оценочные слова!
с удовольствием прочитал...
нельзя остаться равнодушным...
к сожалению,
...
к немалому удивлению, узнал, что...
разделяя негодование/восхищение автора, хочу сказать, что...
оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что...
интересно то, как автор ...
Слайд 29Речевые клише к актуальной проблеме
Я не раз задумывался о том
и поэтому тема текста близка и понятна мне.
• Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …
Слайд 31Речевые образцы для окончания сочинения
1) Прочитанный текст … помог мне утвердиться
во мнении, что …. Хочется верить, что …
2) Прочитав статью, я понял, …. Так давайте …..
3) Статья …побудила меня задуматься о том, что … и я надеюсь, что …