Слайд 1План сочинения 
Задание 26 ЕГЭ
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2План
1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста). 
2. Проблема,
                                                            
                                    поднятая в тексте. 
3. Комментарий к проблеме. 
4. Авторская позиция. 
5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка). 
6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт). 
7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Вступление к сочинению-эссе
1 абзац
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Вступление (можно начать…)
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве,
                                                            
                                    если это имеет отношение к тексту:
(ФИО автора) — замечательный писатель (публицист, критик…), произведения/статьи которого часто посвящены … Вот и прочитанный мною текст заставил меня задуматься над… 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Вступление (можно начать…)
2) с ряда однородных членов с обобщающим словом. 
Верность,
                                                            
                                    дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Вступление (можно начать…)
3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к
                                                            
                                    теме или главной мысли текста. 
Как в наше сложное время не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Вступление (можно начать…)
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме. 
Я
                                                            
                                    не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять над проблемой…
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Формулировка проблемы
(критерий К1)
1-2 абзац
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Клише для формулировки проблемы
Автор поднимает проблему (чего?)…
Автор предлагает задуматься над проблемой
                                                            
                                    (чего?)…
В центре внимания автора проблема (чего?)…
Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме (чего?)...
Проблема + сущ.в. Р.П.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Клише для формулировки проблемы
(Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает
                                                            
                                    своим читателям задуматься над проблемой (чего?)...
Проблема + сущ.в. Р.П.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11ПРОБЛЕМА
(какая?) 
сложная, 
важная, 
серьёзная, 
глубокая, 
актуальная, 
злободневная, 
острая,
вечная
Может быть…
поставлена 
изложена 
рассмотрена
                                                            
                                    
выдвинута 
затронута 
поднята 
сформулирована 
исследована 
проанализирована
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12ЗАПОМНИ!
Проблема (чего?) …. 
Вопрос (о чём?) о ….
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Проблема (чего?) 
воспитания, 
образования, 
патриотизма, 
героизма, 
благородства, 
интеллигентности, 
смысла жизни, 
отцов
                                                            
                                    и детей, 
влияния войны на жизнь человека,
 формирования личности, 
сохранения родного языка, 
влияния красоты природы на человека и т.д.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Клише для формулировки проблемы
????.... Такова проблема, над которой предлагает задуматься автор.
Размышляя
                                                            
                                    над вопросами о …, автор предлагает задуматься над проблемой (чего?)…
Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
Вопросы-ответы
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Клише для формулировки проблемы
«????» - над этим вопросом предлагает задуматься автор.
Размышляя
                                                            
                                    над вопросами о …, автор предлагает задуматься над проблемой (чего?)…
цитата
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Комментирование проблемы (критерий К2)
2-3 абзац
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
в публицистическом тексте
Проблема (чего?) раскрывается автором
                                                            
                                    на примере…
Проблема (чего?) – одна из наиболее актуальных проблем современного мира (нашего времени).
Большинство из нас в жизни не раз сталкивалось с проблемой (чего?)
Обращаясь к проблеме (чего?) автор отмечает, что… 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
в художественном тексте
Проблему (чего?) автор раскрывает
                                                            
                                    на примере героев…
Слова (поступки) героя показывают нам, что…
Автор сочувствует герою/ одобряет/ возмущен поступком (словами) героя…
Поступок героя свидетельствует о том, что…
Симпатии автора на стороне…
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Типичные ошибки при комментировании
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Вспомогательные глаголы 
Описывает
Подчеркивает
Утверждает
Отмечает важность
Убеждает читателя
Возмущен/огорчен
Анализирует
Подтверждает свое мнение обращением к словам…
Опирается на
                                                            
                                    мнение…
Для доказательства своего мнения приводит пример…
Автор
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Способы цитирования 
(в части комментирования!)
КАК КОСВЕННАЯ РЕЧЬ 
По мысли автора, «________».
Автор
                                                            
                                    уверен в том, что «________».
КАК ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Автор убеждён: «________»
«_______», - открыто заявляет автор.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Позиция автора
(критерий К3)
3-4 абзац
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Позиция автора
Одобрение 
Восхищается
Любуется
Радуется тому, что…
Удивляется
С трепетом говорит о …
С интересом наблюдает
                                                            
                                    за…
Порицание
Возмущен тем, что…
С горечью говорит о …
У автора вызывает негодование (возмущение) то, что…
Автора тревожит, что…
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Нейтральная позиция
С одной стороны, автор убежден, что …. Другой, он замечает,
                                                            
                                    что…
Автор делится своими наблюдениями …
Автор придерживается однозначной позиции: 
Автор приходит к выводу, что…
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Выражение авторской позиции
Автору важно убедить читателя в том, что... 
Бесспорно мнение
                                                            
                                    автора о том, что... 
Цель автора - заставить читателя обратить внимание на ... 
Задача автора - убедить читателей в том, что... 
Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: ... 
Автор подводит читателя к мысли о том, что... 
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... 
Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: ... 
Позиция автора очевидна: ...
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Авторское мнение с цитатой
"..." - в этих словах, по-моему, отражена идея
                                                            
                                    текста. 
"..." - в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста. 
"..." - это высказывание точно отражает позицию автора. ... - вот основная идея (мысль) текста. 
"..." - именно эта мысль отражает авторскую позицию. ... - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Собственное мнение + аргументы 
(критерий К4)
4-5 абзац
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Обязательно оценочные слова!
с удовольствием прочитал... 
нельзя остаться равнодушным... 
к сожалению, 
...
                                                            
                                    к немалому удивлению, узнал, что... 
разделяя негодование/восхищение автора, хочу сказать, что... 
оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что... 
интересно то, как автор ... 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Речевые клише к актуальной проблеме
 Я не раз задумывался о том
                                                            
                                    и поэтому тема текста близка и понятна мне. 
• Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о … 
• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации). 
• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 31Речевые образцы для окончания сочинения
1) Прочитанный текст … помог мне утвердиться
                                                            
                                    во мнении, что …. Хочется верить, что …
2) Прочитав статью, я понял, …. Так давайте ….. 
3) Статья …побудила меня задуматься о том, что … и я надеюсь, что …