УСТНАЯ
НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
КОММУНИКАЦИЯ
Основные текстовые и речевые характеристики публичного выступления
Лекция 6
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Требования к качественному письменному и устному речевому продукту
2. Взаимосвязь коммуникативно-речевой компетенции с ораторским искусством/ мастерством
3. Основные понятия современной риторики
4. Уровни владения речевой деятельностью
5. Разделы риторики
6. Риторические законы и принципы
Слайд 3
Требования к качественному речевому
продукту (любого жанра, стиля, формы, вида)
Конечная цель – убедить, доказать состоятельность мысли.
Языковое воплощение мысли и достижение цели с учетом формы общения (устной/письменной)
Структурно-композиционное и содержательное решение в соответствии с коммуникативными задачами и условиями общения
Соблюдение правил вербального и невербального оформления/сопровождения текста (условный язык и/или паралингвистические/экстралингвистические составляющие)
Учет особенностей адресата и факторов влияния
1.1. Письменная (научная) форма общения
Автор антиципирует восприятие/понимание адресата, выясняя:
что адресат знает о теме/предмете общения/рассуждения,
как адресат относится к вопросу обсуждения (научная позиция).
Автор демонстрирует приобретенное знание, продвигаясь к цели на основе своего понимания того:
о чем пишет,
что и в какой мере адресат знает о теме/предмете общения/рассуждения,
как адресат относится к рассматриваемой проблеме.
Автор опирается прежде всего на:
логическое движение мысли и четкость структуры текста,
пошаговую доказательность и демонстрацию объективности.
Отсюда:
языковая реализация – в развернутой монологической форме,
межиндивидуальная основа содержания – пересекающиеся элементы в точке зрения автора и потенциального адресата.
1.2. Устная (научная) форма общения
Условия и требования продуцирования письменной речи в целом актуальны для речи устной. Вместе с тем в ней на первый план выходят:
одновременность процесса создания речевого продукта и его реализации;
диалог как форма организации убеждающей речи и эффективности взаимодействия;
невербальные составляющие:
фактор адресата как ведущий критерий в определении и реализации цели;
паралингвистические и экстралингвистические факторы как показатель взаимопонимания;
персонификация в создании межиндивидуальной основы содержания как ориентация на реального (конкретного) адресата.
Слайд 6
1.3. Влияние пара- и
экстралингвистических факторов на устное общение и построение речи
Вербальные и невербальные проявления адресата как реакция на речевое поведение автора, в связи с чем фиксация и оценка в процессе общения автором того :
как адресат относится к сообщаемой информации, в какой мере ее понимает, каковы мотивы и степень его заинтересованности;
каковы личностные и нравственные качества (духовный опыт, интеллектуальный уровень, система ценностей) адресата;
как адресат относится к самому автору и насколько это отношение соответствует самооценке автора.
Корректировка автором целей и речевого поведения в зависимости от поведения и отношения адресата (аудитории/партнера/собеседника).
пара- и экстралингвистических факторов на устное общение и построение речи
Создание межиндивидуальной основы содержания посредством персонификации и выявления оптимальных путей реализации поставленной цели, в связи с чем определение и изменение автором речеповеденческой тактики по следующей схеме:
итоговая цель (намерение) – ожидание адекватного понимания: промежуточные, пошаговые микроцели – частичные речевые действия – промежуточные, отдельные шаги – нахождение пересекающихся элементов, общих позиций в точке зрения автора и актуального адресата – адекватное ответное речевое действие – достижение взаимопонимания – реализация намеченной цели – эффективность общения.
Аналогичные процедуры фиксации и оценки адресатом поведения партнера как обратная связь при взаимодействии
Взаимосвязь коммуникативно-речевой компетенции с ораторским искусством/мастерством
Коммуникативно-речевая компетенция в публичной (научно-профессиональной) речи – это владение ораторским мастерством, предполагающим:
знание законов организации устного (публичного) общения;
умение грамотно, логично и убедительно выстраивать свою речь, лучше и легче думать;
умение свободно держаться на публике, уверенно владеть голосом и жестом, устанавливать контакт в различных ситуациях общения;
умение безошибочно реагировать на поведение аудитории, понимать ее потребности, отвечать на вопросы, вести дискуссию, полемику;
навык слушать и слышать, выполнять конкретные разновидности речевых действий и многое другое.
Аналогичные процедуры фиксации и оценки адресатом поведения партнера как обратная связь при взаимодействии
Слайд 9
Риторический идеал – система
наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее национальных ценностей – эстетических и этических (нравственных).
3. Основные понятия современной риторики
Софистика (греч. софист – мудрец) – наука об искусстве спора, публичной речи. Основатель Горгий (5 век до н.э.).
Риторический идеал софистов:
Монолог – адресат пассивный объект, а не активный субъект
Манипуляция – важна не истина, а победа
Борьба – победа одного есть поражение другого
Постулаты:
Внешняя форма важнее внутреннего смысла
Мнение превыше истины
Удовольствие важнее добродетели
Развитие софистических идей – в современной американской риторике (Д.Карнеги)
Слайд 10
3. Основные понятия современной риторики
Ораторское искусство (от лат. оратор –
человек, обладающий даром речи, владеющий мастерством воздействия на слушателей в нужном направлении) – умение убеждать словом. Выдающийся оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).
Риторика (от греч. ритор – человек, обладающий даром речи, владеющий мастерством воздействия на слушателей в нужном направлении) – наука об искусстве убеждать словом (ораторском искусстве), теория и мастерство публичной речи. Основатель величайший философ античности Сократ (470-399 гг. до н.э.) .
Риторический идеал античности:
Диалог (каждый частник – активный субъект, цель общения – побуждение к мысли)
Смысл (поиск истины, которая заключена в предмете общения)
Гармония (объединение усилий для достижения согласия по поводу смысла, цели и результатов общения)
Слайд 11
3. Основные понятия современной риторики
Красноречие (рус. происх.) – умение
говорить красиво и увлекательно.
Автор первой российской риторики «Краткое руководство к красноречию» (1798 г.) – М.В.Ломоносов, по определению Н.М.Карамзина , – «отец российского красноречия».
«Поэтом рождаются, оратором становятся». (Цицерон)
Неориторика – теория и мастерство (искусство) эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.
Предмет неориторики – совершенствование речевого поведения в различных ситуациях общения.
Отечественный риторический идеал – триединая гармония ума, красоты и добра.
«Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет». (Л.Н. Толстой)
Слайд 12
4. Уровни владения речевой деятельностью
1 уровень – репродуктивный: простая передача
информации без учета специфики аудитории, индивидуальных особенностей слушателей (внимание оратора занято содержанием и красотой словесного оформления речи; процесс понимания не управляется) – соотносится с красноречием.
2 уровень – адаптационный: незатруднительное использование языковых средств с учетом цели и особенностей аудитории (оратор управляет вниманием слушателей и влияет на процесс усвоения материала) – соотносится с культурой речи.
3 уровень – творческий: не только управление вниманием слушателей, но и активизация у них творческого мышления (оратор в процессе общения побуждает слушателей делать собственные частные и промежуточные выводы) – соотносится с риторикой (ораторским искусством).
Хорошая современная речь – это речь «возбуждающая в слушателе его собственное внутреннее слово». (В.Ф.Одоевский)
Слайд 13
5. Разделы риторики
Инвенция (изобретение) – раздел риторики, раскрывающий секреты организации
мыслей, дающий рекомендации по подбору материала и систематизации содержания речи, определению путей доказательства своего взгляда и опровержения противного.
Диспозиция (расположение) – раздел риторики, обучающий композиционному построению последовательности размещения отобранного материала.
Элокуция (украшение) – раздел риторики, посвященный тропам и фигурам – языковым средствам выразительности, освоение которых помогает сделать речь яркой, красивой, воздействующей.
Меморио (запоминание) и Акцио (произнесение) – разделы риторики, описывающие систему подготовки к выступлению: требования к устной речи и речевому поведению оратора, способы отработки, запоминания и преподнесения текста.
Таким образом, риторика дает конкретные рекомендации по организации речевого поведения – от зарождения мысли до ее речевой реализации – независимо от профессиональной сферы.
Слайд 14
6. Риторические законы и принципы
1 ЗАКОН – Закон гармонизирующего диалога:
Фактор
адресата (учет особенностей слушателя, его психологии и восприятия и т.д.)
Гармония речевого события (диалогическое взаимодействие участников речевой ситуации)
Принципы:
внимание к адресату (деликатность в выборе тем и обсуждении вопросов, ориентация на реакцию слушателя и ее предугадывание);
близость (соответствие содержания речи интересам и знаниям адресата: опора на акты, примеры, доказательства из области, хорошо знакомой и понятной слушателю);
конкретность (точность примеров и отобранных слов, помогающая адресату «увидеть» внутренним взором предъявляемую речь, а следовательно, лучше понять ее).
« Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика.» (Сократ)
Слайд 15
6. Риторические законы и принципы
2 ЗАКОН – Закон ориентации слушателя
в пространстве речи:
слушатель должен вместе с говорящим продвигаться к цели, предугадывать и понимать ход мыслей.
Средства реализации:
общая структура речи – неуклонное продвижение говорящим к цели (а не топтание на месте), включение в речь переходов как ее структурных компонентов;
языковые средства – риторические фигуры диалогизации;
произнесение речи – голосоведение, темп, отсутствие лишних пауз и др.;
пантомимика – мимика, жесты, движения, поза.
Слайд 16
6. Риторические законы и принципы
3 ЗАКОН – Закон эмоциональности речи:
говорящий должен не только рассудком творить свою речь, но и эмоционально, личностно передавать то, о чем сообщает.
Средства реализации:
языковая выразительность (тропы и фигуры), обеспечивающая образность речи;
интонационная выразительность (паузы, логическое ударение, игра голоса, темп, тон, подтекст и др.), передающая все оттенки чувств и делающая речь убедительной;
пантомимика (движения, жесты, мимика, взгляд и др.), усиливающая эмоциональное впечатление.
Только внутренне пережитое, прочувствованное можно сообщить убедительно, не оставив слушателя равнодушным.
(риторический постулат)
Слайд 17
6. Риторические законы и принципы
4 ЗАКОН – Закон удовольствия:
речь говорящего должна делать общение приятным,
должна быть легкой для восприятия – ясной, нескучной,
непутаной, с четко очерченным началом и концом.
Условия и средства реализации:
соблюдение 1,2,3 законов риторики;
грамотная композиционно-содержаельная организация речи (чередование «трудных» и «легких» мест, яркие цитаты-высказывания, занимательные факты, интересные примеры, игровая установка, и др.).
Данные универсальные законы общей риторики (топы):
дополняют друг друга и опираются на общий принцип –принцип коммуникативного сотрудничества общающихся.
распространяются на все частные риторики, в том числе на научно-профессиональное публичное /межличностное общение.